Государственное регулирование доходов населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать источники доходов населения и их динамику в Республике Беларусь; выявить проблемы, найти пути их решения.
Задачами являются:
Выявить источники доходов населения.
Охарактеризовать мотивы сбережения населения
Отразить и проанализировать динамику доходов населения в Республике Беларусь.
Выявить проблемы в политике доходов Республики Беларусь, предложить пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1. Денежные доходы населения 5
1.2. Мотивы образования сбережений населения 14
2. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПОЛИТИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ 21
2.1. Анализ и динамика доходов населения Республики Беларусь 21
2.2. Государственное регулирование доходов населения в Республике Беларусь 25
3. ПРОБЛЕМЫ В ПОЛИТИКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 47

Работа содержит 1 файл

курсовая доходы населения.docx

— 173.82 Кб (Скачать)

     Накопление  денежного капитала подвержено серьезному регулированию, прежде всего государственному, так как это помогает ему проводить  структурную экономическую политику. Анализируются основные инструменты  и методы регулирования денежного  капитала, показывается правовая база регулирования, делаются выводы об эффективности  государственного регулирования.

     В современных условиях, несмотря на преобладание рыночных рычагов регулирования  накопления денежного капитала, все-таки остается довольно значимым государственное  регулирование. Государство в Германии в полной мере выполняет возложенную  на него функцию по перераспределению  и накоплению денежного капитала между экономическими субъектами. Необходимость и рамки государственного регулирования денежного капитала определяются, прежде всего, законодательно-правовыми актами, существующими в стране, к которым относятся общие законы, регулирующие банковскую и кредитную систему в целом, так и специализированных законов, отражающих определенную сторону накопления денежного капитала. К первым относятся закон о центральном банке, о кредитном деле, о пенсиях по старости, инвалидности, об иностранных пенсиях, о социальном страховании, об акционерных обществах, об обязательном медицинском страховании, о рынке ценных бумаг и ряд других. К специальным законам, в частности относятся законы о налогоблагоприятствованиях вкладов, о стимулировании накопления имущества у наемных работников, о выплате премий по сбережениям на жилищное строительство и ряд других.

     К основным методам регулирования  накопления денежного капитала можно  отнести, во-первых, стимулирование вложений в банки посредством предоставления определенных льгот, в том числе  и налоговых, выплат премий, гарантирования вкладов, прежде всего создания системы  страхования вкладов, что помогает расширить доверие вкладчиков к  банкам и увеличивает тем самым  приток сбережений в банки. Во-вторых, развитие рынка ценных бумаг, благодаря  расширению и защите прав инвесторов, доступностью корпоративных ценных бумаг для широкого круга населения, в частности, снижение номинала акций. В-третьих, развитие системы пенсионного страхования – переход от преимущественно распределительной системы к накопительной, и страхования, в результате снижения доли социального страхования, в частности, уменьшение социальных пособий по безработице, больничных листов, что приводит, несомненно, к увеличению договоров страхования жизни, а, следовательно, к притоку долгосрочных сбережений в страховые компании. Проведение названной системы мероприятий позволяет государству не только увеличить объем денежного капитала, но и скорректировать направление его размещения в те формы, которые на данный момент более выгодны для экономики, позволяет трансформировать денежный капитал в инвестиции для дальнейшего развития ВНП, увеличения доходов и благосостояния населения страны.

     Было  доказано, что изменение методов  регулирования зависит не только от цикличности экономики, но и политических, социальных, экономических факторов. Изменение последних привело, как было показано в работе, к сокращению роли государства в регулировании накопления денежного капитала. При этом особо отмечается, что Германия на протяжении почти 40 лет осуществляла регулирование денежного капитала преимущественно путем прямого воздействия – выплат премий, которые стимулировали приток денежного капитала в строительные сберегательные кассы, на сберегательные вклады в строительные кассы и банки. Начиная с 90-х годов ХХ века, политика государства начинает изменяться в пользу косвенных методов, таких как налоговое стимулирование, страхование вкладов, принятие определенных законов, регламентирующих функционирование рынка ценных бумаг, проводя соответствующую социальную политику, направленную на сокращение государственных пособий, пенсий, что увеличивает необходимость самостоятельного накопления денежного капитала. Переход к преимущественно косвенному регулированию был обусловлен несколькими факторами:

     – демографическими – старение населения приводило к большим затратам государства на выплату пособий, пенсий, что не укладывалось в доходы государства и вынуждало снижать социальные расходы, переходя на накопительную систему, сокращая государственные расходы на здравоохранение.

     – экономическим – снижение темпов роста экономики конца ХХ начала ХХІ века привело к росту безработицы и вынудило государство пойти на непопулярную меру – снизить пособие по безработице и увеличить налоговую нагрузку. [14, с. 27]

     – политическими – вхождение в ЕС повлекло за собой необходимость следовать курсу, предполагающему снижение роли государства в экономике, что также привело к снижению прямого вмешательства. Примером может считаться продажа государством с 2007 года государственных кредитных организаций – земельных банков и сберегательных касс.

     Многолетнее существование системы поощрения  личных сбережений в ФРГ неоднократно выдвигало задачу оценки эффективности  методов стимулирования.  Политика стимулирования сбережений в первые послевоенные годы привела, как показано в работе, к серьезному увеличению инвестиций, высоким темпам роста ВНП, причем соотношение собственных и иностранных инвестиций было в пользу первых. Подтверждением экономической эффективности политики регулирования сбережений может служить и дальнейшая деятельность государства в рамках проведения политики доходов. Однако в последние годы эффективность методов стимулирования денежного капитала не достаточно высока, так как в большей степени ориентируется на мелкие сбережения, поэтому государственное стимулирование скорее вызывает перемещение сбережений населения из одних форм финансовых активов в другие, нежели их рост. Кроме того, проводимая последние годы политика приводит к тому, что государство, не принимая законов об изменениях в сберегательной деятельности, но, стимулируя вывоз избыточных сбережений, позволяет регулировать экономику. Однако такое регулирование в большей степени носит косвенный характер.

     Таким образом, однозначной оценки величины прироста сбережений населения в  результате использования системы  мер по стимулированию сбережений в  экономической литературе, как правило, не дается. Эмпирические же исследования поведения сберегателей с низкими и средними доходами – а именно по сбережениям этой группы населения начисляются премии – показали, что при небольшой величине сбережений на первый план выдвигаются соображения ликвидности сбережений (то есть возможности быстрого изъятия), а не стремление получить более высокий процент. Вкладчики начинают реагировать на изменение доходности сбережений лишь после накопления определенной денежной суммы, выплаты процентов по которой становятся источником дохода сберегателя, а до этого момента в отношении сбережений будут превалировать соображения ликвидности. На основе этого положения делается вывод, что средства, вносимые на высокопроцентные премиальные счета с длительными сроками их резервирования, представляют собой сбережения прошлых лет. Таким образом, государственное стимулирование скорее вызывает перемещение сбережений населения из одних форм финансовых активов в другие, нежели их рост, то есть эффект мероприятий государства был довольно ограниченным.

     В то же время выявляется, что если домохозяйства в течение рабочего периода жизни действуют исключительно  в соответствии с их предпочтениями, то они сберегут меньше, чем необходимо для поддержания прежнего уровня жизни после выхода на пенсию. Недостаток сбережений связан с менталитетом (а  именно – с недостатком самоконтроля), что не позволяет людям достигать  оптимального уровня сбережений. В  свою очередь, если сбережения не поощряются, выплаты пособий по социальному  обеспечению позволяют домохозяйствам в большей степени полагаться на таковые, а не обеспечивать себя самостоятельно.

     2. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПОЛИТИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1. Анализ и динамика доходов населения Республики Беларусь

 

    По данным Национального статистического комитета, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в Беларуси в мае 2009 г. составила 979 134 рублей. Лидером по этому показателю традиционно оказался Минск, где средняя зарплата за период равна 1 294 567 рублей.

    На промышленных предприятиях средняя заработная плата в мае 2009 г. составила 1 052 900 рублей. Картина по отраслям выглядит следующим образом:

  • в строительных организациях — 1 314 800
  • на предприятиях транспорта — 1 147 200
  • в организациях сельского хозяйства — 687 200
  • в сфере торговли и общественного питания — 857 600
  • в здравоохранении — 780 500 (в том числе врачей — 1 337 500, среднего медицинского персонала — 758 000, младшего медицинского персонала — 476 000)
  • в учреждениях образования — 710 700 (в том числе учителей — 848 000, профессорско-преподавательского состава — 1 502 800)
 

 По отношению к январю-марту 2008 г. наиболее значительный рост был зафиксирован в: 

  • сфере физкультуры и спорта —115,1% 
  • энергетике — 113,5 
  • сельском хозяйстве — 113,1%
 

 Наибольшее снижение заработной платы произошло в: 

  • лесном хозяйстве — 86,9% 
  • лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности — 89,1%

    Общее падение зарплаты по всем отраслям промышленности остановилось на цифре в 97,9%.

    В январе-мае 2009 г. по сравнению с январем-маем 2008 г., по данным статистического комитета, реальная начисленная заработная плата увеличилась на 2,4%. Причем только в Могилевской области произошло падение реальной заработной платы до 98,5% по отношению к уровню января-мая 2008 г.

    Денежные  доходы в расчете на душу населения в целом по республике составили в I квартале 2009 г. 685 300 рублей в месяц и по сравнению с I кварталом 2008 г. увеличились на 21,1%, в реальном выражении — на 5%.

    

    Рисунок 2.1. Средние денежные доходы в расчете  на душу населения

    Если  исключить из рассмотрения Минск, то самым обеспеченным регионом Беларуси оказывается Гродненская область, среднедушевой ежемесячный доход в которой составляет 611 800 рублей. А жители Минска имеют доход в 1 154 600 рублей.

    Основными источниками формирования денежных доходов граждан страны являются оплата труда, пенсии, пособия, стипендии. Их удельный вес в общей сумме  денежных доходов населения в 2008 году составил 75,9% (в 2007 году – 77,4%). 

    

    Рисунок 2.2. Структура денежных доходов населения  Республики Беларусь в 2007-2008гг. 

     Доходы  от собственности, предпринимательской  деятельности и личного подсобного хозяйства в настоящее время  играют значительно меньшую роль в формировании денежных поступлений  граждан. Однако, как показывает опыт других государств (прежде всего стран  с рыночной экономикой), самозанятость, предпринимательская деятельность, аренда недвижимости, выгодное вложение собственных сбережений служат весомым источником доходов для многих граждан.

     В данной связи в Беларуси принимаются  меры по улучшению делового климата  и условий предпринимательской  деятельности, поддержке развития личных подсобных и фермерских хозяйств.

    В нашей стране доходы 10% наиболее обеспеченного  населения в 5,6 раза превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения. Это ниже критически допустимого  уровня дифференциации доходов, используемого  в мировой практике (10 раз).

    В 1990-е – начале 2000-х годов первостепенной задачей политики доходов было преодоление  малообеспеченности в стране. Для ее решения государство осознанно шло на форсированный рост основных доходов населения по сравнению с ростом производства.

    Так, при росте в 2001–2008 гг. валового внутреннего  продукта в 1,9 раза реальные денежные доходы населения возросли в 2,7 раза, в том  числе реальная заработная плата  – в 2,9, реальный размер пенсии –  в 2,7 раза.

    За  аналогичный период реальные денежные доходы граждан в России выросли  в 2,1 раза, в Казахстане – в 2,3, в Украине – в 3 раза.

    Высокие темпы роста доходов белорусских  граждан в 2000-е годы позволили  минимизировать численность малообеспеченного  населения в стране: если в 1999 году бедными были почти половина жителей, то в 2008-м – только 6,1%. 

    

    Рисунок 2.3. Уровень малообеспеченности в Республике Беларусь 

    В последние годы повышение денежных доходов населения республики осуществляется в более тесной увязке с ростом экономики, повышением ее эффективности. Это вызвано как достижением  качественно нового уровня личных доходов  граждан, так и необходимостью обеспечения  стабильного развития национальной экономики в перспективе.

    В 2008 году денежные доходы населения  республики возросли на 29,4% при росте  потребительских цен на товары и  услуги на 14,8%. В результате реальные доходы граждан (т. е. скорректированные на инфляцию) увеличились на 12,7%. В расчете на душу населения денежные доходы составили 657 тыс. руб. в месяц.

Информация о работе Государственное регулирование доходов населения