Государственное регулирование экономики в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование роли государства как институциональной структуры в экономике.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие сущности государственного регулирования, характеристика функций государства в управлении экономикой, методов и инструментов государственного регулирования, раскрытие особенностей государственного регулирования экономики в условиях ее рыночной трансформации, также рассмотрена специфика государственного регулирования в Украине.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

1. Сущность государственного регулирования экономики……………. 5

1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику... 5

1.2. Экономические функции государства…………………………….. 8

2. Способы государственного регулирования экономики 10

2.1. Классификация форм и методов государственного регулирования…………………………………………………………………..

10

2.2. Социальное регулирование……………………………………….. 12

2.3. Поддержание международной конкурентоспособности и оптимальной структуры производства…………………………………

15

2.4. Обеспечение макроэкономической стабильности……………….. 16

3. Государственное регулирование в условиях переходного периода... 19

4. Особенности государственного регулирования экономики Украины 27

Заключение………………………………………………………………… 35

Список литературы………………………………………………………... 36

Приложение 1. Формы и методы финансовой поддержки санации предприятия……………………………………………..

37

Приложение 2. Финансовое участие государства в санации приватизированных предприятий………………………………

38

Работа содержит 1 файл

refer1.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Реферат: Государственное  регулирование экономических отношений  Название: Государственное регулирование  экономических отношений

 Раздел: Рефераты  по экономической теории

 Тип: реферат  Добавлен 07:53:08 26 июля 2005 Похожие работы

 Просмотров: 3108 Комментариев: 0 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.3 Оценка: неизвестно     Скачать  

ДОНЕЦКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по предмету «ПОЛИТЭКОНОМИЯ» 

на тему: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» 
 

Выполнила: 

студентка 1 курса  группы «А» 

заочного отделения  ДЭГИ 

Петрасюк Оксана Станиславовна 
 

Научный руководитель 

ст. преподаватель  Кузнецова В.Н. 

Донецк – 2002 
 

С

ОДЕРЖАНИЕ  

 стр.

Введение…………………………………………………………………… 3

1. Сущность государственного регулирования экономики……………. 5

1.1. Необходимость  государственного вмешательства  в экономику... 5

1.2. Экономические  функции государства…………………………….. 8

2. Способы государственного  регулирования экономики 10

2.1. Классификация  форм и методов государственного регулирования…………………………………………………………………..  

10

2.2. Социальное  регулирование……………………………………….. 12

2.3. Поддержание  международной конкурентоспособности  и оптимальной структуры производства…………………………………  

15

2.4. Обеспечение  макроэкономической стабильности……………….. 16

3. Государственное  регулирование в условиях переходного  периода... 19

4. Особенности  государственного регулирования  экономики Украины 27

Заключение………………………………………………………………… 35

Список литературы………………………………………………………... 36

Приложение 1. Формы и методы финансовой поддержки санации предприятия……………………………………………..  

37

Приложение 2. Финансовое участие государства в санации  приватизированных предприятий………………………………  

38 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

Формирование  оптимальной макроэкономической структуры, обеспечивающей динамизм производительных сил и сбалансированность внутреннего рынка, предполагает наличие системы централизованного регулирования, в частности такого института, каким является государство. В условиях рыночных отношений важное значение имеет поддержание на необходимом уровне степени государственного вмешательства в экономику, достижение оптимальности правового регулирования общественных отношений, в том числе – отношений предпринимательства, во всех отраслях и сферах народного хозяйства. 

 Значимость государственного регулирования особенно актуальна в период трансформации от административно-командной системы к рыночной модели экономики, когда существенно усиливается потребность в жесткой координирующей структуре, оказывающей определенное влияние на формирование необходимых предпосылок становления конкурентной среды и развития совокупного рынка. В процессе формирования многоукладной рыночной модели экономики государство как регулирующий орган гарантирует стабильность воспроизводства, способствует устойчивой работе предприятий различного статуса как основных налогоплательщиков и непосредственных производителей материальных благ. 

Участия в хозяйственной  жизни общества раскрывается в работах  многих экономистов. Еще А. Смит отмечал, что «видимая рука» правительства должна регулировать «невидимую руку» конкуренции. Проблемы государственного регулирования экономики раскрыты в трудах Дж.М. Кейнса, М. Фридмена, В. Леонтьева, Д. Гелбрейта, А. Маршалла, П. Самуэльсона, Д. Норта и др. Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия, вплоть до полного их отрицания. 

Целью данной работы является исследование роли государства  как институциональной структуры  в экономике. 

 Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач: раскрытие сущности государственного регулирования, характеристика функций государства в управлении экономикой, методов и инструментов государственного регулирования, раскрытие особенностей государственного регулирования экономики в условиях ее рыночной трансформации, также рассмотрена специфика государственного регулирования в Украине. 

 В процессе  написания работы использовались  материалы периодической печати, экономическая литература. 

 Работа состоит  из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и двух приложений.

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО 

РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 

Необходимость государственного вмешательства в  экономику. 

 Вопрос о  роли государства в регулировании  экономических отношений носит  весьма проблематичный характер. Одни ученые-экономисты считают необходимым жестокое государственное регулирование всех отношений в сфере экономики, другие же – отбрасывают необходимость такого регулирования вообще. Отрицательными являются последствия как чрезмерного регулирования государством экономических отношений, так и полного невмешательства его в сферу экономики. 

 Мировой опыт  экономической практики доказывает, что нет, и не может быть  эффективной социально ориентированной  рыночной экономики, основывающейся  на современных научно-технических  достижениях, без активной регулирующей роли государства. Реальная рыночная экономика никогда, даже на первых этапах ее становления не обходилась без вмешательства государства. Менялись лишь задачи, формы, инструментарии такого вмешательства и его масштабы.  

 Экономическая  роль государства еще в начале  ХХ века была предельно ограниченной. Положение изменилось в период  первой мировой войны, когда  вначале в Германии, а затем  в странах Антанты государство  начало активно вмешиваться в  хозяйственную жизнь с целью  мобилизации ограниченных ресурсов для достижения военной победы. Отмеченные меры носили, однако, чрезвычайный, военно-мобилизационный характер, а потому с окончанием войны государственное вмешательство в хозяйственную жизнь сошло на нет. 

 К началу 30-х годов среди западных экономистов господствовало мнение о том, что экономические спады (кризисы) объясняются случайными причинами, что механизм рыночного саморегулирования в принципе обеспечивает соответствие между совокупными спросом и предложением, следовательно, и автоматический выход экономики из кризиса и последующий ее подъем на базе обновления основного капитала и ликвидации нерентабельных предприятий. Однако во время глубокого кризиса и затяжной депрессии 30-х годов стало очевидно, что механизм рыночного саморегулирования не справляется со своими функциями, не обеспечивает автоматический выход из кризиса, что требует перехода к активному государственному регулированию экономики. Такое регулирование на практике стало осуществляться в США с 1933г. командой президента Ф.Д. Рузвельта, разработавшей и реализовавшей так называемый «Новый курс». Теория государственного регулирования была создана Дж.М. Кейнсом и его последователями. Кейнс сделал справедливый вывод о том, что выход из глубокого кризиса, рост объемов производства и уровня занятости невозможны без активного участия государства. [6, с.37] 

 На современном  этапе в преобладающем большинстве  стран мира функционирование  народного хозяйства характеризуется,  в первую очередь, ростом регулирующей  роли государства по отношению как к государственному сектору экономики, так и к частному, и к их взаимодействию, что обусловлено определенным уровнем осознания необходимости не только разграничения частных и публичных интересов в обществе, но и поддержания оптимального баланса между ними. В то же время всем хорошо известны последствия отказа публичной власти от регулирования экономических отношений в процессе перехода от административно-командной системы хозяйствования и управления к смешанной. Примеры Украины, России и других стран СНГ, скорее всего, войдут во все учебники и хрестоматии начала ХХI века, как яркие иллюстрации того, к чему может привести вытеснение государства на начальном этапе проведения рыночных реформ. 

 Особенно  важно определение роли государства  в регулировании экономики на так называемых «переходных» этапах его развития (подобных тому, какой переживает в настоящее время Украина, - когда осуществляется переход от административно-командного порядка общественной жизни к демократическому, когда в общественных интересах, ориентациях и мотивах поведения людей, социальных ценностях отражаются черты, присущие именно смешанной форме социально-экономических процессов и структур - от остаточных административно-командных до разнообразных частных). При определении роли государства необходимо учитывать состояние экономики, уровень ее зависимости от государства, социальный фактор и менталитет народа, особенно – при переходе от командно-административной системы к рыночной экономике. 

 Особую актуальность  в условиях трансформации общества приобретают проблемы реализации таких закономерностей, как сбалансированность экономических интересов и достижение адекватного этому процессу правового механизма их регулирования в направлении достижения оптимальности соотношения экономических интересов различных форм собственности и правовых норм, институтов государственной и частной собственности. 

 В странах,  осуществляющих трансформацию к  рыночной экономике (в еще большей  мере, чем в странах с уже  развитой рыночной экономикой), проявляется необходимость государственного регулирования экономики в этот период. Это объясняется тем, что самоорганизация (а рынок представляет собой классический образец самоорганизации) свойственна достаточно устойчивым системам и малоэффективна в период перехода от одной системы к другой. Важно иметь в виду, что в условиях социально-экономической трансформации принцип самоорганизации способствует усилению защитной функции, возврату экономики в предыдущее состояние, ускорению старых тенденций. А это очень опасно. К тому же, отсутствие каких-либо регулирующих основ в период трансформации приводит к нарастанию хаотических процессов, что можно проследить на примере Украины. 

 Некоторые  ученые, отмечая необходимость государственного  регулирования экономики, подчеркивают необходимость его ограничения, подчиненности рыночному саморегулированию. Направление государственного регулированию экономики должно, во-первых, отражать границы переходного периода и не быть определяющими, во-вторых, оно должно быть подчинено цели ограничения методов государственного регулирования экономики, методам ее рыночного регулирования. [6, с.39] 

 Преобладающее  большинство ученых признают  необходимость государственного  регулирования экономики. Отличия  в их позициях заключаются  в определении степени и форм такого регулирования и его соотношения с рыночным саморегулированием. 

. Экономические  функции государства 

 В системе  «свободного» рынка нельзя обойтись  без государства. Оно берет  на себя функции, которые принципиально  не может осуществить сам рынок. Это по крайней мере три функции: 

 обеспечение  экономики нужным количеством  денег; 

 регулирование  так называемых «внешних» (или  побочных) эффектов; 

 удовлетворение  потребностей в «коллективных  благах» (или в «общественных  товарах»). 

 Указанные выше функции – это максимум того, что может делать государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике. 

 Государственное  вмешательство в экономику связано  с ограниченностью самого рыночного механизма. Обычно в учебниках «Экономикс» выделяют три глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность. [11, с.129] 

Эффективность. Государство призвано создать такой  экономический «фон», используя  различные экономические инструменты, который обеспечил бы эффективное функционирование производства. В частности, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации конкуренции. Современное государство оказалось «встроенным» в рыночную систему хозяйствования. Поддержание действия конкуренции – его важнейшая функция. 

Справедливость. Рынок признает лишь один критерий распределения доходов: итог участия  в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех, к то преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Кроме того, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается безработица до 6%) [11, с.129], поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных – это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень их потребления через минимальную зарплату. 

Информация о работе Государственное регулирование экономики в зарубежных странах