Государственное регулирование услуг здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

Цель - исследовать роль государства в регулировании услуг здравоохранения.
Задача исследования - систематизировать теоретические основы государственного регулирования услуг здравоохранения; проанализировать практику государственного регулирования услуг здравоохранения в россии и современное состояние рынка медицинских услуг

Содержание

Введение 6
1 Теоретические основы государственного регулирования услуг
здравоохранения 8
1.1 Здоровье населения – важнейший фактор социально-
экономического развития страны
1.2 Понятие медицинской услуги и необходимость ее регулирования
1.3 Методы регулирования услуг здравоохранения 10
1.4 Нормативное и правовое регулирование в области здравоохранения 11
2 Практика государственного регулирования услуг здравоохранения
в России 17
2.1 Органы государственного регулирования здравоохранения
и их функции
2.3 Лицензирование отдельных видов деятельности и
сертификация медицинских услуг в области здравоохранения 17
2.4 Медицинское страхование и программа государственных
гарантий 18
2.5 Государственное программирование - высшая форма
государственного регулирования 20
2.6 Результативность государственного воздействия на услуги
здравоохранения 23
Заключение 33
Библиографический список 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 181.06 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

Введение            6

1 Теоретические основы государственного регулирования услуг 

здравоохранения          8

  1.1 Здоровье населения – важнейший фактор социально-

     экономического  развития страны

  1.2 Понятие медицинской услуги и необходимость ее регулирования

  1.3 Методы регулирования услуг здравоохранения     10

  1.4 Нормативное и правовое регулирование в области здравоохранения 11

      2 Практика государственного регулирования услуг здравоохранения

      в России            17

  2.1 Органы государственного регулирования здравоохранения

   и их функции

  2.3 Лицензирование отдельных видов деятельности и

     сертификация  медицинских услуг в области  здравоохранения  17

  2.4 Медицинское страхование и программа государственных

     гарантий           18

2.5 Государственное программирование - высшая форма

   государственного  регулирования       20

2.6 Результативность государственного воздействия на услуги

   здравоохранения          23

Заключение           33

Библиографический список         35 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы исследования. Здоровье населения является важнейшей составляющей национального богатства страны. От его показателей зависит социально-экономическое развитие страны и ее национальная безопасность. К сожалению, закрепленное Конституцией РФ и другими законодательными актами право граждан на качественную медицинскую помощь, свободный выбор лечебного учреждения и специалиста, оказывающего те или иные услуги, не в полной мере улучшили качество оказанных населению медицинских услуг. По прогнозам Всемирного Банка, к 2050 г. численность населения Российской Федерации сократится еще примерно на 30%. В настоящее время демографическая ситуация несколько стабилизировалась, однако сохраняется тенденция естественной убыли населения, особенно в трудоспособном возрасте. Процент работников в трудоспособном возрасте, впервые признанных инвалидами, на протяжении последних шести лет остается достаточно высоким.

     В 1990-х годах возникла необходимость  пересмотра принципов построения системы  здравоохранения в связи с  переходом страны на рыночные условия  хозяйствования, что создало определенные предпосылки для частичной коммерциализации системы здравоохранения.

     В связи с переходом экономики  страны крыночным отношениям появилась  возможность формирования и развития рынка медицинских услуг на принципах  свободной конкуренции. Однако до сих  пор высока степень монополизации  этого рынка государственными и  муниципальными медицинскими учреждениями, на долю которых приходится порядка 70% оказываемых медицинских услуг.

     Преимущественное  использование государством административных и недостаточное использование  экономических методов регулирования рынка медицинских услуг привело к увеличению нагрузки на бюджет и снижению ответственности за здоровье граждан медицинских организаций и самих граждан.

     Значительный  вклад в раскрытие понятий  «медицинская услуга» и «рынок медицинских  услуг» внесли Н.Г. Шамшурина, И.М. Шейман, П.А. Плесовский.

     Проблематика  государственного регулирования системы  здравоохранения исследовалась  в научных работах М. Татарникова, Д. Зибарева, Н. Токмакова

     Вопросы качества медицинской помощи не обошли своим вниманием такие ученые, как П.А. Воробьев, З.Н. Аксюк, А.И. Вялков.

     Однако, несмотря на множество публикаций по данной тематике, проблема государственного регулирования рынка медицинских  услуг на территориальном уровне остается недостаточно исследованной. Многие ученые дают рекомендации по решению  отдельных частных проблем, зачастую, сводя их решение на уровень медицинской  организации. Подобные рекомендации, внося  существенный вклад в решение  конкретной проблемы, тем не менее, не могут кардинально изменить современное  состояние государственного регулирования  рынка медицинских услуг.

     Объектом исследования являются услуги здравоохранения.

     Предметом исследования являются инструменты и механизм регулирования услуг здравоохранения.

     Цель - исследовать роль государства в регулировании услуг здравоохранения.

     Задача исследования - систематизировать теоретические основы государственного регулирования услуг здравоохранения; проанализировать практику государственного регулирования услуг здравоохранения в россии и современное состояние рынка медицинских услуг 
 
 

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРО-

    ВАНИЯ УСЛУГ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

      1.1 Здоровье населения – важнейший фактор социально-экономи-ческого развития страны

     Здравоохранение является той частью социальной сферы, от состояния и развития которой  зависят здоровье населения.

     Общая смертность населения  в Российской Федерации в среднем в 1,5 раза выше, чем в других развитых странах, главным образом, за счет высоких  показателей смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, травм, отравлений,  онкологических заболеваний, социально значимых инфекций, а также высокой младенческой и материнской смертности. Актуальной становится проблема чрезвычайного  психо-эмоционального напряжения у  половины взрослого населения страны. С каждым годом увеличивается  распространение наркомании, особенно среди молодежи, неуклонно возрастает угроза массовой наркотизации населения.

     В настоящее время демографическая  ситуация в России такова, что речь идет не о высокой смертности, а  о сверхсмертности.

     В XXI веке, стало очевидным, что опасно обострившийся конфликт между деятельностью  человека и возможностями природы  привел к критическому состоянию  окружающей природной среды.

     Угроза  здоровью населения России столь  велика, что уже сейчас является серьезным препятствием дальнейшего  социально-экономического развития общества. По качеству общественного здоровья Россия занимает одно из последних  мест в мире, что обусловлено неблагоприятной  эколого-гигиенической и эпидемиологической обстановкой во многих регионах страны.

     Углубление  социально-демографического кризиса  на фоне неблагоприятной экологической  ситуации резко ухудшает состояние  общественного здоровья и перспективы  устойчивого развития, включая решение  приоритетных проблем экономики.

     От  эффективности чрезвычайных мер  по охране здоровья населения будут  зависить практически все жизненно-важные системы функционирования государства.

     С одной стороны, здоровье нации в  значительной степени определяет состояние  трудовых ресурсов государства, и, следовательно, в значительной степени определяет научно-технический и производственный потенциал страны. С другой стороны, здоровье нации определяет состояние  обороноспособности и национальной безопасности страны.

     Под понятием «национальная безопасность»  понимается защищенность жизненно-важных интересов страны от внешних и  внутренних угроз. Защищенность от агрессии, экономического спада, экологических  катастроф и других угроз необходима для личности, общества и государства. Все эти аспекты национальной безопасности не имеют смысла, если здоровье населения, среда его обитания резко ухудшаются, если процессы депопуляции  и вырождения выходят из-под контроля. В этом случае права и свободы  гражданина сводятся к праву большинства  населения быть больным и влачить  жалкое существование.

     Здоровье  нации в значительной степени  определяется состоянием и эффективностью системы здравоохранения и социальной защиты населения, в особенности  работающего. При этом надо иметь  в виду, что  только одна система  здравоохранения не в состоянии  обеспечить выполнение комплексных  программ по укреплению здоровья населения, профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни и совершенствованию  мер социальной защищенности граждан.

     Для осуществления таких комплексных  программ необходимо согласованное  действие и усилия всего общества, законодательных и исполнительных органов, властей различных уровней. Осуществление ее необходимо реализовать  как на федеральном, так и на региональном и территориальном уровнях.

     Поскольку факторы, влияющие на состояние здоровья населения, связаны с условиями  повседневной жизни, встает вопрос об обеспечении благоприятных условий  среды обитания и формирования у  людей стойких привычек здорового  образа жизни.

     1.2 Понятие медецинской услуги и необходимость ее регулирования

     Выделяются три методологических подхода к понятию «медицинская услуга». Медицинская услуга трактуется как общественное благо, как товар и как смешанное благо (квазиблаго). Подход к медицинской услуге как к общественному благу свойствен бюджетной системе здравоохранения, в рамках которой предполагается оказание медицинских услуг всему населению на безвозмездной основе. Заказчиком медицинских услуг в такой системе здравоохранения выступает государство. В связи с тем, что граждане не участвуют в оплате оказанных им медицинских услуг, возникает риск безответственного отношения к своему здоровью, что приводит к формированию вредных привычек. В рамках бюджетной отрасли системы здравоохранения в большей мере, чем в других ее системах, реализуется принцип доступности медицинской помощи, возникает риск перепотребления медицинских услуг. Это приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, поскольку большая часть финансовых ресурсов тратится не на обновление оборудования, переподготовку и повышение квалификации медицинского персонала, а на процесс оказания медицинских услуг. Затраты на медицинские услуги в этих условиях осуществляются вне зависимости от степени их необходимости.

     Подход  к медицинской услуге как товару характерен для частной системы здравоохранения, которая функционирует на принципах платности всех медицинских услуг для всех слоев населения из личных средств граждан или посредством добровольного медицинского страхования. В такой системе здравоохранения заказчиком медицинской услуги является пациент. Степень вмешательства государства в регулирование рынка медицинских услуг сводится к установлению «правил игры» на рынке, разработке стандартов качества и правового обеспечения страховых медицинских услуг. Страховые организации осуществляют контроль за адекватным и корректным использованием средств, выделенных на медицинское страхование пациента. Такая модель организации стимулирует медицинские учреждения оказывать дорогостоящие высокотехнологичные виды медицинских услуг, потребителями которых может быть население с высоким доходом.

     Медицинская услуга, рассматриваемая как смешанное благо (квазиблаго), свойственна социально-страховой системе здравоохранения, предполагающей равную доступность для всех слоев населения тех медицинских услуг, которые определены в перечне государственных гарантий оказания медицинской помощи. Как правило, государственные гарантии включают услуги скорой, неотложной, экстренной медицины, а также медицинские услуги, оказание которых нацелено на поддержание здоровья населения на высоком уровне. Пациент является полноценным субъектом рынка медицинских услуг, выступая их заказчиком и потребителем одновременно. Оплата за предоставленные медицинские услуги может производиться как из личных средств пациента, так и через посредников, в качестве которых выступают фонд обязательного медицинского страхования, фонды добровольного медицинского страхования, страховые организации.

     Роль  государства в социально-страховой  системе здравоохранения сравнительно велика, поскольку именно государство  обеспечивает гарантии оказания медицинской  помощи, создает условия для эффективного функционирования рынка медицинских  услуг посредством создания и  развития конкуренции на данном рынке, формирования стандартов качества оказания медицинских услуг, а также осуществления  контроля качества, обоснованности и  адекватности медицинских услуг. В  связи с тем, что отдельный  гражданин может получить на безвозмездной  основе только небольшой перечень медицинских  услуг, повышается его ответственность  за собственное здоровье. Большое  значение в рамках данной системы  здравоохранения приобретают профилактические мероприятия и формирование здорового  образа жизни.

Информация о работе Государственное регулирование услуг здравоохранения