Государственное регулирование экономики в Чувашской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить и обозначить теоретические аспекты государственного регулирования экономики в регионах и рассмотреть и проанализировать государственное регулирование экономики в Чувашской Республике.
При написании данной курсовой работы были поставлены и выполнялись следующие задачи:
• определение целей, принципов и методов государственного регулирования экономики;
• обозначить методы государственного регулирования экономики; региона

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственное регулирование экономики
1.1. Необходимость государственного регулирования экономики…………………………………………..…...……….………………...5
1.2 Экономические функции государства……………………………..7
1.3. Государственное регулирование экономики на федеральном и региональном уровне: полномочия и возможности..........................................10
1.4 Методы государственного регулирования экономики региона………….17

Глава 2. Государственное регулирование экономики в ЧР
2.1.Органы государственного регулирования экономики в ЧР…………....... 21
2.2. Федеральные и региональные программы ГРЭ в ЧР……. ……………....23
Глава 3. Перспективы и тенденции развития ГРЭ в ЧР
3.1. Перспективы и тенденции развития государственного регулирования регионов …………………………………………………………………………29
3.2. Перспективы и тенденции развития государственного регулирования в Чувашской Республике …………………………………………………………35

Заключение ……………………………………………………………………...44
Список используемой литературы…………………………………………..51

Работа содержит 1 файл

Курсовая...doc

— 251.50 Кб (Скачать)

В условиях демократизации управленческих функций меняют­ся механизмы мотивации принятия решений и соотношение эко­номических и административных методов управления (табл. 4.1).

 

Административные методы регулирования регионального раз­вития базируются на отношениях власти и подчинения, характер­ных для властных структур, и осуществляются в форме:

                    административных распоряжений, постановлений, адресу­емых субъектам регионального воспроизводственного про­цесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуа­цию;

                    правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм соб­ственности (нормативное регулирование);

                    рекомендаций, а также контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиоло­гического).

 

Административные методы предусматривают возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила.

С помощью административных методов местные органы уп­равления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональ­ных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с соци­альными процессами.

Только административные методы не могут обеспечить эффек­тивное решение всех проблем, возникающих в процессе регио­нального воспроизводства. Поэтому административные методы должны использоваться в сочетании с экономическими.

 

Таблица1.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

 

Административные методы

Экономические методы

Основаны на конкретно-адресных заданиях, ориентированных на дости­жение целей системы путем форми­рования ее четкой структуры, созда­ния условий для подготовки, приня­тия и реализации управленческих решений

Базируются на общих правилах поведения, выбора маневра экономи­ческой стратегии

Выражают прямое воздействие на уп­равляемые объекты, преследуют пре­имущественно интересы органа уп­равления

Оказывают косвенное воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприя­тий различных форм собственности

Основная доля ответственности за принимаемые решения ложится на орган управления, права управляе­мых объектов ограничены

Предполагают полную самостоятель­ность хозяйствующих субъектов при высокой ответственности за предпринимаемые действия и их по­следствия

Административные распоряжения, как правило, однозначны, требуют обяза­тельного исполнения, не допускают существенных отклонений от распоряжений

Побуждают хозяйствующие субъекты к подготовке альтернативных реше­ний и выбору оптимального решения с точки зрения интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска

 

Сущность экономических методов состоит в косвенном воздей­ствии на процесс регионального воспроизводства — через эконо­мические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как на­логи, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без пря­мого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая за­интересованность и ответственность предприятий и организа­ций — субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении за­дач комплексного социально-экономического развития региона.

Для российской экономики характерно большое разнообразие экономической, социальной и этнической ситуаций в отдельных регионах страны; регионы различаются как размерами экономи­ческого потенциала, так и способностью к саморазвитию в усло­виях новых экономических отношений. Производственно-отрас­левые ориентиры территорий, сложившиеся в советский период развития, недостаточно стимулируют привлечение частных инве­стиций, разработку и реализацию новых технологий. Все это оп­ределяет уникальность региональной ситуации в России, слож­ность использования имеющегося положительного зарубежного опыта в их разрешении.

Государственный заказ — инструмент прямого регулирования экономики, с помощью которого реализуются приоритетные потребности государства в товарах (работах, услугах). Он призван стимулировать платежеспособный спрос, способствуя установле­нию и поддержанию связей между производителями и потреби­телями в тех сферах социально-экономической деятельности, где возможности рыночных механизмов саморегуляции объективно ограничены, а ценовые «сигналы» не отражают реального со­отношения между спросом и предложением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственное регулирование экономики в ЧР

 

2.1.Органы государственного регулирования экономики в ЧР

 

Субъектами  государственного регулирования экономики – являются органы трех  ветвей  власти,  построенные по иерархическому принципу, а также центральный  национальный  банк.  Они  и будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики.  В государствах  с  федеративным  устройством  (США,  Канада,   ФРГ,   Испания, Бразилия  и   др.)   существуют   федеральные   и   местные   парламенты   и правительства,  соответственно  защищающие  общегосударственные  и   местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных  органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики,  все  более независимыми   в    осуществлении    государственного    регулирования    от  законодательной  власти  становятся  исполнительные  органы.  Это   главная, третья   линия   трансформации    частных    экономических    интересов    в государственной экономической политике.

Интересным  с  точки  зрения   изучения   механизма   государственного  регулирования  экономики  является  слияние  субъектов   государственной   и частной экономической политики и  возникновение  в  результате  этого  новых регулирующих органов, не вписывающихся  теоретически  в  классическую  схему  парламентской или президентской республики.  Например,  создается  орган  из представителей профсоюзов, союзов предпринимателей и  исполнительной  власти для   регулирования   тарифных   соглашений   между   предпринимателями    и трудящимися.

Обратная связь государственного регулирования экономики  с  носителями хозяйственных интересов довольно жесткая.

Во-первых, успех регулирования проявляется в темпах  роста,  улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном  балансе,  снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики  отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному  количественному  измерению:  в уровне  социальной  напряженности  (забастовки,  выступления  профсоюзов   и т.д.),  оценка  деятельности  государства  средствами  массовой  информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо или  косвенно  через свои   объединения   поддерживают   или   не   поддерживают   правительство.

Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить  с предупреждением  в  адрес   правительства   в   связи   с   несовместимостью государственных  мер  регулирования  с  их  интересами.  Наконец,  союзы   – выразители хозяйственных интересов своих членов,  так  же  как  и  отдельные лица, финансируют  или  отказывают  в  средствах  той  или  иной  партии  на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит и  за  экономическую  часть программы этой партии, или нет.

Потеря доверия избирателей и  объединений  хозяйственных  интересов  к правящей партии или  партиям  –  это  главная  линия  обратной  связи  между государственной   экономической   политикой   и   носителями   хозяйственных интересов.

На уровне  субъекта РФ органами регулирующими  развитие экономики являются региональные ветви власти:

Президент ЧР и администрация президента ЧР.

Государственный Совет ЧР.

Определенные министерства и ведомства: прежде всего министерство экономического развития и торговли, министерство финансов и др.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления.

Торгово-промышленная палата ЧР и т.д.

2.2. Федеральные и региональные программы ГРЭ в ЧР

 

Во многом экономическую политику проводимую регионом определяют различные федеральные и региональные  программы в области государственного регулирования экономики и ее развития, а также различные крупные мрроприятия и форумы, которые оказывают стимулирующее воздейсвтие на развитие экономики. Одним из таких значимых событий для Чувашской Республики стало проведение III  Чебоксарского экономического форума «Россия 2010-2020: посткризисное управление, развитие структурных изменений экономики», который прошел 22-25 июня 2010года и был насыщен различными событиями и к тому собрал на Чувашской Земле представителей не только других регионов России, но и множество зарубежных гостей.

III Чебоксарский экономический форум - это сочетание межрегиональной выставки, панельных дискуссий, общение в формате «B2B», презентаций, деловых встреч.

              Цель Форума: обмен опытом и обсуждение возможностей и рисков социально-экономического развития регионов Российской Федерации, путей и механизмов повышения конкурентоспособности российской экономики в целом и отдельных ее секторов, используя механизмы государственно-частного партнерства.

Задачи Форума:

- повышение инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации;

- объединение усилий представителей бизнеса, сообщества, науки и власти в целях содействия серьезным инвестиционным проектам и модернизации российской экономики путем развития актуальных экономических идей;

- развитие финансовой системы Российской Федерации;

- развитие инновационного потенциала регионов Российской Федерации;

- обсуждение механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов в России;

- организация основной площадки для презентации наиболее значимых инвестиционных проектов, предлагаемых для реализации в Российской Федерации;

- кадровый потенциал страны;

- развитие рынка земли и недвижимости.

В программе Форума  проходили пленарное  заседание,  тематические  конференции,  семинары, круглые столы по основным  экономическим  проблемам современности, межрегиональная  выставка экономического  потенциала субъектов Российской Федерации.

В центре дискуссий - вопросы развития рынка проектов государственно-частного партнёрства,  финансово-кредитной инфраструктуры,  масштабного     строительства, эффективного взаимодействия банков и региональных органов власти  в области поддержки малого и среднего предпринимательства и многие другие.

Также на территории Чувашии реализуется множество федеральных целевых программ. Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

В Чуваши реализуются такие федеральные целевые программы как:

"Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы"

"Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" - переподготовка руководителей высшего и среднего звена в России и за рубежом

"Жилище" на 2002-2010 годы

"Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)"

"Дети России" на 2007-2010 годы

Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011  годы "

Программа "Социальное развитие села до 2012 года" и т.д.

Неотъемлемой частью проведения экономической политики региона является реализация собственных региональных целевых программ. В следующей таблице (Таблица  2) приведен перечень региональных целевых программ действующих в настоящее время на территории Республики.

 

Таблица №2[1]

Перечень действующих республиканских целевых программ Чувашской Республики по состоянию на 01.01.2010 г.

в разрезе госзаказчиков.

 

№ п/п

 

Наименование программы

Дата утверждения

Номер

Информация о работе Государственное регулирование экономики в Чувашской Республике