Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:34, курсовая работа
Объектом исследования является система мер государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.
Предметом исследования являются социально-экономические, организационно-правовые отношения, возникающие в процессе государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.
Цель курсовой работы заключается в определении форм государственного регулирования производства алкогольной продукции.
ВВЕДЕНИЕ 02
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5
1.1 Понятие алкогольной продукции в соответствии с законодательством Республики Беларусь 5
1.2 Цели и меры государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции 8
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 11
2.1 Основные требования и ограничения в области производства алкогольной продукции, лицензирование 11
2.2 Регулирование цен на алкогольную продукцию, установление акцизов в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь 17
2.3 Регулирование импорта алкогольной продукции в Республики Беларусь 19
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 21
3.1 Итоги государственного регулирования производства алкогольной продукции в Республики Беларусь за период 2005-20103 21
3.2 О проекте отраслевой программы развития организаций Республики Беларусь, осуществляющих производство и экспорт алкогольной продукции, на 2011-2015 годы 22
3.3 Перспективы развития организаций по производству алкогольной продукции 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30
В Беларуси Законом от 15 октября 2010г. № 174-З утверждены ставки акцизов на подакцизные товары - спирт, алкогольные изделия, табак, табачные изделия и др. в 2011 году [12]. Cтавки акцизов устанавливаются в соответствии с Особенной частью Налогового кодекса в белорусских рублях на весь год.
Ставка акцизов на водку и винные напитки с объемной долей этилового спирта 28,0% и более в 2011 году составит 22160 руб. за 1 литр безводного спирта в готовой продукции, тогда как за январь-август 2010 года - 18830 руб., сентябрь-декабрь 2010 года – 20710 руб., на ликероводочные изделия с объемной долей спирта от 7,0% до 28,0% – 16760 руб. соответственно - 14240 руб. и 15660 руб.
Ставки на коньяк, бренди, кальвадос и коньячные напитки составят 18680 руб. против 15870 руб. в январе-августе и 17469 руб. в сентябре-декабре 2010 года.
Ставки на оригинальные виноградные вина на 2011 году установлены в размере 26250 руб. против 22300 руб. в январе-августе 2010 года и 24539 руб. в сентябре-декабре 2010 г.
В отношении напитков слабоалкогольных с объемной долей спирта до 7,0% в 2011 году будут применяться акцизы в размере 35000 руб. против 11420 руб. в январе-августе 2010 года и 12560 руб. в сентябре-декабре 2010 года.
На плодовые крепленые марочные вина улучшенного качества и специальной технологии ставка акцизов составит 2910 руб., в 2010 году - 2690 руб. Фруктово-ягодные натуральные вина и фруктово-ягодные сидры не будут облагаться акцизным налогом.
В отношении этилового спирта из пищевого сырья будет применяться ставка 9420 руб. (8000 руб. и 8800 руб. в 2010году).
В
отношении этилового спирта-
В
настоящее время действуют
Таким образом можно сделать вывод, что рынок алкогольной продукции Беларуси в ближайшее время претерпит серьезные изменения.
Повышение акциза затронет те слабоалкогольные напитки, которые производятся не из натуральных ингредиентов, при этом на слабоалкогольные напитки, которые получаются в результате естественного брожения, акциз подниматься не будет.
Крупнейшим производителем слабоалкогольных напитков в Беларуси является Минский завод безалкогольных напитков. Слабоалкогольные напитки также производят "Лидское пиво", "Криница", "Брестское пиво". На перечисленные четыре компании приходится 90% рынка слабоалкогольных напитков. Остальные 10% делят мелкие поставщики этой продукции.
Однозначно
можно сказать одно: на рынке останутся
лишь слабоалкогольные напитки, содержащие
спирт эндогенного происхождения, то есть
образующегося в результате брожения.
Речь, в частности, идет о сидре и пивных
коктейлях. Другая часть слабоалкогольных
напитков, в которых алкоголь имеет экзогенное
происхождение, исчезнет. Выпуск таких
напитков после повышения акциза в три
раза потеряет экономическую целесообразность.
2.3
Регулирование импорта
алкогольной продукции
в Республики Беларусь
Закрепление за государством исключительного права на осуществление импорта алкогольной продукции является одной из основных мер государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.
Иключительное право государства на импорт алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта введено в Беларуси Декретом Президента Республики Беларусь от 29 февраля 2008г. № 3 взамен квотирования импорта этой продукции. Указанный Декрет утверждает Положение о проведении конкурсов на определение юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции. Юридические лица, реализующие данное право государства, определяются по результатам открытых конкурсов, которые являются открытыми и проводятся не реже чем один раз в год.
Организует
проведение конкурсов и определяет
их победителей постоянно
Победителями конкурса на определение поставщиков алкогольных напитков в 2010 году были признаны 23 предприятия (в том числе с иностранным капиталом). При этом в список импортеров алкогольной продукции (кроме алкогольных напитков) вошли 35 предприятий-переработчиков.
Среди
поставщиков алкогольных
Право на ввоз в Беларусь алкогольной продукции (виноградных виноматериалов, концентрата бренди, коньячного спирта, коньяка в сосудах более 2 л, спирта этилового денатурированного) в 2010 году получили 35 поставщиков против 31 в 2009 году.
Среди
поставщиков - Белорусско-молдавское СОАО
«Кодру», ООО «Винреал», ЗАО «Минский
завод виноградных вин», ЗАО «Минский
завод безалкогольных напитков», ОАО
«Брестское пиво», ОАО «Минский завод
игристых вин», РУП «Минск Кристалл»,
РУП «Гомельский ликероводочный завод»,
СП ОАО «Спартак», ИП «Кока-Кола Бевриджиз
Белоруссия», ООО «АРГ-групп», ГП «Белвнешторгинвест»,
ООО «Завод виноградных вин «Пять континентов»,
СООО «Белвингрупп», СООО «Завод виноградных
вин «Дионис» и другие.
3.1
Итоги государственного
регулирования производства
алкогольной продукции
в Республике Беларусь
за период 2005-2010 годы
В республике по состоянию на 01 января 2010 года специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с производством алкогольной продукции, имели 93 организации различных форм собственности, в том числе на производство спирта этилового из пищевого сырья-27, водок и ликеро-водочных изделий-23, винодельческой продукции- 62.
Количество организаций, производящих алкогольную продукцию, начиная с 2005 года, сократилось на 34 организации или на 27,0%. Прекратили выпуск алкогольной продукции предприятия с низкой эффективностью производства, устаревшей материально-технической базой, высокими удельными затратами на единицу продукции.
Принятые меры по развитию организаций позволили увеличить удельный вес отечественной алкогольной продукции на рынке республики, который в 2009 году достиг: по водке и ликеро-водочным изделиям- практически 100,0 %, винам виноградным-76,5%, шампанском и винам игристым-96,0%, коньякам-81,2%.
В связи с увеличением спроса на внутреннем рынке выпуск водок и ликеро-водочных изделий с 2004 года возрос почти в 2,0 раза (с 7,4 до 14,7 млн. дал в 2009 году), спирта этилового из пищевого сырья почти на 20,0% (до 9,2 млн. дал), коньяка- в 5,5 раз (225 тыс. дал), вин виноградных –в 1,3 раза (3,4 млн. дал). Одновременно снижено производство вин плодовых на 28,0% (до 19,1 млн. дал), бренди-почти в 6,0 раз (19,0 тыс. дал).
Осуществлен выпуск вин более высокого качества- фруктово-ягодных натуральных (18,0 тыс. дал), улучшенного качества и специальной технологии (5,1 млн. дал).
В
2009 году организовано производство импортозамещающей
продукции-виски, разлито 8,2 тыс. дал.
3.2
О проекте отраслевой
программы развития
организаций Республики
Беларусь, осуществляющих
производство и
экспорт алкогольной
продукции, на 2011-2015
годы
В настоящее время возникла необходимость разработки отраслевой Программы развития организаций Республики Беларусь, осуществляющих производство и экспорт алкогольной продукции, на 2011-2015 годы, так как существующая Программа развития организаций Республики Беларусь, осуществляющих производство и экспорт алкогольной продукции, на 2005-2010 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09 сентября 2005 г. № 1000, прекращает в 2010 году свое действие.
Заинтересованными
министерствами и ведомствами подготовлен
проект отраслевой Программы на 2011-2015
годы. Основной целью новой Программы
является создание организационно-экономических
условий для повышения
Проектом Программы предусматривается:
-модернизация
и техническое перевооружение
организаций с внедрением
-повышение
качества и
-удовлетворение
потребности республики в
-увеличение
экспортных поставок и
Планируется
большое внимание уделять улучшению
качества и расширению ассортимента
производимой продукции, внедрению
новых технологий, освоению новейших
методов и видов упаковки. Эти
меры позволят не только завоевать
отечественного потребителя, но и увеличивать
объемы экспорта. Качество продукции
будет служить основным фактором
повышения
Реализация
указанных мер организациями, осуществляющими
производство алкогольной продукции,
будет направлена на достижение ряда
задач: увеличение объемов продаж, формирование
активной ценовой политики, сокращение
издержек, получение дополнительной
прибыли, диверсификация производств
и т.д.
3.3
Перспективы развития
организаций по
производству алкогольной
продукции
Производство водки и ликеро-водочных изделий
Производство водок и ликеро-водочных изделий в 2009 году осуществляли 22 организации, общей мощностью 19 793 тыс. дал в год.
За прошлый год произведено 14689 тыс. дал указанной продукции или 101,8% к уровню 2008 года (использование мощностей в среднем по республике составило 74,2%). На экспорт поставлено 433 тыс. дал (темп роста к 2008 году-140,0%) или 2,9% к общему объему производства.
Выпуск
ликеро-водочной продукции возрастет
с 15675 тыс.дал в 2011 году до 16930 тыс. дал
в 2015 году. Экспорт водки и ликеро-
В соответствии с новой Программой к 2015 году планируется сохранить количество производителей ликеро-водочной продукции (23). Производственные мощности увеличатся на 524 тыс. дал и составят 21927 тыс. дал в год.
Мероприятия по реконструкции и техническому перевооружению организаций, осуществляющих производство водки и ликеро-водочных изделий, будут направлены на улучшение качества выпускаемой продукции, повышение конкурентоспособности, снижение себестоимости за счет внедрения новой техники и современных технологий.
Запланировано внедрение
современных технологий приготовления
водки и методов
Производство плодово-ягодных вин
В республике на 01.01.2010 года 62 организации имели лицензии на право производства вин плодовых общей мощностью 27,1 млн. дал в год.
За 2009 год произведено вин плодовых 19073 тыс. дал (92,0% к уровню 2008 года). За 2009 год реализовано на внутренний рынок 19137тыс.дал вина плодового и всего лишь 3,0 тыс.дал на экспорт.