Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 11:57, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Исходя из поставленной цели, перед работой стоят следующие задачи:
1. Раскрыть сущность государственного регулирования экономики;
2. Рассмотреть цели и инструменты государственного регулирования экономики;
Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1………………………………………………………………………….. 5
1. Сущность государственного регулирования экономики…………………….5
1.1. Необходимость государственного регулирования экономики……….5
1.2.Объекты и субъекты государственного регулирования экономики…………………………………………………………………………9
1.3. Цели и задачи государственного регулирования экономики……….13
ГЛАВА 2..………………………………………………………………………...17
2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики.17
2.1. Методы и инструменты государственного регулирования экономики………………………………………………………………………..17
2.2. Формы государственного регулирования экономики……………….32
ГЛАВА 3…………………………………………………………………………35
3. Особенности государственного регулирования в России………………….35
Заключение……………………………………………………………………....40
Библиографический список…………………………………………………….
Помимо этого, для осуществления ГЭП создаются консультативные органы. Они формируются чаще всего центральными и местными властями вместе с заинтересованными союзами. Иногда эти органы принимают решения по мерам социально-экономического регулирования.
Существуют советы по отдельным сферам деятельности. Их рекомендации не имеют силу правительственного постановления, но могут быть формализованы в соответствующие правительственные меры. Они относятся к формированию принципов ГРЭ и к направлениям расходования средств бюджета. Эти советы реализуют четвертую линию связи между носителями экономических интересов и ГРЭ.
Обратная связь между ГРЭ и носителями хозяйственных интересов проявляется:
Для своевременного выявления
реакции носителей
Объекты ГРЭ - это условия, процессы, отношения, элементы и сектора национальной экономики, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. Это общехозяйственные процессы (экономический цикл, денежное обращение, занятость, инвестиции, цены), крупные сектора экономики (оборонная промышленность, сельское хозяйство, банковская сфера, производственная инфраструктура), отдельные крупные корпорации (Газпром, и т.п.), комплексное развитие регионов страны.
По уровню решаемых задач объекты различаются: фирмы, отрасли, регионы, сектора экономики, общехозяйственные процессы, глобальные процессы, внешнеэкономические связи, наднациональные отношения.
Наиболее важные объекты ГРЭ:
А также внешнеэкономическая деятельность, условия конкуренции, НТП, социальные отношения, окружающая среда.
Перечисленные объекты в разных странах в разные периоды времени играют разную роль в зависимости от того, какие проблемы особенно остры, и какие из них нужно разрешить в первую очередь.
1.3. Цели и задачи государственного регулирования экономики
Главная задача государственного регулирования экономики - создание определенных условий для обеспечения нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимально независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей.
Цели, на которые направляется ГРЭ, зависят на каждом историческом этапе от следующих обстоятельств: степень общей развитости экономики, ее структуры - современная и желаемая в будущем, мера включения в международное разделение труда.
Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего стоя и адаптация его к изменяющимся условиям. Наряду с этой, существует большое количество более конкретных целей, подчиненных генеральной и служащих ей. Все эти цели в совокупности с генеральной образуют "дерево" целей.
Цели бывают количественными (в абсолютном и относительном измерении) и качественными. По времени, необходимому для достижения целей, они могут быть ближними, краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Цели могут частично перекрывать друг друга. Часто одна цель не может быть достигнута, пока не выполнена другая, т.е. одна цель может быть предварительной по отношению к другой.
Конкретные частные цели могут служить опосредующими для достижения других целей. Одна цель может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной ситуации и установленных правительством на данный период времени приоритетов целей.
Положение отдельных целей в "дереве" целей нестабильно и постоянно меняется в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации, от экономических задач, выступающих на передний план.
Отдельные цели ГРЭ не только частично перекрывают друг друга или играют одна по отношению к другой опосредующую роль, но и ступают в другие отношения. Они могут быть гармоничными (взаимоспособствующими - это цели стимулирования экономического роста и повышения занятости); могут быть автономными - независимыми друг от друга (это цели поощрения НИОКР и развития региональной структуры); могут быть противоречивыми и взаимоисключающими, т.е. существует "конфликт" целей, когда достижение одной цели может произойти только в ущерб другой.
Оценка важности и
ранжированности целей
Существует взаимоисключение целей, т.е. целей, которые не допускают компромисса между собой вообще. А достижение целей может привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям.
Общие принципы разработки целей ГРЭ следующие:
- соответствие конкретной
цели сути существующего строя
и генеральной цели
Для достижения целей должно быть достаточно финансовых и организационных средств и кадров.
Поставленные цели должны быть ясны, понятны и желательны широким массам избирателей.
В современных правительственных и партийных программах цели ГРЭ формулируются в виде многоугольников. Наиболее распространенный - "магический четырехугольник", т.е. четыре взаимосвязанные цели, за реализацию которых государство несет ответственность. Это: умеренный и стабильный экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность цен, внешнеэкономическое равновесие. Магическим он называется потому, что одновременно достичь всех поставленных целей - задача сложная, а часто - неисполнимая.
Существует и "магический треугольник" - первые три цели. "Магический пятиугольник" включает в дополнение социальную цель - справедливое образование и распределение доходов и собственности. "Магический шестиугольник" - сюда добавляется охрана и улучшение окружающей среды.
ГЛАВА 2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики
2.1. Основные методы и инструменты государственного регулирования
Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.
К экономическим методам, прежде всего, относятся:
Денежно-кредитная
политика представляет собой совокупность
мер в области денежного
Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны.
Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства:
Некоторые экономисты
к экономическим методам
По объектам государственного программирования программы подразделяются на: