Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Исходя из поставленной цели, перед работой стоят следующие задачи:
1. Раскрыть сущность государственного регулирования экономики;
2. Рассмотреть цели и инструменты государственного регулирования экономики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1………………………………………………………………………….. 5
1. Сущность государственного регулирования экономики…………………….5
1.1. Необходимость государственного регулирования экономики……….5
1.2.Объекты и субъекты государственного регулирования экономики…………………………………………………………………………9
1.3. Цели и задачи государственного регулирования экономики……….13
ГЛАВА 2..………………………………………………………………………...17
2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики.17
2.1. Методы и инструменты государственного регулирования экономики………………………………………………………………………..17
2.2. Формы государственного регулирования экономики……………….32
ГЛАВА 3…………………………………………………………………………35
3. Особенности государственного регулирования в России………………….35
Заключение……………………………………………………………………....40
Библиографический список…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 238.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...2

ГЛАВА 1………………………………………………………………………….. 5

1. Сущность государственного регулирования экономики…………………….5

1.1. Необходимость государственного  регулирования экономики……….5

1.2.Объекты и субъекты  государственного регулирования экономики…………………………………………………………………………9

1.3. Цели и задачи  государственного регулирования  экономики……….13

ГЛАВА 2..………………………………………………………………………...17

2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики.17

2.1. Методы и инструменты государственного регулирования экономики………………………………………………………………………..17

2.2. Формы государственного  регулирования экономики……………….32

ГЛАВА 3…………………………………………………………………………35

3. Особенности государственного регулирования в России………………….35

Заключение……………………………………………………………………....40

Библиографический список…………………………………………………….42

 

 

Введение

Во всех экономических  системах, без исключения, государство  регулирует экономику. В современной  рыночной экономике такое регулирование  осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.

Государственное регулирование  экономики (ГРЭ) - это система типовых  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Как известно, возможность  ГРЭ появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

ГРЭ направленно на решения  различных задач, например стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержке экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.

Наиболее развитыми  механизмами ГРЭ считаются механизмы  регулирования в некоторых странах  Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям II мировой войны и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Однако государственное регулирование экономики и в этих странах играет заметную роль, особенно при высоких показателях безработицы и инфляции.

Очень важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих свою независимую экономику и в бывших социалистических странах, переходящих к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Современная экономика  невероятно сложна, она призвана создавать  условия для самых разнообразных  видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.

В качестве основных методов влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов государство использует методы прямого и косвенного воздействия. Использование этих методов предполагает применение характерных для них приемов и средств. Так, метод прямого воздействия на экономику реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования является, прежде всего, то, что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью. Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.

Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование  экономики.

Исходя из поставленной цели, перед работой стоят следующие задачи:

    1. Раскрыть сущность государственного регулирования экономики;

    1. Рассмотреть цели и инструменты государственного регулирования экономики;

    1. Проанализировать особенности государственного регулирования в России.

При написании работы были использованы учебники, монографии, статьи из периодической печати.

 

 

ГЛАВА 1. Сущность государственного регулирования

1.1. Необходимость государственного регулирования экономики

Как известно, отношение  к вмешательству государства  в экономику на разных этапах становления  экономики было различным.

История государственного регулирования  восходит к концу средневековья. В то время основной экономической  школой была школа меркантелистов. Сущность теории меркантелизма заключается  в тождественности понятий «капитал»  и «деньги». Одностороння трактовка функции денег привела к тому, что меркантелисты считали основным источником капитала сферу обращения. Поскольку, по мнению меркантелистов, в результате внутригосударственного обращения денег их количество не увеличивается, а происходит только перераспределения капитала, основное внимание они уделяли международной торговле. Главной задачей государства, таким образом, становилось поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса. Эта цель предполагала активное вмешательство государства в экономику и воздействие на нее административными и экономическими рычагами. 
 Основоположником классической теории стал Адам Смит с работой "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство.

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его  собственность, разрешать споры, словом, делать то, что индивид либо не в  состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

В 30-е года прошлого века, после глубочайшего спада экономики  США, Джон Мейнард Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как, по сути, он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.

Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, стабильная бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными  чертами кейнсианской модели регулирования  являются:

  • доля национального дохода высока и перераспределяется через госбюджет;

  • создается обширная зона государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

  • широко используются бюджетно-финансовые и кредитно-финансовые регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Данная модель позволила ослабить циклические колебания в экономике в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако в последствии проявилось ее несовершенство. Примерно с начала 70-х гг. 20-го века стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала.

Теоретической базой  неоклассической модели стали концепции  классического направления экономической  мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в  отказе от воздействия на воспроизводство  через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер при воздействии на предложение. Многие сторонники экономики предложения считали необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Основные трудности  на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и  тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоклассики предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставления налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых  ставок сокращает и доходы госбюджета, и увеличивает его дефицит, что осложняет борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидирование регламента по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в  неоклассической модели государство  может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

 

 

1.2. Субъекты и объекты государственного регулирования экономики

Субъекты экономической политики - носители, выразители, исполнители  хозяйственных интересов.

  1. Носители - социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: по имущественному, по доходам, по видам деятельности, по профессиям, по отраслевым и региональным интересам (это наемные работники, фермеры, хозяева предприятий). Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в СМИ, на митингах, обращаясь с просьбами, пожеланиями в государственные учреждения. Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным аппаратом, регулирующим экономику. Реакция органов ГРЭ на инициативы носителей экономических интересов различна.
  2. Выразители - многочисленные союзы и ассоциации (союзы предпринимателей, фермеров, студентов, торговые палаты, профсоюзы). У них есть свои печатные издания, центры подготовки кадров, связи с общественностью, значительные финансовые ресурсы. Формы влияния этих выразителей на органы ГРЭ следующие: консультации, меморандумы, рекомендации, советы. Это вторая линия связи хозяйственных интересов с ГРЭ. Политические партии выражают не только социально-экономические интересы, но и культурные, религиозные, политические, экологические и другие, которые выступают основой партийных программ, которые в случае победы этой партии на выборах могут стать основой правительственной программы. Проводят в жизнь программу государственной экономической политики (ГЭП) исполнители хозяйствующих интересов.
  3. Исполнители - третья линия трансформации частных экономических интересов в ГЭП. Исполнителями хозяйственных интересов являются органы всех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также Центробанк.

Информация о работе Государственное регулирование