Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики, его форм и методов.
Как известно, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два различных аспекта. Во-первых, это необходимое для самого рынка, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется при формировании в государстве свода правил и ограничений рыночной деятельности, и контроле за их соблюдением. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

Содержание

Введение 2
1. Различные теории государственного регулирования экономики. 5
2. Объекты и цели государственного регулирования экономики 9
3. Средства государственного регулирования экономики 12
4. Границы вмешательства государства в экономику 16
5. Создание и регулирование правовой базы экономики 20
Заключение 24
Список использованной литературы………………………………...……...26

Работа содержит 1 файл

ГОС РЕГУЛИРОВ.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

4.4 Развитие фундаментальных научных исследований

Безусловно, заниматься научными исследованиями с длительными  сроками окупаемости, большой степенью риска и неопределенностью в  отношении прибыли не под силу рыночному механизму. Поэтому государство  вынуждено стимулировать научно-технический прогресс. Такие исследования жизненно необходимы для поддержания отраслей, переживающих технологический кризис.

4.5 Реализация национальных интересов

Регулирование внешнеэкономических  связей предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и т.д.

 

5. Создание и регулирование правовой базы экономики

 

В первую очередь, на государстве лежит ответственность за создание правовой базы, регулирующей экономическую деятельность, а также контроль над ее исполнением. Создание законодательной базы -- это установление правил поведения для всех экономических агентов, создание юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться производители, потребители, а также само государство.

Государство устанавливает  также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. Таким образом правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством, включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг. Однако нередко вставал вопрос о том, что правительство, чрезмерно регулируя экономику, подавляет экономические стимулы и подрывает эффективность.6

5.1 Антимонопольное регулирование

Одной из важнейших областей государственного вмешательства является антимонопольная деятельность государства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где есть так называемые естественные монополии, государством создаются специальные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. В подавляющем большинстве остальных рынков, где монополия не стала необходимостью, контроль принимает форму антимонопольного законодательства.

Естественная монополия  возникает в тех случаях, когда  одно предприятие может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет эффекта масштаба. Для достижения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий  обычно устанавливается так называемый «справедливый» доход -- цена, равная средним валовым издержкам. К сожалению, это влечёт за собой отсутствие у предприятия стимула к снижению издержек.

Следовательно, цель такого регулирования состоит в том, чтобы защитить отрасль от рыночной власти естественных монополий путём регулирования цен и качества обслуживания. Однако, использовать прямое регулирование следует только там, где это не приводит к снижению эффективности производства, а также в случаях, когда конкуренция может лучше обеспечить общество продукцией.

Еще одним видом контроля являются антимонопольные законы. Такие  законы представляют огромную важность для общества, поскольку бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу, вызвать  банкротство мелких производителей, недовольство потребителей, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. С другой стороны, антимонопольные законы не должны карать монополистов, использующих законные методов конкурентной борьбы.

Таким образом, задача государства выбрать оптимальное соотношение между монополиями и конкурентными отраслями, а также установить гибкую правовую базу. Государство должно умело и эффективно использовать этот безусловно важный механизм.

7.2 Макроэкономическая  стабилизация

Макроэкономическая стабилизация является не менее важным направлением деятельности государства в условиях рыночной экономики. Макроэкономическая стабилизация -- это деятельность государства, направленная на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. По сути, это деятельность правительства по сглаживанию экономических циклов.

Главные инструменты  в решении этой задачи - фискальная и денежная политика.

Согласно макроэкономической теории, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сократить расходы частного сектора в периоды, когда особенно велика инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия государства, приходится судить по последствиям.

7.3 Воздействие  на размещение ресурсов и доходов

Объектом непосредственного  воздействия государства является не только макроэкономика, но и микроэкономика. Безусловным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях (таких как влияние внешних эффектов, несовершенство конкуренции и т.д.), возникает проблема несправедливого распределения ресурсов, и становится необходимым вмешательство государства для решения этой проблемы.7

В каждом конкретном случае возникновения подобной проблемы используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.

Государство взяло на себя задачу сгладить неравенство путем  политических мер и программ. Все  эти программы осуществляют передачу доходов правительства тем домохозяйствам, которые в противном случае получали бы незначительный доход или вовсе его не имели. Государство изменяет также распределение доходов путем рыночного вмешательства, то есть путем модификации цен, устанавливаемых рыночными силами.

 

Заключение

 

Безусловно, государственное  регулирование — объективная  необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

Правовое обеспечение  рыночных отношений является одним  из ключевых средств государственного регулирования экономики. Максимально эффективное применение средств государственного регулирования возможно лишь в правовых формах. Необходимым, но отнюдь не достаточным условием эффективного государственного регулирования является принятие во внимание интересов субъектов рыночных отношений.Еще один инструмент государственного регулирования, а также важная составная часть рынка — государственный сектор экономики. При осуществлении государственного регулирования происходит сочетание как прямых, так и косвенных методов.

Государственный контроль и надзор также являются эффективными средствами государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности и частного бизнеса.

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.

 

Список использованной литературы

 

  1. Иохин В.Я. Экономическая теория – М. 2003.
  2. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования
  3. экономики. – М. 2004.
  4. Ионов М. Роль государства в экономике – М. 2005.
  5. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории – М. 2005.
  6. Учебник по основам экономической теории (экономика). В.Д. Камаев и коллектив авторов, “ВЛАДОС”, 2005 г.
  7. Макроэкономика (основы экономической политики). Бункина М.К., Семенов В.А., АО “ДИС”, 2006 г.
  8. Налоги: учебное пособие. Под ред. Д.Г. Черника, Финансы и статистика, 2006 г.
  9. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В.М. Власовой, Финансы и статистика, 2006 г.
  10. Экономика./под ред.Архипова А.И./М.:Высшая школа,2005.
  11. Экономика предприятия /под ред Волкова О.И./М.:ИНФРА-М,2005.

 

1 Иохин В.Я. Экономическая теория – М. 2003.

2 Ионов М. Роль государства в экономике – М. 2005.

3 Учебник по основам экономической теории (экономика). В.Д. Камаев и коллектив авторов, “ВЛАДОС”, 2005 г.

4 Ионов М. Роль государства в экономике – М. 2005.

5 Учебник по основам экономической теории (экономика). В.Д. Камаев и коллектив авторов, “ВЛАДОС”, 2005 г.

6 Иохин В.Я. Экономическая теория – М. 2003.

7 Учебник по основам экономической теории (экономика). В.Д. Камаев и коллектив авторов, “ВЛАДОС”, 2005 г.




Информация о работе Государственное регулирование экономики