Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить и обозначить теоретические аспекты государственного регулирования экономики в регионах и рассмотреть и проанализировать государственное регулирование экономики в Чувашской Республике.
При написании данной курсовой работы были поставлены и выполнялись следующие задачи:
• определение целей, принципов и методов государственного регулирования экономики;
• обозначить методы государственного регулирования экономики; региона
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственное регулирование экономики
1.1. Необходимость государственного регулирования экономики…………………………………………..…...……….………………...5
1.2 Экономические функции государства……………………………..7
1.3. Государственное регулирование экономики на федеральном и региональном уровне: полномочия и возможности..........................................10
1.4 Методы государственного регулирования экономики региона………….17
Глава 2. Государственное регулирование экономики в ЧР
2.1.Органы государственного регулирования экономики в ЧР…………....... 21
2.2. Федеральные и региональные программы ГРЭ в ЧР……. ……………....23
Глава 3. Перспективы и тенденции развития ГРЭ в ЧР
3.1. Перспективы и тенденции развития государственного регулирования регионов …………………………………………………………………………29
3.2. Перспективы и тенденции развития государственного регулирования в Чувашской Республике …………………………………………………………35
Заключение ……………………………………………………………………...44
Список используемой литературы…………………………………………..51
В отечественной экономической литературе под понятием субъекта ГРЭ обычно понимается само государство. Такой подход является упрощенным, т.к. субъектов экономической политики несколько.
К субъектам относятся:
1) государство, региональные и местные институционные образования;
2) негосударственные союзы и объединения (картели, союзы предпринимателей, профсоюзы и т.д.)
В государстве наиболее активными субъектами ГРЭ являются:
министерство финансов, экономисты, ЦБ, политические группы.
Общая стратегия госрегулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:
1) государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес; 2) государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса; 3) государственное финансирование кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности; 4) государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более рыночную форму оно обречено; 5) особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.
Цели ГРЭ: а) обеспечение экономического роста; б) обеспечение социальной защиты населения; в) стабильность в уровнях цен, устойчивость валюты; г) внешнеэкономическое равновесие;
1.3. Государственное регулирование экономики на федеральном и региональном уровне: полномочия и возможности
Всякое государство функционирует на определенной территории, состоящей из некоторого числа территориальных образований. Поэтому государство не может устраниться от мер регулирования составных частей принадлежащего ему территориального пространства. Поскольку, входящие в состав данной страны территориальные единицы могут значительно различаться по ряду социально-экономических, географических, демографических и иных показателей, то это служит основанием для существования у каждой территории своих экономических, политических, социальных, этнокультурных, правовых и иных интересов. Вместе с тем несовершенства рынка служат другим основанием регулирования развития регионов.
Существует понимание, что имеется недостаток мирового опыта в отношениях между государством и отдельными территориями. Однако, если мы посмотрим на опыт федеративных государств, число которых достигает 20, особенно сопоставимых по масштабам с Россией, то мы можем заметить, что здравый смысл подсказал государственным деятелям Австралии, Китая, Канады, Бразилии следующий подход: чем меньше экономический потенциал страны, тем уже должен быть спектр притязаний государства по достижению равномерности социально-экономического развития. Этот исходный принцип является реально эффективным вопреки всем иным пожеланиям. Вместе с тем ограничение разнообразия в форме всеобщего равномерного развития регионов не отрицает индивидуальности и учета специфики отдельных территорий. Существование самостоятельной системы интересов каждого региона сопряжено с проблемами их удовлетворения. Соединение интересов регионов и государства требует как отмечается в литературе по вопросам государственного регулирования регионального развития, формирования партнерских соглашений, взамен ранее существовавших отношений унитарного государства.
В ряду проблем регионального развития, в которых активная роль принадлежит государству, центральной является та, что региональные системы не в состоянии обеспечить сбалансированное устойчивое социально ориентированное развитие. Функционирование на отдельных территориях единой энергосистемы страны, транспортных коммуникаций, инфраструктуры связи и нефтегазового комплекса, не является достаточным условием устойчивого самоуправляемого развития регионов. Технологическое единство должно быть дополнено институциональным единством регионов, то есть основой не только экономического, но и правового и психолого-нравственного характера. Как правило такое единство может быть достигнуто с помощью регулирующих функций государства. Так как традиционный рыночный механизм не в состоянии в полной мере реализовать свои функции из-за неразвитости отдельных региональных рынков (рынка потребительских товаров, рынка жилья, рынка средств производства, финансового рынка, рынка рабочей силы, недвижимости, услуг разного назначения и др.), то процесс институционального развития в основном становится прерогативой государства.
Существует ряд изъянов регионального развития, устранить которые субъектам федерации в большинстве случаев невозможно. Проявляются эти изъяны регионов как результат стихийного самоуправляемого развития регионов на основе механизма рынка. Изъяны или провалы регионов - это их неспособность определить и использовать сравнительные преимущества регионов как по объективным, так и субъективным причинам.
По объективным причинам отсутствие сравнительных преимуществ может быть вызвано из-за отсутствия легко вовлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов и их диспропорция, слабая научная разработка подходов к их использованию, финансово-инвестиционный голод, монопольная концентрация финансовых ресурсов, трудности привлечения квалифицированных кадров и др.
Существует широко распространенная точка зрения, что одной из трудно разрешимых проблем регионов является чрезмерная специализация. В действительности специализация и основанная на ней концентрация производства обеспечивают снижение предельных издержек из-за эффекта масштаба. Сформированная в советский период специализация, скрывает намеренное создание рассеянного по территории России того или иного производства. Например, предприятий синтетического каучука, предприятий авиационной промышленности и др. С другой стороны история возникновения специализированных производств полна примеров, когда фактическое размещение производства опиралось на количественно не определявшуюся народнохозяйственную целесообразность, но отклонялись расчеты по оптимизации затрат на производство и транспортировку продукции. Оценка нынешнего состояния процессов размещения деятельности и концентрации производства в отдельных отраслях народного хозяйства может быть проведена на материалах региональной статистики. Задержка общества на традиционном решении проблемы размещения сельскохозяйственного и промышленного производства превращает регионы и страну в периферию цивилизации. Ориентация на новые принципы размещения и соответственно развития регионов становятся условиям социально-экономической динамики.
В теоретическом плане прежние подходы, которые состояли в ориентации размещения на интересы различных субъектов рынка: государства, производителей, распространителей и потребителей, сегодня должны быть дополнены пониманием противоречивости этих интересов и следующих из этого риска и неопределенности. Смена концептуальных подходов в решении проблем размещения вызвана изменением соотношения экономических проблем. Сегодня регион необходимо рассматривать не только как субъект экономических отношений, но в триединстве носителя, выразителя и исполнителя экономических интересов. Экономические интересы регионов сопряжены с характерной для большинства из них многофункциональностью. В свою очередь многофункциональность региона является производной от уровня однородности его природно-ресурсных и социально-экономических показателей. Так, Центрально-Черноземный экономический район является замыкающим среди регионов РФ по таким показателям как численность населения, среднегодовая численность занятых, стоимость основных фондов, объем промышленной продукции, розничный товарооборот, объем валового регионального продукта. Причины дифференциации регионов по объему ВРП таковы:
- пространственная удаленность;
- значительные различия регионов по уровню обеспеченности человеческим и финансовым капиталом;
- различия в структуре отраслей народного хозяйства и обеспеченности природными ресурсами;
- различие правовой основы функционирования субъектов РФ.
Устранить эти различия представляется возможным лишь в некоторых пределах, осуществляя политику перераспределения, но не выравнивания. Причем, перераспределение может быть в форме прямого изъятия ресурсов у регионов-доноров и передачи регионам-получателям, а также в форме поощрения при посредстве различных экономических инструментов. Динамика распределения регионов на объему ВРП такова, что первая децильная группа регионов становится все более многочисленной. В целом распределение регионов становится все более правосторонним, когда модальное и медианное значения становятся меньше среднего значения ВРП. Вместе с тем наблюдается расслоение регионов, когда большая часть регионов (2/3) тяготеет к нижней децильной группе.
Дифференциация регионов по объему ВРП проистекает из-за значительных различий структуры хозяйства территорий и особенно промышленности. Разнообразие структуры отраслей промышленности регионов находится в широком диапазоне. Наблюдаются 7-кратные различия регионов по показателю разнообразия структуры отраслей промышленности. Причем, чем ниже значение этого показателя, тем выше объем ВРП в расчете на душу населения. Это является отражением монопродуктового развития хозяйства регионов. Нынешнее сравнительное благополучие таких регионов (Красноярский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Саха и др.) одновременно является воплощением несвободы этих регионов в выборе направлений экономического развития. Цена добываемых в этих регионах природных ресурсов имеет верхнюю границу роста, по достижении которой включаются конкурентные преимущества продуктов-заменителей. Между разнообразием отраслей промышленности и свободой выбора путей хозяйственного развития регионов РФ наблюдается обратная зависимость. Вместе с тем высокое разнообразие отраслей промышленности в большинстве регионов является своеобразными путами, препятствующими выбору сравнительного преимущества на пути развития.
Федеральное устройство России, либерализация внутренней и внешнеэкономической жизни общества создают условия регионализации экономического развития. Региональная экономика, будучи составной частью народного хозяйства страны, является особым объектом ее государственного регулирования. Различные сферы экономики региона, его отраслевая структура, социально-экономические процессы протекают в условиях переходной экономики с динамично развивающейся структурой собственности и экономических регуляторов.
Множественность форм собственности и регуляторов экономики региона формируют процессы и структуры, которые отличаются значительной неопределенностью и различным происхождением. Регулирование экономического развития регионов - это составная часть экономической политики государства, ориентированной на экономическое развитие территории. Как и всякая государственная политика она направлена на определенные объекты, преследует определенные цели, а решение соответствующих задач предполагает механизмы регулирования, поиск объема и структуры средств регулирования.
Объектом государственного регулирования экономики региона являются сферы, отрасли, социально-экономические процессы, протекающие на территории субъектов Российской Федерации. Различные стороны социально-экономической жизни региона становятся объектом регулирования в меру расхождения показателей социально-экономического развития с их регламентируемым общественно-необходимым уровнем. Результатом процесса регулирования являются избыточная информация, которая характерна управлению так же, как и языку нашего общения.
В определении целей необходимо исходить из того, что регион может стремиться к достижению собственной цели. Вместе с тем внутренние и внешние условия регионального развития находятся в состоянии взаимного непосредственного влияния. В этом случае наличие у региона какой-либо цели не предполагается, а будущее состояние региона как объекта регулирования определяется предыдущим и влиянием внешней среды. Поскольку регулирование экономического развития регионов оценивается на трех уровнях: федеральном, субъектном и на уровне местного самоуправления, то множественность целей предполагает их иерархию.
Выработка целей регулирования экономики регионов на федеральном уровне не является обобщением политики регулирования на субъектном уровне. Это обусловлено тем, что у России как целостного федеративного государства имеются такие свойства, которые отсутствуют у субъектов федерации. Именно поэтому государственное регулирование экономики регионов РФ преследует цели, являющиеся порождением эмерджентных свойств федерации как целого. К числу таких целей можно отнести:
- сохранение целостности государства, предотвращение и устранение препятствий по сохранению и развитию единого экономического пространства;
- обеспечение единого законодательного и правового поля во всех субъектах федерации и территориях;
- устранение общефедеральных препятствий на пути предпринимателей по созданию единого общероссийского рынка;
- содействие структурной перестройке и развитию отсталых регионов и неразвитых рынков;
- обеспечение единых минимальных социальных стандартов;
- развитие инфраструктуры различных сфер и отраслей народного хозяйства;
- поддержание принципов киотского протокола между регионами;
- поощрение экономически оправданного территориального перераспределения труда и капитала, и продукта;
- стимулирование экспертного и импортозамещающего производства в регионах;
- содействие развитию депрессивных и экологически бедствующих регионов;
- недопущение в любой форме внутреннего регионального протекционизма.
Названные цели государственного регулирования экономики регионов вытекают из диагностики социально-экономических проблем развития регионов, а также свойств федерации как целостного единства. Достижение целей государственного регулирования в общем виде направлено на ограничение разнообразия социально-экономического развития регионов. Основными препятствиями по достижению целей государственного регулирования экономики регионов является не только ресурсная ограниченность, но также политико-правовая способность государства реализовать эти цели. Сформулированные здесь цели регулирования могут быть достигнуты в координатах справедливости и эффективности.
1.4 Методы государственного регулирования экономики региона
Важнейшими направлениями государственного долгосрочного регулирования экономики на современном этапе являются:
1) эффективное использование государственной собственности на средства производства и природные ресурсы;
2) поддержка и стимулирование роста в отдельных отраслях промышленности;
3) проведение общегосударственной инновационной политики;
4) регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков;
5) регулирование регионального развития.
Среди методов регулирования регионального развития выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер экономической политики.
Информация о работе Государственное регулирование экономики в Чувашской Республике