Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:34, курсовая работа
Объектом исследования является система мер государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.
Предметом исследования являются социально-экономические, организационно-правовые отношения, возникающие в процессе государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.
Цель курсовой работы заключается в определении форм государственного регулирования производства алкогольной продукции.
ВВЕДЕНИЕ 02
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5
1.1 Понятие алкогольной продукции в соответствии с законодательством Республики Беларусь 5
1.2 Цели и меры государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции 8
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 11
2.1 Основные требования и ограничения в области производства алкогольной продукции, лицензирование 11
2.2 Регулирование цен на алкогольную продукцию, установление акцизов в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь 17
2.3 Регулирование импорта алкогольной продукции в Республики Беларусь 19
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 21
3.1 Итоги государственного регулирования производства алкогольной продукции в Республики Беларусь за период 2005-20103 21
3.2 О проекте отраслевой программы развития организаций Республики Беларусь, осуществляющих производство и экспорт алкогольной продукции, на 2011-2015 годы 22
3.3 Перспективы развития организаций по производству алкогольной продукции 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30
CОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 02
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30
ВВЕДЕНИЕ
Для Республики Беларусь традиционно злободневны проблемы потребления населением алкоголя и, как следствие, государственного воздействия на это потребление.
Указанная проблема решается в Республике Беларусь в основном путем государственного регулирования, а также применения экономических и административных мер. Можно с уверенностью сказать, что уже сформировался специальный блок «алкогольного» законодательства.
Проблемы
регулирования производства и оборота
алкогольной продукции
Налогообложение производства и оборота алкогольной продукции с точки зрения пополнения бюджета всегда имело для государства стратегическое значение. Поступления от взимания акцизов на алкогольную продукцию постоянно растут, их доля в доходной части государственного бюджета увеличивается. Однако на примере именно алкогольной продукции хорошо прослеживаются не только фискальная, но и регулирующая функция акцизов, а также прямые и обратные связи между налоговым регулированием и уровнем потребления алкоголя.
Нормативно-правовая база по рассматриваемым вопросам достаточно большая. Основным законодательным актом, определяющим пути повышения эффективности функционирования организаций ликеро-водочной, винодельческой и спиртовой отраслей, регулирующим объемы производства алкогольной продукции, разработки и внедрения новых видов продукции, развития экспортного потенциала и проведение реконструкции и техперевооружения предприятий является Программа развития организаций Республики Беларусь, осуществляющих производство и экспорт алкогольной продукции, на 2005-2010 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09 сентября 2005г. № 1000 [1]. Так как период действия Программы заканчивается в 2010 году, в данной курсовой работе рассмотрим более подробно иные законодательные акты, устанавливающие требования и обязанности в сфере государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции. Основными являются Закон Республики Беларусь от 27 августа 2008г. №429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее – Закон) [2] и Декрет Президента Республики Беларусь от 09 сентября 2005г. №11 «О совершенствовании государственного регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее - Декрет №11) [3].
Меры административной ответственности за нарушение требований и обязанностей, установленных Законом, применяются в соответствии с Декретом №11 или Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях [4].
Исключительное право государства на осуществление импорта алкогольной продукции закреплено Декретом Президента Республики Беларусь от 29 февраля 2008г. №3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий» [5].
Нормы, регулирующие отдельные вопросы рекламы алкогольных напитков закреплены Законом Республики Беларусь «О рекламе» (ст. 17, 18) [6] и Декретом Президента Республики Беларусь от 05 мая 2009г. №4 [7].
Государственное регулирование цен на алкогольную продукцию осуществляется в рамках Постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 18 августа 2010г. №126 [8], взимание акцизов регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 24 августа 2010г. № 439 [9].
Объектом исследования является система мер государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.
Предметом исследования являются социально-экономические, организационно-правовые отношения, возникающие в процессе государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.
Цель курсовой работы заключается в определении форм государственного регулирования производства алкогольной продукции.
Задачи
исследования: анализ действующего «алкогольного»
законодательства и практики его применения;
изучение и раскрытие содержания таких
понятий как «алкогольная продукция»
и некоторых других; выявление наиболее
существенных проблем, возникающих при
государственном регулировании производства
алкогольной продукции и осуществлении
контроля за ее производством и оборотом.
Понятийный
аппарат в области данного
исследования достаточно конкретен. Более
того, он определен законодательством.
Однако во избежание двусмысленного
толкования, а также учитывая то
обстоятельство, что имеется сразу
несколько различных
В Гельсингфорсcкой конвенции о пресечении контрабанды алкогольных товаров от 19 августа 1925 года, ратифицированной ЦИК СССР 29 июля 1929 года, определяется, что «под алкогольными товарами подразумеваются: спирт, равно как и жидкости, содержащие спирт, пригодные для употребления или изготовления напитков, а также вина или шипучие вина, в которых содержание спирта объемом превышает 18%…»[10, c. 23].
Однако современное законодательство содержит несколько иное определение алкогольной продукции.
В соответствии со ст. 2 Закона:
-алкогольная продукция – коньячный, плодовый и этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки и составные спиртовые полуфабрикаты для их производства (виноматериалы, сброженно-спиртованные и спиртованные соки, настои, морсы и водно-спиртовые экстракты, концентрированные пищевые основы, ароматизаторы пищевые), иные полуфабрикаты с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов;
-алкогольные напитки – водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов;
-оригинальные алкогольные напитки – алкогольные напитки, произведенные по нетрадиционной технологии с применением народных рецептов в культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках, иных объектах Республики Беларусь в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций;
-фальсифицированные алкогольные напитки – алкогольные напитки с умышленно измененными их производителем (изготовителем) и (или) лицом, вовлекающим данные напитки в оборот, составом, свойствами и характеристиками, информация о которых, представляемая указанными лицами, является заведомо неполной и недостоверной.
Таким образом, главным критерием алкогольной продукции является наличие в ней этилового спирта, превышающее 7% объема готовой продукции.
Кроме того, в Законе используется и составное понятие алкогольной продукции, раскрывающееся через определения ее видов. Выделяются следующие виды алкогольной продукции:
-коньячный, плодовый и этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья;
-алкогольные напитки;
-составные спиртовые полуфабрикаты для их производства.
Вся
алкогольная продукция
Как видим, ни специальный «алкогольный» закон, ни налоговое законодательство не относят пиво к алкогольной продукции. Отметим, что в международно-правовых актах пиво также не рассматривается в качестве алкогольной продукции. Так, в соответствии с Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг для регистрации товарных знаков пиво не классифицируется как алкогольный напиток, а в упомянутой выше Гельсингфорсской конвенции прямо указано, что пиво не включается в число алкогольных товаров.
Алкогольная
продукция обладает рядом особенностей,
которые оказывают
Во-первых, алкогольная продукция отнесена к пищевым продуктам. Это обстоятельство влечет для государства необходимость контроля качества на всех стадиях производства и оборота алкогольной продукции вплоть до продажи ее потребителю. Так, Закон устанавливает правила оборота алкогольной продукции, требования к обеспечению качества и безопасности продукции при изготовлении, расфасовке, упаковке и маркировке, хранении и перевозках, реализации и т.д.
Во-вторых,
особенность алкогольной
В
настоящее время при
Вопросами
производства алкогольной продукции
в Республике Беларусь занимается Белорусский
государственный концерн
В состав концерна входит 48 организаций, в том числе 11 республиканских унитарных предприятий, 36 акционерных обществ. Концерн «Белгоспищепром» представляет основные отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Беларусь, в том числе:
-ликероводочная представлена продукцией таких предприятий как РУП «Брестский ликероводочный завод «Белалко»; РУП «Минск Кристалл»; РУП «Витебский ликероводочный завод»; РУП «Гомельский ликероводочный завод»; РУП «Гродненский ликероводочный завод»; РУП «Климовичский ликероводочный завод»; СП ООО «Малиновщизненский спиртоводочный завод «Аквадив»;
-винодельческая: РУП «Пищевой комбинат «Веселово»; ОАО «Пуховичский пищекомбинат»; ОАО «Минский завод игристых вин». В 2010 году в состав концерна вошло еще одно винодельческое предприятие ООО «Завод виноградных вин «Пять континентов», планирующее разливать вина, ввезенные из пяти разных материков.