Государственное регулирование услуг здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

Цель - исследовать роль государства в регулировании услуг здравоохранения.
Задача исследования - систематизировать теоретические основы государственного регулирования услуг здравоохранения; проанализировать практику государственного регулирования услуг здравоохранения в россии и современное состояние рынка медицинских услуг

Содержание

Введение 6
1 Теоретические основы государственного регулирования услуг
здравоохранения 8
1.1 Здоровье населения – важнейший фактор социально-
экономического развития страны
1.2 Понятие медицинской услуги и необходимость ее регулирования
1.3 Методы регулирования услуг здравоохранения 10
1.4 Нормативное и правовое регулирование в области здравоохранения 11
2 Практика государственного регулирования услуг здравоохранения
в России 17
2.1 Органы государственного регулирования здравоохранения
и их функции
2.3 Лицензирование отдельных видов деятельности и
сертификация медицинских услуг в области здравоохранения 17
2.4 Медицинское страхование и программа государственных
гарантий 18
2.5 Государственное программирование - высшая форма
государственного регулирования 20
2.6 Результативность государственного воздействия на услуги
здравоохранения 23
Заключение 33
Библиографический список 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 181.06 Кб (Скачать)

     Повышение качества и реальной доступности медицинской помощи для всех слоев населения является основным направлением государственной политики в сфере здравоохранения, которая обеспечивает население медицинскими услугами. Медицинские услуги выделяются из общей сферы услуг в силу наличия специфических особенностей, к которым относятся следующие:

     – влияние личного фактора при  оказании медицинской услуги, характеризующего степень доверия потребителя  производителю. Значимость этой особенности  предопределена тем, что результатом  оказания медицинской услуги является изменение состояния здоровья пациента;

     – необходимость проведения подготовительного  периода потребления медицинской  услуги, включающей проведение лабораторно-диагностических  исследований;

     – наличие временного лага между моментом оказания услуги и конечным результатом  потребления медицинской услуги, который характеризуется изменением состояния здоровья пациента;

     – сложность определения точной стоимости  медицинской услуги;

     – незаменимость медицинской услуги, которая обусловлена тем, что  она является услугой жизненной  важности;

     1.3 Методы регулирования услуг здравоохранения

     Государственное регулирование рынка медицинских  услуг осуществляется на основе использования  административно-распорядительных, экономических и социально-психологических методов регулирования.

     Особенностью  регулирования рынка медицинских  услуг в силу его высокой социальной значимости является то, что государство  призвано осуществлять с помощью  финансовых и налоговых инструментов регулирование посредников на рынке, в качестве которых выступают  как государственные (Фонд обязательного  медицинского страхования), так и  частные (фонды дополнительного медицинского страхования, страховые организации) посредники.

     Жесткое разграничение административно-распорядительных, экономических и социально-психологических  методов относительно, так как  порой и административные, и экономические  методы несут в себе черты и  того, и другого.

     Административно-распорядительные методы регулирования рынка медицинских услуг реализовываются при лицензировании, сертификации, регистрации медицинских учреждений, при реализации государственной поддержки в форме финансирования программ социально-экономического развития здравоохранения как отрасли, а также при реализации правового обеспечения предоставления медицинских услуг.

     Экономические методы регулирования призваны обеспечить стимулирующую и ограничительную функции государственного регулирования рынка медицинских услуг с помощью налогово-кредитных, финансовых и страховых инструментов регулирования, а также государственных санкций и ценовых ограничений.

     Социально-психологические  методы регулирования обеспечивают реализацию государственных стандартов для медицинских образовательных учреждений и функционирующих лечебных учреждений, оздоровительных программ и пропагандирование формирования здорового образа жизни, обеспечение информационной поддержки социальных мероприятий в области здравоохранения.

     1.4 Нормативное-правовое регулирование в области здравоохранения

     Правовое  регулирование взаимоотношений  человека и общества во все времена  не могло обойти сферу охраны здоровья граждан и медицинскую деятельность.

     Основные  направления правового регулирования  в области охраны здоровья:

  • надзорные законы, обеспечивающие безопасные условия жизни;
  • законы, обеспечивающие профилактику заболеваний и здоровый образ жизни;
  • права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • ответственность за правонарушения в области охраны здоровья граждан;
  • организация деятельности системы здравоохранения;
  • регулирование профессиональной медицинской и фармацевтической деятельности;
  • финансирование здравоохранения, налоги, таможенные пошлины и льготы;
  • специальные законы по актуальным разделам медицины и конкретным заболеваниям.

     К сожалению, правовое регулирование  основных видов медицинской деятельности мало известно специалистам и врачам. Что же касается рядовых пациентов, то они осведомлены еще меньше и еще хуже ориентируются в  вопросах медицинского права. Поэтому  необходимо, чтобы будущие педагоги были ознакомлены с основами законодательства в вопросах здравоохранения.

     Главным законодательным документом страны является Конституция Российской Федерации 1993 года, статья 41 которой гласит:

     Каждый  имеет право на охрану здоровья и  медицинскую помощь. Медицинская  помощь в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджете, страховых взносов, других поступлений.

     В Российской Федерации финансируются  федеральные программы охраны и  укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

     Сокрытие  должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и  здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

     Основой реформы правовой системы здравоохранения  являются законы:

     - «О медицинском страховании граждан  в Российской Федерации» №  1499-1 от 28 июня 1991г. с изменениями  и дополнениями от 1993, 1994г.;

     - «Основы законодательства Российской  Федерации об охране здоровья  граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года  с изменениями и дополнениями  от 1993, 1998, 1999 и 2000г. г.;

     - «О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения № 52-ФЗ  от 30 марта 1999г.

     Право граждан на медико-социальную помощь. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют  право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную  помощь, а также меры социального  характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной  нетрудоспособности. Граждане имеют  право на бесплатную медицинскую  помощь в государственной и муниципальной  системах здравоохранения. Гарантированный  объем медицинской помощи предоставляется  гражданам в соответствии с программами  государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской  помощи. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и другие услуги на основе программ добровольного  медицинского страхования.

     При обращении за медицинской помощью  и ее получении пациент имеет  право на: 1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; 2) выбор  врача, в том числе семейного  и лечащего врача, с учетом его  согласия, а также выбор лечебно-профилактического  учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного  медицинского страхования; 3) обследование и лечение в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; 4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов; 5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; 6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении; 7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство; 8) отказ от медицинского вмешательства; 9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья; 10) получение медицинских и других услуг в рамках программы добровольного медицинского страхования; 11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи; 12) допуск к нему адвоката для защиты его прав; 13) допуск к нему священнослужителя.

     Первичная медико-санитарная помощь. Первичная  медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого  гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний: санитарно-гигиеническое  образование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства. Объем первичной медико-санитарной помощи устанавливается местной администрацией в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 ПРАКТИКА  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСЛУГ

      ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ

     2.1 Органы государственного  регулирования здравоохранения 

       и их функции

     Министерство  здравоохранения  и социального  развития РФ (Минздравсоцразвития России), согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей. К функциям данного министерства относятся вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела.

     Федеральная служба по надзору  в сфере защиты прав потребителей и  благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Свою деятельность Служба осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.

       К полномочиям Службы относится  осуществление надзора и контроля  за исполнением обязательных  требований законодательства РФ  в области обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, защиты  прав потребителей в области потребительского рынка. При этом она руководствуется Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г., Законом "О защите прав потребителей" (в ред. Федерального закона от 17 декабря 1999 г.), а также иными нормативными правовыми актами РФ.

     Служба  осуществляет контроль за соблюдением  правил продажи отдельных, предусмотренных  законодательством товаров, выполнения работ, оказания услуг; санитарно-карантинный  контроль в пунктах пропуска через  Государственную границу РФ.

       Служба выдает лицензии на  осуществление деятельности, связанной  с использованием возбудителей  инфекционных заболеваний; деятельности  в области использования источников  ионизирующего излучения.

       Служба регистрирует лиц, пострадавших  от радиационного воздействия  и подвергшихся радиационному  облучению в результате чернобыльской  и других радиационных катастроф  и инцидентов; устанавливает причины  и выявляет условия возникновения  и распространения инфекционных  заболеваний; организует деятельность централизованных органов (центров) государственного санитарно-эпидемиологического надзора во главе с главным санитарным врачом Российской Федерации, а также осуществляет иные функции, указанные в Положении о ней, утвержденном Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г.

     Федеральная служба по надзору  в сфере здравоохранения  и социального  развития (Минздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, на которую возложены функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Свою деятельность она реализует непосредственно и через свои территориальные органы. Положение о ней утверждено Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г.

     Служба  осуществляет надзор за фармацевтической деятельностью, соблюдением государственных  стандартов, технических условий  на продукцию медицинского назначения. Кроме того, она осуществляет контроль и надзор за соблюдением стандартов социального обслуживания; контроль за порядком производства медицинской экспертизы; порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов, осуществлением судебно-медицинских и судебных психиатрических экспертиз.

Информация о работе Государственное регулирование услуг здравоохранения