Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать источники доходов населения и их динамику в Республике Беларусь; выявить проблемы, найти пути их решения.
Задачами являются:
Выявить источники доходов населения.
Охарактеризовать мотивы сбережения населения
Отразить и проанализировать динамику доходов населения в Республике Беларусь.
Выявить проблемы в политике доходов Республики Беларусь, предложить пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1. Денежные доходы населения 5
1.2. Мотивы образования сбережений населения 14
2. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПОЛИТИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ 21
2.1. Анализ и динамика доходов населения Республики Беларусь 21
2.2. Государственное регулирование доходов населения в Республике Беларусь 25
3. ПРОБЛЕМЫ В ПОЛИТИКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 47
Значительное внимание уделяется обеспечению бесплатным питанием детей первых двух лет жизни.
В 2008 году этот вид помощи получили свыше 44 тыс. детей в возрасте до 2-х лет.
В 2008 г. право на бесплатное питание детей получили все семьи независимо от совокупного дохода при рождении тройни и более детей. Эти семьи могут пользоваться бесплатными услугами няни до исполнения детям трех лет (ранее такая услуга предоставлялась до исполнения детям двух лет).
Материальная поддержка учащейся молодежи осуществляется в виде выплат различных видов государственных стипендий. В течение 2008 года их размеры пересматривались дважды.
В настоящее время в зависимости от успеваемости величина учебной стипендии студентов вузов варьируется от 98 тыс. до 156 тыс. руб.; учащихся и учреждений профтехобразования – от 82 тыс. до 131 тыс. руб.
Размер социальной стипендии студентов вузов составляет 77 тыс. руб., учащихся и учреждений профтехобразования – 63 тыс. руб.
Повышению уровня доходов малообеспеченных граждан способствует предоставление государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. С начала прошлого года существенно расширены критерии предоставления этих видов государственной поддержки, что позволяет в несколько раз увеличить охват одной и другой формой помощи нуждающихся граждан.
Для
назначения ежемесячного социального
пособия «планка дохода»
В 2008 году государственную адресную социальную помощь (ГАСП) получил каждый третий нуждающийся (в 2007 году – каждый 12-й).
Число получателей ГАСП увеличилось в 5 раз и составило 286 тыс. человек. Сумма средств на ее предоставление возросла почти в 10 раз. Средний размер помощи в расчете на одну семью составил 350 тыс. руб.
Безналичные жилищные субсидии в 2008 году были предоставлены 60,1 тыс. семей, средний размер субсидии составил 38 тыс. руб. (в 2007 году – 31 тыс. руб.).
В настоящее время на социально-экономическое развитие страны влияют последствия мирового финансово-экономического кризиса.
Вместе с тем в начале 2009 г. в Беларуси в отличие от других государств не допущено заметного снижения денежных доходов населения, хотя их рост временно замедлился.
В январе 2009 г. в республике номинальная заработная плата работников увеличилась по сравнению с январем 2008 г. на 21% и составила 920 тыс. руб. По сравнению с декабрем она уменьшилась на 8%.
Реальная начисленная заработная плата в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. возросла на 5,5%. [4]
На промышленных предприятиях средняя заработная плата в январе 2009 г. составила 1 млн. 40 тыс. руб., в строительных организациях – 1 млн. 161 тыс. руб., на предприятиях транспорта – 1 млн. 49 тыс. руб., в организациях сельского хозяйства – 583 тыс. руб., торговли и общественного питания – 816 тыс. руб.
В
учреждениях здравоохранения
В
учреждениях образования
Финансовые потрясения заставляют большинство предприятий во всем мире менять подходы к организации и управлению производством, оптимизировать численность персонала, пересматривать условия оплаты труда.
В
2009 году сокращение заработной платы
по причине кризиса может
По оценке экспертов, реальная заработная плата в мире в 2009 году возрастет в лучшем случае на 1,1%, а во многих государствах, включая промышленно развитые, этот показатель может снизиться. По прогнозам, рост зарплаты в промышленно развитых странах сократится с 0,8% в 2008 году до 0,5% в 2009 году.
В России в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. произошло снижение реальной заработной платы на 3,2%.
В сложившихся условиях ощутимое влияние на доходы населения оказывает инфляция. В январе 2009 г. в Беларуси она составила 4,1%.
Министерством экономики Республики Беларусь при участии Комитета государственного контроля проведены проверки экономической обоснованности значительного повышения цен у 375 субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей. В 214 случаях установлены факты завышения цен от 5% до 95% – на продовольственные товары (рыбу, подсолнечное масло, цитрусовые, чай, кофе, детское питание и др.) и непродовольственные (обои, паркет, газовые плиты, электротехника).
Принятые
меры позволили сбить волну
В
целях недопущения падения
Учитывая замедление темпов роста заработной платы, Совет Министров постановил осуществлять повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2009 году поэтапно: с 1 января и с 1 мая 2009 г.
С 1 января нынешнего года тарифы на жилищно-коммунальные услуги увеличены в среднем на 14,8%. По предварительным расчетам, уровень возмещения за 2009 год прогнозируемых затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг по системе Минжилкомхоза составит около 29% (при задании 32%).
Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2009 г. №100 расширены возможности для строительства жилья гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и ранее не имевшими права на льготное кредитование. Организации застройщиков будут формироваться из числа состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очередности, без учета их права на государственную поддержку (льготные кредиты).
При этом смягчен критерий для получения льготного жилищного кредита: если раньше среднедушевой доход не должен был превышать двух минимальных потребительских бюджетов, то сейчас – трех (не более 1 089 тыс. руб.).
В настоящее время в республике принимаются меры по развитию внутреннего рынка. Утверждена Система мероприятий, обеспечивающих экономическую безопасность Беларуси в условиях мирового финансового кризиса. Глава государства поставил задачу перед Правительством и местными органами власти проводить более активную работу с подотраслями, детально изучать состояние каждого предприятия.
Созданы рабочие группы в Совмине, в министерствах, на предприятиях, разработаны соответствующие отраслевые и региональные мероприятия, организован мониторинг ситуации на внутреннем и внешнем рынках. Реализованы первоочередные мероприятия в банковском секторе, бюджетной сфере и реальном секторе экономики. Особое внимание уделено обеспечению стабильной работы валообразующих предприятий. [4]
Начата
работа по реализации плана совместных
действий с Россией по минимизации
последствий финансового
Аналогичный план совместных действий планируется подписать и с Украиной. Это будет способствовать активизации товарооборота между странами.
Стабилизации
экономической ситуации в республике
как основы поддержания доходов
населения будет способствовать
либерализация условий
Декретом Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. №2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики» устанавливается единый норматив отнесения на себестоимость стимулирующих выплат работникам организаций независимо от формы собственности в пределах 80% тарифной части заработной платы по организации в целом.
Организации,
которые по итогам предыдущего года
выполнили установленные
Указом Президента Республик Беларусь от 23 января 2009 г. №49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг) в 2009 году» закреплено право руководителей коммерческих организаций независимо от формы собственности ежемесячно выплачивать вознаграждение работникам, обеспечивающим реализацию продукции и снижение запасов готовой продукции. Руководителям и специалистам структурных подразделений, обеспечивающим поступление валютной выручки, могут устанавливаться персональные условия оплаты их труда, предусматривающие повышенные размеры окладов и выплат стимулирующего характера (надбавки, премии).
Постановлением Совета Министров от 28 января 2009 г. №103 сняты ограничения по включению тарифной части заработной платы в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг). Вся тарифная часть зарплаты включается в затраты, исходя из тарифной ставки, действующей в данной организации.
Дальнейший
рост оплаты труда будет обеспечиваться
результативностью работы всех звеньев
экономики, прежде всего предприятий.
Сегодня акцент в их деятельности
должен быть сделан на повышении эффективности,
выпуске конкурентоспособной
В области социальной политики (в частности, политики доходов населения) основными задачами на сегодняшний день остаются сохранение рабочих мест и недопущение снижения достигнутого уровня заработной платы, пенсий, социальных пособий.
Несмотря
на негативные влияния последствий
мирового финансово-экономического кризиса,
государство не отказалось от социальной
поддержки своих граждан. В стране
принимаются целенаправленные меры
по созданию условий для бесперебойной
работы предприятий и сохранению
занятости, обеспечению сбалансированного
роста доходов, социальной защите наиболее
уязвимых категорий населения.
И
все же проблемы, несмотря на социальную
направленность государства, в области
политики распределения доходов
существуют. Основная проблема – это
тарифная сетка. Из-за этого возникает
основная проблема производства –
повышение производительности труда.
С одной стороны в рамках тарифной
сетки существует поощрение: через
повышение квалификации предполагается
повышение производительности и
повышение коэффициента заработной
платы через тарифную сетку. Однако
это является все административной
мерой стимулирования. Более правильным
для предприятия будет
Информация о работе Государственное регулирование доходов населения