Государственное регулирование доходов населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать источники доходов населения и их динамику в Республике Беларусь; выявить проблемы, найти пути их решения.
Задачами являются:
Выявить источники доходов населения.
Охарактеризовать мотивы сбережения населения
Отразить и проанализировать динамику доходов населения в Республике Беларусь.
Выявить проблемы в политике доходов Республики Беларусь, предложить пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1. Денежные доходы населения 5
1.2. Мотивы образования сбережений населения 14
2. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПОЛИТИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ 21
2.1. Анализ и динамика доходов населения Республики Беларусь 21
2.2. Государственное регулирование доходов населения в Республике Беларусь 25
3. ПРОБЛЕМЫ В ПОЛИТИКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 47

Работа содержит 1 файл

курсовая доходы населения.docx

— 173.82 Кб (Скачать)

    В 2008 году реальные располагаемые денежные доходы населения выросли: в Азербайджане – на 17,5%, России – на 2,7%, в Украине  – на 10,3%.

2.2. Государственное  регулирование доходов  населения в Республике  Беларусь

 

     Деятельность  государства в социальной сфере  направлена на обеспечение роста  реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.

     Эффективность данной политики проявляется не просто в улучшении жизненного уровня граждан (основной задачи экономики страны), но стабильности в обществе, недопущении  социальной напряженности и т.д.

     Отличительной чертой государственной социальной политики в нашей стране является справедливое распределение доходов, направленное на повышение благосостояния всех граждан, недопущение глубокого  социального расслоения по уровню доходов, порождающего в обществе серьезные  противоречия и создающего угрозу общественно-политической безопасности.

     В политике денежных доходов населения  государство руководствуется двумя  основными подходами:

  1. создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей;
  2. обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни.

     Главная составляющая доходов населения  – заработная плата. Она призвана служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим  экономическим фактором стимулирования трудовой активности работников.

     Исходя  из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом организации  системы оплаты труда в Республике Беларусь является обеспечение равной платы за равный труд. Это достигается  на основе использования тарифной системы, включающей нормирование труда и  Единую тарифную сетку. Тем самым  обеспечивается одинаковый подход при  формировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации, профессионального уровня, сложности и общественной значимости их труда.

     При этом предприятия могут самостоятельно устанавливать системы (повременно-премиальная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная  и др.) и размеры оплаты труда. Бюджетные организации вправе устанавливать системы оплаты труда, а ее размеры устанавливаются правительством.

     Заработная  плата работника зависит от отработанного  рабочего времени, выработки, качественных показателей труда, соблюдения технико-технологических  стандартов, трудовой дисциплины и  индивидуальными размерами не ограничивается. [4]

     Государственное регулирование роста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ее повышения с увеличением  объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной  деятельности. Этим достигается дифференциация размера тарифной ставки первого  разряда и заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости от результативности функционирования субъекта хозяйствования.

     Отличительной особенностью государственного регулирования  оплаты труда в нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и  местных органов власти. Накопленный  опыт в этой области показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие  темпы и поступательность повышения  заработной платы, опережающие темпы  ее роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно  ниже среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность).

     В 2008 году среднемесячная заработная плата  в Республике Беларусь увеличилась  на 26,2% при прогнозе 18,8% и составила 886 тыс. руб., в том числе в декабре она достигла 1 млн. руб.

     Реальная  заработная плата выросла на 9,9% (прогноз – 8,5%).

     В региональном разрезе самый высокий  уровень оплаты труда – в г. Минске (1 178 тыс. руб.), самый низкий – в Брестской (775 тыс. руб.) и Могилевской (795 тыс. руб.) областях.

     Среди отраслей экономики наиболее высокий  рост заработной платы наблюдался в  сельском хозяйстве (132,2%), строительстве (130,7%), торговле и общественном питании (130,7%), промышленности (128,4%). В меньшей степени зарплата выросла в сфере образования (115,6%), социальном обеспечении (118,4%), здравоохранении (118,5%).

     Опережающему  повышению заработной платы в  сельском хозяйстве способствовала реализация Государственной программы  возрождения и развития села на 2005–2010 гг.

     В результате несколько сократилась  разница в оплате труда по отраслям. Вместе с тем лидерами по размеру  заработной платы по-прежнему остаются работники финансово-банковской сферы, органов государственного управления, науки и научного обслуживания, строительства, физической культуры и спорта, промышленности. Самые низкие заработки сохраняются  в сельском хозяйстве, социальном обеспечении, образовании.

     Важным  механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата, представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда. Ниже этого  уровня наниматель не имеет права  выплачивать заработную плату своим  работникам при условии выполнения ими установленных норм рабочего времени и выработки. Тем самым  защищаются интересы низкооплачиваемых  категорий работников.

     Следует отметить, что в республике в 2000-е годы рост минимальной заработной платы значительно опережал рост средней заработной платы. Это преследовало цель максимально подтянуть заработки низкооплачиваемых работников.

     В странах СНГ в декабре 2008 г. размер минимальной заработной платы в долларовом эквиваленте составлял: в Беларуси – 97 долл., Азербайджане – 91, Армении – 82, Казахстане – 100, Молдове – 39, России – 83, Украине – 90 долл. [4]

     Заработная  плата работников Республики Беларусь защищена от инфляции. При росте  потребительских цен на 5% и более она в установленном законодательством порядке индексируется пропорционально инфляции.

     В бюджетной сфере уровень среднемесячной заработной платы за 2008 год составил 660,1 тыс. рублей (308,9 долл. США), рост по сравнению  с соответствующим периодом прошлого года обеспечен на 16,2 процента.

     По  организациям коммунальной формы собственности  среднемесячная заработная плата за 2008 год составила 633,5 тыс. рублей, в  долларовом эквиваленте – 320,5 долл. США (+ 26,9 процента).

     Рост  реальной заработной платы обеспечен  в целом по области на 8,4 процента, по организациям коммунальной формы  собственности – на 12,0 процентов, в бюджетной сфере – на 1,2 процента.

     Задание по росту заработной платы, доведенное области на 2008 год в размере 784,0 тыс. рублей выполнено на 99,7 процента, в том числе по организациям бюджетной  сферы на – 97,5 процента, по организациям коммунальной формы собственности  – на 102,5 процента.

     Предметом особой заботы государства является защита социально уязвимых категорий  населения (пенсионеров, детей, инвалидов).

     В Республике Беларусь свыше 2,4 млн. человек, или каждый четвертый житель, –  пенсионеры. Из них более 1,9 млн. человек  являются получателями пенсии по возрасту, 281,7 тыс. – по инвалидности, 138,2 тыс. – по случаю потери кормильца. Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначается социальная пенсия. В настоящее время ее получают свыше 50 тыс. человек.

     На  выплату пенсий расходуется около 11% валового внутреннего продукта страны. Это – одни из самых высоких показателей среди государств – участников СНГ.

     В области на учете состоит 351,0 тыс. получателей пенсий и пособий, из них пенсионеров – 344,2 тыс. чел.

     За 2008 год фактические расходы на выплату пенсий, пособий и компенсаций  составили 1554,7 млрд. руб.

     В Беларуси повышение уровня пенсий осуществляется путем пересмотра их размеров с учетом роста средней заработной платы  и изменения бюджета прожиточного минимума.

     Так, в 2008 году в связи с ростом средней  заработной платы дважды пересматривался  размер трудовых пенсий (с 1 февраля  и 1 августа).

     Кроме того, в связи с увеличением  бюджета прожиточного минимума трижды пересчитывались минимальные и  социальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям.

     За 2008 год среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 25,2% (прогноз – 18,3%) и составил 382 тыс. руб. Реальный размер пенсии по возрасту (с учетом инфляции) увеличился на 9,1% (прогноз – 8%).

     В январе 2009 года размеры пенсий составили:

  • пенсия по возрасту – 408 тыс. руб.;
  • минимальная по возрасту – 227 тыс. руб.;
  • по инвалидности – 359 тыс. руб.;
  • по случаю потери кормильца – 239 тыс. руб.;
  • за выслугу лет – 539 тыс. руб.;
  • за особые заслуги перед республикой – 600 тыс. руб.;
  • социальная – 169 тыс. руб.  

     С 1 февраля 2009 г. в связи с изменением бюджета прожиточного минимума произведены перерасчеты минимальных трудовых пенсий, надбавок и повышений к ним, социальных пенсий.

     Финансирование  выплат пенсий и пособий производится в полном объеме и в установленные  сроки.

     В последние годы в Беларуси осуществлен  ряд мер по совершенствованию  пенсионной системы, ее финансовому  укреплению:

  • введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование;
  • в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели;
  • принят Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании».

     Так, с введением в 2003 году системы  персонифицированного учета в пенсионном обеспечении началось формирование комплексной электронной базы данных на будущих пенсионеров. Новацией явился учет фактически уплачиваемых страховых  отчислений в Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, что  позволяет исчислять пенсию в  более тесной увязке с суммой уплаченных взносов. [4]

     Реализация  Закона о профессиональных пенсиях, вступившего в силу с начала 2009 года, обеспечит снижение затратности общей пенсионной системы за счет введения дополнительных страховых взносов от работодателей, чьи предприятия имеют рабочие места с вредными и опасными условиями труда. Дифференциация размеров этих выплат будет стимулировать нанимателей улучшать условия труда.

     По  данным Межгосударственного статистического  комитета СНГ, на начало декабря 2008 г. задолженность по выплате заработной платы в России составила 4 млрд. руб., в Украине – более 1 млрд. грн. По Беларуси задолженности не зафиксировано.

     В нашей стране существует широкая  система материальной поддержки  семей с детьми:

  • пособия в связи с рождением и воспитанием детей;
  • льготы на питание;
  • материальная помощь в погашении кредитов на строительство жилья.

     Системой  социальных пособий охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от их общей численности).

     В 2008 году размер пособия по уходу  за ребенком в возрасте до 3-х лет увеличен с 60 до 80% бюджета прожиточного минимума, или на 46%. Среднемесячный размер пособия на детей старше 3-х лет вырос на 18%.

     С 1 февраля 2009 г. среднемесячный размер государственного пособия семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3-х лет, установлен в размере 188 тыс. руб. Размер пособия на детей старше 3-х лет повышен до 70 тыс. руб.

Информация о работе Государственное регулирование доходов населения