Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить и обозначить теоретические аспекты государственного регулирования экономики в регионах и рассмотреть и проанализировать государственное регулирование экономики в Чувашской Республике.
При написании данной курсовой работы были поставлены и выполнялись следующие задачи:
• определение целей, принципов и методов государственного регулирования экономики;
• обозначить методы государственного регулирования экономики; региона
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственное регулирование экономики
1.1. Необходимость государственного регулирования экономики…………………………………………..…...……….………………...5
1.2 Экономические функции государства……………………………..7
1.3. Государственное регулирование экономики на федеральном и региональном уровне: полномочия и возможности..........................................10
1.4 Методы государственного регулирования экономики региона………….17
Глава 2. Государственное регулирование экономики в ЧР
2.1.Органы государственного регулирования экономики в ЧР…………....... 21
2.2. Федеральные и региональные программы ГРЭ в ЧР……. ……………....23
Глава 3. Перспективы и тенденции развития ГРЭ в ЧР
3.1. Перспективы и тенденции развития государственного регулирования регионов …………………………………………………………………………29
3.2. Перспективы и тенденции развития государственного регулирования в Чувашской Республике …………………………………………………………35
Заключение ……………………………………………………………………...44
Список используемой литературы…………………………………………..51
1
| 2 | 3 | 4 |
---|---|---|---|
Минпромэнерго Чувашии | |||
1 | Республиканская целевая программа развития энергетики Чувашской Республики на 2006-2010 годы | 17.08.06г. | 208
|
2 | Республиканская комплексная программа «Качество» на 2010–2020 годы | 10.04.09г. | 124 |
3 | Республиканская комплексная программа инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010–2015 годы и на период до 2020 года
| 29.05.09г. | 178 |
Минстрой Чувашии | |||
4 | Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2015 годы | 14.04.06 г. | 101 |
| подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Чувашской Республике» Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2015 годы | 13.11.06 г. | 285 |
5 | Республиканская программа «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002- 2015 годы» | 15.10.02 г. | 274 |
6 | Республиканская целевая программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006-2010 годы с прогнозом до 2025 года» | 13.09.06 г. | 227 |
Подпрограмма «Модернизация и развитие придорожной инфраструктуры на автомобильных дорогах в Чувашской Республике на 2006-2010 годы с прогнозом до 2025 года» | 13.09.06г. | 227 | |
8 | Республиканская целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2008–2011 годы» | 28.01.08 г. | 15 |
9 | Республиканская целевая программа «Ускоренное развитие улично-дорожной сети городских округов Чувашской Республики на 2008–2011 годы» | 28.03.08 г. | 67 |
10 | Республиканская целевая программа «Установка общедомовых приборов учета электро-, тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах на 2009–2015 годы» | 30.01.09г. | 25 |
11 | Республиканская целевая программа «Развитие транспортного комплекса Чувашской Республики до 2020 года» | 29.04.09г. | 145 |
12 | Республиканская целевая программа «Модернизация коммунальных котельных и тепловых сетей на территории Чувашской Республики на 2010–2015 годы»
| 23.07.2009 | 238 |
15 | Республиканская программа содействия занятости населения в сельской местности Чувашской Республики на 2005-2010 годы | 01.06.05 г. | 138
|
23 | Республиканская целевая программа «Дети Чувашии» на 2010–2020 годы | 31.03.09г. | 108 |
Минкультуры Чувашии | |||
26 | Республиканская целевая программа «Культура Чувашии: 2010-2020 годы»
| 29.04.09г. | 144 |
Минприроды Чувашии | |||
29 | Республиканская целевая программа «Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009–2020 годы»
| Указ Президента Чувашской Республики от 02.12.2008г. № 123 | |
30
| Республиканская целевая программа «Создание системы и проведение работ по мониторингу земель Чувашской Республики на 2005-2011 годы» | 14.02.05 г. | 36 |
31 | Республиканская целевая программа «Леса Чувашии» на 2008-2011 годы | 01.11.08 г. | 330 |
32 | Республиканская целевая программа «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2006-2011 годы»
| 21.06.06г. | 153 |
Минэкономразвития Чувашии | |||
33 | Республиканская программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010–2020 годы | 31.03.09г. | 105 |
34 | Республиканская целевая программа «Развитие предпринимательства в области народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции в Чувашской Республике на 2010–2020 годы» | 31.03.09г. | 104 |
| Комплексная программа экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы | Закон Чувашской Республики от 25.11.03 г. № 39 | |
35 | Республиканская программа сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2011 года | Указ Президента Чувашской Республики от 04.08.03 г. № 81 | |
36 | Республиканская целевая программа «Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2010–2020 годы» | 31.03.09г. | 106 |
37 | Республиканская целевая программа «Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2010–2020 годы» | 31.03.09г. | 107 |
38 | Республиканская целевая программа «Проведение административной реформы в Чувашской Республике в 2006-2013 годах» | 14.04.06г. | 98 |
39 | Республиканская программа развития конкуренции в Чувашской Республике на 2010–2012 годы
| 13.11.09г. | 365 |
| Госслужба занятости Чувашии | ||
51 | Республиканская целевая программа снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 год
| 13.11.09г. | 363 |
Администрация Президента Чувашской Республики | |||
52 | Республиканская целевая программа «Формирование резерва управленческих кадров Чувашской Республики в 2009–2013 годах»
| 10.09.2009 | 299 |
Всего на территории ЧР реализуется 52 программы и 26 подпрограмм.
Глава 3. Перспективы и тенденции развития ГРЭ в ЧР
3.1. Перспективы и тенденции развития государственного регулирования регионов
Территориальное регулирование экономики - процесс выработки и установления рациональных территориальных пропорций в развитии экономики страны, способ проведения региональной экономической политики.
В структуре народного хозяйства страны необходимо выделять отдельные элементы, отражающие территориальное развитие. В качестве таковых можно выделять экономические районы. Общее их число составляет 18 единиц.
Однако , такая территориальная разбивка территории страны не вполне приемлема в условиях развития федерализма в управлении экономикой РФ. Особенно это касается перспективных расчетов. В этом случае целесообразно вести речь об укрупненных регионах, число которых составляет порядка 7-8 единиц.
Региональная экономическая политика представляет собой комплекс различных мер (законодательных, административных и экономических), проводимых как федеральным правительством, так и местными органами власти. Цель этих мероприятий устранение диспропорций в экономическом развитии, более полное использование потенциала регионов, содействие развитию депрессивных районов страны.
Новые проблемы территориального регулирования экономики вытекают из объективно сложившихся экономических и политических условий.
Объективные предпосылки повышения роли регионального подхода к регулированию экономики связаны со следующими объективными моментами:
- обострение социальных проблем, лучше всего решать на региональном уровне;
- развитие идей федерализма в государственном устройстве страны, что обуславливает необходимость делегирования прав и ответственности за развитие социально-экономической сферы с федерального уровня на региональный;
- обострение экологических проблем, которые имеют региональную привязку и лучше решаются на региональном уровне.
- обострение проблемы устойчивости национальной экономики, которая раньше трактовалась под углом зрения устойчивости функционирования в чрезвычайных (военных) условиях, теперь проблема устойчивости экономического развития становится одной из повседневных проблем задач правительства;
- объективная неравномерность в размещении природных ресурсов, производительных сил и населения. Если рассмотреть некоторые проблемы размещения производительных сил на современном этапе с выделением трех крупных зон: Европейская зона, Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ, то увидим, наличие существенных диспропорций.
Основное объективное противоречие территориального развития российской экономики состоит в нерациональном размещении основных видов ресурсов по зонам страны. Подавляющая часть основных фондов расположена в центре Европейской части страны и на Урале, полезные ископаемые в Сибири, а прирост трудовых ресурсов - в основном в районе Северного Кавказа.
Важнейшая особенность, которую непременно нужно учитывать при решении вопросов территориального развития - неравномерность в распределении трудовых ресурсов и в первую очередь их приростной части. Почти 2/3 прироста трудовых ресурсов в настоящее время приходится на Северный Кавказ, в то время как в этом регионе имеется лишь менее десятой части производственных мощностей промышленного производства страны.
Имеется также проблема размещения производства по городам различного размера: между крупными, средними и малыми городами.
Есть и политический аспект этой проблемы, а именно возрождение идей полновластия местных органов власти и тем самым реализация идей подлинного федерализма.
Таким образом, объективные экономические условия, сложившиеся в настоящее время диктуют необходимость усиления территориального подхода в государственном регулировании экономики.
Б. Задачи территориального регулирования экономики на современном этапе можно свести к следующим основным группам:
Во-первых, необходимо обеспечить эффективную территориальную специализацию, которая ведет к повышению эффективности экономики страны. До сих пор специализация производства осуществлялась с отраслевых позиций. В новых условиях задача состоит в том, чтобы обеспечить рациональную специализацию той или иной территории на выпуске определенной продукции, выгодной с народнохозяйственных позиций. Рациональное размещение производства по территории страны - это в первую очередь задача центральных и региональных органов власти, но отнюдь не отраслевых министерств.
Во-вторых, проблема организации регионального хозяйства как единого целого. Это - одна из главных задач государственных органов управления республиканского уровня. К решению этой проблемы примыкают:
вопросы сбалансированного развития хозяйства на территории региона;
обеспечение пропорциональности в производстве продукции на территории,
обеспечение сбалансированности производства с наличными производственными ресурсами,
задачи рационального использования трудовых и других видов производственных ресурсов.
В-третьих, задачи повышения уровня жизни населения, проживающего в регионе. При этом следует учесть, что сами требования к стандарту жизни различны в разных районах страны в силу разнообразия природно-климатических, национально-этнических и прочих факторов.
К этому кругу проблем тесно примыкают проблемы экологии и охраны окружающей среды, а также проблемы развития социальной инфраструктуры.
Для эффективного решения комплекса задач регионального развития государственные органы располагают по крайней мере тремя формами воздействия:
прямое участие государства в создании и совершенствовании инфраструктуры региона,
трансферты регионам из федерального бюджета на цели социального и экономического развития,
административные меры ограничительного и поощрительного характера,
Прямое государственное участие в создании производственной и социальной инфраструктуры в регионе осуществляется как посредством прямых государственных ассигнований, так и путем участия государства в обществах смешанной экономики. Кроме этого государство влияет на размещение производства в регионах путем финансирования особо важных предприятий и промышленных комплексов.
Во многом дальнейшее развитие и перспективы политики проводимой региональными органами власти определены в СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2020 ГОДА.[2]
Миссия органов государственной власти Чувашской Республики
Чувашская Республика является динамично развивающимся регионом. Выгодное географическое положение не ставит перед Чувашской Республикой вызовов, связанных с безопасностью и целостностью Российской Федерации, а отсутствие полезных ископаемых не делает ее заложницей мировой конъюнктуры. В этой связи вызовы, которые стоят перед Чувашией в долгосрочной перспективе, имеют экономический характер и связаны с созданием комфортных и благоприятных условий для проживания граждан на ее территории.
Только население, живущее в достойной среде обитания, соответствующей современным мировым стандартам, может обеспечить экономическое процветание общества и социальную стабильность. Граждане должны свободно чувствовать себя в условиях всеобщей информатизации общества, воспринимать и осваивать новейшие достижения науки и техники, стремиться жить в соответствии с общечеловеческими гуманистическими и духовными ценностями и традициями.
В условиях развивающейся глобализации, когда открытость границ, доступность информации и прогрессирующая мобильность населения повышают требования ко всем сферам жизнедеятельности граждан как в социальном плане (качество жизни), так и в экономическом (конкурентоспособность), необходимо создать такие условия, чтобы молодые, активные, образованные граждане стремились жить и работать на чувашской земле. Только такой имидж региона - "место для жизни трудолюбивых людей, стремящихся к новым знаниям" - позволит раскрыть его миссию большинству жителей, продемонстрирует положительные отличия, являющиеся источником устойчивых конкурентных преимуществ, обеспечивающих лидерство региона на глобальном рынке.
Стратегия определяет миссию следующим образом: содействие становлению Чувашии инновационным, конкурентоспособным, процветающим и комфортным для проживания регионом с развитой экономикой, обеспечивающей стабильный рост качества жизни населения.
Система стратегических целей[3]
Стратегия базируется на реализации комплекса взаимоувязанных стратегических целей и задач.
┌─────────────────────────────
│ Главный стратегический приоритет - достижение мировых │
┌───┤ стандартов жизни населения на основе формирования модели├───┐
│ │ конкурентоспособной экономики, обладающей долгосрочным │ │
│ │ потенциалом динамичного роста │ │
│ └────────────────────────────┬
┌─────┴────────────┐ ┌────────┴───────────┐ ┌─────────────┴───────┐
│ Повышение уровня │ │ Обеспечение │ │ Формирование │
│ и качества жизни │ │ высоких темпов │ │благоприятных условий│
│ населения │ │экономического роста│ │ жизнедеятельности │
└─────┬────────────┘ └────────┬───────────┘ └─────────┬───────────┘
└────────────────┐ ┌────────────┘ ┌────────────┘
┌──────────────────────────┐ │ │ ┌───────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────┐
Информация о работе Государственное регулирование экономики в Чувашской Республике