Государственное регулирование экономики в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование роли государства как институциональной структуры в экономике.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие сущности государственного регулирования, характеристика функций государства в управлении экономикой, методов и инструментов государственного регулирования, раскрытие особенностей государственного регулирования экономики в условиях ее рыночной трансформации, также рассмотрена специфика государственного регулирования в Украине.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

1. Сущность государственного регулирования экономики……………. 5

1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику... 5

1.2. Экономические функции государства…………………………….. 8

2. Способы государственного регулирования экономики 10

2.1. Классификация форм и методов государственного регулирования…………………………………………………………………..

10

2.2. Социальное регулирование……………………………………….. 12

2.3. Поддержание международной конкурентоспособности и оптимальной структуры производства…………………………………

15

2.4. Обеспечение макроэкономической стабильности……………….. 16

3. Государственное регулирование в условиях переходного периода... 19

4. Особенности государственного регулирования экономики Украины 27

Заключение………………………………………………………………… 35

Список литературы………………………………………………………... 36

Приложение 1. Формы и методы финансовой поддержки санации предприятия……………………………………………..

37

Приложение 2. Финансовое участие государства в санации приватизированных предприятий………………………………

38

Работа содержит 1 файл

refer1.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Стабильность. Государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержания экономической стабильности, сглаживания циклической формы развития экономики. Проводит оно и антиинфляционную политику. 

 Помимо этих  глобальных задач, государство  берет на себя обеспечение  правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; компенсацию негативных сторон рынка; поддержку малого и среднего бизнеса; проведение фискальной политики – изъятия части доходов хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета; обеспечение развития фундаментальных научных исследований стимулирует развитие таких направлений НТП, которые требуют вложения очень больших средств, длительных сроков окупаемости и связаны с большим риском. Это же касается развития новых отраслей с неясными перспективами. Государство также берет на себя решение региональных проблем. 
 

2. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  

РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 
 

2.1. Классификация  форм и методов государственного  регулирования 

 В литературе понятие «государственное регулирование» не определено, однако ученые называют его разнообразные формы и методы. Так, экономисты считают, что государственное регулирование осуществляется путем социально-экономического регулирования прогнозирования через антимонопольную политику и развитие конкуренции, государственную стандартизацию, метрологию и сертификацию, систему налогообложения, другие формы регулирующего влияния государства. Вместе с нормативно-правовым регулированием соответствующих сфер хозяйствования, для экономической деятельности государства характерна разработка комплексных и региональных программ. [6, с.39] 

 Государственное  регулирование, наряду с планированием  (программированием) организационной  деятельности, стимулированием и  контролем, государственными мониторингом и протекционизмом (поддержкой частного предпринимательства), правовой организацией государственного сектора рыночной экономики, является одним из направлений государственного влияния на развитие экономических процессов. 

 Для обоснования существования многочисленных и разнообразных видов деятельности, попадающих под понятие государственного регулирования экономики, необходимо дать их классификацию.  

 Деятельность  по государственному регулированию  экономики может быть классифицирована в зависимости от того, в чью пользу оно осуществляется. Так, некоторые виды регулирования нацелены на защиту групп предпринимателей (например, запрет дискриминации среди конкурирующих субъектов предпринимательской деятельности, защита малого и среднего предпринимательства), другие – на защиту потребителей (например, регулирование безопасности товаров) или общественных интересов в целом (например, защита окружающей среды). 
 

 Классификация  регулирования возможна по масштабам  его влияния – либо на отдельную отрасль экономики, либо на экономику в целом, то есть имеет ли узкоотраслевую направленность или общеэкономическую. Некоторые виды влияния могут касаться только отдельных отраслей, тогда как большинство типов регулирования влияет на экономику в целом. 

 Государственное  регулирование экономики также  можно разделить на два типа: в зависимости от того, нацелено  оно на замену конкуренции  или является дополнением к  рыночным механизмам и предназначено  для достижения других специфических  целей. 

 Классическим примером первого типа регулирования является естественная монополия. Она существует в отраслях, связанных с большим объемом продукции, где в силу технологических особенностей производства наиболее эффективное удовлетворение спроса достигается при отсутствии конкуренции, функционировании одного субъекта предпринимательства. Предоставление коммунальных услуг – типичный пример такой монополии, а регулирование доступа на рынок, цен и доходов субъектов предпринимательства – это пример государственного регулирования.  

 Второй тип  регулирования отличается тем,  что он не заменяет конкуренцию,  а является дополнением к рынку  и предназначен для достижения  специфических целей. Он действует  в тех случаях, когда нерегулируемый  рынок не обеспечивает определенные  общественные интересы (например, при недостаточной информации о ценах на рынке). [6, с.40] 

 Государственное  регулирование также можно разделить  на виды в зависимости от  методов, применяемых при оказании  влияния на экономику. Так,  регулирование может осуществляться как административными, так и экономическим методами.  

Административные  методы управления наиболее характерны для планово-административной экономики  и следуют из самой сути государственного регулирования, предусматривающего властность одних и подчиненность других. В этом случае через соответствующую систему органов и должностных лиц государство как субъект и собственник имущества осуществляло необходимые функции в экономической сфере. В основу административных методов положено, прежде всего, принятие государством обязательных решений для осуществления прямого влияния на объект регулирования путем одностороннего определения задач, а в ряде случаев – путей и средств их решения. В свое время таким весомым инструментом было государственное планирование.  

 Однако более приемлемыми и демократичными методами государственного управления экономикой являются экономические методы. В их основу положено использование таких экономических рычагов и стимулов, как цена, кредит, прибыль; их содержание не предусматривает прямого влияния на подчиненные объекты регулирования, а лишь создает для них такую экономическую ситуацию, которая бы диктовала им соответствующее поведение с целью достижения положительных экономических результатов, то есть стимулировала экономическую заинтересованность. 
 

2.2. Социальное  регулирование 

 Доминирующий  и почти неуклонный рост доли  ассигнований идет на социальное  обеспечение и социальное страхование.  Речь идет о пенсиях по старости  и инвалидности, пенсиях ветеранам  войн, пособиях по безработице, на приобретение жилья, продовольственной и иной помощи нуждающимся. Доля таких трансфертов повышается во всех развитых странах и к середине 90-х гг. составила в среднем около 35% всех государственных расходов. 

 Увеличение  расходов на социальное обеспечение обусловлено рядом причин. Во-первых, повышением в индустриальную и постиндустриальную эпоху роли «человеческого капитала» как главной движущей силы экономического роста и накопления национального богатства. К концу ХХ века забота о человеке от его рождения до глубокой старости становится не только условием процветания всего общества, но и важнейшей нормой морали. 

 Во-вторых, повышение  доли социального обеспечения  обусловлено демографическими факторами.  С одной стороны увеличение  общей численности населения, а следовательно, и количества тех граждан, которые нуждаются в поддержке со стороны общества. С дугой стороны, изменениями в возрастной структуре населения: чем выше уровень жизни, тем больше ее средняя продолжительность, тем больше удельный вес численности пожилых и престарелых людей. Сочетание первой и второй демографической закономерностей ведет к тому, что все большая часть национального дохода должна перераспределяться между работающей частью населения и теми, кто уже внес свой вклад в создание национального богатства и уже не может работать в пользу последних. 

 В-третьих,  рыночная экономика создает почву  для углубления неравенства в  доходах между различными социальными  слоями населения. Особенно велик  этот разрыв в развивающихся  странах, вступивших в стадию активного становления рыночных отношений. Так, в Мексике в начале 90-х гг. такой разрыв составлял 13,5 раз, в Зимбабве – 15,6, Кении – 18,3, Бразилии – 25,7, а в Панаме – даже 30 раз. Это создает напряженность в обществе и нередко является причиной политической нестабильности и конфликтов. В индустриальных странах с развитой системой перераспределения доходов через бюджет такой разрыв значительно меньше. В США он составляет 9,4 раза, Англии – 5,6, Канаде – 5,2, Бельгии – 3,6 раза. [10, с.27-28] 

 Увеличение  роли «человеческого капитала»  обусловлено и увеличение расходов  государства на здравоохранение.  В США заметный сдвиг в этой  области произошел во второй  половине 60-х гг., когда доля государственных  ассигнований на здравоохранение  повысилась с 1,5 до 6-7%, а к настоящему времени достигла почти 20%. В других индустриальных странах доля здравоохранения в государственных расходах заметно ниже, чем в США. Но это не значит, что там государство игнорирует проблемы здоровья населения. Дело в том, что в разных странах общие расходы на эти цели распределяются между бюджетом и внебюджетными фондами неодинаково. Если в Англии и Франции 86-88% этих расходов берет на себя государство, то в США и Японии эта доля составляет 73-74%, а в Австрии – 64% в принципе, объем таких расходов на одного жителя определяется общим уровнем благосостояния страны. [10, с.29] 

 Расходы на  образование тесно связаны с  повышение качества «человеческого  капитала» и потому имеют тенденцию  к росту. Если раньше средний  уровень грамотности и образованности населения обеспечивался преимущественно заботами семьи, благотворительных и религиозных организаций, то в ХХ веке по мере усложнения технологий производства он постепенно стал одним из важнейших условий повышения конкурентоспособности национальной экономики и соответственно стратегической задачей национальных правительств. Особенно заметно возросла роль квалифицированных кадров во второй половине нашего столетия в результате автоматизации производства и информатизации всех сфер экономики. 

Поддержание международной  конкурентоспособности и оптимальной  структуры производства 

 Хотя в  рыночной экономике структура  капиталовложений определяется  главным образом частными предпринимателями,  государство не снимает с себя  ответственности за поддержание наиболее рациональных для данной страны отраслевых пропорций производства и экспорта, равно как и за сбалансированность развития ее регионов. 

 Поскольку  в последние десятилетие происходит  глобальная либерализация внешнеторговых  режимов и постоянное снижение тарифных и других барьеров, внутренние рынки оказываются все более открытыми для иностранных экспортеров. С 1948г., когда начало действовать Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), по 1990г. средний уровень тарифной защиты индустриальных стран понизился в 6,4 раза – с 40 до 6,3%, а нетарифные барьеры постоянно регламентируются в рамках международных соглашений. [10, с.30] 

 В таких  условиях, утрачивая торгово-политический  инструментарий своей структурной  и промышленной политики, государство вынуждено все более широко использовать для этих целей бюджетное финансирование и кредитование отраслей и регионов, нуждающихся в поддержке. Тем более, что потребность в таком вмешательстве не уменьшается, а скорее – возрастает, поскольку национальное экономическое пространство становится все более интегрированным в мировую экономику и легко уязвимым для всяких неожиданностей, исходящих извне. 

 Одним из  таких способов является перераспределение  через бюджет внутренних ресурсов  нуждающихся в поддержке отраслей, регионов или компаний. 

 Большая часть  ассигнований направляется на  поддержание и развитие транспортной  и коммуникационной инфраструктуры, от состояния которой во многом  зависит и сбалансированность  социально-экономического развития  регионов внутри страны, и производственно-кооперационные связи между промышленными предприятиями, и привлекательность национальной экономики для иностранных инвесторов, и многие другие условия эффективного развития. 

 Особого внимания  заслуживает государственная поддержка фундаментальных научных исследований и конструкторских разработок (НИОКР). В век научно-технической и информационной революций научные открытия и их технологическое применение играют все более важную роль и во многом определяют конкурентные позиции на мировом рынке не только отдельных корпораций и отраслей, но и национальной экономики в целом.  

 Помимо общей  поддержки национальной конкурентоспособности  в форме ассигнований на образование,  НИОКР, транспортную и коммуникационную  инфраструктуру, правительства разных стран оказывают прямую и косвенную (через налоговые льготы) помощь некоторым конкретным отраслям отечественной экономики. 

 Сельское  хозяйство, например, в индустриальных  странах давно утратило роль  основы национальной экономики.  На его долю здесь приходится в среднем не более 2-3% ВВП и 5% занятых. [10, с.31] 

 Добывающие  отрасли промышленности пользуются  минимальной бюджетной поддержкой. Несколько большую помощь получает  обрабатывающая промышленность, особенно  технологически передовые ее  отрасли. 

 В будущем  центр тяжести может переместиться  на отрасли, связанные с развитием  информационных технологий. 

Информация о работе Государственное регулирование экономики в зарубежных странах