Государственное регулирование доходов населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать источники доходов населения и их динамику в Республике Беларусь; выявить проблемы, найти пути их решения.
Задачами являются:
Выявить источники доходов населения.
Охарактеризовать мотивы сбережения населения
Отразить и проанализировать динамику доходов населения в Республике Беларусь.
Выявить проблемы в политике доходов Республики Беларусь, предложить пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1. Денежные доходы населения 5
1.2. Мотивы образования сбережений населения 14
2. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПОЛИТИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ 21
2.1. Анализ и динамика доходов населения Республики Беларусь 21
2.2. Государственное регулирование доходов населения в Республике Беларусь 25
3. ПРОБЛЕМЫ В ПОЛИТИКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 47

Работа содержит 1 файл

курсовая доходы населения.docx

— 173.82 Кб (Скачать)

    АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

    Факультет управления

    Кафедра  международных отношений

    Специальность «Государственное регулирование и  экономика»

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    На  тему: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ»

 
 
 
 
 

    Студентка

    4-го курса ГРВЭД-1                                                                 О. В. Лобач

     

                    

                                                            

    Руководитель

                                                          
 
 
 
 

    Минск 2010 

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СУЩНОСТЬ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 5

1.1. Денежные доходы населения 5

1.2. Мотивы образования сбережений населения 14

2. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПОЛИТИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ 21

2.1. Анализ и динамика доходов населения Республики Беларусь 21

2.2. Государственное регулирование доходов населения в Республике Беларусь 25

3. ПРОБЛЕМЫ В ПОЛИТИКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Любое государство вне зависимости  от политического строя и т.д. имеет свою социальную политику. Социальная политика является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста. Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов. Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой также приходится заботиться государству.

     Вместе  с тем улучшение социального  обеспечения, совершенствование системы  здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства  требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности  экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.

     Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования  доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции РБ наше государство является социальным, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.

     Цель  данной работы – проанализировать источники доходов населения и их динамику в Республике Беларусь; выявить проблемы, найти пути их решения.

     Задачами  являются:

  1. Выявить источники доходов населения.
  2. Охарактеризовать мотивы сбережения населения
  3. Отразить и проанализировать динамику доходов населения в Республике Беларусь.
  4. Выявить проблемы в политике доходов Республики Беларусь, предложить пути их решения.

     Объект  исследования – государственная  политика в области распределения  доходов населения.

     Предмет исследования – рынок труда страны.

     Методы  исследования – анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, наблюдение, сравнение, описание, позитивный и нормативный анализ, логический метод, метод сочетания логического и исторического.

     В работе использовались различные источники  информации. Среди книжных источников следует выделить учебник Бондаря А.В., где весьма полно изучается политика в области распределения доходов. Среди официальных документов можно выделить доклад о социально-экономическом развития Республики Беларусь, где можно проследить тенденции и перспективы в области распределения доходов. В сети Internet использовались материалы официальных сайтов исполкомов, а также данные Министерства труда и социальной защиты. Для получения статистики использовался сборник Белстата «Беларусь в цифрах 2009». 

 

      1. СУЩНОСТЬ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 

     1.1. Денежные доходы населения 

     Уровень и качество жизни в значительной степени зависят от величины доходов  населения, поэтому представляется необходимым рассмотреть это  явление более подробно. Произведенный  в экономике совокупный доход  общества распределяется в соответствии с вкладом в его выработку  всех факторов производства: труда, земли, капитала и предпринимательской  способности. Такое распределение  называется первичным (функциональным). Результатом его выступают факторные, или первичные, доходы, основными  формами которых являются: заработная плата, предпринимательская прибыль, процент и рента. Их размеры зависят  от конкурентных условий.

     Предельная  производительность не является единственным критерием распределения в экономике, поскольку оставляет «за бортом»  тех индивидов, которые не владеют  ни одним из факторов производства, в силу чего не могут получать факторных  доходов (в частности, инвалиды, престарелые, несовершеннолетние). Их доходы (социальные трансферты, которые выступают в  форме пенсий, пособий, стипендий, разнообразных  выплат) не обусловлены участием в  общественном производстве и являются результатом перераспределения, или  вторичного (персонального) распределения  функциональных доходов. Размеры вторичных  доходов существенным образом зависят  от проводимой государством социальной политики.

     Источниками доходов может также быть прибыль  от личного подсобного хозяйства, участия  в теневой или криминальной деятельности, наследство, выигрыши в лотерею и  др. Отсюда вытекает, что личный (персональный) доход может быть значительно  больше факторного, поскольку включает в себя, как правило, несколько  источников.

     Итак, доходы населения – это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Натуральные доходы – это все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме.

     Денежные  доходы населения – это сумма денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. В целом денежная форма доходов распространена больше, чем натуральная, однако у малообеспеченных слоев населения доля натуральных доходов выше, чем у богатых. [3, с. 286]

     Для оценки уровня доходов применяют  понятия номинального, располагаемого и реального доходов.

     Номинальный доход – это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.

     Располагаемый доход – это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, непосредственно используемые населением на потребление и сбережения.

     Реальный  доход – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода. Величина реального дохода зависит от его номинального уровня, налогов на доходы и цен на потребительские товары. Реальные доходы населения определяются только в динамике за конкретный период времени с использованием индекса потребительских цен, который рассчитывается за каждый месяц и за год в целом: 

     РД = (НД – НП)/I     (1.1)

     где РД – реальные доходы, р.;

     НД  – номинальные доходы, р.;

     НП  – налоги и обязательные платежи, р.;

     I – индекс потребительских цен.

     Иногда  реальные доходы населения определяют через показатель покупательной способности денег, характеризующий изменение объема товаров или услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в разные периоды времени. Исчисление реальных доходов по такой методике предполагает, что качество товаров и соотношение цен внутри той или иной их группы не изменяется, отсутствует дефицит товаров и государственное регулирование цен. Если эти условия соблюдены, покупательная способность денежной единицы определяется физическим объемом товаров, которые можно купить на сумму среднедушевого дохода. Полученный результат достаточно точно характеризует изменения реальных денежных доходов населения за исследуемый период.

     В зависимости от циклов жизнедеятельности  человека доходы подразделяются на получаемые:

     1) до участия в трудовой деятельности (до достижения трудоспособного  возраста);

     2) от участия в трудовой, предпринимательской,  общественной деятельности;

     3) временно неработающими (безработными, беженцами и т.д.);

     4) после завершения трудовой деятельности (пенсионерами).

     С юридической точки зрения, доходы бывают законными (легальными) и незаконными (нелегальными). Ко вторым относятся доходы от незарегистрированной в установленном порядке деятельности; укрываемые от налогообложения или имеющие криминальное происхождение и т.п.

     Все доходы населения можно подразделить на две большие группы: заработная плата и неденежные доходы.

     Заработная  плата, или ставка заработной платы, – это цена, выплачиваемая за использование труда. Термин «труд» часто применяется экономистами в широком смысле, т.е. включает в себя оплату труда:

     – рабочих и служащих самых разных профессий;

     – разнопрофильных специалистов – юристов, врачей, стоматологов, преподавателей и т.д.

     – владельцев мелких предприятий – парикмахеров, водопроводчиков, мастеров по ремонту телевизоров и множество различных торговцев, предоставляющих услуги в процессе хозяйственной деятельности. [7, с. 163]

     Хотя  на практике заработная плата может  принимать различную форму премий, гонораров, комиссионных вознаграждений, месячных окладов, мы обозначим все  это одним термином «заработная  плата», который будет означать ставки заработной платы в единицу времени  – за час, день и т.д. Такое обозначение имеет определенные преимущество, потому что напоминает о том, что ставка заработной платы – это цена, выплачиваемая за использование единицы услуг труда.

     Необходимо  также различать денежную, или номинальную, и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата-это сумма денег, полученная работником за определённый промежуток времени (час, день, неделю и т.д.). Располагаемая заработная плата – это сумма оплаты труда за вычетом подоходного налога и обязательных отчислений в ФСЗН. Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату; реальная заработная плата – это покупательная способность номинальной заработной платы. Очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Так, повышение номинальной заработной платы на 9% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 4%. Отметим также, что номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одну и ту же сторону. К примеру, номинальная заработная плата может увеличиться, а реальная заработная плата в то же самое время – уменьшиться, если цены на товары растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

Информация о работе Государственное регулирование доходов населения