Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 11:57, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Исходя из поставленной цели, перед работой стоят следующие задачи:
1. Раскрыть сущность государственного регулирования экономики;
2. Рассмотреть цели и инструменты государственного регулирования экономики;
Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1………………………………………………………………………….. 5
1. Сущность государственного регулирования экономики…………………….5
1.1. Необходимость государственного регулирования экономики……….5
1.2.Объекты и субъекты государственного регулирования экономики…………………………………………………………………………9
1.3. Цели и задачи государственного регулирования экономики……….13
ГЛАВА 2..………………………………………………………………………...17
2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики.17
2.1. Методы и инструменты государственного регулирования экономики………………………………………………………………………..17
2.2. Формы государственного регулирования экономики……………….32
ГЛАВА 3…………………………………………………………………………35
3. Особенности государственного регулирования в России………………….35
Заключение……………………………………………………………………....40
Библиографический список…………………………………………………….
Данная операция ЦБ представляет собой механизм воздействия на объем денежной массы в обращении. Характеризуя этот метод, следует сказать, что по сравнению с другими вариантами регулирования, он считается «грубым». В нем меньше выражена рыночная ориентация (например, в сравнении с операциями на открытом рынке).
В России в настоящее время используются в основном две операции:
Итак, объективная реальность такова, что экономическая политика должна решать одновременно несколько задач, являющихся не только взаимно соответствующими, но и состоящих в противоречии друг с другом. Именно поэтому государство вынуждено использовать инструменты (финансовые, денежно-кредитные), которые также не всегда легко сочетаемы, а порой противоречивы. В этом и проявляется закономерность усложняющегося характера государственного регулирования.
В экономической политике России отрабатывается практика использования обоих инструментов. Начало реформы неизбежно усилило роль денежно-кредитных мер, т.е. монетарной политики. Причина: без проведения такой ориентации не могла начаться сама реформа. В то же время, повышение значимости денежно-кредитных мер не привело к тому, что финансовый механизм сократил масштабы своего функционирования. Отечественная экономика (особенно такие сферы, как ВПК, аграрный и социальный секторы) получает стимулы для развития в значительной мере за счет бюджетного финансирования.
Также инструментом государственного регулирования экономики может являться так называемый государственный сектор. Государственный сектор – комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам.
По мере становления
системы ГРЭ государство
В таких странах как Франция, Италия, Австрия, Великобритания государственный сектор возник в результате национализации ряда предприятий и отраслей. В Германии, США, Японии, Швеции государство или строило или приобретало разорившиеся хозяйственные объекты.
Состав государственного сектора:
Как правило, рентабельность государственных фирм ниже частных, то есть прибыль не является первостепенной задачей их деятельности, убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор является поставщиком дешевых услуг (транспортных, почтово-телеграфных, электроэнергии, сырья) снижая тем самым издержки в частном секторе.
Принципы деятельности государственного сектора отличаются от принципов частных фирм, что позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных задач.
Как средство ГРЭ государственный сектор используется:
По данным Госкомстата Коми, в Республике Коми на начало 2003 г. функционировало 758 предприятий госсектора, что составляло 4% от общего числа зарегистрированных предприятий республики. По сравнению с предыдущим годом число предприятий госсектора увеличилось на 2,7%; в тоже время их доля в структуре экономики республики снизилась на 2%.
В числе предприятий госсектора наибольший удельный вес занимали государственные учреждения (77%). На государственные унитарные предприятия приходился 21%, на хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) принадлежит государству - лишь 2%.
Основная масса организаций госсектора была сосредоточена в управлении - 25,7%, здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении - 12,1%, образовании - 11,7%. Меньше всего предприятий госсектора насчитывалось в жилищно-коммунальном хозяйстве (0,1%), информационно-вычислительном обслуживании (0,4%), непроизводственных видах бытового обслуживания населения (0,3%).
Наибольшее число предприятий госсектора находилось в Сыктывкаре: 308 предприятий, или 40,6% от всех предприятий и организаций госсектора. На Ухту приходилось 6,2% всех предприятий госсектора, Воркуту - 6,3%.
Таким образом, государственны
2.2. Формы государственного регулирования экономики
Среди форм ГРЭ принято выделять следующие:
В этом же направлении действуют таможенные сборы и пошлины. Изменяя в какую-либо сторону налоговое бремя, государство может ускорить или замедлить экономическое развитие страны. Но взимание налогов - один из основных источников формирования доходной части бюджета, поэтому существует минимальная планка установления налогов.
Таблица 1. Статья расходов государственного бюджета 2007 года.
№ п/п |
Статьи расходов государственного бюджета 2007г. |
Сумма, млн. руб. |
% от "всего" |
|
1 |
Межбюджетные трансферты |
1844346,5 |
33,76 |
|
2 |
Национальная оборона |
822035,9 |
15,05 |
|
3 |
Общегосударственные вопросы |
808196,5 |
14,79 |
|
4 |
Национальная
безопасность и |
662867,2 |
12,13 |
|
5 |
Национальная экономика |
497229,5 |
9,1 |
|
6 |
Образование |
277939,3 |
5,09 |
|
7 |
Социальная политика |
215565,8 |
3,95 |
|
8 |
Здравоохраанение и спорт |
206373,5 |
3,78 |
|
9 |
Культура,кинематография
и |
67804,7 |
1,24 |
|
10 |
Жилищно - коммунальное хозяйство |
53024,5 |
0,97 |
|
11 |
Охрана окружающей среды |
8096,5 |
0,15 |
|
Всего |
5463479,9 |
100 |
ГЛАВА 3. Государственное регулирование в России
Вопрос о возможности и формах государственного влияния на экономические процессы всегда был одним из самых сложных и дискуссионных в экономической науке и практике. За последнее время диапазон оценок и подходов в этой области расширился, и под влиянием концепций глобализации мирового хозяйства нередко высказывается мнение о том, что государственные функции в экономике должны неизбежно сужаться. Данная позиция фактически навязывалась западными экспертами странам постсоциалистической зоны на старте рыночных реформ.
Именно этот подход представлялся самым рациональным и «единственно правильным» и российским инициаторам рыночных трансформаций в начале 1990-х гг. В его основе лежала аксиома о якобы «несовместимости» рыночной модернизации с государственным управлением экономикой. В России это обернулось стремительным уходом государства из экономики.
Замещают ли институты рынка функции государства в экономике? Объективный анализ мировой практики показывает, что так называемый процесс «разгосударствления» экономики ни в одной из высокоразвитых стран мира не привел к «уходу» государства из экономики. Более того, фактические материалы о масштабах участия различных государств в регулировании экономических процессов своих стран показали, что в среднем именно высокоразвитые страны, т. е. страны с давней ориентацией на рыночные механизмы характеризуются наиболее высокими масштабами расходов на государственное управление. Об устойчивости масштабов использования государственных ресурсов на социально-управленческие цели в различных странах свидетельствует таблица 2. Из нее видно, что в России уровень государственных расходов существенно ниже, чем в любой из развитых стран.
Таблица 2
Расходы консолидированного бюджета относительно объема ВВП по ряду стран мира2
(в %)
Страна |
2000 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
Россия Казахстан Чехия Аргентина Великобритания . |
26,8 |
31,6 |
29,9 |
27,5 |
23,2 |
22,1 |
23,0 |
22,6 | |
38,3 |
41,9 |
41,6 |
40,0 | |
- |
29,3 |
28,7 |
27,1 | |
39,2 |
41,1 |
42,5 |
42,9 | |
Германия Дания Финляндия Франция США Канада Австралия ЮАР Япония |
47,4 |
48,0 |
48,5 |
47,3 |
54,3 |
55,9 |
56,0 |
56,1 | |
49,5 |
49,3 |
50,5 |
50,5 | |
50,6 |
52,5 |
53,1 |
52,9 | |
- |
34,6 |
35,2 |
34,9 | |
- |
38,9 |
38,4 |
37,5 | |
34,4 |
35,7 |
35.0 |
35,1 | |
32,1 |
32,0 |
32,4 |
33,5 | |
- |
35,5 |
35,0 |
- |