Государственное регулирование услуг здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

Цель - исследовать роль государства в регулировании услуг здравоохранения.
Задача исследования - систематизировать теоретические основы государственного регулирования услуг здравоохранения; проанализировать практику государственного регулирования услуг здравоохранения в россии и современное состояние рынка медицинских услуг

Содержание

Введение 6
1 Теоретические основы государственного регулирования услуг
здравоохранения 8
1.1 Здоровье населения – важнейший фактор социально-
экономического развития страны
1.2 Понятие медицинской услуги и необходимость ее регулирования
1.3 Методы регулирования услуг здравоохранения 10
1.4 Нормативное и правовое регулирование в области здравоохранения 11
2 Практика государственного регулирования услуг здравоохранения
в России 17
2.1 Органы государственного регулирования здравоохранения
и их функции
2.3 Лицензирование отдельных видов деятельности и
сертификация медицинских услуг в области здравоохранения 17
2.4 Медицинское страхование и программа государственных
гарантий 18
2.5 Государственное программирование - высшая форма
государственного регулирования 20
2.6 Результативность государственного воздействия на услуги
здравоохранения 23
Заключение 33
Библиографический список 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 181.06 Кб (Скачать)

       Служба организует проведение  экспертизы качества, эффективности  и безопасности лекарственных  средств. Она выдает лицензии  на осуществление медицинской  деятельности, фармацевтической деятельности, деятельности по оказанию протезно-ортопедической  помощи, деятельности, связанной с  оборотом наркотических средств  и психотропных веществ, а также  иные полномочия, указанные в  Положении о ней.

     Федеральное агентство по здравоохранению  и социальному  развитию (Росздрав) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, организацию предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан, социальное обслуживание населения, проведение медико-социальной экспертизы, донорство крови, трансплантацию органов и тканей человека.

       Агентство осуществляет свою  деятельность непосредственно или  через свои территориальные органы, а также через подведомственные  организации. Положение о нем  утверждено Постановлением Правительства  от 30 июня 2004 г. Росздрав организует деятельность государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов и государственной службы реабилитационной индустрии; Всероссийского центра медицины катастроф; по профессиональной переподготовке, повышению квалификации медицинских, санитарно-эпидемиологических и фармацевтических работников, работников сферы социального развития и курортного дела, а также направление граждан Российской Федерации на лечение за границей. Агентство выполняет и другие функции, указанные в Положении о нем.

     Федеральное медико-биологическое  агентство образовано в соответствии с Указом Президента от 11 октября 2004 г. в целях развития системы специализированного санитарно-эпидемиологического надзора и медико-санитарного обеспечения работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также при выполнении пилотируемых космических полетов.

     Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере  санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных  отраслей промышленности с особо  опасными условиями труда и населения  отдельных территорий, правоприменительные  функции и функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в данной сфере.

      2.2 Лицензирование отдельных видов деятельности и сертификация медицинских услуг в области здравоохранения

     В соответствии с законодательством  Российской Федерации отдельные  виды деятельности в области здравоохранения  подлежат лицензированию.

     Особенности лицензионных требований и условий  при осуществлении конкретных видов  деятельности в области здравоохранения, подлежащих лицензированию, устанавливаются  федеральными законами и положениями  о лицензировании, конкретных видов  деятельности в области здравоохранения. Обязательным условием лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности является: наличие сертификатов специалистов у работников, оказывающих медицинскую помощь или непосредственно занятых фармацевтической деятельностью в организациях здравоохранения, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность; наличие стажа работы по специальности не менее пяти лет и сертификата специалиста для граждан, занимающихся частной медицинской деятельностью и частной фармацевтической деятельностью.

     Правительство Российской Федерации утверждает порядок  ведения лицензионной деятельности, положения о лицензировании конкретных видов деятельности в области  здравоохранения и определяет федеральные  органы исполнительной власти и специально уполномоченные органы, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности в области здравоохранения, а  также порядок ведения лицензионной деятельности в области здравоохранения  субъектами Российской Федерации.

     Медицинские услуги подлежат обязательной сертификации с целью подтверждения их соответствия безопасности для жизни и здоровья человека и окружающей природной  среды.

     Перечень  медицинских услуг, подлежащих обязательной сертификации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

     Федеральный орган исполнительной власти в области  здравоохранения организует сертификацию медицинских услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правила сертификации медицинских  услуг утверждаются федеральным  органом исполнительной власти в  области здравоохранения.

     При установлении соответствия медицинской  услуги безопасности для жизни и  здоровья человека, субъекту, осуществляющему  медицинскую деятельность, выдается сертификат соответствия установленного образца.

      2.3 Медицинское страхование и программа государственных гарантий

     Медицинское страхование гарантирует гражданам  при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счёт накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование может быть в форме обязательного (ОМС) и добровольного (ДМС) страхования.

     Обязательное  медицинское страхование — вид  обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых  государством правовых, экономических  и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении  страхового случая гарантий бесплатного  оказания застрахованному лицу медицинской  помощи за счет средств обязательного  медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного  медицинского страхования и в  установленных настоящим Федеральным  законом случаях в пределах базовой  программы обязательного медицинского страхования;

     В январе 2010 г. Министерство здравоохранения  и социального развития РФ приняло  решение об ускорении процесса реформирования системы ОМС: были озвучены планы  по увеличению финансирования здравоохранения  за счет изменения процентной ставки отчислений фонда оплаты труда на целевые страховые взносы — с 3,1% до 5,1%. Средства будут перечисляться  в специально созданный фонд модернизации здравоохранения субъектов РФ и  затем будут распределяться регионам на переоснащение материально-технической  базы, информатизацию здравоохранения, выплату заработных плат медработникам, обеспечение населения лекарственными и диагностическими средствами.

     Добровольное  медицинское страхование является дополнительной программой к установленному объёму медицинской помощи, что действует  для лиц, указанных страхователями в качестве выгодополучателей. ДМС  осуществляется за счёт средств определённого  бюджета, личных взносов граждан, взносов  работодателя.

     Следует отметить, что ДМС страхует не здоровье, но затраты на лечение; последние  возмещаются застрахованному как  правило или по этапу медицинского вмешательства (фармакология, диагностика, стационар), или по видам оказанной медицинской помощи (стоматология, гинекология, косметология, случай смерти), или по долям расходов на оплату оказанной медицинской помощи (полное возмещение, процентное возмещение, возмещение в пределах определённой суммы).

     Добровольное  медицинское страхование подразделяют на индивидуальное (учитывающее сложность  конкретного заболевания конкретного  лица) и на коллективное (учитывающее  риск возникновения определённых заболеваний  у группы лиц).

     В Российской Федерации бесплатное предоставление медицинских услуг гражданам закреплено в статье 41 Конституции РФ. В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Правительство Российской Федерации утверждает программу государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.

       Программа государственных гарантий  обеспечения населения бесплатной  медицинской помощью финансируется  за счет бюджетов всех уровней  и средств обязательного медицинского  страхования. Поэтому в состав  Программы государственных гарантий  входит базовая программа ОМС.

     Основные  задачи Программы:

      1) создание единого правового и экономического механизма реализации конституционных прав граждан на получение гарантированной (бесплатной) медицинской помощи;

      2) создание единой системы планирования и финансирования медицинской помощи;

      3) обеспечение баланса между обязательствами  государства по предоставлению населению гарантированной (бесплатной) медицинской помощи и выделяемых для этого ресурсов.

      2.4 Государственное программирование - высшая форма госуда-рственного регулирования

     Как было отмечено, одним из методов  государственного регулирования здравоохранения  является целевое регулирование  здравоохранения или его программирование. Государственные программы можно  подразделить на несколько видов. Краткосрочные  программы разрабатываются обычно на срок от 1 года до 3 лет. Среднесрочные  программы охватывают период в 3 – 5 лет. Долгосрочные программы планируются  на срок от 5 и более лет. Целевые  программы предусматривают развитие конкретных видов медицинских услуг  и предоставление их отдельным группам населения. Например, национальный проект «Здоровье», «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)».

     Национальный  проект «Здоровье» — программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В. Путиным в 2005 году в рамках реализации четырёх национальных проектов.

     Цели  проекта:

  • укрепление здоровья граждан
  • повышение доступности и качества медицинской помощи
  • развитие первичной медицинской помощи
  • возрождение профилактического направления в здравоохранении
  • обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью

     Основные  направления:

  • подготовка и переподготовка врачей общей практики
  • повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины.
  • укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи
  • повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи
  • строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров (планируется строительство 15 федеральных медицинских центров).

     В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 78,98 млрд руб. Кроме  того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муниципальными образованиями. В 2007 году было выделено 131,3 млрд рублей. В 2007—2009 годы было выделено 346,3 млрд руб. на реализацию проекта.

     На  начало июля 2007 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача (2939 по специальности  «Терапия», 2298 — «Педиатрия» и 597 — «Общая врачебная практика»). В  первом полугодии 2007 года более 150 тыс. медицинских работников (более 70 тыс. врачей и 79 тыс. медицинских сестер) получили дополнительные денежные выплаты  на общую сумму более 6,6 млрд руб.

     В регионы на начало июля 2007 года было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования (512 комплектов лабораторного  оборудования, 71 ультразвуковой аппарат, 788 рентгенологических аппаратов с 443 проявочными машинами, 438 единиц эндоскопического оборудования, 465 электрокардиографов  и 550 фетальных мониторов). Планировалось, что в 2007 году современным диагностическим  оборудованием будет оснащено 375 детских поликлиник.

     По  итогам 2009 года продолжительность жизни  в России увеличилась до 69 лет. В  феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Александр  Жуков заявил, что увеличение продолжительности  жизни является успехом приоритетных национальных проектов.

Информация о работе Государственное регулирование услуг здравоохранения