Государственное регулирование экономики в Чувашской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить и обозначить теоретические аспекты государственного регулирования экономики в регионах и рассмотреть и проанализировать государственное регулирование экономики в Чувашской Республике.
При написании данной курсовой работы были поставлены и выполнялись следующие задачи:
• определение целей, принципов и методов государственного регулирования экономики;
• обозначить методы государственного регулирования экономики; региона

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственное регулирование экономики
1.1. Необходимость государственного регулирования экономики…………………………………………..…...……….………………...5
1.2 Экономические функции государства……………………………..7
1.3. Государственное регулирование экономики на федеральном и региональном уровне: полномочия и возможности..........................................10
1.4 Методы государственного регулирования экономики региона………….17

Глава 2. Государственное регулирование экономики в ЧР
2.1.Органы государственного регулирования экономики в ЧР…………....... 21
2.2. Федеральные и региональные программы ГРЭ в ЧР……. ……………....23
Глава 3. Перспективы и тенденции развития ГРЭ в ЧР
3.1. Перспективы и тенденции развития государственного регулирования регионов …………………………………………………………………………29
3.2. Перспективы и тенденции развития государственного регулирования в Чувашской Республике …………………………………………………………35

Заключение ……………………………………………………………………...44
Список используемой литературы…………………………………………..51

Работа содержит 1 файл

Курсовая...doc

— 251.50 Кб (Скачать)

 

1

 

2

3

4

Минпромэнерго Чувашии

1

Республиканская целевая программа  развития энергетики Чувашской Республики на 2006-2010 годы

17.08.06г.

208

 

2

Республиканская комплексная программа «Качество» на 2010–2020 годы

10.04.09г.

124

3

Республиканская комплексная программа инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010–2015 годы и на период до 2020 года

 

29.05.09г.

178

Минстрой Чувашии

4

Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2015 годы

14.04.06 г.

101

 

подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Чувашской Республике» Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2015 годы

13.11.06 г.

285

5

Республиканская программа «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002- 2015 годы»

15.10.02 г.

274

6

Республиканская целевая программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006-2010 годы с прогнозом до 2025 года»

13.09.06 г.

227

Подпрограмма «Модернизация и развитие придорожной инфраструктуры на автомобильных дорогах в Чувашской Республике на 2006-2010 годы с прогнозом до 2025 года»

13.09.06г.

227

8

Республиканская целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2008–2011 годы»

28.01.08 г.

15

9

Республиканская целевая программа «Ускоренное развитие улично-дорожной сети городских округов Чувашской Республики на 2008–2011 годы»

28.03.08 г.

67

10

Республиканская целевая программа «Установка общедомовых приборов учета электро-, тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах на 2009–2015 годы»

30.01.09г.

25

11

Республиканская целевая программа «Развитие транспортного комплекса Чувашской Республики до 2020 года»

29.04.09г.

145

12

Республиканская целевая программа «Модернизация коммунальных котельных и тепловых сетей на территории Чувашской Республики на 2010–2015 годы»

 

23.07.2009

238

15

Республиканская программа содействия занятости населения в сельской местности Чувашской Республики на 2005-2010 годы

01.06.05 г.

138

 

23

Республиканская целевая программа «Дети Чувашии» на 2010–2020 годы

31.03.09г.

108

Минкультуры Чувашии

26

Республиканская целевая программа «Культура Чувашии: 2010-2020 годы»

 

29.04.09г.

144

Минприроды Чувашии

29

Республиканская целевая программа «Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009–2020 годы»

 

Указ Президента

Чувашской Республики от 02.12.2008г. № 123

30

 

Республиканская целевая программа «Создание системы и проведение работ по мониторингу земель Чувашской Республики на 2005-2011 годы»

14.02.05 г.

36

31

Республиканская целевая программа «Леса Чувашии» на 2008-2011 годы

01.11.08 г.

330

32

Республиканская целевая программа «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2006-2011 годы»

 

21.06.06г.

153

Минэкономразвития  Чувашии

33

Республиканская программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010–2020 годы

31.03.09г.

105

34

Республиканская целевая программа «Развитие предпринимательства в области народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции в Чувашской Республике на 2010–2020 годы»

31.03.09г.

104

 

Комплексная программа экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы

Закон Чувашской Республики  от 25.11.03 г.

№ 39

35

Республиканская программа сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2011 года

Указ Президента Чувашской Республики от 04.08.03 г. № 81

36

Республиканская целевая программа «Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2010–2020 годы»

31.03.09г.

106

37

Республиканская  целевая программа «Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2010–2020 годы»

31.03.09г.

107

38

Республиканская целевая программа «Проведение административной реформы в Чувашской Республике в 2006-2013 годах»

14.04.06г.

98

39

Республиканская программа развития конкуренции в Чувашской Республике на 2010–2012 годы

 

13.11.09г.

365

 

Госслужба занятости Чувашии

51

Республиканская целевая программа снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 год

 

13.11.09г.

363

Администрация Президента Чувашской Республики

52

Республиканская целевая программа «Формирование резерва управленческих кадров Чуваш­ской Республики в 2009–2013 годах»

 

10.09.2009

299

 

Всего на территории ЧР реализуется 52 программы и 26 подпрограмм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы и тенденции развития ГРЭ  в ЧР

 

3.1. Перспективы и тенденции развития государственного регулирования регионов

 

Территориальное регулирование экономики - процесс выработки и установления рациональных территориальных пропорций в развитии экономики страны, способ проведения региональной экономической политики.

В структуре народного хозяйства страны необходимо выделять отдельные элементы, отражающие территориальное развитие. В качестве таковых можно выделять экономические районы. Общее их число составляет 18 единиц.

Однако , такая территориальная разбивка территории страны не вполне приемлема в условиях развития федерализма в управлении экономикой РФ.  Особенно это касается перспективных расчетов. В этом случае целесообразно вести речь об укрупненных регионах, число которых составляет порядка 7-8 единиц.

Региональная экономическая политика  представляет собой комплекс различных мер (законодательных, административных и экономических), проводимых как федеральным правительством, так и местными органами власти. Цель этих мероприятий устранение диспропорций в экономическом развитии, более полное использование потенциала регионов, содействие развитию депрессивных районов страны.

Новые   проблемы  территориального  регулирования  экономики вытекают  из объективно сложившихся экономических и  политических условий.

Объективные предпосылки повышения роли регионального подхода к регулированию  экономики связаны со следующими объективными моментами:

- обострение социальных  проблем,  лучше всего  решать  на региональном уровне;

- развитие идей федерализма в государственном устройстве страны, что обуславливает необходимость   делегирования прав и ответственности за развитие социально-экономической  сферы с федерального уровня на региональный;

- обострение экологических проблем, которые имеют региональную привязку и лучше решаются на региональном уровне.

- обострение   проблемы  устойчивости национальной  экономики, которая раньше трактовалась под углом зрения устойчивости функционирования  в чрезвычайных (военных) условиях, теперь проблема устойчивости экономического развития становится одной из повседневных проблем задач правительства;

- объективная неравномерность в размещении природных ресурсов,  производительных  сил и  населения.  Если  рассмотреть некоторые проблемы размещения производительных сил на современном  этапе  с выделением трех крупных зон:  Европейская  зона,  Сибирь и Дальний Восток,   Северный Кавказ,  то  увидим, наличие существенных диспропорций.

Основное объективное  противоречие территориального развития российской экономики состоит в  нерациональном  размещении основных видов ресурсов по зонам страны. Подавляющая часть  основных  фондов  расположена в центре Европейской части  страны и на Урале,   полезные ископаемые в Сибири, а прирост трудовых  ресурсов  - в основном в районе  Северного Кавказа.

Важнейшая  особенность, которую непременно нужно учитывать при решении  вопросов территориального развития - неравномерность  в  распределении трудовых ресурсов и в первую  очередь  их приростной  части.  Почти 2/3  прироста трудовых ресурсов  в  настоящее время  приходится  на Северный Кавказ,  в то время как в этом регионе   имеется лишь менее десятой части  производственных мощностей промышленного  производства страны.

Имеется также проблема  размещения производства по городам  различного размера:  между  крупными,  средними и малыми  городами.

Есть и политический аспект этой проблемы,  а именно возрождение  идей полновластия местных органов власти и тем самым реализация идей подлинного федерализма.

Таким образом, объективные экономические условия, сложившиеся  в настоящее время диктуют необходимость  усиления  территориального подхода в государственном регулировании экономики.           

Б. Задачи территориального регулирования экономики на  современном этапе можно свести к следующим основным группам:

Во-первых,  необходимо обеспечить эффективную территориальную специализацию,  которая ведет  к повышению эффективности экономики страны. До сих пор специализация производства осуществлялась с  отраслевых  позиций.  В новых условиях задача состоит  в  том, чтобы обеспечить рациональную специализацию той или иной территории на выпуске определенной продукции,  выгодной  с народнохозяйственных позиций. Рациональное размещение  производства  по  территории страны - это в первую очередь задача  центральных   и  региональных органов власти, но отнюдь не  отраслевых  министерств.

Во-вторых, проблема организации регионального хозяйства как единого целого.  Это - одна из  главных задач государственных органов управления республиканского уровня. К решению этой проблемы примыкают:

вопросы  сбалансированного развития хозяйства на территории региона;

обеспечение  пропорциональности в производстве продукции на территории, 

обеспечение сбалансированности  производства  с наличными производственными  ресурсами,

задачи рационального использования трудовых и других видов производственных ресурсов.

В-третьих,  задачи повышения уровня жизни населения, проживающего в регионе. При этом следует учесть, что сами требования к стандарту жизни различны в разных районах страны в силу разнообразия природно-климатических,  национально-этнических  и прочих факторов.

К этому кругу проблем тесно примыкают проблемы экологии и охраны окружающей среды, а также проблемы развития социальной инфраструктуры.

Для эффективного решения комплекса задач регионального развития государственные органы располагают по крайней мере тремя формами воздействия:

прямое участие государства в создании и совершенствовании инфраструктуры региона,

трансферты регионам из федерального бюджета на цели социального и экономического развития,

 административные меры ограничительного и поощрительного характера,

Прямое государственное участие в создании производственной и социальной инфраструктуры в регионе осуществляется как посредством прямых государственных ассигнований, так и путем участия государства в обществах смешанной экономики. Кроме этого  государство влияет на размещение производства в регионах путем финансирования особо важных предприятий и промышленных комплексов.

Во многом  дальнейшее развитие и перспективы политики проводимой региональными органами власти определены в СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2020 ГОДА.[2]

Миссия органов государственной власти Чувашской Республики

Чувашская Республика является динамично развивающимся регионом. Выгодное географическое положение не ставит перед Чувашской Республикой вызовов, связанных с безопасностью и целостностью Российской Федерации, а отсутствие полезных ископаемых не делает ее заложницей мировой конъюнктуры. В этой связи вызовы, которые стоят перед Чувашией в долгосрочной перспективе, имеют экономический характер и связаны с созданием комфортных и благоприятных условий для проживания граждан на ее территории.

Только население, живущее в достойной среде обитания, соответствующей современным мировым стандартам, может обеспечить экономическое процветание общества и социальную стабильность. Граждане должны свободно чувствовать себя в условиях всеобщей информатизации общества, воспринимать и осваивать новейшие достижения науки и техники, стремиться жить в соответствии с общечеловеческими гуманистическими и духовными ценностями и традициями.

В условиях развивающейся глобализации, когда открытость границ, доступность информации и прогрессирующая мобильность населения повышают требования ко всем сферам жизнедеятельности граждан как в социальном плане (качество жизни), так и в экономическом (конкурентоспособность), необходимо создать такие условия, чтобы молодые, активные, образованные граждане стремились жить и работать на чувашской земле. Только такой имидж региона - "место для жизни трудолюбивых людей, стремящихся к новым знаниям" - позволит раскрыть его миссию большинству жителей, продемонстрирует положительные отличия, являющиеся источником устойчивых конкурентных преимуществ, обеспечивающих лидерство региона на глобальном рынке.

Стратегия определяет миссию следующим образом: содействие становлению Чувашии инновационным, конкурентоспособным, процветающим и комфортным для проживания регионом с развитой экономикой, обеспечивающей стабильный рост качества жизни населения.

Система стратегических целей[3]

Стратегия базируется на реализации комплекса взаимоувязанных стратегических целей и задач.

                ┌─────────────────────────────────────────────────────────┐

                │  Главный стратегический приоритет - достижение мировых  │

            ┌───┤ стандартов жизни населения на основе формирования модели├───┐

            │   │  конкурентоспособной экономики, обладающей долгосрочным │   │

            │   │              потенциалом динамичного роста              │   │

            │   └────────────────────────────┬────────────────────────────┘   │

      ┌─────┴────────────┐          ┌────────┴───────────┐      ┌─────────────┴───────┐

      │ Повышение уровня │          │     Обеспечение    │      │    Формирование     │

      │ и качества жизни │          │   высоких темпов   │      │благоприятных условий│

      │    населения     │          │экономического роста│      │  жизнедеятельности  │

      └─────┬────────────┘          └────────┬───────────┘      └─────────┬───────────┘

            └────────────────┐  ┌────────────┘               ┌────────────┘

┌──────────────────────────┐ │  │ ┌───────────────────────┐  │ ┌──────────────────────────┐

Информация о работе Государственное регулирование экономики в Чувашской Республике