Государственное регулирование производства алкогольной продукции в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является система мер государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.
Предметом исследования являются социально-экономические, организационно-правовые отношения, возникающие в процессе государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.
Цель курсовой работы заключается в определении форм государственного регулирования производства алкогольной продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 02
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5
1.1 Понятие алкогольной продукции в соответствии с законодательством Республики Беларусь 5
1.2 Цели и меры государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции 8
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 11
2.1 Основные требования и ограничения в области производства алкогольной продукции, лицензирование 11
2.2 Регулирование цен на алкогольную продукцию, установление акцизов в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь 17
2.3 Регулирование импорта алкогольной продукции в Республики Беларусь 19
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 21
3.1 Итоги государственного регулирования производства алкогольной продукции в Республики Беларусь за период 2005-20103 21
3.2 О проекте отраслевой программы развития организаций Республики Беларусь, осуществляющих производство и экспорт алкогольной продукции, на 2011-2015 годы 22
3.3 Перспективы развития организаций по производству алкогольной продукции 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30

Работа содержит 1 файл

АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ-АУ-01.11.2010.docx

— 79.48 Кб (Скачать)

     На  рисунке 1 представлена диаграмма, отражающая динамику производства водки и ликеро-водочных изделий в Республике Беларусь за 1995 – 2009 гг., млн. дал.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

     Рисунок 1 – Производство водки и ликеро-водочных изделий, 
млн. дал.

     Анализ  данных, приведенных на рисунке выше, позволяет сделать вывод об увеличении объемов выпуска водки и ликеро–водочных  изделий в республике, начиная  с 2004 года и определенной стабилизации в производстве в последние годы.

     Учитывая  постоянный, устойчивый спрос на алкоголь, государство, не опасаясь того, что  люди перестанут его употреблять, всегда облагало спиртные напитки теми или иными налогами. Алкогольные напитки являются чрезвычайно удобным объектом обложения, ибо они не представляют предмета необходимости для человека и в то же время настолько распространены в массе населения, что легко могут доставить казне весьма высокий доход. К этим соображениям присоединяются еще и соображения моральные: государство должно в интересах общего блага стремиться к задержанию развития пьянства в народе, ставить ему известные препятствия, а одним из таких препятствий является повышение цены спиртных напитков вследствие обложения их специальным акцизом.

     Таким образом, особенности алкогольной  продукции как предмета налогообложения  настолько существенны, что они  должны особо учитываться в законодательстве. При этом наблюдается, что, с одной  стороны, налоги (акцизы) «подстраиваются» под хозяйственную деятельность, учитывают конкретные особенности предмета налогообложения, с другой – активно влияют на изменение условий хозяйствования.

     1.2 Цели и меры государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции

 

     Общественные  отношения в области производства и оборота алкогольной продукции  настолько обширны и многообразны, что одновременно находятся в  сфере нескольких отраслей права: финансового, административного, таможенного, гражданского, предпринимательского, уголовного и трудового.

     Производство  и оборот алкогольной продукции  на территории Республики Беларусь в  настоящее время регулируются огромным количеством нормативных правовых актов. Основным нормативным актом данной сферы законодательства стал Закон Республики Беларусь от 27 августа 2008г. № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта».

     Закон преследует цели, реализация которых  рассчитана на длительную перспективу и содержит концептуальные основы развития данного вида деятельности на территории Республики Беларусь. В сферу регулирования Закона входят:

     -терминологическое закрепление процедур, совершаемых при производстве и реализации, перемещении, хранении алкогольной продукции;

     -определение пределов государственного регулирования в этой области общественных отношений, в том числе необходимости лицензирования соответствующих видов деятельности;

     -установление требований к технологическим процессам производства алкогольной продукции, ее безопасности и качеству, маркировке, оптовой торговле и прочей деятельности прямо или косвенно связанной с оборотом и производством алкогольной продукции.

     Анализ  действующего законодательства Республики Беларусь, а также теоретических  разработок о функциях современного государства, позволяет нам выделить следующие основные задачи государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции:

     -охрана жизни и здоровья людей, в том числе защита прав потребителей алкогольной продукции;

     -защита и обеспечение экономических интересов Республики Беларусь;

     -поддержка отечественной ликероводочной и винодельческой промышленности.

     В ст. 3 Закона определены меры государственного регулирования производства и оборота  алкогольной продукции:

     -лицензирование  деятельности, связанной с производством  алкогольной, продукции;

     -установление  квот на производство алкогольной  продукции;

     -установление  требований к качеству и безопасности  алкогольной, продукции;

     -государственная  гигиеническая регистрация и  обязательное подтверждение соответствия  алкогольной продукции требованиям  технических нормативных правовых  актов в области технического  нормирования и стандартизации  в соответствии с законодательными  актами Республики Беларусь;

     -государственная  регистрация основного технологического  оборудования для производства  алкогольной, непищевой спиртосодержащей  продукции и непищевого этилового  спирта;

     -регулирование  цен на алкогольную продукцию;

     -установление  акцизов на алкогольную продукцию  в соответствии с налоговым  законодательством Республики Беларусь;

     -маркировка  алкогольных напитков акцизными  марками, и (или) специальными  марками, и (или) специальными  знаками;

     -маркировка  сопроводительных документов на  ввоз (вывоз) алкогольной продукции  в случаях, предусмотренных законодательными  актами Республики Беларусь;

     -установление  порядка декларирования объемов  произведенных, использованных и  неиспользованных, реализованных и  нереализованных, экспортированных, импортированных и (или) поступивших  алкогольной продукции;

     -установление  государственного контроля за  производством и оборотом алкогольной  продукции;

     -закрепление  за государством исключительного  права на осуществление импорта  алкогольной продукции;

     -иные меры, предусмотренные Законом.

     Таким образом, государственное регулирование  производства и оборота алкогольной  продукции – это устанавливаемая  актами законодательства Республики Беларусь система мер по определению порядка  производства и оборота алкогольной  продукции и обеспечению государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции на территории Республики Беларусь.

     С учетом изложенного можно сделать  следующие выводы. В силу целого ряда исторических, политических и экономических причин в Беларуси сформировалась и действует система государственного регулирования рынка алкогольной продукции, предполагающая использование экономических и административных методов. При этом регулирующее воздействие распространяется на деятельность и возникающие при этом отношения субъектов производства, хранения, оптовой и розничной реализации алкогольной продукции – практически всех участников рынка алкогольной продукции. Для воздействия на материальные интересы субъектов предпринимательской деятельности этой сферы применяются экономические методы, имеющие косвенное воздействие: налоги, цены, система льгот и санкций и др. 

     ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

     2.1 Основные требования  и ограничения в области производства  алкогольной продукции, лицензирование

 

     Согласно  ст. 5 Закона в Республике Беларусь право  на осуществление производства, экспорта, импорта, хранения алкогольной продукции, оптовой и (или) розничной торговли ими имеют только юридические  лица. Право на осуществление производства коньяков, бренди и коньячных напитков имеют только государственные юридические  лица или негосударственные юридические  лица с долей государства в  уставном фонде свыше 30%.

     Производство и импорт алкогольной продукции, осуществляется юридическими лицами на основании специального разрешения (лицензии) (за исключением производства оригинальных алкогольных напитков в культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках, иных объектах Республики Беларусь в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций).

     Юридическим лицам, осуществляющим производство алкогольной  продукции на основании специальных  разрешений (лицензий), предоставляются  право на оптовую торговлю этими  продукцией и спиртом собственного производства без специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности, а также право на импорт сырья  для нужд собственного производства без лицензии на импорт.

     Розничная торговля алкогольными напитками осуществляется юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями на основании  специального разрешения (лицензии) на розничную торговлю.

     Юридические лица, осуществляющие производство и оборот алкогольной продукции вносятся в Государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта (далее – Государственный реестр). Государственный реестр ведется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь путем включения сведений, получаемых от инспекций этого Министерства по областям и г. Минску, в единый банк данных, их обновления и исключения.

     Глава 3 Закона устанавливает ограничения в области производства и оборота алкогольной продукции. В частности, согласно ст. 11 Закона в Республике Беларусь запрещаются:

     -производство и оборот непищевой спиртосодержащей продукции и непищевых продуктов с объемной долей этилового спирта более 80%, относящихся к непищевому этиловому спирту, без денатурирующих добавок и (или) компонентов, изменяющих органолептические свойства этилового спирта, относящегося к алкогольной продукции, непищевого этилового спирта;

     -производство  плодовых вин с использованием  этилового спирта, получаемого из  пищевого сырья, плодовых виноматериалов, сброженно-спиртованных и спиртованных  соков иностранного производства;

     -производство коньяков, бренди и коньячных напитков негосударственными юридическими лицами, не имеющими доли государства в уставном фонде либо с долей государства в уставном фонде 30% и менее, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;

     -поставка и переработка на давальческих условиях сырья для производства алкогольной продукции;

     -ввоз  фракции головной этилового спирта  и других побочных продуктов  спиртовой промышленности с содержанием  этилового спирта более 80%, кроме  ввоза указанных продуктов спиртовой  промышленности юридическими лицами, имеющими специальные разрешения (лицензии) на производство алкогольной  продукции и использующими эти  продукты для собственных нужд;

     -ввоз, перемещение и (или) хранение алкогольных напитков, подлежащих маркировке акцизными марками и (или) специальными марками, торговля этими напитками без нанесенных акцизных марок и (или) специальных марок;

     -производство (изготовление), переработка, хранение на территории Республики Беларусь, перемещение по ней физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, более 5 литров (5 килограммов) непищевой спиртосодержащей продукции, более 5 литров этилового спирта, относящегося к алкогольной продукции, более 5 литров непищевого этилового спирта;

     -продажа  физическими лицами, не являющимися  индивидуальными предпринимателями,  непищевой спиртосодержащей продукции,  непищевого этилового спирта, этилового  спирта, относящегося к алкогольной  продукции, и алкогольных напитков, в том числе собственного изготовления;

     -перемещение  по территории Республики Беларусь, хранение на территории Республики  Беларусь (не для коммерческих  целей) физическими лицами, не  являющимися индивидуальными предпринимателями,  более 5 литров алкогольных напитков, не маркированных в установленном  порядке акцизными и (или) специальными  марками;

     -перемещение  по территории Республики Беларусь, хранение на территории Республики  Беларусь (не для коммерческих  целей) физическими лицами, не  являющимися индивидуальными предпринимателями,  более 15 литров алкогольных напитков  без документов, подтверждающих  легальность их приобретения, за  исключением алкогольных напитков, изготовленных этими лицами для  собственного потребления;

Информация о работе Государственное регулирование производства алкогольной продукции в Республике Беларусь