Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Исходя из поставленной цели, перед работой стоят следующие задачи:
1. Раскрыть сущность государственного регулирования экономики;
2. Рассмотреть цели и инструменты государственного регулирования экономики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1………………………………………………………………………….. 5
1. Сущность государственного регулирования экономики…………………….5
1.1. Необходимость государственного регулирования экономики……….5
1.2.Объекты и субъекты государственного регулирования экономики…………………………………………………………………………9
1.3. Цели и задачи государственного регулирования экономики……….13
ГЛАВА 2..………………………………………………………………………...17
2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики.17
2.1. Методы и инструменты государственного регулирования экономики………………………………………………………………………..17
2.2. Формы государственного регулирования экономики……………….32
ГЛАВА 3…………………………………………………………………………35
3. Особенности государственного регулирования в России………………….35
Заключение……………………………………………………………………....40
Библиографический список…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Данная операция ЦБ представляет собой механизм воздействия на объем  денежной массы в обращении. Характеризуя этот метод, следует сказать, что по сравнению с другими вариантами регулирования, он считается «грубым». В нем меньше выражена рыночная ориентация (например, в сравнении с операциями на открытом рынке).

В России в настоящее  время используются в основном две  операции:

  • политика рефинансирования,
  • политика обязательных минимальных резервов.

Итак, объективная реальность такова, что экономическая политика должна решать одновременно несколько задач, являющихся не только взаимно соответствующими, но и состоящих в противоречии друг с другом. Именно поэтому государство вынуждено использовать инструменты (финансовые, денежно-кредитные), которые также не всегда легко сочетаемы, а порой противоречивы. В этом и проявляется закономерность усложняющегося характера государственного регулирования.

В экономической политике России отрабатывается практика использования  обоих инструментов. Начало реформы  неизбежно усилило роль денежно-кредитных мер, т.е. монетарной политики. Причина: без проведения такой ориентации не могла начаться сама реформа. В то же время, повышение значимости денежно-кредитных мер не привело к тому, что финансовый механизм сократил масштабы своего функционирования. Отечественная экономика (особенно такие сферы, как ВПК, аграрный и социальный секторы) получает стимулы для развития в значительной мере за счет бюджетного финансирования.

Также инструментом государственного регулирования экономики может являться так называемый государственный сектор. Государственный сектор – комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам.

По мере становления  системы ГРЭ государство строило  или выкупало у собственников объекты в тех отраслях, которые были необходимы для экономики страны, но не очень выгодны с точки зрения частного капитала.

В таких странах  как  Франция, Италия, Австрия, Великобритания государственный сектор возник в  результате национализации ряда предприятий и отраслей. В Германии, США, Японии, Швеции государство или строило или приобретало разорившиеся хозяйственные объекты.

Состав государственного сектора:

  • объекты инфраструктуры;
  • государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная;
  • пакеты смешанных акций частно-государственных компаний.

Как правило, рентабельность государственных фирм ниже частных, то есть прибыль не является первостепенной задачей их деятельности, убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор является поставщиком дешевых услуг (транспортных, почтово-телеграфных, электроэнергии, сырья) снижая тем самым издержки в частном секторе.

Принципы деятельности государственного сектора отличаются от принципов частных фирм, что позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных задач.

Как средство ГРЭ государственный  сектор используется:

  1. в целях выравнивания экономического цикла и поддержание занятости, то есть в условиях кризиса или условиях ухудшения конъюнктуры, когда частные инвестиции сокращаются, государственные объекты не сокращают производство. В этот момент государство активизирует строительные работы, которые играют роль мультипликатора экономики и обеспечивают повышение занятости;
  2. в государственной структурной политике, создавая новые объекты, расширяя, выкупая у частных собственников и реконструируя старые объекты;
  3. государственный сектор в лице Центробанка выполняет следующие задачи:
  • аккумулирует денежные средства и направляет их в сферы, от развития которых зависит экономическая конъюнктура и структура  национальной экономики;
  • определяет процентные ставки на ссудные капитал, воздействует на темпы роста экономики. Осуществляет операции на рынке ценных бумаг, обеспечивая поступление  средств в бюджет;
  1. играет огромную роль в НИОКР, подготовке кадров и  университетской науке;
  1. государственные фирмы занимаются внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, то есть внедряют национальный капитал в какую-либо страну;
  2. через политику смешанных компаний, в которой государству принадлежит контрольный пакет, государственные органы регулируют поток инвестиций, направляя средства в основном на производство отечественной продукции.

   По данным Госкомстата Коми, в Республике Коми на начало 2003 г. функционировало 758 предприятий госсектора, что составляло 4% от общего числа зарегистрированных предприятий республики. По сравнению с предыдущим годом число предприятий госсектора увеличилось на 2,7%; в тоже время их доля в структуре экономики республики снизилась на 2%.

В числе предприятий  госсектора наибольший удельный вес  занимали государственные учреждения (77%). На государственные унитарные  предприятия приходился 21%, на хозяйственные  общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) принадлежит государству - лишь 2%.

Основная масса организаций  госсектора была сосредоточена в  управлении - 25,7%, здравоохранении, физкультуре  и социальном обеспечении - 12,1%, образовании - 11,7%. Меньше всего предприятий госсектора насчитывалось в жилищно-коммунальном хозяйстве (0,1%), информационно-вычислительном обслуживании (0,4%), непроизводственных видах бытового обслуживания населения (0,3%).

Наибольшее число предприятий  госсектора находилось  в Сыктывкаре: 308 предприятий, или 40,6% от всех предприятий и организаций госсектора. На Ухту приходилось 6,2% всех предприятий госсектора, Воркуту - 6,3%.

 Таким образом, государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где мотивация для частного капитала оказывается не достаточной и в результате государственный сектор служит повышению эффективности национальной экономики в целом. Размеры и структура государственного сектора не остаются  неизмененными.

 

2.2. Формы государственного регулирования экономики

  Среди форм ГРЭ  принято выделять следующие: 

  1. Непосредственное государственное управление рядом отраслей и объектов, имеющих жизненно важное значение для экономики и общества и нуждающихся в государственной поддержке. Это: военные, оборонные, энергетические объекты, заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, организации, контролирующие окружающую среду, охраняющие государственную безопасность и другие организации, обеспечивающие общегосударственные функции. Чаще всего эти организации находятся в государственной или муниципальной собственности.
  2. Налоговое регулирование. Осуществляется путем установления объектов народного хозяйства, назначением и дифференциацией налоговых ставок, введением налоговых льгот, освобождением от налога.

В этом же направлении  действуют таможенные сборы и  пошлины. Изменяя в какую-либо сторону  налоговое бремя, государство может  ускорить или замедлить экономическое  развитие страны. Но взимание налогов - один из основных источников формирования доходной части бюджета, поэтому существует минимальная планка установления налогов.

  1. Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии на денежное обращение. Государство через Центробанк может регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента, изменять депозитный процент, предоставлять займы, выпускать облигации и ценные бумаги. В рамках этой формы государство осуществляет действие по поддержке стабильности валюты и по борьбе с инфляцией.
  2. Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим - меньшие. Это можно увидеть по таблице 1.

Таблица 1.  Статья расходов государственного бюджета 2007 года.

п/п

Статьи расходов государственного бюджета 2007г.

Сумма, млн. руб.

% от "всего"

 

1

Межбюджетные  трансферты

1844346,5

33,76

 

2

Национальная  оборона

822035,9

15,05

 

3

Общегосударственные вопросы

808196,5

14,79

 

4

Национальная  безопасность и  
правоохранительная деятельность

662867,2

12,13

 

5

Национальная  экономика

497229,5

9,1

 

6

Образование

277939,3

5,09

 

7

Социальная  политика

215565,8

3,95

 

8

Здравоохраанение  и спорт

206373,5

3,78

 

9

Культура,кинематография и 
средства массовой информации

67804,7

1,24

 

10

Жилищно - коммунальное хозяйство

53024,5

0,97

 

11

Охрана  окружающей среды

8096,5

0,15

 
 

Всего

5463479,9

100

 

 

  1. Регулирование посредством формирования государственных программ, государственных заказов. Государственные органы расходуют часть бюджетных средств на реализацию или осуществление различного вида программ (социальных, научных) и заказывая фирмам, предприятиям производство необходимых государству видов продукции.
  2. Ценовое регулирование заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями.
  3. Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда. Обычно осуществляется в форме государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство должно обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице. Государство устанавливает и тарифы по оплате труда.
  4. Социальное регулирование включает в себя социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское страхование, помощь инвалидам, детям и другим нуждающимся в поддержке слоям населения.
  5. Государственное регулирование охраны  и восстановление окружающей среды предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, предписаний осуществления обязательных природоохранных мероприятий и установления норм выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды.

 

 

ГЛАВА 3. Государственное регулирование в России

Вопрос о возможности и формах государственного влияния на экономические процессы всегда был одним из самых сложных и дискуссионных в экономической науке и практике. За последнее время диапазон оценок и подходов в этой области расширился, и под влиянием концепций глобализации мирового хозяйства нередко высказывается мнение о том, что государственные функции в экономике должны неизбежно сужаться. Данная позиция фактически навязывалась западными экспертами странам постсоциалистической зоны на старте рыночных реформ.

Именно этот подход представлялся самым рациональным и «единственно правильным» и российским инициаторам рыночных трансформаций в начале 1990-х гг. В его основе лежала аксиома о якобы «несовместимости» рыночной модернизации с государственным управлением экономикой. В России это обернулось стремительным уходом государства из экономики.

Замещают ли институты рынка функции государства в экономике? Объективный анализ мировой практики показывает, что так называемый процесс «разгосударствления» экономики ни в одной из высокоразвитых стран мира не привел к «уходу» государства из экономики. Более того, фактические материалы о масштабах участия различных государств в регулировании экономических процессов своих стран показали, что в среднем именно высокоразвитые страны, т. е. страны с давней ориентацией на рыночные механизмы характеризуются наиболее высокими масштабами расходов на государственное управление. Об устойчивости масштабов использования государственных ресурсов на социально-управленческие цели в различных странах свидетельствует таблица 2. Из нее видно, что в России уровень государственных расходов существенно ниже, чем в любой из развитых стран.

 

 

Таблица 2

Расходы консолидированного бюджета относительно объема ВВП по ряду стран мира2

(в %)

Страна

2000 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Россия  

Казахстан  

Чехия  

Аргентина 

Великобритания .

26,8

31,6

29,9

27,5

23,2

22,1

23,0

22,6

38,3

41,9

41,6

40,0

-

29,3

28,7

27,1

39,2

41,1

42,5

42,9

Германия  

Дания  

Финляндия  

Франция  

США 

Канада  

Австралия  

ЮАР 

Япония  

47,4

48,0

48,5

47,3

54,3

55,9

56,0

56,1

49,5

49,3

50,5

50,5

50,6

52,5

53,1

52,9

-

34,6

35,2

34,9

-

38,9

38,4

37,5

34,4

35,7

35.0

35,1

32,1

32,0

32,4

33,5

-

35,5

35,0

-

Информация о работе Государственное регулирование