Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать источники доходов населения и их динамику в Республике Беларусь; выявить проблемы, найти пути их решения.
Задачами являются:
Выявить источники доходов населения.
Охарактеризовать мотивы сбережения населения
Отразить и проанализировать динамику доходов населения в Республике Беларусь.
Выявить проблемы в политике доходов Республики Беларусь, предложить пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1. Денежные доходы населения 5
1.2. Мотивы образования сбережений населения 14
2. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПОЛИТИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ 21
2.1. Анализ и динамика доходов населения Республики Беларусь 21
2.2. Государственное регулирование доходов населения в Республике Беларусь 25
3. ПРОБЛЕМЫ В ПОЛИТИКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 47
В этих условиях система социальной защиты работает с напряжением. Вполне вероятно, что в последующие годы условия функционирования белорусской экономики будут более жесткими. Эксперты Всемирного банка ожидают снижения цен на нефть. Цены на газ для Беларуси возросли уже в 2007 г. В 2005 г. отмечен значительный рост прямых иностранных инвестиций в Россию, что ускорит вытеснение белорусских товаров с российского рынка. Еще больше возрастет технологическое отставание белорусских предприятий и т.д.
Таким образом, уже происходит или в ближайшие годы произойдет пересечение двух тенденций: прирост доходов страны от экспорта сырьевых ресурсов (за счет стабилизации цен мирового рынка на нефтепродукты и прекращения роста российских дотаций через поставки дешевых энергоносителей) станет меньше абсолютной величины падения экспортных доходов, вызванных снижением конкурентоспособности товаров обрабатывающей промышленности.
Тогда, весьма вероятно сектор производства товаров не сможет обеспечить даже уже достигнутый, сравнительно невысокий, уровень зарплат и социальной защиты населения.
В
последнее десятилетие
Последствия экономического кризиса проявились в Беларуси еще далеко не в полной мере. Однако на сегодняшний день наблюдаются достаточно четко выраженные тенденции. [14]
Во-первых, уже имеет место сокращение доходов государственного бюджета. Это означает уменьшение прямого финансирования (субсидирования) сокращение прямых возможностей финансирования общественных благ, предоставляемых наемным работникам, а также ограничение государственной поддержки реального сектора экономики, что порождает ряд дополнительных проблем, в частности, на рынке труда.
По состоянию на 1 июня 2009 г. уровень безработицы составлял 0,9% к численности экономически активного населения. Число занятых в экономике республики в январе-мае 2009 г. составило 4 578 900 человек.
Во-вторых, падает занятость экономически активного населения, т.е. растет безработица (скрытая или официально зарегистрированная). Правительство предпочитает ограничивать зарплату, но сохранять занятость. Однако даже при нынешней глубине кризиса это удается делать только благодаря непрерывным внешним заимствованиям и производству «на склад».
В-третьих, наблюдаются проблемы с работой у временных трудовых мигрантов, являющихся гражданами Беларуси. Часть этих людей не могут найти работу за границей и пытаются сделать это на белорусском рынке труда. Таким образом, даже сфера строительства в скором времени, возможно, перестанет объявлять о вакансиях, как это было до сих пор. Многие вернувшиеся из России белорусы работали там именно в строительных организациях.
Количество вакансий в сравнении с январем 2009 г. снизилось и на 1 июля 2009 г. составило 45 500 (66,2% к уровню прошлого года). Рынок труда в основном ориентирован на рабочие профессии, которые составляют 73,4% от общего количества вакансий.
В-четвертых, возможна макроэкономическая нестабильность, сопровождаемая значительной девальвацией и / или инфляцией. А в условиях ограничения номинальной зарплаты это приведет к падению реальных доходов. А, соответственно, и сокращению объема доступных благ.
В-пятых, высока вероятность повышения тарифов на услуги ЖКХ. И работники с низким уровнем дохода, в потребительской корзине которых высока доля продуктов питания и оплат услуг ЖКХ, окажутся более чувствительными к росту цен, нежели работники с более высокими доходами.
Белорусы,
осознавая возможные
Лидером рейтинга является рост цен. Интересно, что в 2006 г. только около половины респондентов включали ее в список пяти ключевых проблем, в 2007 г. – около 70%, а в 2009 г. – уже более 80%. Данная проблема приобретает все большую значимость в связи с увеличением темпов инфляции в последние годы. [14]
Все эти проблемы взаимосвязаны, поскольку рост цен свидетельствует об ухудшении «качества» национальной валюты и снижении покупательной способности, необходимости тратить больше на оплату коммунальных услуг, что ведет к обеднению наемных работников и делает для них жилье еще более недоступным.
Проблемы национальной культуры и языка, а также образования практически не волнуют наемных работников – хотя последнее играет важную роль в приобретении работниками тех или иных навыков, которые определяют их «ликвидность» на рынке труда.
Таким
образом, Республика Беларусь имеет
свои особенности в области
На первый план выходят необходимость увеличения заработной платы у низкооплачиваемых работников, снижение доли малообеспеченности среди занятого населения. К этому должно привести последовательное повышение размеров оплаты труда в отраслях с низким уровнем заработной платы, совершенствование налогообложения в интересах низкооплачиваемых работников, ужесточение ответственности нанимателей за несоблюдение минимальных гарантий в области труда. Названным целям отвечает разработка эффективных схем материального и нематериального вознаграждения, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и работников высшего управленческого звена, способных по-новому и нетрадиционно решать сложные задачи национальной экономики в условиях мирового кризиса.
В
связи с этим важнейшим направлением
совершенствования
Следующим этапом должна стать отмена обязательного установления министерствами и другими органами государственного управления предельного норматива прибыли, направляемой на оплату труда, для организаций, достигших предельных размеров тарифной ставки первого разряда.
Главное
в условиях либерализации экономики
- предоставить больше самостоятельности
коммерческим организациям в установлении
форм и систем оплаты труда исходя
из сложившейся рыночной конъюнктуры
и собственных целей
Нужно
отметить, что в условиях контролируемой
инфляции и объективного метода ее
оценки заработная плата и ее покупательная
способность должны прирастать в
меру роста производительности труда.
Об обязательности их увязки свидетельствует
практика стран с развитой рыночной
экономикой.
В результате написания данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Доходы населения – это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Когда мы говорим о денежных доходах, то следует учитывать их покупательную способность, т.е. различать номинальные и реальные доходы. Номинальные доходы – определенная денежная сумма с налогами и т.д., а реальные доходы – это сумма, которую можно обменять на товары и услуги. Некоторое место в доходах населения занимают общественные фонда потребления, в основном для бюджетной сферы, а также доходы от личных подсобных хозяйств, для безработных, пенсионеров, частично занятых.
Все доходы населения можно подразделить на две большие группы: заработная плата и неденежные доходы. Заработная плата, или ставка заработной платы, – это цена, выплачиваемая за использование труда. Различают денежную, или номинальную, и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата-это сумма денег, полученная работником за определённый промежуток времени (час, день, неделю и т.д.). Располагаемая заработная плата – это сумма оплаты труда за вычетом подоходного налога и обязательных отчислений в ФСЗН. Заработная плата выполняет насколько функций, самые главные из них – воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая, производственно-долевая.
Основными
источниками безденежных
Общественные фонды потребления представляют собой разновидность коллективной формы потребления и образуют материальную базу для функционирования сферы бесплатного обслуживания населения. Общественные фонды потребления отличаются от распределения доходов через оплату труда и собственность тем, что получаемые блага не переходят в личную собственность, не образуют дохода в прямом смысле этого слова для каждого человека.
В средствах фондов денежные выплаты составляют половину общей суммы фондов потребления, а немного меньше половины этих выплат составляют расходы на предоставление населению на бесплатных или льготных условиях услуг по воспитанию и образованию подрастающего поколения, профессиональной подготовке, охране здоровья.
Неформальный сектор экономики достаточно хорошо развит во многих странах, доходы от этого сектора нигде не регистрируются и, следовательно, не облагаются налогами. Дифференциация заработной платы выше, чем в развитых странах, хотя без определённой разницы в доходах не обойтись. Эту цену платит общество за ускорение повышения своего благосостояния. Государство осуществляет регулирование доходов населения для снижения социальной напряжённости, для их стабилизации, для их увеличения, с целью улучшения уровня жизни населения.
В Республике Беларусь рост заработных плат и пенсий на сегодняшний день является одной из первостепенных задач. По крайней мере это касается государственных предприятий. Сегодня в рамках сотрудничества с МВФ власть не может поднимать заработные платы, что обусловлено условиями данной международной организации, условие которой нулевой или профицитный бюджет. Дальнейший рост оплаты труда будет обеспечиваться результативностью работы всех звеньев экономики, прежде всего предприятий. Сегодня акцент в их деятельности должен быть сделан на повышении эффективности, выпуске конкурентоспособной инновационной продукции, поиске выгодных партнерских связей, удержании традиционных и завоевании новых рынков сбыта. В последнее десятилетие правительство обеспечивало рост доходов населения и сдерживало рост безработицы за счет снижения конкурентоспособности промышленности. Последствия экономического кризиса проявились в Беларуси еще далеко не в полной мере. Однако на сегодняшний день наблюдаются достаточно четко выраженные тенденции. Во-первых, уже имеет место сокращение доходов государственного бюджета. Это означает уменьшение прямого финансирования (субсидирования) сокращение прямых возможностей финансирования общественных благ, предоставляемых наемным работникам.
Во-вторых, падает занятость экономически активного населения, т.е. растет безработица (скрытая или официально зарегистрированная). В-третьих, наблюдаются проблемы с работой у временных трудовых мигрантов, являющихся гражданами Беларуси. Часть этих людей не могут найти работу за границей и пытаются сделать это на белорусском рынке труда. В-четвертых, возможна макроэкономическая нестабильность, сопровождаемая значительной девальвацией и / или инфляцией. В-пятых, высока вероятность повышения тарифов на услуги ЖКХ.
Несмотря на негативные влияния последствий мирового финансово-экономического кризиса, государство не отказалось от социальной поддержки своих граждан. Поэтому несмотря на некоторую бессмысленность продолжения функционирования некоторых предприятий, предприятия не останавливаются, работники не увольняются.
Информация о работе Государственное регулирование доходов населения