Государственное регулирование услуг здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

Цель - исследовать роль государства в регулировании услуг здравоохранения.
Задача исследования - систематизировать теоретические основы государственного регулирования услуг здравоохранения; проанализировать практику государственного регулирования услуг здравоохранения в россии и современное состояние рынка медицинских услуг

Содержание

Введение 6
1 Теоретические основы государственного регулирования услуг
здравоохранения 8
1.1 Здоровье населения – важнейший фактор социально-
экономического развития страны
1.2 Понятие медицинской услуги и необходимость ее регулирования
1.3 Методы регулирования услуг здравоохранения 10
1.4 Нормативное и правовое регулирование в области здравоохранения 11
2 Практика государственного регулирования услуг здравоохранения
в России 17
2.1 Органы государственного регулирования здравоохранения
и их функции
2.3 Лицензирование отдельных видов деятельности и
сертификация медицинских услуг в области здравоохранения 17
2.4 Медицинское страхование и программа государственных
гарантий 18
2.5 Государственное программирование - высшая форма
государственного регулирования 20
2.6 Результативность государственного воздействия на услуги
здравоохранения 23
Заключение 33
Библиографический список 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 181.06 Кб (Скачать)

     Несмотря  на благие намерения кураторов национального  проекта, существенно изменить ситуацию в здравоохранении не удалось. Некоторые  эксперты называют нацпроект «Здоровье» провальным.

     На  поставленном оборудовании оказалось  некому работать, расходные материалы  быстро закончились, да и качество самого оборудования оставляет желать лучшего.

     На  фоне оптимистических отчётов министерства об успехах нацпроекта депутаты Государственной  думы заявили, что положение с  лекарственным обеспечением и кадровым составом медицинских учреждений оставляет желать много лучшего.

     Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)" (утв. постановлением Правительства РФ от 10 мая 2007 г. N 280) (с изменениями от 18 февраля, 2 июня 2008 г., 9 апреля 2009 г., 6 апреля 2011 г.)

     Целями  Программы являются снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения  при социально значимых заболеваниях, увеличение продолжительности и  улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями.

     Программа включает в себя подпрограммы "Сахарный диабет", "Туберкулез", "ВИЧ-инфекция", "Онкология", "Инфекции, передаваемые половым путем", "Вирусные гепатиты", "Психические расстройства", "Артериальная гипертония", "Вакцинопрофилактика".

     Финансирование  мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации  и средств внебюджетных источников. Общие затраты на реализацию мероприятий  Программы составляют 95820,8577 млн. рублей.

     В случаях экологических катастроф, военного положения, эпидемий и т.п. разрабатываются соответствующие  чрезвычайные программы. Выделяют, кроме  того, общегосударственные, региональные, отраслевые программы.

     Государственное программирование в здравоохранении  – это своего рода инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами  государства, гарантирующие развитие отрасли в заданном направлении. Планируя и регулируя сферу экономических  отношений в здравоохранении, государство  стремится добиться необходимой  координации воспроизводственных  потоков в данном секторе экономики  в соответствии с потребностями  общества в охране и укреплении здоровья.

      2.5 Результативность государственного воздействия на услуги здравоохранения

     Государственные расходы на здравоохранение в 2009 г. составили 1653 млрд руб, что превышает показатели 2008 г. на 7 % (в предыдущем году увеличение расходов составило 25 %) (рисунок 1). На долю федерального бюджета в 2009 г. пришлось 21 % всех расходов (352 млрд руб); прирост расходов федерального бюджета относительно показателей предыдущего года составил 27 % (в предыдущем году — 15 %).

     

        Рисунок 1 – Государственные расходы на здравоохранение. 2005 - 2009 гг.

     В национальный проект «Здоровье» в ближайшие  три года будет инвестировано 440 млрд. руб., сообщил 17 сентября 2011 года премьер-министр Владимир Путин. Такая  добавка увеличит душевые расходы  на здравоохранение почти на 35 долларов в год.

     Однако  Россия по-прежнему останется в списке тех государств, которые стремятся  сэкономить на здоровье собственных  граждан. По данным Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ), российское правительство  расходует на охрану здоровья граждан  всего 3,4% ВВП, тогда как в Евросоюзе  этот показатель почти вдвое выше, а во Франции составляет 8,7% ВВП (рисунок 2). 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Рисунок  2 - Государственные расходы на здравоохранение в 2008 г. в России и странах ОЭСР (в процентах от ВВП)

     Еще более вопиющие показатели экономии заметны при сравнении душевых  госзатрат на здравоохранение (таблица 1). Если в России эти госзатраты составляют всего — 570 долл., то в среднем по ЕС почти в четыре раза больше — 2224 долл. В Австрии правительство тратит на охрану здоровья каждого жителя 2900 долл., во Франции — 3000, а Чехии — 1420 долл. (Здесь речь идет не о номинальном обменном курсе, а о сопоставимых данных по паритету покупательной способности национальной валюты.)

        Таблица 1 - Россия тратит на здравоохранение значительно меньше европейских государств1

Страны Россия ЕС Австрия Франция Чехия
Государственные затраты на здравоохранение в процентах от ВВП 3,4 6,9 7,8 8,8 5,8
Подушевые госзатраты на здравоохранение, долл.* 570 2224 2900 3000 1420
Доля  здравоохранения в общих госрасходах 10,2 15 15,9 16,6 13,5
 

     Таким образом, государственные расходы  на систему здравоохранения в  России в 4–5–6 раз ниже, чем в  развитых странах, и ожидать в  этих условиях качественного улучшения  ситуации не приходится. Даже если в  стране будет закрыто еще несколько  больниц и ликвидировано несколько  тысяч больничных коек. И даже если доходы лечебных учреждений будут еще  жестче привязаны к объему услуг, исключительно скромный бюджет медицины не позволит рассчитывать на исправление  ситуации.

     «У  нас очень много больничных коек. Количество больничных коек у нас  такое же, как в европейских  странах, а качество совсем другое (таблица 2). Потому что у нас медицинские учреждения получают деньги не за качество услуг, не за количество, а за сам факт своего существования. Они на смете сидят», – заявил Путин 27 января 2010 года. Решать проблему премьер предлагает с помощью «новых форм оказания медицинских услуг», в рамках которых учреждения получают деньги не за факт своего существования, а за объем и качество предоставляемых услуг. При этом, судя по всему, будет продолжена политика ликвидации лечебных учреждений. «Тем, кто работает не так эффективно, придется уходить с рынка», – обещает премьер.

      Таблица 2 - Обеспеченность больничными койками на 10000 населения (на конец года).

Значение показателя за год 2006 2007 2008 2009
Всего 109 107 98,6 96,8
 

     Описанная премьером картина не совсем соответствует  реальности. В действительности финансирование больниц и поликлиник уже сегодня  напрямую связано с количеством  пациентов, а также объемом медицинских  услуг, анализов и процедур. Сам объем  услуг фиксируется с помощью  индивидуального полиса медицинского страхования, о существовании которого известно каждому жителю страны. Но фундаментальные проблемы отечественной  медицины вовсе не ограничиваются избытком коек в больницах или сохранением  элементов сметного финансирования. Причины провалов в хроническом  недофинансировании здравоохранения, а также в неудачах внедрения  системы обязательного медстрахования (ОМС). С 1991 года система ОМС практически  не улучшила качество здравоохранения, она так и не дала пациентам  возможности выбора, не создала для  врачей дополнительных стимулов и источников финансирования, но существенно усложнила  их работу.

     21 апреля 2010 года глава Минздравсоцразвития  Татьяна Голикова сообщила о  дефиците врачей, который достигает  почти 30% потребности ( Таблица 3). Особенно остро нехватка ощущается в ходе реализации целевых программ по лечению сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, оказанию помощи пострадавшим в ДТП.

      Таблица 3 - Обеспеченность населения врачами на 10000 населения (на конец года).

Значение  показателя за год 2006 2007 2008 2009
Всего 49,4 49,8 49,6 50,1
 

     Согласно  последнему отчету Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ), Россия попадает в список самых обеспеченных врачами  стран. Например, в Германии на 10 тыс. граждан приходится 34 медицинских  специалиста, в США – 26, в Японии – 21, а в России – 50,1 (таблица 4). 

Таблица 4 - Россия отличается высокой численностью медперсонала

Страна  Обеспеченность  врачами (на 10 тыс. населения) 2000–2007  Обеспеченность  средним медперсоналом (на 10 тыс.  населения) 2000–2007  Обеспеченность  больнич- ными койками (на 10 тыс.  населения) 2000–2008
  Россия 51 85 97
  Германия 34 80 83
  Италия 37 72 39
  Франция 34 80 73
  Греция 50 36 48
  США 26 94 31
  Япония 21 95 140
 

     С одной стороны, обеспеченность российского  населения врачами, судя по данным ВОЗ, выше, чем в европейских странах  и США. С другой – глава Минздравсоцразвития  выступает с заявлениями о  дефиците медицинских, прежде всего  высококвалифицированных, специалистов (таблица 5). Получается противоречивая ситуация: при большом количестве врачей лечить серьезные заболевания в стране некому. Тем самым государство фактически признало собственную несостоятельность и отсутствие разумного госуправления в сфере здравоохранения, ведь именно государство формирует программы подготовки тех или иных специалистов.

      Таблица 5 - Численность медицинских кадров, имеющих высшую и первую квалификационные категории.

значение  показателя за год 2008 2009
Врачи (без зубных) 337724 341858
 

     Низкая  заработная плата способствует утечке специалистов из государственных медицинских  учреждений в частные клиники. При  этом многие лишаются также стимула  получать высшее медицинское образование, повышать свою квалификацию. Так, по данным Росстата за январь-февраль 2010 года, среднемесячная заработная плата работников в сфере  здравоохранения и предоставления социальных услуг составила 14 745 руб. Уровень оплаты специалиста с высшим медицинским образованием и опытом работы стал практически равен уровню оплаты труда менее квалифицированного персонала. Это во многом демотивирует хороших специалистов, они уходят работать в частные клиники.

     За 11 месяцев 2009 года Росстатом зарегистрировано 1,610,254 рождения и 1,834,564 смерти, что в  результате даёт естественную убыль  населения в 224,310 чел. Оценка возможных  итогов года: естественная убыль составит 240,166 человек (1,997,663 смертей - 1,757,497 рождений). Положительное сальдо миграции по годам 2007, 2008, 2009 годов составляет 75, 200 и 262 тыс. чел. Если сальдо останется на уровне прошлого года, то общая численность  населения РФ вырастет на 20 тыс, но ожидается, что рост будет больше. Однако, сальдо миграции отчасти растет в связи  с улучшением регистрации мигрантов, и речь идет все же в основном о временной трудовой миграции, при  этом непонятно идентифицируют ли мигранты себя с Россией и можно ли их считать частью населения.

     Успехи  внедрявшихся программ в снижении смертности и повышении рождаемости в  реальности весьма скромны. Последний  спад рождаемости в России начался  в 1987 году. Начиная с 1999 года зарегистрирована тенденция небольшого роста рождаемости. Влияние оказали смена социальных устоев в конце 80-х – начале 90-х, а также низкое число родившихся в конце 60-х, достигших фертильного  возраста в конце 80-х. До распада  СССР значительный вклад в репродукцию  вносили молодые люди, вступавшие в брак в возрасте около 20 лет, часто  сразу после службы в армии. Значительные льготы, в том числе возможность  получения отдельных квартир  и социальной помощи, стимулировали  раннюю рождаемость. В новых экономических  условиях потенциальные родители оказались  вынуждены откладывать деторождение до периода, когда они смогут приобрести жилье, закончить образование и  встать на ноги или до момента «сейчас  или никогда». Кроме этого, на протяжении 90-х годов было низким число людей  в возрастных группах, вносящих значительный вклад в репродукцию. Таким образом, многие пары, которые отложили рождение первого ребенка в конце 80-х, достигли возраста 30 лет в наши дни, в то же время большая группа рожденных  в середине 1980-х достигла репродуктивного возраста, что дало небольшой рост рождаемости после 1999 г., окончание которого мы наблюдаем сейчас.

Информация о работе Государственное регулирование услуг здравоохранения