Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Исходя из поставленной цели, перед работой стоят следующие задачи:
1. Раскрыть сущность государственного регулирования экономики;
2. Рассмотреть цели и инструменты государственного регулирования экономики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1………………………………………………………………………….. 5
1. Сущность государственного регулирования экономики…………………….5
1.1. Необходимость государственного регулирования экономики……….5
1.2.Объекты и субъекты государственного регулирования экономики…………………………………………………………………………9
1.3. Цели и задачи государственного регулирования экономики……….13
ГЛАВА 2..………………………………………………………………………...17
2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики.17
2.1. Методы и инструменты государственного регулирования экономики………………………………………………………………………..17
2.2. Формы государственного регулирования экономики……………….32
ГЛАВА 3…………………………………………………………………………35
3. Особенности государственного регулирования в России………………….35
Заключение……………………………………………………………………....40
Библиографический список…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

С помощью государственных  программ решаются задачи структурной  перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д. Наибольшее распространение государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии, США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.

Следует отметить, что  государственные программы носят  рекомендательный, а не директивный  характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

Как мы уже отметили, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы.

     Административные методы базируются на силе государства, авторитете правительства, не связаны с мерами финансового стимулирования, материальной заинтересованности, то есть они определяют неэкономические условия оборота капитала, а саму внешнюю возможность его функционирования.

К административным методам регулирования экономики  относятся:

  • запрещение;
  • разрешение;
  • принуждение.

Запрещение - это  запрет какой-либо деятельности, признание  общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение  установленных норм. Государство обязывает фирмы, например, использовать очистительные сооружения, обеспечивать минимумом фиксированного набора социальных услуг, обязывает организовывать профессиональное обучение молодёжи. Принуждение должно сдерживать повышение цен, зарплаты, арендной платы в пределах установленных индексов цен на основные факторы производства. Принуждение базируется на праве, и часто формулируется в виде обязательных условий для начала или продолжения хозяйственной деятельности.

     Административные методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

Реализация  целей экономической политики предполагает использование определенных инструментов, совокупность которых образует механизм государственного регулирования. В качестве общих принципов использования экономических инструментов можно отметить следующие аспекты:

  • эффект регулирования предполагает минимальное нарушение рыночных основ экономики.
  • регулирующие меры должны осуществляться в условиях оптимального сочетания применяемых мер (следует исходить из того, что противоречия могут заключаться не только между различными целями экономической политики, но и между используемыми средствами).
  • стремление к достижению максимального эффекта в процессе использования регулирующего механизма предполагает четкое знание его структуры.

К экономическим инструментам относят действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий характер. Речь идет о методах влияния, например, на аспекты рыночного процесса (совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные, структурные и региональные элементы экономики).

Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны, в первую очередь, с обеспечением правового поля. Задача принимаемых мер при этом - создание наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области экономики. Наиболее настойчиво они проявляются сейчас в области социальной защиты малообеспеченных слоев населения, а также в сфере охраны окружающей среды.

Существует и другая классификация  регулирующих мер. Их можно разделять  на прямые и косвенные методы воздействия на экономику.

Методы прямого воздействия  предполагают такое регулирование  со стороны государства, при котором  поведение субъектов экономики  основано не столько на самостоятельном экономическом выборе, сколько на предписаниях государства. В качестве примера назовем влияние налогового законодательства. В каждой стране законом предписана обязанность юридических и физических лиц на безвозмездную передачу части получаемых доходов в распоряжение государства. Частному бизнесу определен также порядок расчета амортизационных отчислений (в зависимости от методики расчета издержек может меняться размер налогооблагаемой величины прибыли). Прямой метод воздействия оказывают и таможенные процедуры правительства.

Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо  на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки  к тому, чтобы при самостоятельном  выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики. Примерами данных действий можно назвать регулирование Центральным банком величины учетной ставки, а также модуляцию налоговых ставок.

Оба метода воздействия  на экономику не разделены, безусловно, жесткой линией. В каждом из используемых инструментов имеются элементы обоих методов, однако во многом дело зависит от их соотношения. Например, в рамках проведения финансовой политики в большем объеме наблюдается проявление прямых методов регулирования, в то время как при использовании денежно-кредитной политики на первый план выходят косвенные элементы. Одним из внешних проявлений этого является то обстоятельство, что министерство финансов (ответственное за реализацию финансовой политики) всегда выступает структурным элементом правительственного аппарата. В отличие от этого, Центральный банк имеет, согласно Конституции многих стран, относительно самостоятельный статус.

С точки зрения более  конкретного, прагматического подхода разумно обозначить два ведущих инструмента, используемых правительством для регулирования:

  • воздействие с акцентом на использование государственных финансов (финансовая политика)
  • воздействие с акцентом на использование кредитно-денежных аспектов (монетарная, денежно-кредитная политика).

Указанные варианты классификации, безусловно, связаны между собой. В историческом развитии рыночного общества прослеживается эволюция постепенного перемещения эпицентра регулирования с прямых методов на косвенные. Финансово-бюджетные процессы (т.е. преимущественно прямые методы) активно нарастали уже с середины XIX в., достигнув пика своего развития к 60-м гг. XX в. Отметим, что финансовая политика стояла в эпицентре кейнсианской системы регулирования. Роль же денежно-кредитных мер стала заметно увеличиваться лишь с первой трети XX в. Установка, которой придерживаются сегодня правительства разных стран, - наиболее активно использовать тот инструментарий, который больше соответствует природе рыночного механизма (т.е. монетарную политику).

Использование финансовых инструментов для реализации определенных макроэкономических целей обусловило формирование такого явления, как финансовая (фискальная) политика.

Процесс финансового  регулирования основан на использовании  системы аккумуляции средств и их расходования. В каждом случае - своя специфика. Сильная сторона политики изъятия средств - эффективность воздействия на конъюнктурные колебания. Политика же финансовых затрат позволяет поддерживать общее развитие страны.

Основу финансовых доходов составляют налоги. По экономическому содержанию налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц, осуществляемые без получения встречной услуги. Налоговая система представляет собой противоречивое явление. С одной стороны, ее задача состоит в обеспечении изъятия у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, с другой - не допустить снижения деловой активности этих субъектов. Решение данного парадокса осуществляется за счет разумных компромиссов. Налогообложение следует построить так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно (ориентация на так называемый принцип дешевизны обложения). Взимание налогов должно осуществляться так, чтобы затраты налогоплательщика, связанные с процедурой выплаты, были максимально низки (принцип дешевизны уплаты налогов).

Практика развитой рыночной экономики показывает: политика доходов  имеет более сильный воздействующий эффект по сравнению с политикой  расходов. Объяснение в немалой степени  имеет социально-психологический характер. Человек эмоциональнее воспринимает факт изъятия, чем случай недополучения.

Монетарная политика представляет собой совокупность мероприятий Центрального банка (ЦБ) в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс. Цель данной формы регулирования - достижение равновесного и устойчивого развития экономики.

Особенностью монетарных методов является то, что с их помощью государство стремится  воздействовать преимущественно на совокупное предложение. Наиболее активный элемент при этом - влияние (через кредит) на мотивы, связанные с инвестированием. Для сравнения отметим: наиболее активная сторона финансового регулирования - воздействие (через прямые и косвенные субсидии) преимущественно на совокупный спрос.

Субъектами данного  механизма регулирования выступают Центральный банк и деловые (коммерческие) банки.

В рамках монетарной политики Центральный банк выполняет две основные функции:

  • обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой, являющейся важнейшим элементом инфраструктуры рынка;
  • воздействие на кредитную деятельность деловых банков (в интересах макроэкономической политики).

В России основная функция  Банка России - разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной  политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Согласно принятым в  странах с развитой рыночной экономикой законам, деятельность ЦБ должна быть нацелена на выполнение задач экономической  политики правительства. В то же время  данный кредитный центр может иметь различный статус по отношению к правительству. В ряде случаев ЦБ полностью подотчетен, иногда имеет небольшую самостоятельность, а порой занимает достаточно независимое положение.

Определенная степень  самостоятельности дается Центральному банку на основе принципа разделения власти. Как показывает опыт западных стран, особый статус дает Центральному банку право не быть безропотным исполнителем воли государства. В условиях сложной экономической ситуации правительство не может требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денежной массы.

Практика зарубежных стран показывает: операционная самостоятельность  ЦБ обусловливает, как правило, более  удачные макроэкономические результаты.

Оперируя в сфере  денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные инструменты. Большинство  из них имеют косвенный характер воздействия. В этом - аналогия общим  принципам действия государства  в экономике. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом. Операции на открытом рынке представляют собой наиболее рыночный вариант воздействия ЦБ на экономику. Цель, которая при этом преследуется, - регулирование количества денег, находящихся в обороте в данной стране. В ходе продажи ценных бумаг коммерческим банкам у них изымаются избыточные балансовые резервы. В итоге денежная масса в обращении сокращается. В случае покупки ценных бумаг у деловых банков ЦБ оплачивает их стоимость и тем самым вводит в народнохозяйственный оборот дополнительную массу денег.

На основании закона ЦБ имеет право манипулировать ставкой  процента, по которому он выдает кредиты  деловым банкам. С помощью ставки процента ЦБ оказывает косвенное  воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капитала. «Дорогой» кредит ограничивает спрос на заемные ресурсы со стороны предпринимательского сектора. В итоге сокращаются их инвестиции. Деловая активность в стране снижается.

Регулирование с помощью  политики учетной ставки имеет определенные границы. Действенность этой операции может снижаться, если активность банков-заказчиков невелика. Это может происходить в тех случаях, когда деловые банки сами обладают солидными резервами и относительно редко обращаются за дополнительными кредитными ресурсами в ЦБ.

Отметим также интересную деталь: учетная ставка выполняет информационную роль. Меняя ставку, ЦБ дает частному сектору сигнал о желательной активизации или, наоборот, - о сдерживании деловой энергии. Если частный сектор не реагирует, в дело пускаются более жесткие рычаги (например, политика минимальных резервов). Политика обязательных минимальных резервов представляет собой резервирование части активов деловых банков в ЦБ. Согласно закону, все банки обязаны держать примерно 20% своих активов в распоряжении ЦБ. Данные средства размещены в форме бессрочных вкладов. Доля, причитающаяся для хранения в ЦБ, называется «нормой резерва». В России данная операция (обязательные резервы) начала практиковаться с 1990 г. Норма резерва составляет (по разным группам активов) от 2,5 до 18% .

Информация о работе Государственное регулирование