Государственное регулирование экономики в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование роли государства как институциональной структуры в экономике.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие сущности государственного регулирования, характеристика функций государства в управлении экономикой, методов и инструментов государственного регулирования, раскрытие особенностей государственного регулирования экономики в условиях ее рыночной трансформации, также рассмотрена специфика государственного регулирования в Украине.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

1. Сущность государственного регулирования экономики……………. 5

1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику... 5

1.2. Экономические функции государства…………………………….. 8

2. Способы государственного регулирования экономики 10

2.1. Классификация форм и методов государственного регулирования…………………………………………………………………..

10

2.2. Социальное регулирование……………………………………….. 12

2.3. Поддержание международной конкурентоспособности и оптимальной структуры производства…………………………………

15

2.4. Обеспечение макроэкономической стабильности……………….. 16

3. Государственное регулирование в условиях переходного периода... 19

4. Особенности государственного регулирования экономики Украины 27

Заключение………………………………………………………………… 35

Список литературы………………………………………………………... 36

Приложение 1. Формы и методы финансовой поддержки санации предприятия……………………………………………..

37

Приложение 2. Финансовое участие государства в санации приватизированных предприятий………………………………

38

Работа содержит 1 файл

refer1.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

В настоящее  время в Украине, по расчетам отечественных  и зарубежных исследователей — самый  высокий уровень теневой экономики, составляющий 60—70 % ВВП. [4, с.20] Такие  структуры функционируют, не вкладывая своей доли в формирование ВВП, национального дохода и используя государственные средства (в том числе и предусмотренные для защиты необеспеченных слоев населения). Таким образом, субъекты теневой экономики дважды (или даже более) используют государственные средства, перекладывая все бремя переходной экономики на население Украины, на еще работающие предприятия. Следовательно, критичность состояния отечественной экономики как раз тем и характеризуется, что далее идти путем снижения уровня жизни населения и осуществлять реформирование за счет интересов народа невозможно. Следует искать собственный путь выхода из кризиса не за счет интересов людей, а за счет привлечения всех резервов и источников, способных поднять национальную экономику и обеспечить ее развитие. Такие резервы в Украине есть, но использовать их на практике пока что не удалось. 

На основе снижения уровня налогообложения объектов предпринимательской  деятельности и учреждений бюджетной  сферы необходимо разработать механизмы снижения уровня теневой экономики, расширения базы налогообложения. Для решения таких задач в Украине имеются весьма реальные условия. Со стороны государства необходимы конкретные действия, которые бы поощряли людей к расширению предпринимательской деятельности. В первую очередь это касается сферы малого и среднего бизнеса. По нашим расчетам, в Украине бизнессовые структуры развиваются очень медленно и функционируют с низкой отдачей. Более того, от 30 до 50 % зарегистрированных предприятий в зависимости от сферы экономики, в которой они должны функционировать, самоликвидируются, так и не начав практической деятельности, Многочисленные социологические опросы предпринимателей показывают, что среди всех причин, тормозящих развитие предпринимательства, главными являются высокий уровень налогов, неотработанность законодательной базы защиты прав и собственности предпринимателей. С учетом опыта других стран с переходной экономикой, в Украине уже в ближайшие два — три года число предпринимательских структур с частной формой собственности необходимо увеличить в 3—4 раза. [4, с.20] Это даст возможность снизить остроту вопросов, связанных с занятостью населения, необходимостью содержания значительного числа безработных, предоставлением дотаций и помощи низкооплачиваемым категориям населения. Государство, не имея средств на содержание трудоспособного, но не обеспеченного работой населения, должно создавать условия для его самообеспечения, самозанятости, однако не в сфере теневой экономики, а в русле перспективных направлений развития общества. Таким образом, следует подчеркнуть, что на основе снижения налогового бремени на функционирующие структуры и работающее население государство имеет реальные шансы успешно решать социальные проблемы. 

Одним из важнейших  направлений совершенствования государственного регулирования экономики при построении демократического правового государства является создание эффективной законодательной базы. Таким образом, эффективность государственного регулирования экономики прямо зависит от эффективности системы законодательства, от соблюдения принципов верховенства права (как основного начала построения системы права) и закона (как основы построения системы законодательства). 

В условиях переходного  периода полностью оправданно и  целесообразно развитие предпринимательского законодательства путем создания норм, закрепляющих принципиальные начала в рамках отраслевых кодифицированных актов, а также законодательных актов интеграционного характера, которые уже создали отдельную комплексную отрасль законодательства. Основными частями этого законодательства являются инвестиционное, антимонопольное, биржевое, страховое, банковское и т. д. Именно в этом законодательстве должны быть определены объем публично-правового регулирования предпринимательских отношений, формы, методы и границы вмешательства государственных институций в эти отношения. 

 Совершенствование  законодательства по вопросам  государственного регулирования  экономического развития общества  должно быть направлено на  создание условий, способствующих стимулированию юридических и физических лиц к инвестиционным накоплениям за счет капитализации прибылей, а также оптимальной и эффективной государственной налоговой политики. Важно регулировать налоговые отношения, за счет создания необходимой правовой базы, гарантирующей субъектам предпринимательской деятельности, а также гражданам стабильность и прогнозируемость налогообложения, обеспечивающей условия и механизм надлежащей уплаты налогов всеми налогоплательщиками. 

 В сфере  финансового обеспечения экономической реформы в дальнейшем совершенствовании нуждаются бюджетное законодательство и законодательство о банках и банковской деятельности. 

 В условиях  интеграции Украины в мировую  хозяйственную систему особого  внимания заслуживает состояние  и дальнейшее развитие внешнеэкономического сектора. К сожалению, в этой сфере экономики существует довольно много проблем – как взаимосвязанных, так и тесно связанных с проблемами внутренней политики. 

 Одной из  основных проблем внешней торговли  является несколько искаженная по сравнению с другими развитыми странами структура экспортно-импортных потоков торгового баланса. Основные составляющие товарной структуры внешней торговли, которые почти не изменились в течении восемь лет, приведены в табл.4.1. [8, с.22] 
 

Таблица 4.1. Структуры  внешней торговли Украины 1994-1999гг.Товарная группа Экспорт Импорт

Минеральные продукты 9% 51%

Машины, оборудование и механизмы 9% 15%

Продукция химической и связанных с ней отраслей 11% 7%

Неблагородные металлы и изделия 40% 4% 
 
 

 За последние  годы в структуре экспорта  увеличивается удельный вес сырьевой  группы товаров (до 40%), а в импорте  преобладает продукция конечного  потребительского назначения. Кроме  того, более 50% общего импорта  Украины составляет ввоз большого  количества минерального топлива, нефти и продуктов ее переработки. Следовательно, сегодня Украина, при отсутствии развитых экспортирующих производств, интегрирует мировой хозяйственный рынок как страна, поставляющая сырье, а не конечные продукты потребления. [8, с.22] 

Что касается государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, то здесь следует сократить  перечень экспортных и бартерных  контрактов, которые должны регистрироваться в Министерстве внешнеэкономических  связей и торговли Украины, а также отменить квотирование и лицензирование экспорта. Целесообразно изменить нормы украинского законодательства, регулирующие открытие и использование банковских счетов иностранными инвесторами и физическими лицами в украинских банках, что гарантировало бы упрощение процедуры открытия и использования таких счетов в национальной и иностранных валютах. 

Кроме отмеченных направлений совершенствования  правового обеспечения государственного регулирования в экономической  сфере, следует разработать и  внедрить соответствующую концепцию развития и совершенствования законодательства, которое будет регулировать отношения в экономической сфере и ее отдельных отраслях. Кроме этого, нужно также разработать такую структуру законодательства, которая бы содержала законы и подзаконные нормативно-правовые акты, отличалась логической последовательностью принятия таких актов и их согласованностью в рамках не только определенной отрасли законодательства, но и законодательства в целом.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

 Государственное  регулирование представляет собой форму целенаправленного воздействия государства на экономику для обеспечения и поддержания ее функционирования в заданном режиме, изменения и развития экономических отношений и взаимосвязей. 

 Вмешательство  государства в экономику осуществляется только в той степени, в которой требуется в целях поддержания устойчивости макроэкономического равновесия, эффективной конкурентной среды, а также для контроля над теми рынками, на которых условие свободной конкуренции не осуществимы. 

 Государственное регулирование экономики осуществляется при помощи правовых, административных, экономических, а также прямых и косвенных методов. 

 Тенденции  рынка и возникающие диспропорции  в экономике являются важнейшими  предпосылками для проведения  государством стабилизационных мероприятий. 

 Разработка  стабилизационных программ и  антикризисных концепций должна  осуществляться на основе анализа  специфики структуры народного  хозяйства, макроэкономического  прогнозирования при регулировании  со стороны государства, зоны  вмешательства которого в экономику должны быть четко определены. 

 Основными  направлениями совершенствования  государственного регулирования  экономики Украины являются: преодоление  имеющихся деформаций рыночных  отношений, завершение формирования  рыночной инфраструктуры; создание экономических, политических и социальных предпосылок реализации конкурентных преимуществ украинской экономики; усиление внимания государства развитию социальной сферы. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

 Божня Д., Волынский Г. Государственное  регулирование переходных процессов. // Экономика Украины. – 1999. - №5. 

 Гальчинский  А. Восстановить дееспособность  государства. // Экономика Укрианы.  – 2000. - №8. 

 Государственное  регулирование экономики в условиях  рынка. // Экономика и управление  в зарубежных странах, 2000, №5-6. 

 Долишний  М., Корозид М. Модели государственного  регулирования в рыночной экономике. // Экономика Украины, 1999, №6.  

 Лукинов И.  Методы и средства государственного  регулирования экономики переходного  периода. // Экономика Украины, 1999, №5.  

 Сатановская  Е. Роль государства в регулировании  экономических отношений. // Экономика  Украины, 1999, №11.  

 Терещенко  О. Государственное содействие  реструктуризации и санакции  предприятия. // Экономика Украины, 1998, №2.  

 Узлюк Т.  Проблемы государственного регулирования внешнеэкономического сектора в Украине. // Персонал, 1999, №5. 

 Чередниченко  В. Проблемы формирования системы  государственного управления экономикой  Украины. // Экономист, 200, №6.  

 Шишков Ю.  Экономическая роль государства в современном мире. // Экономист, 1999, №1.  

 Экономическая  теория (политэкономия): Учебник / Под  общей ред. акад. В.И. Видятина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 560с.

Информация о работе Государственное регулирование экономики в зарубежных странах