Государственное регулирование услуг здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

Цель - исследовать роль государства в регулировании услуг здравоохранения.
Задача исследования - систематизировать теоретические основы государственного регулирования услуг здравоохранения; проанализировать практику государственного регулирования услуг здравоохранения в россии и современное состояние рынка медицинских услуг

Содержание

Введение 6
1 Теоретические основы государственного регулирования услуг
здравоохранения 8
1.1 Здоровье населения – важнейший фактор социально-
экономического развития страны
1.2 Понятие медицинской услуги и необходимость ее регулирования
1.3 Методы регулирования услуг здравоохранения 10
1.4 Нормативное и правовое регулирование в области здравоохранения 11
2 Практика государственного регулирования услуг здравоохранения
в России 17
2.1 Органы государственного регулирования здравоохранения
и их функции
2.3 Лицензирование отдельных видов деятельности и
сертификация медицинских услуг в области здравоохранения 17
2.4 Медицинское страхование и программа государственных
гарантий 18
2.5 Государственное программирование - высшая форма
государственного регулирования 20
2.6 Результативность государственного воздействия на услуги
здравоохранения 23
Заключение 33
Библиографический список 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 181.06 Кб (Скачать)

     Средняя продолжительность жизни россиян  за 2009 год увеличилась более чем  на один год и превысила 69 лет. Среди  причин успех таких приоритетных национальных проектов 2009 года, как  «Здоровье», и демографической политики в целом.

     Несмотря  на важность проблемы репродуктивного  и детского здоровья, потенциальный  эффект от улучшения этих показателей  для решения проблем здоровья населения в России очень мал, меньше, чем от даже небольшого снижения преждевременной смертности населения  трудоспособного возраста. Так, материнская  смертность, анализу которой в  докладе уделялось много времени, составляет лишь около 320 случаев в  год. Для сравнения: смертей, вызванных  злоупотреблением алкоголем более 500,000, а от заболеваний, вызванных  курением, умирают около 400 000 человек  в год. Для улучшения здоровья людей трудоспособного возраста необходима комбинация научно-доказанных профилактических и медицинских  подходов.

     Профилактику  заболеваний в России традиционно  путают с выявлением заболеваний (Таблица 6). Первичная профилактика наиболее эффективна не только потому, что она в основном требует меньше затрат, чем меры медицинского характера, но и потому, что она предотвращает возникновения заболевания.

Таблица 6 - профилактические осмотры населения

  2007 2008
Осмотрено – всего тыс.человек:    
взрослых  17675,9 17831,6
подростков (без численности  школьников) 2500,6 2269,6
подростков  школьников) 3442,7 3193,9
детей) 18259 18332
в процентах от числа подлежащих осмотрам:    
взрослых  92,5 93,1
подростков (без численности  школьников) 95,9 96,4
подростков  школьников) 84,4 84,8
детей) 84,9 84,7

     Наиболее  эффективная модель первичной профилактики заболеваний состоит в устранении факторов риска, то есть в снижении доступности табачных изделий и  алкоголя, особенно крепкого в российской ситуации, а также, жирной пищи, других рискованных практик и явлений. Напомним, что правительство отказалось от существенного повышения акцизов  на табак и алкоголь в 2010 г.

     Фактические объемы медицинской помощи, предоставляемой  населению по условиям ее оказания в рамках территориальных программ по Российской Федерации в целом  за период 2008-2010 гг., представлены в таблице (таблица 7).

Таблица 7 - Нормативы объемов медицинской помощи

Условия оказания медицинской  помощи Единица измерения Норматив  по РФ на 2010 г. Фактически  выполнено в 
2008 г. 2009 г. 2010 г.
1. Скорая медицинская помощь вызов 0,318 0,343 0,344 0,336
2. Амбулаторная медицинская помощь  посещение 9,5 9,126 9,314 9,312
3. Стационарная медицинская помощь койко-день 2,78 2,878 2,828 2,733
4. Медицинская помощь в дневных  стационарах всех типов пациенто-день 0,59 0,496 0,509 0,523
 

     Отмечена  позитивная тенденция дальнейшего  сокращения числа койко-дней, проведенных  больными в стационарных медицинских  учреждениях, в расчете на одного жителя (с 2,878 в 2008 году до 2,733 в 2010 году), а также увеличения объема медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах, с 0,496 пациенто-дней на 1 жителя в 2008 году до 0,523 пациенто-дней на 1 жителя в 2010 году. Число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на одного жителя возросло с 9,126 в 2008 году до 9,314 в 2009 году,  однако в 2010 году отмечено незначительно сокращение до 9,312 посещений на 1 жителя. Объем скорой медицинской помощи сократился с 0,343 вызова на 1 жителя в 2008 году до 0,336 вызова на 1 жителя в 2010 году. 

     Объем амбулаторной медицинской помощи в 2010 году не достиг норматива: число  посещений на 1 жителя (9,312) и пациенто-дней в дневных стационарах (0,523) ниже соответствующих нормативов (9,5 посещений  и 0,59 пациенто-дней на 1 жителя).

     Впервые в 2010 году фактически выполненный объем  стационарной медицинской помощи (2,733 койко-дня на 1 жителя) сократился до уровня, не превышающего норматив стационарной медицинской помощи (2,78 койко-дня на 1 жителя).

     Сохраняется превышение фактически выполненного объема по наиболее затратной скорой медицинской  помощи по сравнению с нормативом (на 5,7 процента).

     В субъектах Российской Федерации  сохраняется существенная дифференциация фактических среднероссийских показателей  объема медицинской помощи по условиям ее предоставления. Число посещений  на одного жителя в год варьировало  от 5,292 в Карачаево-Черкесской Республике до 13,307 в г. Москве, число койко-дней на одного жителя в год – от 1,757 в Республике Ингушетия до 4,458 в Сахалинской области (приложение 1).

     Низкие  качество и доступность медицинской  помощи по  сравнению с развитыми  странами приводит к неудовлетворенности  населением медицинской помощью (таблица 8).

      Таблица 8 - Удовлетворенность населения медицинской помощью, процентов от числа опрошенных

  2010 год 2009 год 2008 год
Российская  Федерация 34 34,5 34,7

     Административные  методы регулирования в России «заставляют» больницы оказывать более качественные медицинские услуги, тогда как экономические методы больше влияют на массовость предлагаемых услуг.  

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Государственное регулирование экономики — это  процесс воздействия государства  на хозяйствующие субъекты, деятельность этих субъектов и конъюнктуру  рынка для создания нормальных условий  функционирования рынка.

     Здравоохранение - отрасль профессиональной деятельности и одновременно отрасль общественного  хозяйства, изначально требующая регулирования.

     Целью регулирования РМУ является координация  деятельности его участников для  поддержания и укрепления здоровья населения, сокращения заболеваемости, увеличения продолжительности жизни.

     Важной  функцией государства в сфере  здравоохранения является создание правовой основы деятельности. Другое важное направление государственного регулирования здравоохранения - создание общественных медицинских услуг. Следующее  важное направление госрегулирования здравоохранения является обеспечение  высокого качества медицинских услуг. Одной из функций государства в здравоохранении является поддержка науки и высоких технологий.

     Медицинские услуги — вид взаимоотношений  по предоставлению медицинской помощи, урегулированный соглашением 

     Административные  методы регулирования здравоохранения  включают такие методы, как разрешение, запрещение, принуждение.

     Существенное  место среди мер госрегулирования медицинской деятельности занимают экономические средства. Это бюджетно – финансовая политика государства  в сфере здравоохранения, денежно-кредитная  политика, государственное программирование и т.п.

     Главным законодательным документом страны является Конституция Российской Федерации 1993 года, статья 41.

     Здоровье  населения – важнейший фактор социально-экономического развития страны.

     В соответствии с законодательством  Российской Федерации отдельные  виды деятельности в области здравоохранения  подлежат лицензированию.

     Медицинские услуги подлежат обязательной сертификации с целью подтверждения их соответствия безопасности для жизни и здоровья человека и окружающей природной  среды.

     Медицинское страхование гарантирует гражданам  при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счёт накопленных средств и финансировать  профилактические мероприятия.

     По  данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), российское правительство расходует  на охрану здоровья граждан всего 3,4% ВВП, тогда как в Евросоюзе  этот показатель почти вдвое выше, а во Франции составляет 8,7% ВВП.

     При большом количестве врачей лечить серьезные заболевания в стране некому.

     Уровень оплаты специалиста с высшим медицинским  образованием и опытом работы стал практически равен уровню оплаты труда менее квалифицированного персонала.

     Средняя продолжительность жизни россиян  за 2009 год увеличилась более чем  на один год и превысила 69 лет.

     Низкие  качество и доступность медицинской  помощи по  сравнению с развитыми  странами приводит к неудовлетворенности  населением медицинской помощью.

     Административные  методы регулирования в России «заставляют» больницы оказывать более качественные медицинские услуги, тогда как экономические методы больше влияют на массовость предлагаемых услуг.  
 
 

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Актуальные проблемы Российского права. Кутафин О.Е. 2008
  2. Анализ рынка медицинских услуг в России  в 2006-2010 гг. Businesstat
  3. Андреанов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике. журнал Экономист. - 2006. - №5.
    1. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации. Т.В. Ерохина 2008
  1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2008 год и на период до 2010 года. Приоритеты Министерства. – 2007. - №9.
  1. Здравоохранение в России 2009. Статистический сборник. (Росстат)
  1. Конституция Российской Федерации 1993 года, статья 41.
  2. Медицинское право. Учебное пособие. Колоколов Г.Р. 2009
  3. Мюллер, Н.В. Экономика здравоохранения: учебное пособие Н.В. Мюллер. – Тверь, 2006.
  4. Национальный проект «Здоровье»
  5. Общественное здоровье. Учебное пособие В.П. Милосердов,2006 г.
  6. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве. Санникова Л.В. 2007
  7. Роль государства в регулировании рынка медицинских услуг Плесовский П.А. статья. журнал Вестник. 2006
  8. Савченко, А.П. Здоровье общества и система здравоохранения в контексте социальной политики России: Доклад, 2007г.
  9. Федеральная целевая программа   «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями 2007 по 2012 годы»
  10. Экономика здравоохранения: Учебн. Пособие А.В. Решетникова. – 2-е изд. 2007.
  11. Электронный ресурс-Консультант плюс

Информация о работе Государственное регулирование услуг здравоохранения