Государственное регулирование производства алкогольной продукции в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является система мер государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.
Предметом исследования являются социально-экономические, организационно-правовые отношения, возникающие в процессе государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.
Цель курсовой работы заключается в определении форм государственного регулирования производства алкогольной продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 02
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5
1.1 Понятие алкогольной продукции в соответствии с законодательством Республики Беларусь 5
1.2 Цели и меры государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции 8
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 11
2.1 Основные требования и ограничения в области производства алкогольной продукции, лицензирование 11
2.2 Регулирование цен на алкогольную продукцию, установление акцизов в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь 17
2.3 Регулирование импорта алкогольной продукции в Республики Беларусь 19
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 21
3.1 Итоги государственного регулирования производства алкогольной продукции в Республики Беларусь за период 2005-20103 21
3.2 О проекте отраслевой программы развития организаций Республики Беларусь, осуществляющих производство и экспорт алкогольной продукции, на 2011-2015 годы 22
3.3 Перспективы развития организаций по производству алкогольной продукции 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30

Работа содержит 1 файл

АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ-АУ-01.11.2010.docx

— 79.48 Кб (Скачать)

     Проектом  Программы предусматривается ежегодное  снижение до 10,0% в год вин плодовых крепленых ординарных. В этой связи  выпуск «низкосортных» вин плодовых в республике сократится к 2015 году в 3 раза и составит 2254 тыс.дал. Одновременно объемы вин улучшенного качества и специальной технологии увеличатся на 5,0%, а фруктово-ягодных натуральных (некрепленых)- в 14 раз (на 2,3 млн. дал)

     Производство  вин виноградных (вторичное  виноделие)

     В республике на 01.01.2010 года 24 организации  имели лицензии на право производства вин виноградных общей мощностью 7,6 млн. дал в год. За 2009 год произведено 3361 тыс. дал вин виноградных. Проектом Программы предусматривается увеличение объема производства вин виноградных  до 6691 тыс. дал в 2015 году.

     Основной  целью работы организаций будет  увеличение удельного веса вин виноградных  натуральных до 85,0%в общем объеме их производства, повышение их конкурентоспособности  на внутреннем рынке, что позволит сократить  импорт бутилированных вин аналогичного качества.

     Производство  коньяка и бренди

     В 2009 году производство коньяка и бренди осуществляли 7 организаций республики общей мощностью по коньякам 311 тыс.дал  в год, бренди-68тыс.дал. Было произведено  коньяка 225 тыс. дал и бренди 19 тыс. дал. Мощность по производству коньяка  из импортного сырья к 2015 году увеличится до 364 тыс.дал в год, что позволит более полно обеспечить потребности  внутреннего рынка в данном виде алкогольной продукции, сократить  ее импорт.

     Производство  спирта этилового

     За 2009 год в республике произведено 9,2 млн. дал спирта (темп 91,4% к 2008 году). Из общего объема производства 96,0% спирта использовано для выпуска алкогольных  напитков, 2,0%-для выпуска уксуса, 2,0%- на нужды здравоохранения.

     Производство  спирта за пятилетку увеличится на 3,7% и в 2015 году составит 11,6 млн. дал, что в полном объеме обеспечит  потребность перерабатывающих предприятий  республики (9,2 млн. дал). Планируется  увеличить экспортные поставки спирта с 1,3 млн.дал в 2011 году до 1,6 млн. дал  в 2015 году, что составит 14,0% от общего объема его выпуска.

     Ожидаемые результаты реализации Программы.

     В результате реализации Программы рост алкогольной продукции в натуральном  выражении по сравнению с 2010 годом  составит: водки и ликеро-водочные изделия-12,9%, спирт-11,6%, вин -81,0%,коньяка-40,0%. Выпуск вин из плодово-ягодного сырья  будет снижен на 11,0%. Проект  Программы  предусматривается рост экспортных поставок алкогольной продукции  в натуральном и стоимостном  выражении.

     На  внутреннем рынке будет доминировать в основном алкогольная продукция  отечественного производства, увеличится выпуск импортозамещающих видов  продукции: виски, рома и текилы.

     Изменится структура производства и потребления  алкогольных напитков в сторону  увеличения выпуска более качественных и натуральных. Значительно сократиться  выпуск «низкосортных» вин плодовых, а их нишу на рынке займут вина виноградные  и вина фруктово-ягодные натуральные, улучшенного качества и выработанные по специальной технологии, сидры, что  будет способствовать снижению импорта  алкогольной продукции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Общественные  отношения в сфере производства и оборота алкогольной продукции  регулируются различными отраслями  права.

     Проблема  регулирования производства и оборота  алкогольной продукции в основном имеет две тесно взаимосвязанные  составляющие. Первая составная часть  связана с обеспечением поступления  акцизов и иных «алкогольных»  платежей в доходную часть бюджета, а вторая – с охраной жизни и здоровья потребителей такой продукции и поддержкой отечественных производителей.

     Можно сделать вывод об особой важности рынка крепкой алкогольной продукции в Беларуси и необходимости сосредоточения усилий по регулированию алкогольного рынка. Основной целью государственного регулирования производства алкогольной продукции является обеспечение населения безопасной и качественной продукцией, а также постоянное увеличение экспорта и бюджетных поступлений от акцизов.

     Необходимость госрегулирования рынка не только основывается на истории его развития в Республике Беларусь, но и подтверждается мировым опытом. В большинстве развитых стран рынки крепких алкогольных напитков являются самыми регулируемыми из всех агропродовольственных рынков. Это объясняется высокими рисками нерегулируемой продажи алкоголя для здоровья граждан и морального состояния общества.

     Рассуждая о регулировании рынка алкоголя, нельзя не учитывать его брендовую  составляющую, в которой государство  должно занимать активную позицию. Государству  выгодна организация рынка, для  которой характерны стабильность, информационная прозрачность, структурная устойчивость и хорошая управляемость. Обычно такой рынок приобретает структуру, при которой существует относительно небольшое количество крупных компаний с хорошей деловой репутацией и гарантированным качеством  продукции.

     В настоящее время рынок производства алкогольной продукции в нашей  стране регулируется государством посредством  законодательного установления требований и ограничений в области производства алкогольной продукции, лицензирования производства и квотирования объемов  выпуска продукции.

     Важным  направлением государственного регулирования  является регулирование цен на алкогольную продукцию и установление акцизов в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь, а также регулирование импорта алкогольной продукции в страну.

     Итоги государственного регулирования производства алкоголя за текущую пятилетку (2005-2010 годы) свидетельствуют об эффективности  принятых мер по развитию организаций. Увеличен удельный вес отечественной  алкогольной продукции на рынке  республики, снижено производство вин  плодовых при одновременном увеличении выпуска вин более высокого качества- фруктово-ягодных натуральных, улучшенного  качества. В 2009 году организовано производство импортозамещающей продукции-виски.

     Перспективы государственного регулирования производства алкогольной продукции в республике на ближайшую пятилетку (2011-2015 годы) прорабатываются в проекте отраслевой Программы развития организаций Республики Беларусь, осуществляющих производство и экспорт алкогольной продукции, на 2011-2015 годы. Ожидаемые результаты реализации Программы:

       рост алкогольной продукции в  натуральном выражении по сравнению  с 2010 годом,

       снижение выпуска вин из плодово-ягодного  сырья,

       рост экспортных поставок алкогольной  продукции в натуральном и  стоимостном выражении,

       доминирование на внутреннем  рынке в основном алкогольной  продукции отечественного производства,

       увеличение выпуска импортозамещающих  видов продукции: виски, рома  и текилы,

     перевооружение  и модернизация отечественных предприятий, производящих алкоголь.

     В настоящее время в стране сохраняется высокий уровень потребления крепких алкогольных напитков (45-49% в объеме потребления), 30-40% занимают вина, в том числе плодовые. В республике должна измениться структура производства и потребления алкогольных напитков. Необходимо чтобы потребители переходили на качественные натуральные виноградные вина улучшенного качества и выработанные по специальной технологии, сидры. Описанные в данной курсовой работе направления государственного регулирования на ближайшую перспективу будут способствовать снижению импорта алкогольной продукции в нашу страну и развитию отечественных предприятий, производящих алкоголь.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
 
     
  1. О Программе  развития организаций Республики Беларусь, осуществляющих производство и экспорт  алкогольной продукции, на 2005-2010 годы: Постановление Совета Министров  Респ. Беларусь, 09 сентября 2005г., №1000// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
  2. О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта: Закон Республики Беларусь от 27 августа 2008г. №429-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
  3. О совершенствовании государственного регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта: Декрет Президента Республики Беларусь от 09 сентября 2005г. №11 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
  4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
  5. О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий: Декрет Президента Республики Беларусь от 29 февраля 2008г. №3// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
  6. О рекламе: Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007г. № 225-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
  7. О внесении изменений и дополнений в декреты Президента Республики Беларусь от 9 сентября 2005г. № 11 и от 29 февраля 2008г. № 3, признании утратившими силу Декрета Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2005г. № 18 и отдельных положений декретов Президента Республики Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 05 мая 2009г. № 4// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
  8. О ценах на алкогольную продукцию и признании утратившими силу отдельного положения постановления и некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь: Постановление Министерства экономики Респ. Беларусь от 18 августа 2010г. №126 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
  9. Об установлении ставок акцизов на отдельные подакцизные товары: Указ Президента Республики Беларусь от 24 августа 2010г. № 439 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
  10. Бекташев А.А. Законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. – СПб.: Издательство «Юридический Центр Пресс», 2004. – 409 с.
  11. Об утверждении квот на производство в 2010 году алкогольной продукции, непищевого этилового спирта, дезинфицирующих средств, антисептических лекарственных и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2009г. № 1637 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
  12. О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 15 октября 2010г. № 174-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010
  13. Михайлов, Е. Инвентаризация остатков алкогольной продукции и неиспользованных акцизных марок: (комментарий к постановлению Госстандарта и МНС РБ от 26.03.2008 № 15/35) / Егор Михайлов // Главный бухгалтер / учредитель ООО «Агентство Владимира Гревцова» ― Минск, 1997―. ― 2008. ― № 17. ― С. 56―57.
  14. Производство, экспорт, импорт и реализация на внутреннем рынке алкогольной продукции и табачных изделий по Республике Беларусь за 2009 год: [статистический бюллетень] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск : [б. и.], 2010. – 110 с.

 

     Приложение  А

 

Квоты на производство в 2010 году алкогольной  продукции, непищевого этилового спирта, дезинфицирующих средств, антисептических  лекарственных и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции 

  Области г. Минск «Белгоспищепром» Белкоопсоюз Минсельхозпрод «Белбиофарм» Всего
Брестская Витебская Гомель- 
ская
Грод- 
ненская
Минская Моги- 
левская
Спирт этиловый из пищевого сырья (в условном спирте-сырце) 450 640 480 765 220 70 6 970 1 250 10 845
Водка и ликеро-водочные изделия 500 170 635 800 250 13 000 620 15 975
Вина  плодовые крепленые ординарные 1 350 1 270 1 635 1 070 1 300 700 2 100 1 300 310 400 11 435
Вина  фруктово-ягодные натуральные 1 32 10 10 10 20 83
Вина  плодовые крепленые марочные, улучшенного  качества и специальной технологии 900 1 800 965 1 040 700 1 100 700 600 130 350 8 285
Советское шампанское и другие игристые вина 100 1 400 1 500
Вина  виноградные 70 230 410 80 260 15 1 080 450 5 2 600
Вина  виноградные оригинальные 30 20 50
Коньяк 20 5 280 305
Коньячные напитки**
Бренди 2 50 52
Виски 25 25
Ром 5 5
Текила 5 5
Непищевой этиловый спирт 1 000 1 000
Антисептические лекарственные средства, относящиеся  к непищевой спиртосодержащей продукции 15 80 95
                         
                         

Информация о работе Государственное регулирование производства алкогольной продукции в Республике Беларусь