Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:34, курсовая работа
Объектом исследования является система мер государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.
Предметом исследования являются социально-экономические, организационно-правовые отношения, возникающие в процессе государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.
Цель курсовой работы заключается в определении форм государственного регулирования производства алкогольной продукции.
ВВЕДЕНИЕ 02
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5
1.1 Понятие алкогольной продукции в соответствии с законодательством Республики Беларусь 5
1.2 Цели и меры государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции 8
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 11
2.1 Основные требования и ограничения в области производства алкогольной продукции, лицензирование 11
2.2 Регулирование цен на алкогольную продукцию, установление акцизов в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь 17
2.3 Регулирование импорта алкогольной продукции в Республики Беларусь 19
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 21
3.1 Итоги государственного регулирования производства алкогольной продукции в Республики Беларусь за период 2005-20103 21
3.2 О проекте отраслевой программы развития организаций Республики Беларусь, осуществляющих производство и экспорт алкогольной продукции, на 2011-2015 годы 22
3.3 Перспективы развития организаций по производству алкогольной продукции 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 30
На рисунке 1 представлена диаграмма, отражающая динамику производства водки и ликеро-водочных изделий в Республике Беларусь за 1995 – 2009 гг., млн. дал.
Рисунок
1 – Производство водки и ликеро-водочных
изделий,
млн. дал.
Анализ
данных, приведенных на рисунке выше,
позволяет сделать вывод об увеличении
объемов выпуска водки и
Учитывая постоянный, устойчивый спрос на алкоголь, государство, не опасаясь того, что люди перестанут его употреблять, всегда облагало спиртные напитки теми или иными налогами. Алкогольные напитки являются чрезвычайно удобным объектом обложения, ибо они не представляют предмета необходимости для человека и в то же время настолько распространены в массе населения, что легко могут доставить казне весьма высокий доход. К этим соображениям присоединяются еще и соображения моральные: государство должно в интересах общего блага стремиться к задержанию развития пьянства в народе, ставить ему известные препятствия, а одним из таких препятствий является повышение цены спиртных напитков вследствие обложения их специальным акцизом.
Таким
образом, особенности алкогольной
продукции как предмета налогообложения
настолько существенны, что они
должны особо учитываться в
Общественные
отношения в области
Производство
и оборот алкогольной продукции
на территории Республики Беларусь в
настоящее время регулируются огромным
количеством нормативных
Закон преследует цели, реализация которых рассчитана на длительную перспективу и содержит концептуальные основы развития данного вида деятельности на территории Республики Беларусь. В сферу регулирования Закона входят:
-терминологическое закрепление процедур, совершаемых при производстве и реализации, перемещении, хранении алкогольной продукции;
-определение пределов государственного регулирования в этой области общественных отношений, в том числе необходимости лицензирования соответствующих видов деятельности;
-установление требований к технологическим процессам производства алкогольной продукции, ее безопасности и качеству, маркировке, оптовой торговле и прочей деятельности прямо или косвенно связанной с оборотом и производством алкогольной продукции.
Анализ действующего законодательства Республики Беларусь, а также теоретических разработок о функциях современного государства, позволяет нам выделить следующие основные задачи государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции:
-охрана жизни и здоровья людей, в том числе защита прав потребителей алкогольной продукции;
-защита и обеспечение экономических интересов Республики Беларусь;
-поддержка отечественной ликероводочной и винодельческой промышленности.
В ст. 3 Закона определены меры государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции:
-лицензирование деятельности, связанной с производством алкогольной, продукции;
-установление
квот на производство
-установление
требований к качеству и
-государственная
гигиеническая регистрация и
обязательное подтверждение
-государственная
регистрация основного
-регулирование цен на алкогольную продукцию;
-установление
акцизов на алкогольную
-маркировка
алкогольных напитков
-маркировка
сопроводительных документов
-установление
порядка декларирования
-установление
государственного контроля за
производством и оборотом
-закрепление
за государством
-иные меры, предусмотренные Законом.
Таким
образом, государственное регулирование
производства и оборота алкогольной
продукции – это
С
учетом изложенного можно сделать
следующие выводы. В силу целого ряда
исторических, политических и экономических
причин в Беларуси сформировалась и действует
система государственного регулирования
рынка алкогольной продукции, предполагающая
использование экономических и административных
методов. При этом регулирующее воздействие
распространяется на деятельность и возникающие
при этом отношения субъектов производства,
хранения, оптовой и розничной реализации
алкогольной продукции – практически
всех участников рынка алкогольной продукции.
Для воздействия на материальные интересы
субъектов предпринимательской деятельности
этой сферы применяются экономические
методы, имеющие косвенное воздействие:
налоги, цены, система льгот и санкций
и др.
Согласно
ст. 5 Закона в Республике Беларусь право
на осуществление производства, экспорта,
импорта, хранения алкогольной продукции,
оптовой и (или) розничной торговли
ими имеют только юридические
лица. Право на осуществление производства
коньяков, бренди и коньячных напитков
имеют только государственные юридические
лица или негосударственные
Производство и импорт алкогольной продукции, осуществляется юридическими лицами на основании специального разрешения (лицензии) (за исключением производства оригинальных алкогольных напитков в культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках, иных объектах Республики Беларусь в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций).
Юридическим лицам, осуществляющим производство алкогольной продукции на основании специальных разрешений (лицензий), предоставляются право на оптовую торговлю этими продукцией и спиртом собственного производства без специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности, а также право на импорт сырья для нужд собственного производства без лицензии на импорт.
Розничная торговля алкогольными напитками осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании специального разрешения (лицензии) на розничную торговлю.
Юридические лица, осуществляющие производство и оборот алкогольной продукции вносятся в Государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта (далее – Государственный реестр). Государственный реестр ведется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь путем включения сведений, получаемых от инспекций этого Министерства по областям и г. Минску, в единый банк данных, их обновления и исключения.
Глава 3 Закона устанавливает ограничения в области производства и оборота алкогольной продукции. В частности, согласно ст. 11 Закона в Республике Беларусь запрещаются:
-производство и оборот непищевой спиртосодержащей продукции и непищевых продуктов с объемной долей этилового спирта более 80%, относящихся к непищевому этиловому спирту, без денатурирующих добавок и (или) компонентов, изменяющих органолептические свойства этилового спирта, относящегося к алкогольной продукции, непищевого этилового спирта;
-производство
плодовых вин с использованием
этилового спирта, получаемого из
пищевого сырья, плодовых
-производство коньяков, бренди и коньячных напитков негосударственными юридическими лицами, не имеющими доли государства в уставном фонде либо с долей государства в уставном фонде 30% и менее, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;
-поставка и переработка на давальческих условиях сырья для производства алкогольной продукции;
-ввоз
фракции головной этилового
-ввоз, перемещение и (или) хранение алкогольных напитков, подлежащих маркировке акцизными марками и (или) специальными марками, торговля этими напитками без нанесенных акцизных марок и (или) специальных марок;
-производство (изготовление), переработка, хранение на территории Республики Беларусь, перемещение по ней физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, более 5 литров (5 килограммов) непищевой спиртосодержащей продукции, более 5 литров этилового спирта, относящегося к алкогольной продукции, более 5 литров непищевого этилового спирта;
-продажа
физическими лицами, не являющимися
индивидуальными
-перемещение
по территории Республики
-перемещение
по территории Республики