Государственное регулирование производства алкогольной продукции в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является система мер государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.
Предметом исследования являются социально-экономические, организационно-правовые отношения, возникающие в процессе государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.
Цель курсовой работы заключается в определении форм государственного регулирования производства алкогольной продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 02
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5
1.1 Понятие алкогольной продукции в соответствии с законодательством Республики Беларусь 5
1.2 Цели и меры государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции 8
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 11
2.1 Основные требования и ограничения в области производства алкогольной продукции, лицензирование 11
2.2 Регулирование цен на алкогольную продукцию, установление акцизов в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь 17
2.3 Регулирование импорта алкогольной продукции в Республики Беларусь 19
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 21
3.1 Итоги государственного регулирования производства алкогольной продукции в Республики Беларусь за период 2005-20103 21
3.2 О проекте отраслевой программы развития организаций Республики Беларусь, осуществляющих производство и экспорт алкогольной продукции, на 2011-2015 годы 22
3.3 Перспективы развития организаций по производству алкогольной продукции 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30

Работа содержит 1 файл

АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ-АУ-01.11.2010.docx

— 79.48 Кб (Скачать)

CОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ           02

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ  МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ              5

1.1 Понятие алкогольной  продукции в соответствии с  законодательством Республики Беларусь             5

1.2 Цели и  меры государственного регулирования  производства и оборота алкогольной  продукции            8

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ  ПРОДУКЦИИ           11

2.1 Основные  требования и ограничения в  области производства алкогольной  продукции, лицензирование      11

2.2 Регулирование  цен на алкогольную продукцию,  установление акцизов в соответствии  с налоговым законодательством  Республики Беларусь 17

2.3 Регулирование  импорта алкогольной продукции  в Республики Беларусь            19

ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ            21

3.1 Итоги государственного регулирования производства алкогольной продукции в Республики Беларусь за период 2005-20103   21

3.2 О проекте отраслевой программы  развития организаций Республики  Беларусь, осуществляющих производство  и экспорт алкогольной продукции,  на 2011-2015 годы         22

3.3 Перспективы развития организаций  по производству алкогольной  продукции            23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           26

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    28

ПРИЛОЖЕНИЕ  А          30

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Для Республики Беларусь традиционно злободневны  проблемы потребления населением алкоголя и, как следствие, государственного воздействия на это потребление.

     Указанная проблема решается в Республике Беларусь в основном путем государственного регулирования, а также применения экономических и административных мер. Можно с уверенностью сказать, что уже сформировался специальный блок «алкогольного» законодательства.

     Проблемы  регулирования производства и оборота  алкогольной продукции представляют интерес сразу для нескольких отраслей права (административного, финансового, хозяйственного, таможенного, уголовного).

     Налогообложение производства и оборота алкогольной продукции с точки зрения пополнения бюджета всегда имело для государства стратегическое значение. Поступления от взимания акцизов на алкогольную продукцию постоянно растут, их доля в доходной части государственного бюджета увеличивается. Однако на примере именно алкогольной продукции хорошо прослеживаются не только фискальная, но и регулирующая функция акцизов, а также прямые и обратные связи между налоговым регулированием и уровнем потребления алкоголя.

     Нормативно-правовая база по рассматриваемым вопросам достаточно большая. Основным законодательным актом, определяющим пути повышения эффективности функционирования организаций ликеро-водочной, винодельческой и спиртовой отраслей, регулирующим объемы производства алкогольной продукции, разработки и внедрения новых видов продукции, развития экспортного потенциала и проведение реконструкции и техперевооружения предприятий является Программа развития организаций Республики Беларусь, осуществляющих производство и экспорт алкогольной продукции, на 2005-2010 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09 сентября 2005г. № 1000 [1]. Так как период действия Программы заканчивается в 2010 году, в данной курсовой работе рассмотрим более подробно иные законодательные акты, устанавливающие требования и обязанности в сфере государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции. Основными являются Закон Республики Беларусь от 27 августа 2008г. №429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее – Закон) [2] и Декрет Президента Республики Беларусь от 09 сентября 2005г. №11 «О совершенствовании государственного регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее - Декрет №11) [3].

     Меры  административной ответственности  за нарушение требований и обязанностей, установленных Законом, применяются в соответствии с Декретом №11 или Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях [4].

     Исключительное право государства на осуществление импорта алкогольной продукции закреплено Декретом Президента Республики Беларусь от 29 февраля 2008г. №3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий» [5].

     Нормы, регулирующие отдельные вопросы рекламы алкогольных напитков закреплены Законом Республики Беларусь «О рекламе» (ст. 17, 18) [6] и Декретом Президента Республики Беларусь от 05 мая 2009г. №4 [7].

     Государственное регулирование цен на алкогольную  продукцию осуществляется в рамках Постановления Министерства экономики  Республики Беларусь от 18 августа 2010г. №126 [8], взимание акцизов регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 24 августа 2010г. № 439 [9].

     Объектом  исследования является система мер  государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.

     Предметом исследования являются социально-экономические, организационно-правовые отношения, возникающие  в процессе государственного регулирования  производства и оборота алкогольной  продукции.

     Цель  курсовой работы заключается в определении  форм государственного регулирования производства алкогольной продукции.

     Задачи  исследования: анализ действующего «алкогольного» законодательства и практики его применения; изучение и раскрытие содержания таких понятий как «алкогольная продукция» и некоторых других; выявление наиболее существенных проблем, возникающих при государственном регулировании производства алкогольной продукции и осуществлении контроля за ее производством и оборотом. 

     ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     1.1 Понятие алкогольной  продукции в соответствии с законодательством Республики Беларусь

 

     Понятийный  аппарат в области данного  исследования достаточно конкретен. Более  того, он определен законодательством. Однако во избежание двусмысленного толкования, а также учитывая то обстоятельство, что имеется сразу  несколько различных определений, необходимо привести смысловое содержание основного термина («алкогольная продукция»), использованного в работе.

     В Гельсингфорсcкой конвенции о пресечении контрабанды алкогольных товаров от 19 августа 1925 года, ратифицированной ЦИК СССР 29 июля 1929 года, определяется, что «под алкогольными товарами подразумеваются: спирт, равно как и жидкости, содержащие спирт, пригодные для употребления или изготовления напитков, а также вина или шипучие вина, в которых содержание спирта объемом превышает 18%…»[10, c. 23].

     Однако  современное законодательство содержит несколько иное определение алкогольной  продукции.

     В соответствии со ст. 2 Закона:

     -алкогольная продукция – коньячный, плодовый и этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки и составные спиртовые полуфабрикаты для их производства (виноматериалы, сброженно-спиртованные и спиртованные соки, настои, морсы и водно-спиртовые экстракты, концентрированные пищевые основы, ароматизаторы пищевые), иные полуфабрикаты с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов;

     -алкогольные напитки – водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов;

     -оригинальные алкогольные напитки – алкогольные напитки, произведенные по нетрадиционной технологии с применением народных рецептов в культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках, иных объектах Республики Беларусь в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций;

     -фальсифицированные алкогольные напитки – алкогольные напитки с умышленно измененными их производителем (изготовителем) и (или) лицом, вовлекающим данные напитки в оборот, составом, свойствами и характеристиками, информация о которых, представляемая указанными лицами, является заведомо неполной и недостоверной.

     Таким образом, главным критерием алкогольной  продукции является наличие в  ней этилового спирта, превышающее 7% объема готовой продукции.

     Кроме того, в Законе используется и составное  понятие алкогольной продукции, раскрывающееся через определения  ее видов. Выделяются следующие виды алкогольной продукции:

     -коньячный, плодовый и этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья;

     -алкогольные напитки;

     -составные спиртовые полуфабрикаты для их производства.

     Вся алкогольная продукция подразделяется на произведенную на территории Республики Беларусь и импортную.

     Как видим, ни специальный «алкогольный»  закон, ни налоговое законодательство не относят пиво к алкогольной  продукции. Отметим, что в международно-правовых актах пиво также не рассматривается  в качестве алкогольной продукции. Так, в соответствии с Ниццким  соглашением о международной  классификации товаров и услуг  для регистрации товарных знаков пиво не классифицируется как алкогольный  напиток, а в упомянутой выше Гельсингфорсской конвенции прямо указано, что пиво не включается в число алкогольных товаров.

     Алкогольная продукция обладает рядом особенностей, которые оказывают непосредственное влияние на ее налогообложение.

     Во-первых, алкогольная продукция отнесена к пищевым продуктам. Это обстоятельство влечет для государства необходимость контроля качества на всех стадиях производства и оборота алкогольной продукции вплоть до продажи ее потребителю. Так, Закон устанавливает правила оборота алкогольной продукции, требования к обеспечению качества и безопасности продукции при изготовлении, расфасовке, упаковке и маркировке, хранении и перевозках, реализации и т.д.

     Во-вторых, особенность алкогольной продукции  как предмета производства и налогообложения  связана с ее физическим свойством: в товарном виде она используется только в жидком состоянии. Это физическое свойство делает необходимым использование  в обороте тары для хранения и  транспортировки алкогольной продукции.

     В настоящее время при производстве алкогольной продукции применяется  специально предусмотренный в налоговых  целях автоматизированный учет произведенной  продукции.

     Вопросами производства алкогольной продукции  в Республике Беларусь занимается Белорусский  государственный концерн пищевой  промышленности «Белгоспищепром». Концерн проводит единую экономическую, техническую и технологическую политику в пищевой промышленности республики, которая включает более 20 подотраслей, производящих сотни наименований продовольственных товаров.

     В состав концерна входит 48 организаций, в том числе 11 республиканских унитарных предприятий, 36 акционерных обществ. Концерн «Белгоспищепром» представляет основные отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Беларусь, в том числе:

     -ликероводочная представлена продукцией таких предприятий как РУП «Брестский ликероводочный завод «Белалко»; РУП «Минск Кристалл»; РУП «Витебский ликероводочный завод»; РУП «Гомельский ликероводочный завод»; РУП «Гродненский ликероводочный завод»; РУП «Климовичский ликероводочный завод»; СП ООО «Малиновщизненский спиртоводочный завод «Аквадив»;

     -винодельческая: РУП «Пищевой комбинат «Веселово»; ОАО «Пуховичский пищекомбинат»; ОАО «Минский завод игристых вин». В 2010 году в состав концерна вошло еще одно винодельческое предприятие  ООО «Завод виноградных вин «Пять континентов», планирующее разливать вина, ввезенные из пяти разных материков.

Информация о работе Государственное регулирование производства алкогольной продукции в Республике Беларусь