Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Исходя из поставленной цели, перед работой стоят следующие задачи:
1. Раскрыть сущность государственного регулирования экономики;
2. Рассмотреть цели и инструменты государственного регулирования экономики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1………………………………………………………………………….. 5
1. Сущность государственного регулирования экономики…………………….5
1.1. Необходимость государственного регулирования экономики……….5
1.2.Объекты и субъекты государственного регулирования экономики…………………………………………………………………………9
1.3. Цели и задачи государственного регулирования экономики……….13
ГЛАВА 2..………………………………………………………………………...17
2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики.17
2.1. Методы и инструменты государственного регулирования экономики………………………………………………………………………..17
2.2. Формы государственного регулирования экономики……………….32
ГЛАВА 3…………………………………………………………………………35
3. Особенности государственного регулирования в России………………….35
Заключение……………………………………………………………………....40
Библиографический список…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

  Помимо этого, для осуществления ГЭП создаются консультативные органы. Они формируются чаще всего центральными и местными властями вместе с заинтересованными союзами. Иногда эти органы принимают решения по мерам социально-экономического регулирования.

Существуют советы по отдельным  сферам деятельности. Их рекомендации не имеют силу правительственного постановления, но могут быть формализованы в соответствующие правительственные меры. Они относятся к формированию принципов ГРЭ и к направлениям расходования средств бюджета. Эти советы реализуют четвертую линию связи между носителями экономических интересов и ГРЭ.

Обратная связь между ГРЭ  и носителями  хозяйственных интересов проявляется:

  • в темпах роста улучшения структуры национальной экономики, в росте занятости, уровня жизни населения, в снижении темпов инфляции,
  • в уровне социальной напряженности: забастовки, демонстрации, критики экономической политики правительства,
  • носители хозяйственных интересов прямо или через свои объединения не поддерживают или поддерживают правительство,
  • выразители хозяйственных интересов финансируют или отказывают в финансировании той или иной партии на выборах.                                                                                               

Для своевременного выявления  реакции носителей хозяйственных  интересов на ГЭП можно использовать анкетный опрос.

Объекты ГРЭ - это условия, процессы, отношения, элементы и сектора  национальной экономики, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. Это общехозяйственные процессы (экономический цикл, денежное обращение, занятость, инвестиции, цены), крупные сектора экономики (оборонная промышленность, сельское хозяйство, банковская сфера, производственная инфраструктура), отдельные крупные корпорации (Газпром, и т.п.), комплексное развитие регионов страны.

По уровню решаемых задач объекты различаются: фирмы, отрасли, регионы, сектора экономики, общехозяйственные процессы, глобальные процессы, внешнеэкономические связи, наднациональные отношения.

Наиболее важные объекты  ГРЭ:

  1. Экономический цикл. Во время кризисов регулирующие мероприятия должны стимулировать спрос на товары и услуги, инвестиции и занятость, экспорт и приток иностранного капитала. Для этого увеличиваются госрасходы и создаются дополнительные финансовые стимулы частному капиталу. В условиях длительного и бурного подъема экономики может произойти рассасывание товарных запасов, дефицита, превышения спроса на рабочую силу над ее предложением и, следовательно, рост зарплаты и цен. В этой ситуации - задача ГРЭ - остановить рост спроса, притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капитала и таким образом уменьшить глубину возможного спада.
  2. Отраслевые и региональные структуры. Поддержка осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных инвестиций, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам.
  3. Капитал. Государство, создавая дополнительные стимулы инвесторам по отдельным отраслям и территориям, стимулирует воздействие на экономический цикл и структуру.
  4. Регулирование занятости. Поддержание нормального с точки зрения регулирования экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворить потребность экономики в квалифицированных работниках, зарплата которых служит достаточной мотивацией к труду. При этом не должно быть резкого увеличения зарплаты, т.к. это отрицательно скажется на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, т.к. оно ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса и налоговых поступлений, росту расходов на пособия.
  5. Денежное обращение. Основная направленность его - борьба с инфляцией. Опосредовано, регулирование денежного обращения воздействует и на другие объекты ГРЭ, на цены, условия накопления, социальные отношения.
  6. Состояние платежного баланса. Это показатель здоровья экономики. Регулирование осуществляется путем воздействия на импорт и экспорт, на движение капитала, повышение или снижение курсов национальных валют, участия в международной экономической интеграции.
  7. Цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру национальной экономики, условий капиталовложения, на устойчивость национальной валюты, на социальную атмосферу.

А также внешнеэкономическая  деятельность, условия конкуренции, НТП, социальные отношения, окружающая среда.

Перечисленные объекты  в разных странах в разные периоды  времени играют разную роль в зависимости  от того, какие проблемы особенно остры, и какие из них нужно разрешить  в первую очередь.

 

1.3. Цели и задачи государственного регулирования экономики

Главная задача государственного регулирования экономики - создание определенных условий для обеспечения  нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с  рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимально независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей.

Основные  функции ГРЭ:

  • разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;

  • определение приоритетов макроэкономической политики;

  • обеспечение условий эффективного функционирования рынка;

  • решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.

Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила игры, на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.

Реализация  этих функций обеспечивается решением конкретных задач ГРЭ, отражающих систему  приоритетов экономической политики государства как на данном текущем моменте, так и на перспективу.

Задачи ГРЭ:

1.совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов;

2. поддержание оптимальных общеэкономических пропорций;

3. совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности;

4. оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной и научно-технической политики;

5. создание благоприятных условий для накопления капитала;

6. поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе;

7. регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил;

8. создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках;

9. охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы;

10. обеспечение национальной безопасности и др.

Цели, на которые направляется ГРЭ, зависят на каждом историческом этапе от следующих обстоятельств: степень общей развитости экономики, ее структуры - современная и желаемая в будущем, мера включения в международное разделение труда.

Генеральной целью ГРЭ  является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование  существующего стоя и адаптация  его к изменяющимся условиям. Наряду с этой, существует большое количество более конкретных целей, подчиненных генеральной и служащих ей. Все эти цели в совокупности с генеральной образуют "дерево" целей.

Цели бывают количественными (в абсолютном и относительном  измерении) и качественными. По времени, необходимому для достижения целей, они могут быть ближними, краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Цели могут частично перекрывать друг друга. Часто одна цель не может быть достигнута, пока не выполнена другая, т.е. одна цель может быть предварительной по отношению к другой.

Конкретные частные  цели могут служить опосредующими  для достижения других целей. Одна цель может оказаться временно более  важной и подчинить себе другие в  зависимости от реальной хозяйственной  ситуации и установленных правительством на данный период времени приоритетов целей.

Положение отдельных  целей в "дереве" целей нестабильно  и постоянно меняется в зависимости  от конкретной хозяйственной ситуации, от экономических задач, выступающих  на передний план.

Отдельные цели ГРЭ не только частично перекрывают друг друга или играют одна по отношению к другой опосредующую роль, но и ступают в другие отношения. Они могут быть гармоничными (взаимоспособствующими - это цели стимулирования экономического роста и повышения занятости); могут быть автономными - независимыми друг от друга (это цели поощрения НИОКР и развития региональной структуры); могут быть противоречивыми и взаимоисключающими, т.е. существует "конфликт" целей, когда достижение одной цели может произойти только в ущерб другой.

Оценка важности и  ранжированности целей проводится в соответствии с важнейшими групповыми интересами, историческим опытом и  является объектом политической борьбы.

Существует взаимоисключение целей, т.е. целей, которые не допускают  компромисса между собой вообще. А достижение целей может привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям.

Общие принципы разработки целей ГРЭ следующие:

- соответствие конкретной  цели сути существующего строя  и генеральной цели деятельности  государства,

  • практическая необходимость осуществления целей и ее научная обоснованность,
  • оправданы постановка и осуществление любой цели ГРЭ, которые улучшают положение экономики в целом или в отдельном секторе, не нанося ущерб другим,
  • если достижение цели ведет к нанесению ущерба другим объектам, то этот ущерб должен быть полностью возмещен,
  • любая цель ГРЭ может быть поставлена и достигнута только во взаимодействии со всеми остальными целями, в соответствии с ее местом в системе приоритетов целей,
  • поставленные цели должны находиться в пределах существующих юридических норм и в пределах реальных границ.

Для достижения целей должно быть достаточно финансовых и  организационных средств и кадров.

Поставленные цели должны быть ясны, понятны и желательны широким  массам избирателей.

В современных правительственных  и партийных программах цели ГРЭ  формулируются в виде многоугольников. Наиболее распространенный - "магический четырехугольник", т.е. четыре взаимосвязанные  цели, за реализацию которых государство несет ответственность. Это: умеренный и стабильный экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность цен, внешнеэкономическое равновесие. Магическим он называется потому, что одновременно достичь всех поставленных целей - задача сложная, а часто - неисполнимая.

Существует и "магический треугольник" - первые три цели. "Магический пятиугольник" включает в дополнение социальную цель - справедливое образование и распределение  доходов и собственности. "Магический шестиугольник" - сюда добавляется  охрана и улучшение окружающей среды.

 

 

ГЛАВА 2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики

2.1.  Основные методы и инструменты государственного регулирования

  Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

К экономическим  методам, прежде всего, относятся:

  • денежно-кредитная политика;
  • финансовая политика.

Денежно-кредитная  политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения  и кредита, направленная на обеспечение  роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:

  1. операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;
  2. политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;
  3. изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).1

Финансовой  политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны.

Финансовая  политика складывается из двух взаимосвязанных  направлений деятельности государства:

  1. бюджетной политики (бюджетное регулирование)
  2. фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также  систему государственного программирования, которая рассчитана на решение крупномасштабных, стратегических задач. Государственное программирование может охватывать как всю экономику в целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

  • краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет;
  • среднесрочные программы, рассчитанные на 3-5 лет;
  • долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы  подразделяются на:

  • общегосударственные программы, содержащие основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;
  • региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;
  • целевые программы, предусматривающие развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. Например, в 2004 г. В России была принята целевая программа по обеспечению жильем военнослужащих;
  • отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;
  • чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

Информация о работе Государственное регулирование