Государственное регулирование экономики в Чувашской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить и обозначить теоретические аспекты государственного регулирования экономики в регионах и рассмотреть и проанализировать государственное регулирование экономики в Чувашской Республике.
При написании данной курсовой работы были поставлены и выполнялись следующие задачи:
• определение целей, принципов и методов государственного регулирования экономики;
• обозначить методы государственного регулирования экономики; региона

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственное регулирование экономики
1.1. Необходимость государственного регулирования экономики…………………………………………..…...……….………………...5
1.2 Экономические функции государства……………………………..7
1.3. Государственное регулирование экономики на федеральном и региональном уровне: полномочия и возможности..........................................10
1.4 Методы государственного регулирования экономики региона………….17

Глава 2. Государственное регулирование экономики в ЧР
2.1.Органы государственного регулирования экономики в ЧР…………....... 21
2.2. Федеральные и региональные программы ГРЭ в ЧР……. ……………....23
Глава 3. Перспективы и тенденции развития ГРЭ в ЧР
3.1. Перспективы и тенденции развития государственного регулирования регионов …………………………………………………………………………29
3.2. Перспективы и тенденции развития государственного регулирования в Чувашской Республике …………………………………………………………35

Заключение ……………………………………………………………………...44
Список используемой литературы…………………………………………..51

Работа содержит 1 файл

Курсовая...doc

— 251.50 Кб (Скачать)

│ Повышение материального  │ │  │ │Повышение инновационной│  │ │    Развитие потенциала   │

│ благосостояния населения ├─┤  ├─┤    восприимчивости    │  ├─┤       транспортной       │

│                          │ │  │ │      предприятий      │  │ │      инфраструктуры      │

└──────────────────────────┘ │  │ └───────────────────────┘  │ └──────────────────────────┘

┌──────────────────────────┐ │  │                            │

│ Повышение обеспеченности │ │  │ ┌───────────────────────┐  │ ┌──────────────────────────┐

│   населения основными    ├─┤  │ │Развитие инвестиционной│  │ │ Развитие информатизации  │

│   видами качественных    │ │  ├─┤    деятельности       │  ├─┤  и телекоммуникационной  │

│   и безопасных услуг     │ │  │ │                       │  │ │      инфраструктуры      │

└──────────────────────────┘ │  │ └───────────────────────┘  │ └──────────────────────────┘

┌──────────────────────────┐ │  │                            │

│ Повышение обеспеченности │ │  │ ┌───────────────────────┐  │ ┌──────────────────────────┐

│населения благоустроенным ├─┤  │ │Повышение эффективности│  │ │     Повышение уровня     │

│  жильем и качественными  │ │  ├─┤   агропромышленного   │  ├─┤экологической безопасности│

│  коммунальными услугами  │ │  │ │        комплекса      │  │ │   и улучшение состояния  │

└──────────────────────────┘ │  │ └───────────────────────┘  │ │     окружающей среды     │

┌──────────────────────────┐ │  │                            │ └──────────────────────────┘

│Развитие интеллектуального│ │  │ ┌───────────────────────┐  │

│ потенциала и обеспечение ├─┤  │ │ Формирование делового │  │ ┌───────────────────────────┐

│доступности качественного │ │  │ │  климата для развития │  │ │  Повышение эффективности  │

│       образования        │ │  ├─┤  предпринимательства  │  └─┤государственного управления│

└──────────────────────────┘ │  │ └───────────────────────┘    │ и местного самоуправления │

┌──────────────────────────┐ │  │                              └───────────────────────────┘

│   Улучшение состояния    │ │  │ ┌───────────────────────┐

│    здоровья населения    ├─┤  └─┤Повышение эффективности│

│   и развитие здорового   │ │    │использования ресурсов │

│      образа жизни        │ │    └───────────────────────┘

└──────────────────────────┘ │

┌──────────────────────────┐ │

│   Развитие культурного   │ │

│  и духовно-нравственного ├─┘

│      потенциала          │

└──────────────────────────┘

 

Рис. 1. Система стратегических целей3

3.2. Перспективы и тенденции развития государственного регулирования в Чувашской Республике

 

Одним из значимых конкурентных преимуществ республики считается особая чистота чувашских земель. Земли сельскохозяйственного назначения экологически безопасны – в почве отсутствуют тяжелые металлы. Всё это важно учитывать при формировании аграрной политики, предусматривающей развитие рынка сельскохозяйственной продукции в Чувашии и далеко за ее пределами.  У нас уже есть яркие примеры продвижения чувашских товаров на рынки России и стран зарубежья. В текущем году по результатам конкурсного отбора Международного экологического фонда ОАО «АККОНД» и ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» вошли в Реестр производителей и поставщиков натуральной и безопасной продукции Российской Федерации и получили экологические сертификаты соответствия.

Задачей номер один для аграриев становится вопрос эффективности использования земель. Необходимо полностью вовлечь в севооборот неиспользуемые земли, провести тотальную инвентаризацию площадей, проводить постоянную работу по удобрению и обогащению сельскохозяйственных угодий, прекратить пахоту земель в непосредственной близости от оврагов и водоемов для защиты почвы от дальнейшей эрозии. При этом необходимо применять как передовые агротехнологии, так и альтернативные экологические методы. Одним из приоритетов является внедрение в сельскохозяйственное производство энергоэффективных мелкоконтурных оросительных систем.

 С начала реализации проекта «Развитие АПК» воплощено в жизнь 85 современных проектов. Это мировые технологии по развитию животноводства и растениеводства, в которых участие человека сведено до минимума. Их внедрение меняет в корне психологию и менталитет сельхозтоваропроизводителей и способствует притоку ответственных и решительных людей, готовых идти на риск для организации своего бизнеса.

Новый прорыв возможен только благодаря модернизации всех отраслей экономики. Уже наблюдаются положительные изменения в экономической ситуации. По предварительной оценке, в 2010 году индекс промышленного производства  составит не менее 115% (по России – 107,6%). Благодаря этому рост собственных доходов республиканского бюджета к аналогичному периоду прошлого года составит 122,1%. Задача для промышленного комплекса в 2011 году – выйти по основным видам деятельности на докризисный уровень 2008 года.

 В этом году в республиканский бюджет Чувашской Республики   6 раз вносились изменения, направленные на увеличение доходов и расходов. Годовой объем расходов достиг 30956,7 млн. рублей (рост против первоначально утвержденного на 35,8%). Объем республиканского бюджета превышает прошлогодний уровень на 11%.

В развитии реального сектора экономики наиболее перспективным видится путь поэтапного и системного повышения производительности труда. Эту задачу можно решить только на принципах государственно-частного партнерства. Наглядные примеры достижения высокой производительности труда демонстрируют предприятия, где объемы отгруженной продукции на одного работающего с начала текущего года составили свыше 6 млн. рублей. Это филиал ЗАО Фирма «Август» «Вурнарский завод смесевых препаратов» и ООО «Авангард» – «Цивильский бекон». В машиностроении можно отметить ООО «НПП «Динамика» с объемом отгруженной продукции на сумму 3,7 млн. рублей, ОАО «ВНИИР» –  3,4 млн. рублей, ООО «НПП «ЭКРА» – 1,9 млн. рублей, ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» – 1,5 млн. рублей, ЗАО «Промтрактор-Вагон» – 1 млн. рублей.

 В сложных экономических условиях важно принимать своевременные, грамотные и эффективные управленческие решения, проявлять твердую волю, развивать творческую инициативу, креативное мышление. Все это, к счастью, не подвержено дефолтам, инфляциям, стихийным бедствиям и другим непредсказуемым явлениям. Профессионализм, творческая активность, способность вовремя реагировать на запросы современности – неизменные спутники успешного человека.

Чувашия, по экспертным оценкам, находится в числе субъектов Российской Федерации с высокой степенью инвестиционной привлекательности и относительно стабильным кредитным рейтингом. И власть должна создать все условия для поддержания этого статуса, а бизнес и общество всячески содействовать инвестиционной деятельности.

 Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Первое: добиться общего улучшения конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних барьеров, создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка.

Второе: упростить процедуры начала и ведения предпринимательской деятельности, сократить административные барьеры при оформлении регистрационных и разрешительных документов.

Третье: добиться устранения ограничений для перемещения товаров, формировать и совершенствовать информационную и технологическую инфраструктуру.

Четвертое: повысить эффективность защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов посредством подготовки предложений по совершенствованию антимонопольного регулирования, обеспечить равный доступ организаций на рынок социально значимых товаров и услуг, ограничить недобросовестную ценовую конкуренцию и сделать всё для пресечения монополистской деятельности.

Пятое: организовать сбор, анализ и публикацию информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей, повысить информационную прозрачность деятельности органов власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности, ограничив прямое участие государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности.

Шестое: содействовать развитию государственного и муниципального заказа, в том числе расширению практики заказа социальных услуг на основе конкурсных процедур.

По каждой из названных задач должен быть проведен тщательный анализ с конкретными оценками. Мониторинг ситуации, в том числе результатов переговоров с потенциальными инвесторами на каждом этапе, должен носить постоянный характер. В связи с этим следует оценивать работу министров и глав муниципалитетов по объемам привлеченных средств, количеству реализованных проектов, созданных новых рабочих мест и активности бизнес-сообщества. Только так мы сможем последовательно и комплексно повышать привлекательность региона. 

 Сегодня имеются все необходимые предпосылки для развития эффективного бизнеса на территории республики.

 Чувашия является достаточно энергосбалансированным регионом. Энергетический комплекс республики стабильно развивается, обеспечивает надежное снабжение потребителей всеми видами энергоресурсов. Тарифы на электроэнергию являются одними из самых низких в стране.

В ближайшие годы будет осуществлена модернизация федеральной автодороги М-7 «Волга» до параметров дороги первой категории с созданием и развитием придорожной инфраструктуры, с привлечением  инвестиций ориентировочно в размере 10,6 млрд. рублей. Эта магистраль входит в транспортный коридор «Восток – Запад». Уже сейчас в рамках этой программы начато строительство моста через реку Сура.

 Для реализации ряда перспективных и знаковых для республики проектов в Новочебоксарске на площади 300 гектаров предусмотрено создание территории опережающего развития, где будет развернута мощная промышленно-производственная площадка с развитой инженерной инфраструктурой.

Цель органов государственного управления Чувашской Республики – формирование образа Чувашии как региона, благоприятного для туризма. В этом году туристические организации Чувашии обслужили около 100 тыс. человек. Объем оказанных туристических услуг, по предварительным данным, составляет 310 млн. рублей (в 2009 году - 223 млн. рублей), что больше в 1,4 раза. Считаю, что у нас есть потенциал для более значительного роста, и мы должны активнее развивать въездной туризм, агротуризм, способствуя созданию новых рабочих мест, сохранению народной культуры, улучшая социально-экономическую ситуацию, и в конечном счете пробудить у туристов огромное желание вернуться, посетить новые места и ощутить снова весь колорит нашего прекрасного края.

 Для сотрудничества с бизнес-партнерами из зарубежных стран, в первую очередь из стран Евросоюза, в Чувашской Республике создан и действует Евро Инфо Корреспондентский Центр – Чувашская Республика. Чувашия становиться пилотным регионом для реализации проекта Международного торгового центра. Всё это внушает сдержанный оптимизм. Осталось правильно позиционировать себя в мировом экономическом пространстве и последовательно приближаться к поставленной цели.

Сегодня в республике успешно апробируются  новые методы в различных областях деятельности – управлении общественными финансами, ипотечном жилищном кредитовании, модернизации систем образования, здравоохранения и многом другом. Созданы новые высокотехнологичные комплексы и отраслевые кластеры. Высокая динамика развития таких систем достигается не только за счет технологий, но и за счет взаимодействия и сотрудничества. В Чувашии есть все предпосылки для того, чтобы сделать ее территорией новых достижений, новых «точек роста».

 Республика имеет успешный опыт комплексной застройки жилых микрорайонов, предусматривающей строительство всей необходимой инфраструктуры – социальной и коммунальной. Сегодня такая застройка ведется на 15 площадках.  По вводу в действие жилых домов в расчете на 1000 человек населения Чувашия занимает 1 место среди регионов ПФО и 3 место в России. Но, несмотря на принимаемые меры, проблема обеспечения жильем остается острой. Необходимо и в дальнейшем поддерживать взятый курс на стимулирование строительной отрасли в сфере возведения качественного и доступного жилья для жителей Чувашской Республики. В ближайшее время будет принята республиканская программа, предусматривающая комплекс мер по поддержке строительства жилья эконом-класса.

Информация о работе Государственное регулирование экономики в Чувашской Республике