Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить и обозначить теоретические аспекты государственного регулирования экономики в регионах и рассмотреть и проанализировать государственное регулирование экономики в Чувашской Республике.
При написании данной курсовой работы были поставлены и выполнялись следующие задачи:
• определение целей, принципов и методов государственного регулирования экономики;
• обозначить методы государственного регулирования экономики; региона
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственное регулирование экономики
1.1. Необходимость государственного регулирования экономики…………………………………………..…...……….………………...5
1.2 Экономические функции государства……………………………..7
1.3. Государственное регулирование экономики на федеральном и региональном уровне: полномочия и возможности..........................................10
1.4 Методы государственного регулирования экономики региона………….17
Глава 2. Государственное регулирование экономики в ЧР
2.1.Органы государственного регулирования экономики в ЧР…………....... 21
2.2. Федеральные и региональные программы ГРЭ в ЧР……. ……………....23
Глава 3. Перспективы и тенденции развития ГРЭ в ЧР
3.1. Перспективы и тенденции развития государственного регулирования регионов …………………………………………………………………………29
3.2. Перспективы и тенденции развития государственного регулирования в Чувашской Республике …………………………………………………………35
Заключение ……………………………………………………………………...44
Список используемой литературы…………………………………………..51
В условиях демократизации управленческих функций меняются механизмы мотивации принятия решений и соотношение экономических и административных методов управления (табл. 4.1).
Административные методы регулирования регионального развития базируются на отношениях власти и подчинения, характерных для властных структур, и осуществляются в форме:
административных распоряжений, постановлений, адресуемых субъектам регионального воспроизводственного процесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуацию;
правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм собственности (нормативное регулирование);
рекомендаций, а также контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиологического
Административные методы предусматривают возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила.
С помощью административных методов местные органы управления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с социальными процессами.
Только административные методы не могут обеспечить эффективное решение всех проблем, возникающих в процессе регионального воспроизводства. Поэтому административные методы должны использоваться в сочетании с экономическими.
Таблица1.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
Административные методы | Экономические методы |
Основаны на конкретно-адресных заданиях, ориентированных на достижение целей системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации управленческих решений | Базируются на общих правилах поведения, выбора маневра экономической стратегии |
Выражают прямое воздействие на управляемые объекты, преследуют преимущественно интересы органа управления | Оказывают косвенное воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприятий различных форм собственности |
Основная доля ответственности за принимаемые решения ложится на орган управления, права управляемых объектов ограничены | Предполагают полную самостоятельность хозяйствующих субъектов при высокой ответственности за предпринимаемые действия и их последствия |
Административные распоряжения, как правило, однозначны, требуют обязательного исполнения, не допускают существенных отклонений от распоряжений | Побуждают хозяйствующие субъекты к подготовке альтернативных решений и выбору оптимального решения с точки зрения интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска |
Сущность экономических методов состоит в косвенном воздействии на процесс регионального воспроизводства — через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как налоги, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая заинтересованность и ответственность предприятий и организаций — субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении задач комплексного социально-экономического развития региона.
Для российской экономики характерно большое разнообразие экономической, социальной и этнической ситуаций в отдельных регионах страны; регионы различаются как размерами экономического потенциала, так и способностью к саморазвитию в условиях новых экономических отношений. Производственно-отраслевые ориентиры территорий, сложившиеся в советский период развития, недостаточно стимулируют привлечение частных инвестиций, разработку и реализацию новых технологий. Все это определяет уникальность региональной ситуации в России, сложность использования имеющегося положительного зарубежного опыта в их разрешении.
Государственный заказ — инструмент прямого регулирования экономики, с помощью которого реализуются приоритетные потребности государства в товарах (работах, услугах). Он призван стимулировать платежеспособный спрос, способствуя установлению и поддержанию связей между производителями и потребителями в тех сферах социально-экономической деятельности, где возможности рыночных механизмов саморегуляции объективно ограничены, а ценовые «сигналы» не отражают реального соотношения между спросом и предложением.
Глава 2. Государственное регулирование экономики в ЧР
2.1.Органы государственного регулирования экономики в ЧР
Субъектами государственного регулирования экономики – являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Они и будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики. В государствах с федеративным устройством (США, Канада, ФРГ, Испания, Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики, все более независимыми в осуществлении государственного регулирования от законодательной власти становятся исполнительные органы. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.
Интересным с точки зрения изучения механизма государственного регулирования экономики является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создается орган из представителей профсоюзов, союзов предпринимателей и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися.
Обратная связь государственного регулирования экономики с носителями хозяйственных интересов довольно жесткая.
Во-первых, успех регулирования проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.
Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в уровне социальной напряженности (забастовки, выступления профсоюзов и т.д.), оценка деятельности государства средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.
В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо или косвенно через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство.
Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интересами. Наконец, союзы – выразители хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные лица, финансируют или отказывают в средствах той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит и за экономическую часть программы этой партии, или нет.
Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям – это главная линия обратной связи между государственной экономической политикой и носителями хозяйственных интересов.
На уровне субъекта РФ органами регулирующими развитие экономики являются региональные ветви власти:
Президент ЧР и администрация президента ЧР.
Государственный Совет ЧР.
Определенные министерства и ведомства: прежде всего министерство экономического развития и торговли, министерство финансов и др.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
Органы местного самоуправления.
Торгово-промышленная палата ЧР и т.д.
2.2. Федеральные и региональные программы ГРЭ в ЧР
Во многом экономическую политику проводимую регионом определяют различные федеральные и региональные программы в области государственного регулирования экономики и ее развития, а также различные крупные мрроприятия и форумы, которые оказывают стимулирующее воздейсвтие на развитие экономики. Одним из таких значимых событий для Чувашской Республики стало проведение III Чебоксарского экономического форума «Россия 2010-2020: посткризисное управление, развитие структурных изменений экономики», который прошел 22-25 июня 2010года и был насыщен различными событиями и к тому собрал на Чувашской Земле представителей не только других регионов России, но и множество зарубежных гостей.
III Чебоксарский экономический форум - это сочетание межрегиональной выставки, панельных дискуссий, общение в формате «B2B», презентаций, деловых встреч.
Цель Форума: обмен опытом и обсуждение возможностей и рисков социально-экономического развития регионов Российской Федерации, путей и механизмов повышения конкурентоспособности российской экономики в целом и отдельных ее секторов, используя механизмы государственно-частного партнерства.
Задачи Форума:
- повышение инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации;
- объединение усилий представителей бизнеса, сообщества, науки и власти в целях содействия серьезным инвестиционным проектам и модернизации российской экономики путем развития актуальных экономических идей;
- развитие финансовой системы Российской Федерации;
- развитие инновационного потенциала регионов Российской Федерации;
- обсуждение механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов в России;
- организация основной площадки для презентации наиболее значимых инвестиционных проектов, предлагаемых для реализации в Российской Федерации;
- кадровый потенциал страны;
- развитие рынка земли и недвижимости.
В программе Форума проходили пленарное заседание, тематические конференции, семинары, круглые столы по основным экономическим проблемам современности, межрегиональная выставка экономического потенциала субъектов Российск
В центре дискуссий - вопросы р
Также на территории Чувашии реализуется множество федеральных целевых программ. Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
В Чуваши реализуются такие федеральные целевые программы как:
"Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы"
"Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" - переподготовка руководителей высшего и среднего звена в России и за рубежом
"Жилище" на 2002-2010 годы
"Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)"
"Дети России" на 2007-2010 годы
Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы "
Программа "Социальное развитие села до 2012 года" и т.д.
Неотъемлемой частью проведения экономической политики региона является реализация собственных региональных целевых программ. В следующей таблице (Таблица 2) приведен перечень региональных целевых программ действующих в настоящее время на территории Республики.
Таблица №2[1]
Перечень действующих республиканских целевых программ Чувашской Республики по состоянию на 01.01.2010 г.
в разрезе госзаказчиков.
№ п/п |
Наименование программы | Дата утверждения | Номер |
Информация о работе Государственное регулирование экономики в Чувашской Республике