Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 09:04, курсовая работа
Цель - исследовать роль государства в регулировании услуг здравоохранения.
Задача исследования - систематизировать теоретические основы государственного регулирования услуг здравоохранения; проанализировать практику государственного регулирования услуг здравоохранения в россии и современное состояние рынка медицинских услуг
Введение 6
1 Теоретические основы государственного регулирования услуг
здравоохранения 8
1.1 Здоровье населения – важнейший фактор социально-
экономического развития страны
1.2 Понятие медицинской услуги и необходимость ее регулирования
1.3 Методы регулирования услуг здравоохранения 10
1.4 Нормативное и правовое регулирование в области здравоохранения 11
2 Практика государственного регулирования услуг здравоохранения
в России 17
2.1 Органы государственного регулирования здравоохранения
и их функции
2.3 Лицензирование отдельных видов деятельности и
сертификация медицинских услуг в области здравоохранения 17
2.4 Медицинское страхование и программа государственных
гарантий 18
2.5 Государственное программирование - высшая форма
государственного регулирования 20
2.6 Результативность государственного воздействия на услуги
здравоохранения 23
Заключение 33
Библиографический список 35
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 6
1 Теоретические основы государственного регулирования услуг
здравоохранения 8
1.1 Здоровье населения – важнейший фактор социально-
экономического развития страны
1.2 Понятие медицинской услуги и необходимость ее регулирования
1.3 Методы регулирования услуг здравоохранения 10
1.4 Нормативное и правовое регулирование в области здравоохранения 11
2 Практика государственного регулирования услуг здравоохранения
в России 17
2.1 Органы государственного регулирования здравоохранения
и их функции
2.3 Лицензирование отдельных видов деятельности и
сертификация медицинских услуг в области здравоохранения 17
2.4 Медицинское страхование и программа государственных
гарантий 18
2.5 Государственное программирование - высшая форма
государственного регулирования 20
2.6 Результативность государственного воздействия на услуги
здравоохранения 23
Заключение 33
Библиографический
список 35
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Здоровье населения является важнейшей составляющей национального богатства страны. От его показателей зависит социально-экономическое развитие страны и ее национальная безопасность. К сожалению, закрепленное Конституцией РФ и другими законодательными актами право граждан на качественную медицинскую помощь, свободный выбор лечебного учреждения и специалиста, оказывающего те или иные услуги, не в полной мере улучшили качество оказанных населению медицинских услуг. По прогнозам Всемирного Банка, к 2050 г. численность населения Российской Федерации сократится еще примерно на 30%. В настоящее время демографическая ситуация несколько стабилизировалась, однако сохраняется тенденция естественной убыли населения, особенно в трудоспособном возрасте. Процент работников в трудоспособном возрасте, впервые признанных инвалидами, на протяжении последних шести лет остается достаточно высоким.
В
1990-х годах возникла необходимость
пересмотра принципов построения системы
здравоохранения в связи с
переходом страны на рыночные условия
хозяйствования, что создало определенные
предпосылки для частичной
В связи с переходом экономики страны крыночным отношениям появилась возможность формирования и развития рынка медицинских услуг на принципах свободной конкуренции. Однако до сих пор высока степень монополизации этого рынка государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, на долю которых приходится порядка 70% оказываемых медицинских услуг.
Преимущественное использование государством административных и недостаточное использование экономических методов регулирования рынка медицинских услуг привело к увеличению нагрузки на бюджет и снижению ответственности за здоровье граждан медицинских организаций и самих граждан.
Значительный вклад в раскрытие понятий «медицинская услуга» и «рынок медицинских услуг» внесли Н.Г. Шамшурина, И.М. Шейман, П.А. Плесовский.
Проблематика государственного регулирования системы здравоохранения исследовалась в научных работах М. Татарникова, Д. Зибарева, Н. Токмакова
Вопросы качества медицинской помощи не обошли своим вниманием такие ученые, как П.А. Воробьев, З.Н. Аксюк, А.И. Вялков.
Однако,
несмотря на множество публикаций по
данной тематике, проблема государственного
регулирования рынка
Объектом исследования являются услуги здравоохранения.
Предметом исследования являются инструменты и механизм регулирования услуг здравоохранения.
Цель - исследовать роль государства в регулировании услуг здравоохранения.
Задача
исследования - систематизировать теоретические
основы государственного регулирования
услуг здравоохранения; проанализировать
практику государственного регулирования
услуг здравоохранения в россии и современное
состояние рынка медицинских услуг
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ВАНИЯ УСЛУГ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 Здоровье населения – важнейший фактор социально-экономи-ческого развития страны
Здравоохранение является той частью социальной сферы, от состояния и развития которой зависят здоровье населения.
Общая смертность населения в Российской Федерации в среднем в 1,5 раза выше, чем в других развитых странах, главным образом, за счет высоких показателей смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, травм, отравлений, онкологических заболеваний, социально значимых инфекций, а также высокой младенческой и материнской смертности. Актуальной становится проблема чрезвычайного психо-эмоционального напряжения у половины взрослого населения страны. С каждым годом увеличивается распространение наркомании, особенно среди молодежи, неуклонно возрастает угроза массовой наркотизации населения.
В
настоящее время
В XXI веке, стало очевидным, что опасно обострившийся конфликт между деятельностью человека и возможностями природы привел к критическому состоянию окружающей природной среды.
Угроза
здоровью населения России столь
велика, что уже сейчас является
серьезным препятствием дальнейшего
социально-экономического развития общества.
По качеству общественного здоровья
Россия занимает одно из последних
мест в мире, что обусловлено
Углубление социально-демографического кризиса на фоне неблагоприятной экологической ситуации резко ухудшает состояние общественного здоровья и перспективы устойчивого развития, включая решение приоритетных проблем экономики.
От
эффективности чрезвычайных мер
по охране здоровья населения будут
зависить практически все жизненно-
С
одной стороны, здоровье нации в
значительной степени определяет состояние
трудовых ресурсов государства, и, следовательно,
в значительной степени определяет
научно-технический и
Под понятием «национальная безопасность» понимается защищенность жизненно-важных интересов страны от внешних и внутренних угроз. Защищенность от агрессии, экономического спада, экологических катастроф и других угроз необходима для личности, общества и государства. Все эти аспекты национальной безопасности не имеют смысла, если здоровье населения, среда его обитания резко ухудшаются, если процессы депопуляции и вырождения выходят из-под контроля. В этом случае права и свободы гражданина сводятся к праву большинства населения быть больным и влачить жалкое существование.
Здоровье
нации в значительной степени
определяется состоянием и эффективностью
системы здравоохранения и
Для
осуществления таких
Поскольку
факторы, влияющие на состояние здоровья
населения, связаны с условиями
повседневной жизни, встает вопрос об
обеспечении благоприятных
1.2 Понятие медецинской услуги и необходимость ее регулирования
Выделяются три методологических подхода к понятию «медицинская услуга». Медицинская услуга трактуется как общественное благо, как товар и как смешанное благо (квазиблаго). Подход к медицинской услуге как к общественному благу свойствен бюджетной системе здравоохранения, в рамках которой предполагается оказание медицинских услуг всему населению на безвозмездной основе. Заказчиком медицинских услуг в такой системе здравоохранения выступает государство. В связи с тем, что граждане не участвуют в оплате оказанных им медицинских услуг, возникает риск безответственного отношения к своему здоровью, что приводит к формированию вредных привычек. В рамках бюджетной отрасли системы здравоохранения в большей мере, чем в других ее системах, реализуется принцип доступности медицинской помощи, возникает риск перепотребления медицинских услуг. Это приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, поскольку большая часть финансовых ресурсов тратится не на обновление оборудования, переподготовку и повышение квалификации медицинского персонала, а на процесс оказания медицинских услуг. Затраты на медицинские услуги в этих условиях осуществляются вне зависимости от степени их необходимости.
Подход к медицинской услуге как товару характерен для частной системы здравоохранения, которая функционирует на принципах платности всех медицинских услуг для всех слоев населения из личных средств граждан или посредством добровольного медицинского страхования. В такой системе здравоохранения заказчиком медицинской услуги является пациент. Степень вмешательства государства в регулирование рынка медицинских услуг сводится к установлению «правил игры» на рынке, разработке стандартов качества и правового обеспечения страховых медицинских услуг. Страховые организации осуществляют контроль за адекватным и корректным использованием средств, выделенных на медицинское страхование пациента. Такая модель организации стимулирует медицинские учреждения оказывать дорогостоящие высокотехнологичные виды медицинских услуг, потребителями которых может быть население с высоким доходом.
Медицинская услуга, рассматриваемая как смешанное благо (квазиблаго), свойственна социально-страховой системе здравоохранения, предполагающей равную доступность для всех слоев населения тех медицинских услуг, которые определены в перечне государственных гарантий оказания медицинской помощи. Как правило, государственные гарантии включают услуги скорой, неотложной, экстренной медицины, а также медицинские услуги, оказание которых нацелено на поддержание здоровья населения на высоком уровне. Пациент является полноценным субъектом рынка медицинских услуг, выступая их заказчиком и потребителем одновременно. Оплата за предоставленные медицинские услуги может производиться как из личных средств пациента, так и через посредников, в качестве которых выступают фонд обязательного медицинского страхования, фонды добровольного медицинского страхования, страховые организации.
Роль
государства в социально-
Информация о работе Государственное регулирование услуг здравоохранения