Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:08, контрольная работа
Интернационализация, глобализация и интеграция — это со ставные части мировой экономической культуры XXI в., имеющие четкую тенденцию к развитию. Сегодня всем очевидно, что они, по сути дела, определяют хозяйственную деятельность не только развитых стран, но и развивающихся. Эти интеграционные процессы в мировой экономике тесно связаны и хотя и имеют свою специфику, не могут существовать друг без друга.
Глобализация означает рост международной экономической интеграции, ведущий к целостности всего мира, к преодолению барьеров между странами в движении товаров и услуг, капитала и рабочей силы. Однако в современной мировой экономике получает распространение такое явление, как регионализм, означающее распространение региональных преференциальных торговых соглашений, ограничивающихся устранением барьеров в рамках отдельных групп стран.
I.Глобальные экономические проблемы и пути их решения:
3
1. Скрытые аспекты глобализации 3
1.1. Интернационализация, глобализация и интеграция 3
1.2. Антиглобализм 5
1.3. Национальные государства и транснациональные корпорации 12
2. Глобальные экономические проблемы и пути их решения 18
2.1. Глобализация по-американски 18
2.2. Проблемы глобализации в рамках неравномерного экономического развития 24
2.3. Новые проблемы и риски в условиях глобализации 27
II. Задачи: 37
Задача 1. 37
Задача 2. 38
Список литературы 39
Представляется, что в реальности, оба эти явления сошлись в одной точке в пределах 2000—2002 гг. Более того, в дальнейшем надо исходить из факта, что в отличие от делового цикла, глобализация носит не конъюктурный, а долговременный характер. А революция в сфере информационно-коммуникационных технологий, либерализация рынков, рост международной конкуренции не только положительно воздействуют на мировую экономику, но и создают зоны риска в процессе глобализации.
Один из главных просчетов в рамках глобализацонных процессов оказался в явной недооценке издержек либерализации хозяйственной деятельности и связанных с ней рисков. Прежде всего это можно отнести к финансовому рынку, который практически постоянно создает проблемы то в одном регионе мира, то в другом, а государственная политика серьезного ослабления национального контроля за движением капитала и валютных операций, в конечном счете, ведет к возникновению финансовых кризисов. Такое положение наводит на мысль, что в условиях глобализации финансовая система и финансовые рынки функционируют по собственным правилам, не поддаются регулированию и непредсказуемы по своей природе. Скорее всего это не так, однако, многие действия в рамках функционирования мировой системы весьма трудно поддаются объяснению.
Формируя
либерализацию международных
В условиях глобализации изменилась ситуация, связанная с проблемами международной конкуренции. Она, к сожалению, лишь обострила неустойчивость и риски на мировой экономической арене. За короткие сроки произошел резкий рост субъектов мировой экономики. И это относится не только к ТНК, но и к сравнительно небольшим компаниям, которые действуют на мировом рынке и год от года играют там все более серьезную роль. Многие из них, кстати говоря, вышли из состава крупных корпораций.
Сам факт увеличения числа субъектов на мировом рынке — результат не столько либерализации рынков, сколько смены национальными государствами стратегии экономического развития, ее приоритетов. Главным становится не абсолютная экономическая мощь страны, измеряемая количеством производимых материальных благ, а ее международная конкурентоспособность. При этом речь идет о системе критериев, определяющих уровень конкурентоспособности фирм, отраслей, стран, позволяющих обществу, бизнесу и власти более свободно ориентироваться в усложняющемся глобализованном мире, выстраивать экономическую стратегию в соответствии с реальными возможностями и с учетом перспектив использования выгод международной специализации и интеграции.
Сегодня макроэкономическая стабильность (macroeconomic stability) в стране — один из главных критериев конкурентоспособности и один из решающих факторов привлечения иностранных инвестиций. На сегодняшний день, несмотря на взлеты и падения, США остаются лидером в демонстрировании макроэкономической стабильности в значительной мере потому, что достаточно умело используют свой экономический, военный, политический и идеологический потенциал.
Экономическая стабильность тесно связана с социальным фактором. В той мере, в какой глобализация ускоряет технологическую и структурную перестройку мировой экономики, она открывает новые возможности для экономического роста, создания рабочих мест, повышения социального благосостояния населения. Вместе с тем именно социальная сфера оказывается той средой, где неустойчивость и риски приобретают новое измерение, а потребность в совместных действиях институтов, бизнеса и власти — особенно велика. Тем более, что по мнению экспертов международной финансовой корпорации (The International Financial Corporation) и Всемирного института ресурсов (The World Resource Institute) бизнес не использует возможности рынка потребителей с низким до ходом.
В условиях глобализации в выигрыше оказываются прежде всего страны, обладающие конкурентоспособной экономикой либо группой отраслей, выдерживающих острую конкуренцию на мировых рынках, располагающие достаточным уровнем экономического и научно-технического развития, профессиональными кадрами, на учившимися работать в жесткой конкурентной среде. В числе таковых оказываются не только наиболее развитые, но и группа быстро развивающихся стран, включая Китай и его территории, а также страны Латинской Америки.
Китай в данном случае представляет собой классический при мер. Компания KEF — известный английский производитель акустических систем. В свое время КЕF для Англии была тем же, что и автомобиль Rolls-Royce. Апологет знаменитого чистого «английского звучания», KEF гордилась, что ее акустика одной из первых использовалась в студии ВВС и с ее помощью песни в студии записывали легендарные Beatles. Но времена в условиях глобализации меняются. Как Rolls-Royce купили иностранцы (им теперь владеет немецкий концерн BMW), так и KEF несколько лет назад перешла под контроль гонконгской корпорации GP Industries. И вслед за этим производство знаменитых акустических систем начали выводить из графства Кент в Англии в Южный Китай.
Китайцам
удалось абсолютно точно
Впрочем, переняв европейские технологии производства, китайцы не забыли и о своих традициях. Например, материалы завозят на завод только с востока, все производственные цеха тоже выстроены с востока на запад — согласно естественному движению Солнца и всех сил в природе, а готовая продукция отгружается лишь с западной стороны завода.
Производители акустических систем, пожалуй, одними из последних среди создателей аудио- и видеотехники стали размещать свои производства в Китае. Когда еще в 1990-х годах в КНР начинали делать телевизоры, CD-проигрыватели, автомагнитолы (в том числе ведущих марок — Sony, Philips), авторитетные производители акустики утверждали, что никогда не пойдут в Китай.
Однако с начала 2000-х ситуация начала меняться. Известные производители звука стали присматриваться к Китаю, хотя многие предпочитают не афишировать, что их техника изготавливается на китайской земле. Ведь самые консервативные потребители — те, кто готов заплатить не одну тысячу долларов за пару колонок, — могут с опаской отнестись к известию о том, что их любимая марка акустики вместо Англии или Германии делается где-нибудь в Юго-Восточной Азии. Хотя в действительности эти опасения, как правило, не имеют под собой оснований.
По оценкам независимых экспертов, по качеству продукция той же KEF, сделанная в Китае, ничем не отличается от прежней, произведенной еще в Англии.
Китаю удалось в условиях глобализации выбрать «правильный» путь. Что же касается наименее развитых стран, то их выигрыш от глобализации несоизмеримо мал по сравнению с масштабами отставания от передовых государств.
Сегодня развивающиеся страны вынуждены открыто конкурировать с развитыми за получение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Очевидно, что эта борьба не идет на равных. Передовые страны широко используют финансовые рычаги, в то время как развивающиеся вынуждены прибегать к налоговым стимулам, часто в ущерб своим отечественным предприятиям. Появляется риск и в результате обострения конкурентной борьбы за экспорториентированные инвестиции.
Немалый риск связан и с тем, что, добиваясь получения экспорториентированных ПИИ, развивающиеся страны должны быть уверены в доступе своих будущих товаров на западный рынок. А это требует соответствующих гарантий, получение которых наталкивается на серьезное противодействие со стороны США и их ближайших партнеров.
Еще одна область, где чрезвычайно остро сталкиваются интересы различных стран, — международная миграция населения. Дело в том, что в отличие от других сфер, регулирование на рынке труда в значительной мере остается в компетенции национальных правительств (в силу языковых, исторических, культурных, религиозных и других традиций). Развивающиеся страны с избытком на селения заинтересованы в максимально открытом доступе неквалифицированной рабочей силы в развитые государства. Последние же, опасаясь социальной неустойчивости, вынуждены прибегать к жесткому иммиграционному контролю. Выстраивание универсальных стандартов и форм международного регулирования миграционных потоков наталкивается на острые межгосударственные разногласия. Что касается Всемирной организации труда, то ее полномочия не выходят за рамки рекомендаций.
С этой проблемой тесно связана проблема неустойчивости и рисков, характерных для рынков труда западных стран.
Занятость становится менее стабильной из-за быстрых перемен в деятельности предприятий в связи со слияниями, приобретениями, передачей заказов субподрядчикам, широкой компьютеризацией систем управления, переходом предприятий на использование временных контрактов, индивидуального бизнеса. Занятость к тому же оказывается и все менее надежной в результате добровольного прекращения трудовой деятельности.
Урегулирование всех этих непростых вопросов возможно лишь с помощью межправительственных договоренностей. Но даже развитая институциональная структура Евросоюза пока еще слабо приспособлена для решения многих социальных проблем (не говоря уже о странах-аутсайдерах, для которых создание достаточно эффективных механизмов межправительственного регулирования остается делом будущего). Безусловно, макроэкономическая стабильность является важным показателем развития и конкурентоспособности страны, но в условиях глобализации не менее важной, если не более, является концепция так называемого устойчивого развития (stable/steady development), которая обсуждается вот уже порядка 30 лет.
Концепция устойчивого развития — более емкое и широкое понятие, чем стабильность мировой экономики. Речь идет не только о том, чтобы удерживать развитие мирового хозяйства от резких колебаний, вызываемых экономическими кризисами, шоками и рисками. Задача куда более сложная — обеспечить экономическое развитие, устойчивое как по материальным и экологическим параметрам, так и социальным стандартам, имея в виду заботу о социальной справедливости по отношению к разным поколениям и разным слоям населения в пределах каждого поколения. Подобный концептуальный подход предполагает разработку ряда принципиально новых направлений экономической, социологической, политологической, философской мысли.
Сегодня
основным является вопрос о том, способна
ли система современных институтов всех
уровней — национального, регионального
или международного предотвратить или
способствовать предотвращению таких
рисков, как национальные и региональные
вооруженные конфликты, организованная
преступность, наркоторговля, терроризм.
К сожалению, ответ будет носить скорее
отрицательный характер. Но без положительного
ответа на этот вопрос невозможно обеспечить
ни стабильность мировой экономики, ни
ее устойчивое развитие.
Задача 1.
Определить
паритет покупательной
Условная
потребительская корзина
Товары
страны |
Цена товара | Количество товара | ||||
А | В | С | А | В | С | |
Россия
США |
5 руб.
0,2 долл. |
10 руб.
5,0 долл. |
80 руб.
2,0 долл. |
110
100 |
20
30 |
15
10 |
Решение:
Паритет
покупательной способности
Рассчитаем
стоимость потребительской