Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить и обозначить теоретические аспекты государственного регулирования экономики в регионах и рассмотреть и проанализировать государственное регулирование экономики в Чувашской Республике.
При написании данной курсовой работы были поставлены и выполнялись следующие задачи:
• определение целей, принципов и методов государственного регулирования экономики;
• обозначить методы государственного регулирования экономики; региона
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственное регулирование экономики
1.1. Необходимость государственного регулирования экономики…………………………………………..…...……….………………...5
1.2 Экономические функции государства……………………………..7
1.3. Государственное регулирование экономики на федеральном и региональном уровне: полномочия и возможности..........................................10
1.4 Методы государственного регулирования экономики региона………….17
Глава 2. Государственное регулирование экономики в ЧР
2.1.Органы государственного регулирования экономики в ЧР…………....... 21
2.2. Федеральные и региональные программы ГРЭ в ЧР……. ……………....23
Глава 3. Перспективы и тенденции развития ГРЭ в ЧР
3.1. Перспективы и тенденции развития государственного регулирования регионов …………………………………………………………………………29
3.2. Перспективы и тенденции развития государственного регулирования в Чувашской Республике …………………………………………………………35
Заключение ……………………………………………………………………...44
Список используемой литературы…………………………………………..51
В 2011 году республика должна ввести 886 тыс. кв. метров жилья. Поставленную Председателем Правительства России Владимиром Путиным задачу строительства жилья из расчета 1 кв. метра каждого жителя мы обязаны выполнить. Для этого у нас с вами есть все возможности. Нужно ужесточить контроль за эффективным освоением земельных участков, выделенных под строительство, и разработать механизмы их изъятия. Сама процедура отвода земель под строительство должна быть абсолютно прозрачной как для бизнеса, так и для населения. Строители, запятнавшие репутацию невыполнением взятых вместе с землей обязательств, должны компенсировать убытки землевладельцев. Их надо лишать прав на строительство других объектов в пределах региона.
Имущество должно приносить доход, а земля – это то самое богатство, которое не должно попадать в грязные руки дельцов. В конечном счете такой жёсткий порядок позволит избежать новых проблем с дольщиками и стихийных дворовых протестов жильцов в связи с уплотнительной застройкой.
В целях стимулирования роста индивидуального строительства, поддержки строительной индустрии, предприятий, освоивших выпуск по типовым проектам экологически чистых быстровозводимых домов, и вовлечения в оборот для жилищного строительства пустующих земель вокруг городов Чебоксары и Новочебоксарск, в Чебоксарском, Мариинско-Посадском, Цивильском, Моргаушском и других районах Кабинету Министров необходимо разработать механизмы безвозмездного предоставления нуждающимся гражданам не менее 10 соток земли под строительство малоэтажного дома с условием обязательного строительства в течение 2–3 лет и мораторием на продажу данного земельного участка в течение не менее 10 лет. Такая мера позволит решить задачу, поставленную Президентом Российской Федерации в своем Послании, о предоставлении бесплатных земельных участков под строительство жилого дома или дачи при рождении третьего и последующего ребёнка. Для этого должны быть созданы фонды муниципальных земель.
В условиях посткризисного развития одним из ключевых направлений в деятельности органов местного самоуправления является экономное и рациональное использование энергоресурсов. Согласитесь, мы довольно щедро расходуем их, порой целыми днями (и летом, когда светло на улице, и зимой, когда нет необходимости) горят лампочки в подъездах наших домов. А когда получаем квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг и видим там начисления за общедомовые приборы учета электроэнергии, возмущаемся.
Снижение потребления энергии не самоцель, а жизненная необходимость. К 2020 году в России планируется сократить энергопотребление на 40%. В связи с этим обращаюсь к руководителям муниципалитетов и гражданам – давайте вместе поэтапно внедрять в повседневную жизнь принципы ресурсосбережения. Ибо другого варианта у нас с вами нет.
В феврале следующего года в нашей республике планируется проведение выездного расширенного заседания правления ОАО «РусГидро», посвященного энергоэффективности, в ходе которого в Новочебоксарске будет открыт Дворец энергоэффективности.
Переход к практическому, реальному энергосбережению становится все более актуальным в условиях роста тарифов на энергоресурсы. Должно прийти осознание каждым важности элементарных вопросов энерго-, тепло-, ресурсосбережения, экономного и рационального использования энергоресурсов. Повсеместным должно стать широкое внедрение экономных автоматических приборов освещения в местах общего пользования в многоквартирных жилых домах, на улицах городов и сельских поселений, энергосберегающих технологий в отоплении жилых домов и общественных помещений (гостиниц, офисов, магазинов и т.д.), теплосберегающих технологий во вновь возводимых домах и общественных сооружениях.
Каждый из нас сегодня стал невольным заложником сложившейся в жилищно-коммунальном комплексе системы отношений. В силу занятости, определенной инертности, недостаточного уровня гражданского самосознания, а в некоторых случаях из-за противодействия работников ЖКХ жители республики зачастую не знают, на что расходуются средства семейного бюджета, направляемые ими на оплату жилищно-коммунальных услуг. Не всегда достигают своей цели попытки разъяснить, как складываются суммы за потребление энергии, воды, капитальный и текущий ремонт, за содержание жилья. Здесь очень важно не только эффективное администрирование муниципальными органами, но и внедрение комплексных единых баз данных с использованием информационных технологий. Существенным фактором является организация общественно-политического контроля.
Только полная информационная открытость в сфере государственных и муниципальных закупок позволит нам добиться прозрачности и эффективности использования бюджетных средств.
В бюджетных учреждениях республики проведены выборочные проверки обоснованности государственных и муниципальных закупок социально значимых продуктов питания. Выяснилось: государственные и муниципальные учреждения неэффективно израсходовали 6,7 млн. рублей. По этим фактам привлечено к дисциплинарной ответственности 471 должностное лицо (из них 235 – к материальной ответственности), 22 чиновника освобождены от занимаемых должностей. Три четверти суммы выявленного ущерба нарушителями возмещено. В отношении оставшейся суммы (1656,1 тыс. рублей, или 24,7%) материалы проверок переданы в правоохранительные органы.
Установление жестких мер контроля и мониторинга цен закупок, введение мер ответственности и громкий общественный резонанс позволили не только навести порядок в этой сфере, но и сократить затраты на закупки продовольственных товаров по стоимости, соответствующей оптово-отпускным ценам местных товаропроизводителей и оптовых поставщиков. Так, в результате контрольных мероприятий по учреждениям здравоохранения удалось сократить расходы на приобретение продуктов питания на 8,4%, а в целом по учреждениям бюджетной сферы – на 25%. Вот что значат общественно-политическое давление и правильно организованное администрирование.
Для интенсивного и эффективного развития экономики Чувашии необходимо привлечение значительных объемов инвестиций. Инвесторам нужна правдивая информация, понятные четкие правила, снижающие риски предпринимательской деятельности. Инвесторов привлекает политическая и общественная стабильность.
Заключение
Регулирование экономического развития регионов - это составная часть экономической политики государства, ориентированной на экономическое развитие территории. Как и всякая государственная политика она направлена на определенные объекты, преследует определенные цели, а решение соответствующих задач предполагает механизмы регулирования, поиск объема и структуры средств регулирования.
Объектом государственного регулирования экономики региона являются сферы, отрасли, социально-экономические процессы, протекающие на территории субъектов Российской Федерации. Различные стороны социально-экономической жизни региона становятся объектом регулирования в меру расхождения показателей социально-экономического развития с их регламентируемым общественно-необходимым уровнем.
Чувашская Республика как один из регионов РФ также обладает рядом специфических особенностей развития как в социокультурном так и в экономическом плане. Чувашская Республика является динамично развивающимся регионом. Выгодное географическое положение не ставит перед Чувашской Республикой вызовов, связанных с безопасностью и целостностью Российской Федерации, а отсутствие полезных ископаемых не делает ее заложницей мировой конъюнктуры. В этой связи вызовы, которые стоят перед Чувашией в долгосрочной перспективе, имеют экономический характер и связаны с созданием комфортных и благоприятных условий для проживания граждан на ее территории.
Только население, живущее в достойной среде обитания, соответствующей современным мировым стандартам, может обеспечить экономическое процветание общества и социальную стабильность. Граждане должны свободно чувствовать себя в условиях всеобщей информатизации общества, воспринимать и осваивать новейшие достижения науки и техники, стремиться жить в соответствии с общечеловеческими гуманистическими и духовными ценностями и традициями.
В условиях развивающейся глобализации, когда открытость границ, доступность информации и прогрессирующая мобильность населения повышают требования ко всем сферам жизнедеятельности граждан как в социальном плане (качество жизни), так и в экономическом (конкурентоспособность), необходимо создать такие условия, чтобы молодые, активные, образованные граждане стремились жить и работать на чувашской земле. Только такой имидж региона - "место для жизни трудолюбивых людей, стремящихся к новым знаниям" - позволит раскрыть его миссию большинству жителей, продемонстрирует положительные отличия, являющиеся источником устойчивых конкурентных преимуществ, обеспечивающих лидерство региона на глобальном рынке.
Органы государственного управления Чувашии активно работают в области улучшения экономического развития региона и как следствие увеличения уровня жизни населения. В 2007 году была принята «Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020» и были указаны основные направления и цели дальнейшего развития региона, определены задачи и проблемы которые предстоит решить и пути достижения намеченных целей.
Мировой экономический кризис оказал на экономику Чувашии очень сильное влияние и ударил по многим ведущим промышленным предприятиям региона и конечно же по благополучию населения. Но органы управления сумели вывести экономику ЧР из кризиса с минимальными потерями и оказывали во время кризиса значительную поддержку как бизнесу так и населению. Так, в условиях кризиса на программу занятости населения мы направили дополнительно 668 млн. 700 тыс. рублей. По ней 39 тыс. человек трудоустроены на временные рабочие места. 1 тыс. 170 безработным выделены финансовые средства на организацию собственного бизнеса.
Развитие республики в XXI веке предполагает смену парадигм традиционной экономики, гуманизацию ее главных принципов, согласованность концепций развития экологических и экономических систем. Устойчивое развитие требует не просто инвестиций или новых технологий, а, прежде всего, социальных новаций, смены приоритетов и целей развития общества и государства.
Новый прорыв возможен только благодаря модернизации всех отраслей экономики. Мы уже наблюдаем положительные изменения в экономической ситуации. По предварительной оценке, в 2010 году индекс промышленного производства составит не менее 115% (по России – 107,6%). Благодаря этому рост собственных доходов республиканского бюджета к аналогичному периоду прошлого года составит 122,1%. Задача для промышленного комплекса в 2011 году – выйти по основным видам деятельности на докризисный уровень 2008 года.
Сегодня одна из главных социальных целей – помочь пробудить волю и здоровые амбиции в каждом человеке для строительства сильного и стабильного общества. У нашего народа есть хорошая традиция делать всё сообща. Только посредством согласованных, сплоченных действий органов власти всех уровней, широкого участия общественности и эффективного сотрудничества с бизнес-сообществом мы сможем успешно решать задачи дальнейшего социального и экономического развития республики.
Список используемой литературы:
1. Закон Чувашской Республики от 04.06.2007 г. № 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года"
2. Послание Президента Чувашской Республики Михаила Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики на 2011 год «В молодежь надо верить»
3. Послание Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики на 2010 год «Чувашия из будущего и для будущего»
4. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»
5. Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года"
6. Республиканская комплексная программа инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010–2015 годы и на период до 2020 года
7. Республиканская программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010–2020 годы
8. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы // Журнал «Маркетинг в России и за рубежом». 2006. №4
9. Кушлин В. – Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Журнал «Экономист». 2007. №11.
10. Семякин М.Н. Государственно-правовое регулирование экономики в России // Научный Вестник УАГС. 2009. №3.
11. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003.
12. Бажанов В.А. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005.
13. Балацкий Е. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования // Пробл. теории и практики управления. – 2007.
14. Васильев В.П. Государственное регулирование экономики. – М.: издательство Дело и Сервис, 2010
15. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: 2-ое изд. перераб. и доп. - М.: РАГС, 2005.
16. Тамбовцев В.А. Методы государственного регулирования экономики: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2008.
17. http://www.cap.ru/ - официальный портал органов власти ЧР
18. http://gov.cap.ru/main.asp?
19. http://www.minregion.ru/ - министерство регионального развития РФ
20. http://www.rags.ru/ - Российская академия государственной службы
- 5 -
[1] http://gov.cap.ru/hierarhy.
[2] Закон ЧР о стратегии социально-экономического развития ЧР до 2020г. в ред. Закона ЧР от 25.09.2008 N 48) – глава II, пункт 2.1
[3] Закон ЧР о стратегии социально-экономического развития ЧР до 2020г. в ред. Закона ЧР от 25.09.2008 N 48) – глава II, пункт 2.2
Информация о работе Государственное регулирование экономики в Чувашской Республике