Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:41, курсовая работа
Целью данной работы является исследование роли государства как институциональной структуры в экономике.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие сущности государственного регулирования, характеристика функций государства в управлении экономикой, методов и инструментов государственного регулирования, раскрытие особенностей государственного регулирования экономики в условиях ее рыночной трансформации, также рассмотрена специфика государственного регулирования в Украине.
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Сущность государственного регулирования экономики……………. 5
1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику... 5
1.2. Экономические функции государства…………………………….. 8
2. Способы государственного регулирования экономики 10
2.1. Классификация форм и методов государственного регулирования…………………………………………………………………..
10
2.2. Социальное регулирование……………………………………….. 12
2.3. Поддержание международной конкурентоспособности и оптимальной структуры производства…………………………………
15
2.4. Обеспечение макроэкономической стабильности……………….. 16
3. Государственное регулирование в условиях переходного периода... 19
4. Особенности государственного регулирования экономики Украины 27
Заключение………………………………………………………………… 35
Список литературы………………………………………………………... 36
Приложение 1. Формы и методы финансовой поддержки санации предприятия……………………………………………..
37
Приложение 2. Финансовое участие государства в санации приватизированных предприятий………………………………
38
Чтобы укрепить
банковскую систему
Страны с
переходной экономикой сформировали отдельный
блок хозяйствования. В странах Восточной
Европы, СНГ, Балтии можно выделить несколько
общих позиций, которые были использованы
реформаторами в процессе определения
концептуальных основ перестройки механизмов
хозяйствования. В частности, во всех странах
ставилась задача снизить влияние государства
на экономику посредством либерализации
цен и внешней торговли, обеспечения конвертируемости
национальной валюты, изменения в отношениях
собственности на основе приватизации
государственных предприятий и формирования
новых негосударственных объектов, создания
сети социального обеспечения, формирования
институциональной и правовой структуры
рыночной экономики (включая соответствующую
финансовую систему) и т.д. [4, с.17]
Перечисленные
позиции реформирования нашли практическое
воплощение во всех странах с переходной
экономикой, однако их реализация обеспечила
разные результаты и последствия. Это
свидетельствует не только о наличии разных
условий, предшествовавших процессам
реформации, но и о разных скорости их
продвижения в каждой стране и глубине
проникновения в экономические процессы.
Особенности каждой страны проявились
в том, насколько ей удалось согласовать
темпы, последовательность осуществления
реформ с финансовыми возможностями и
интересами основных субъектов национальной
экономики. Опыт показывает, что ни одной
из этих стран не удалось эффективно решить
такие задачи, поэтому им пришлось пройти
через сложные ситуации углубления социально-экономического
кризиса, снижения жизненного уровня большей
части населения и его заинтересованности
в осуществлении реформирования, справедливости
и необходимости самих реформ.
Анализируя
процессы трансформации
Началом осуществления
рыночных преобразований
Исходные
условия для реформирования
Одним из
последствий гиперинфляция
Украине, России
и другим государствам пока что не
удалось обеспечить процессы роста
экономики, но ими обеспечено снижение
темпов сокращения ВВП, а по отдельным
отраслям экономики — рост объемов
производства. Следует отметить, что
в Украине в течение 1997—1998 гг. наметилась
некоторая стабилизация, а в отдельных
отраслях — и рост. Однако обвальный кризис
финансово-кредитной системы во II половине
1998 г., а также кризисные явления в финансовой
сфере других государств отрицательно
повлияли на экономическое положение
Украины. [4, с.18]
Оценивая
в целом ситуацию, сложившуюся
в странах с переходной
4. ОСОБЕННОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
По оценкам
зарубежных специалистов, современное
экономическое положение в
Украинские
экономисты выделяют следующие основные
направления государственного регулирования:
формирование
и разработка концепций и программ
государственного регулирования и
поддержки предпринимательства;
определение
системы отраслевых и
формирование
законодательной базы, обеспечивающей
условия эффективного развития
предпринимательской
формирование
финансово-кредитной системы и
других элементов рыночной
разработка
системы поддержки иностранной
и совместной форм организации
предпринимательства и др.
Для улучшения
экономического положения
Во-первых, необходимо
привести функции государства в соответствие
с его потенциалом. Если государство пытается
сделать много, имея при этом ограниченные
ресурсы, то чаще всего это наносит больше
вреда, чем приносит пользы.
Во-вторых, необходимо
закрепить потенциал
Государственная
политика и программы должны
быть направлены не просто
на содействие экономическому росту,
а и на обеспечение справедливого распределения
результатов рыночного развития, особенно
– путем инвестиций в начальное образование
и здравоохранение. Они также должны обеспечивать
защиту имущественной и личной безопасности
населения от каких-либо посягательств.
Поскольку
в Украине рынок еще
В Украине наблюдаются
реальные попытки создать правовую и методологическую
базу для проведения санации и реструктуризации
предприятий. Логическим проявлением
данного процесса стало утверждение Постановления
Кабинета Министров от 8 февраля 1994г. «Положения
о порядке санации государственных предприятий».
[7, с.27] Этот документ определяет порядок
и способы проведения санации предприятий
с целью предотвращения их банкротства,
улучшения финансового положения и повышения
конкурентоспособности продукции.
Порядок санации
коммерческих банков регламентируется
Положением о финансовом оздоровлении
коммерческих банков, утвержденное постановлением
правления НБУ от 30 декабря 1996г. [7, с.27]
Кроме того, данное Положение регулирует
порядок предоставления и исполнения
коммерческим банкам стабилизационной
ссуды.
Централизованная
санационная поддержка может
проводиться:
путем прямого
бюджетного финансирования;
косвенными
формами государственного
Формы и методы
государственной финансовой поддержки
санации предприятий
Чрезвычайно важна
разработка экономически обоснованной
концепции приватизации. Неэффективные
государственные предприятия, в
основном, лишь «тянут» деньги из государственного
бюджета. Кроме того, их влияние мешает
столь необходимой общей реструктуризации
экономики. Выбор способа осуществления
приватизации чрезвычайно важен для ее
конечного результата. Ключевыми факторами
являются прозрачность процесса, завоевание
доверия работников, создание широкого
круга собственников и реализация соответствующей
реформы в сфере регулирования. Для этого
необходимо реформировать систему управления
на приватизированных предприятиях, преобразованных
в акционерные общества, обеспечить защиту
прав акционеров. К тому же, нужно политически
определиться относительно перспектив
развития государственной собственности
в народном хозяйстве страны, экономически
обосновать ее оптимальные размеры и отраслевую
структуру, разработать адекватную законодательную
базу. Важно и правовое закрепление принципов
управления предприятиями государственной
формы собственности с возможным предоставлением
им более широких полномочий для обеспечения
их конкурентоспособности.
В условиях
распыленности и
Информация о работе Государственное регулирование экономики в зарубежных странах