Государственное регулирование доходов населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать источники доходов населения и их динамику в Республике Беларусь; выявить проблемы, найти пути их решения.
Задачами являются:
Выявить источники доходов населения.
Охарактеризовать мотивы сбережения населения
Отразить и проанализировать динамику доходов населения в Республике Беларусь.
Выявить проблемы в политике доходов Республики Беларусь, предложить пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1. Денежные доходы населения 5
1.2. Мотивы образования сбережений населения 14
2. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПОЛИТИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ 21
2.1. Анализ и динамика доходов населения Республики Беларусь 21
2.2. Государственное регулирование доходов населения в Республике Беларусь 25
3. ПРОБЛЕМЫ В ПОЛИТИКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 47

Работа содержит 1 файл

курсовая доходы населения.docx

— 173.82 Кб (Скачать)

     Значительное  внимание уделяется обеспечению  бесплатным питанием детей первых двух лет жизни.

     В 2008 году этот вид помощи получили свыше 44 тыс. детей в возрасте до 2-х лет.

     В 2008 г. право на бесплатное питание детей получили все семьи независимо от совокупного дохода при рождении тройни и более детей. Эти семьи могут пользоваться бесплатными услугами няни до исполнения детям трех лет (ранее такая услуга предоставлялась до исполнения детям двух лет).

     Материальная  поддержка учащейся молодежи осуществляется в виде выплат различных видов  государственных стипендий. В течение 2008 года их размеры пересматривались дважды.

     В настоящее время в зависимости  от успеваемости величина учебной стипендии  студентов вузов варьируется  от 98 тыс. до 156 тыс. руб.; учащихся и учреждений профтехобразования – от 82 тыс. до 131 тыс. руб.

     Размер  социальной стипендии студентов  вузов составляет 77 тыс. руб., учащихся и учреждений профтехобразования – 63 тыс. руб.

     Повышению уровня доходов малообеспеченных граждан  способствует предоставление государственной  адресной социальной помощи и безналичных  жилищных субсидий. С начала прошлого года существенно расширены критерии предоставления этих видов государственной  поддержки, что позволяет в несколько  раз увеличить охват одной  и другой формой помощи нуждающихся  граждан.

     Для назначения ежемесячного социального  пособия «планка дохода» поднята  с 60 до 100% бюджета прожиточного минимума, а единовременного социального пособия – с 60 до 120%. Безналичные жилищные субсидии предоставляются семьям (гражданам) при условии, если сумма платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в пределах установленных норм превышает 20% совокупного дохода для жителей города и 15% – для жителей села.

     В 2008 году государственную адресную социальную помощь (ГАСП) получил каждый третий нуждающийся (в 2007 году – каждый 12-й).

     Число получателей ГАСП увеличилось в 5 раз и составило 286 тыс. человек. Сумма средств на ее предоставление возросла почти в 10 раз. Средний размер помощи в расчете на одну семью  составил 350 тыс. руб.

     Безналичные жилищные субсидии в 2008 году были предоставлены 60,1 тыс. семей, средний размер субсидии составил 38 тыс. руб. (в 2007 году – 31 тыс. руб.).

     В настоящее время на социально-экономическое  развитие страны влияют последствия  мирового финансово-экономического кризиса.

     Вместе  с тем в начале 2009 г. в Беларуси в отличие от других государств не допущено заметного снижения денежных доходов населения, хотя их рост временно замедлился.

     В январе 2009 г. в республике номинальная заработная плата работников увеличилась по сравнению с январем 2008 г. на 21% и составила 920 тыс. руб. По сравнению с декабрем она уменьшилась на 8%.

     Реальная  начисленная заработная плата в  январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. возросла на 5,5%. [4]

     На  промышленных предприятиях средняя  заработная плата в январе 2009 г. составила 1 млн. 40 тыс. руб., в строительных организациях – 1 млн. 161 тыс. руб., на предприятиях транспорта – 1 млн. 49 тыс. руб., в организациях сельского хозяйства – 583 тыс. руб., торговли и общественного питания – 816 тыс. руб.

     В учреждениях здравоохранения она  была 701 тыс. руб., в том числе врачей – 1 млн. 203 тыс. руб., среднего медицинского персонала – 680 тыс. руб., младшего медицинского персонала – 425 тыс. руб.

     В учреждениях образования зарплата составила 638 тыс. руб., в том числе педагогических работников – 707 тыс. руб., учителей – 753 тыс. руб., профессорско-преподавательского состава – 1 млн. 351 тыс. руб.

     Финансовые  потрясения заставляют большинство  предприятий во всем мире менять подходы  к организации и управлению производством, оптимизировать численность персонала, пересматривать условия оплаты труда.

     В 2009 году сокращение заработной платы  по причине кризиса может коснуться  сотен миллионов работников во всем мире. По заявлению гендиректора Международной  организации труда Х. Сомавиа, «для 1,5 млрд. наемных работников в мире наступают трудные времена. Замедленные или отрицательные темпы экономического роста в сочетании с крайней нестабильностью цен приведут к снижению реальной заработной платы».

     По  оценке экспертов, реальная заработная плата в мире в 2009 году возрастет  в лучшем случае на 1,1%, а во многих государствах, включая промышленно развитые, этот показатель может снизиться. По прогнозам, рост зарплаты в промышленно развитых странах сократится с 0,8% в 2008 году до 0,5% в 2009 году.

     В России в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. произошло снижение реальной заработной платы на 3,2%.

     В сложившихся условиях ощутимое влияние  на доходы населения оказывает инфляция. В январе 2009 г. в Беларуси она составила 4,1%.

     Министерством экономики Республики Беларусь при  участии Комитета государственного контроля проведены проверки экономической  обоснованности значительного повышения  цен у 375 субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей. В 214 случаях установлены факты завышения цен от 5% до 95% – на продовольственные товары (рыбу, подсолнечное масло, цитрусовые, чай, кофе, детское питание и др.) и непродовольственные (обои, паркет, газовые плиты, электротехника).

     Принятые  меры позволили сбить волну спекулятивного роста цен, пресечь массовые случаи ценового беспредела.

     В целях недопущения падения реальных доходов населения Правительством принято решение о ежемесячном  мониторинге уровня зарплаты работников всех сфер экономики.

     Учитывая  замедление темпов роста заработной платы, Совет Министров постановил осуществлять повышение тарифов  на жилищно-коммунальные услуги в 2009 году поэтапно: с 1 января и с 1 мая 2009 г.

     С 1 января нынешнего года тарифы на жилищно-коммунальные услуги увеличены в среднем на 14,8%. По предварительным расчетам, уровень возмещения за 2009 год прогнозируемых затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг по системе Минжилкомхоза составит около 29% (при задании 32%).

     Указом  Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2009 г. №100 расширены возможности для строительства жилья гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и ранее не имевшими права на льготное кредитование. Организации застройщиков будут формироваться из числа состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очередности, без учета их права на государственную поддержку (льготные кредиты).

     При этом смягчен критерий для получения  льготного жилищного кредита: если раньше среднедушевой доход не должен был превышать двух минимальных  потребительских бюджетов, то сейчас – трех (не более 1 089 тыс. руб.).

     В настоящее время в республике принимаются меры по развитию внутреннего  рынка. Утверждена Система мероприятий, обеспечивающих экономическую безопасность Беларуси в условиях мирового финансового  кризиса. Глава государства поставил задачу перед Правительством и местными органами власти проводить более  активную работу с подотраслями, детально изучать состояние каждого предприятия.

     Созданы рабочие группы в Совмине, в министерствах, на предприятиях, разработаны соответствующие  отраслевые и региональные мероприятия, организован мониторинг ситуации на внутреннем и внешнем рынках. Реализованы первоочередные мероприятия в банковском секторе, бюджетной сфере и реальном секторе экономики. Особое внимание уделено обеспечению стабильной работы валообразующих предприятий. [4]

     Начата  работа по реализации плана совместных действий с Россией по минимизации  последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения  предпринимательской деятельности и взаимной торговли.

     Аналогичный план совместных действий планируется  подписать и с Украиной. Это  будет способствовать активизации  товарооборота между странами.

     Стабилизации  экономической ситуации в республике как основы поддержания доходов  населения будет способствовать либерализация условий хозяйственной  деятельности, включая либерализацию  политики оплаты труда. Целью данной меры является прежде всего снятие ограничений для поощрения работников и специалистов за эффективную работу.

     Декретом  Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. №2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики» устанавливается единый норматив отнесения на себестоимость стимулирующих выплат работникам организаций независимо от формы собственности в пределах 80% тарифной части заработной платы по организации в целом.

     Организации, которые по итогам предыдущего года выполнили установленные задания  по уровню рентабельности реализованной  продукции, смогут включать в себестоимость  все 100% стимулирующих выплат. При этом наниматель может самостоятельно определять приоритетность видов стимулирующих выплат высококвалифицированным специалистам, внесшим наибольший вклад в выполнение показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.

     Указом  Президента Республик Беларусь от 23 января 2009 г. №49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг) в 2009 году» закреплено право руководителей коммерческих организаций независимо от формы собственности ежемесячно выплачивать вознаграждение работникам, обеспечивающим реализацию продукции и снижение запасов готовой продукции. Руководителям и специалистам структурных подразделений, обеспечивающим поступление валютной выручки, могут устанавливаться персональные условия оплаты их труда, предусматривающие повышенные размеры окладов и выплат стимулирующего характера (надбавки, премии).

     Постановлением  Совета Министров от 28 января 2009 г. №103 сняты ограничения по включению тарифной части заработной платы в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг). Вся тарифная часть зарплаты включается в затраты, исходя из тарифной ставки, действующей в данной организации.

     Дальнейший  рост оплаты труда будет обеспечиваться результативностью работы всех звеньев  экономики, прежде всего предприятий. Сегодня акцент в их деятельности должен быть сделан на повышении эффективности, выпуске конкурентоспособной инновационной  продукции, поиске выгодных партнерских  связей, удержании традиционных и  завоевании новых рынков сбыта. Таким  образом, необходимым условием дальнейшего  роста заработной платы является проявление инициативы и предприимчивости на предприятиях.

     В области социальной политики (в частности, политики доходов населения) основными  задачами на сегодняшний день остаются сохранение рабочих мест и недопущение  снижения достигнутого уровня заработной платы, пенсий, социальных пособий.

     Несмотря  на негативные влияния последствий  мирового финансово-экономического кризиса, государство не отказалось от социальной поддержки своих граждан. В стране принимаются целенаправленные меры по созданию условий для бесперебойной  работы предприятий и сохранению занятости, обеспечению сбалансированного  роста доходов, социальной защите наиболее уязвимых категорий населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПРОБЛЕМЫ  В ПОЛИТИКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

     И все же проблемы, несмотря на социальную направленность государства, в области  политики распределения доходов  существуют. Основная проблема – это  тарифная сетка. Из-за этого возникает  основная проблема производства –  повышение производительности труда. С одной стороны в рамках тарифной сетки существует поощрение: через  повышение квалификации предполагается повышение производительности и  повышение коэффициента заработной платы через тарифную сетку. Однако это является все административной мерой стимулирования. Более правильным для предприятия будет использование  своей собственной системы распределения доходов в зависимости от производительности труда. Конечно, не стоит забывать о социальной сфере. Здесь все же без тарифной сетки не обойтись. Лучшим выходом из сложившейся сегодня политики доходов будет добровольное сохранение или отказ от тарифной сетки для предприятий, и сохранение и оптимизация сетки для социальной сферы.

Информация о работе Государственное регулирование доходов населения