Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:41, курсовая работа
Целью данной работы является исследование роли государства как институциональной структуры в экономике.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие сущности государственного регулирования, характеристика функций государства в управлении экономикой, методов и инструментов государственного регулирования, раскрытие особенностей государственного регулирования экономики в условиях ее рыночной трансформации, также рассмотрена специфика государственного регулирования в Украине.
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Сущность государственного регулирования экономики……………. 5
1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику... 5
1.2. Экономические функции государства…………………………….. 8
2. Способы государственного регулирования экономики 10
2.1. Классификация форм и методов государственного регулирования…………………………………………………………………..
10
2.2. Социальное регулирование……………………………………….. 12
2.3. Поддержание международной конкурентоспособности и оптимальной структуры производства…………………………………
15
2.4. Обеспечение макроэкономической стабильности……………….. 16
3. Государственное регулирование в условиях переходного периода... 19
4. Особенности государственного регулирования экономики Украины 27
Заключение………………………………………………………………… 35
Список литературы………………………………………………………... 36
Приложение 1. Формы и методы финансовой поддержки санации предприятия……………………………………………..
37
Приложение 2. Финансовое участие государства в санации приватизированных предприятий………………………………
38
Обеспечение макроэкономической
стабильности.
Увеличивающаяся
торговая открытость экономик
индустриальных стран приносит
им немало стратегических выгоды,
но создает при этом трудности для отдельных
регионов, отраслей или крупных национальных
корпораций. Такая же тенденция наблюдается
и в других областях международных хозяйственных
связей. – в кредитно-финансовой, валютной
сфере, в движении производительных капиталов.
Открытость национальных хозяйств обусловливает
и новые, неизвестные в прошлом опасности
макроэкономического характера. Развитие
международных валютных рынков в сочетании
с переходом к электронной системе телекоммуникаций
в реальном режиме времени и ослаблении
валютных ограничений в большинстве стран
мира создало условие для крупномасштабных
перебросок высоколиквидных ресурсов
(так называемых «горячих денег») практически
в глобальных масштабах для спекулятивной
игры на понижение или на повышение той
или иной национальной валюты. Такие спекулятивные
акты нередко приводят к девальвации (реже
– к ревальвации) валют, что сопровождается
не только скачками цен на внутреннем
рынке пострадавшей страны, но и сказывается
на международной конкуренции ее товаров
и услуг, а следовательно, и на состоянии
ее торгового баланса.
Все это
сказывается на темпах
Ситуация
осложняется тем, что по мере
открытия национальных
Рамки национального
государства становятся
Промышленно
развитые страны уже с начала
60-х гг. сверяют курсы своей
макроэкономической политики в
рамках Организации
Более глубокая
сверка курсов макроэкономической политики
и согласование практических шагов осуществляется
в рамках «большой семерки» - неформального
форму высших руководителей США, Японии,
Канады, Германии, Франции, Англии и Италии
(с 1998г. – «большая восьмерка», в связи
с принятием России как полноправной участницы
этого форума). [10, с.33] От состояния экономики
этих лидеров мирового хозяйства во многом
зависит экономическая «погода» на всей
планете. Поэтому в ходе ежегодных конференций
они с 1974г., наряду с прочими вопросами,
рассматривают наиболее актуальные проблемы
мировой экономики и выбирают общую линию
поведения. Эти решения часто определяют
политику Международного валютного фонда,
Всемирного банка и других международных
экономических организаций.
Наиболее основательная
координация макроэкономической, структурно
и внешнеторговой и других областей политики
происходит в Европейском союзе, где страны-участницы
не просто сильно зависят друг от друга,
но и далеко продвинулись по пути интеграции,
т.е. сращивания национальных экономик.
Здесь «хоровое» исполнение государственного
регулирования потребовало уже участия
«дирижера» в виде системы органов национально
законодательной, исполнительной и судебной
власти. Это позволяет не только тесно
координировать государственное вмешательство
в экономику стран-участниц, но и проводить
совместную, то есть единую внешнеторговую,
аграрную и региональную политику. С 1999г.
большинство государств-членов перешло
даже к единой валютной и эмиссионной
политике, отказавшись от национальных
денежных единиц в пользу общей для них
всех валют – евро. [10, с.33]
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО
ПЕРИОДА
Государственные
механизмы управления и регулирования
экономики при кардинальных рыночных
преобразованиях в тех или иных странах
действуют по-разному. Опыт стран – мировых
лидеров современного прогресса убеждает,
что их экономическая мощь формировалась
и формируется под влиянием последовательных
структурных и качественных преобразований,
с одновременным усилением регулирующей
роли государства, включая внутренние
и внешние рынки, попадающие под его непосредственное
воздействие. Одной из главных функций
государства есть и будет в XXI веке формирование
и осуществление высокоэффективной научно-технической,
социально-экономической, рыночной, правовой
и духовной политики, которая обеспечивает
устойчивое поступательное развитее.
[5, с.8]
Реформировать
любую систему можно по-
Весьма важно
при этом уяснить, что
Понятие «рыночная
экономика вообще» также
В странах
с высокоразвитой рыночной
Фундаментальные
исследования сложных и
Успешные
реформы осуществляются только на основе
фундаментальных научных разработок и
активной государственной политики, точных
инженерных проектов по каждому объекту,
который реформируется в системе воспроизводственных
циклов, с привлечением и рациональным
использованием необходимых ресурсов
в оптимальных структурных комбинациях.
Государственные
институции, действуя на рыночных
началах в режиме жесткого
менеджмента, должны надежно
Четкая эмиссионная
политика государства исключает как бесконтрольный
выпуск и введение в обращение избытка
массы денег и ценных бумаг, так и искусственное
сжатие их, с игнорированием сбалансированности
товарно-денежного оборота. Стабилизация
валютного рынка, своевременное погашение
государственной и межхозяйственной задолженности
требуют организации жестко регулируемого
и контролируемого денежно-кредитного
обращения, с уплатой налогов от совокупных
облагаемых доходов, включая и крупномасштабную
теневую сферу (по расчетам отдельных
экспертов, свыше 50%). [5, с.10]
Кроме того,
не следует забывать, что в
товарно-денежном обороте
Современные
методы, средства и инструменты
государственного
Законодательная
неурегулированность, отсутствие надлежащего
правового воспитания, уважения к
государственным законам
Самую большую
финансовую опасность таит в
себе законодательная
Финансы,
основанные на торговле
Информация о работе Государственное регулирование экономики в зарубежных странах