Франчайзинг в системе отношений современной рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 05:09, дипломная работа

Описание работы

После появления в конце ХХ века в Российской Федерации частного предпринимательства возникли компании, которые функционируют на основе специфической формы отношений — франчайзинге. Уже получивший широкое признание в странах с развитой экономикой, российский франчайзинг только начинает свое развитие. Франчайзингу, как мощному инструменту привлечения реальных инвестиций в экономику страны, создания рабочих мест, формирования малого и среднего бизнеса, отводится одна из ведущих ролей в современной экономике России.
Вместе с тем в силу существующих в России экономических, организационно-правовых и социально-психологических проблем, франчайзинг развивается недостаточно быстро и эффективно.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Франчайзинг как особая форма рыночных отношений 6
1.1. Сущность франчайзинга 6
1.2. Классификация франчайзинга 14
1.3. Государственное регулирование франчайзинговых отношений
в Российской Федерации 21
2. Оценка рынка франчайзинга в Российской Федерации 28
2.1. Анализ динамики основных показателей франчайзинговых
сделок 28
2.2. Оценка деятельности субъектов франчайзинговых отношений
в России 35
2.3. Анализ рисков франчайзинговых сделок и методы их
минимизации 42
3. Перспективы развития франчайзинга в Российской Федерации 47
3.1. Зарубежный опыт функционирования франчайзинговых
рынков 47
3.2. Перспективы развития рынка франчайзинга в Российской
Федерации 57
3.3. Пути усовершенствования государственного регулирования
франчайзинговых отношений 66
Заключение 74
Список использованных источников 77

Работа содержит 1 файл

диплом франчайзинг в системе отношений современной рыночной экономики.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Таким образом, франчайзинг  представляет собой форму отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой франчайзер, располагающий разработанной системой ведения бизнеса, известной торговой маркой, фирменным стилем, ноу-хау, торговыми и/или производственными секретами, знаниями, опытом, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает франчайзи использовать эту систему на оговоренных условиях.

Фактически, франчайзинг представляет собой способ организации бизнеса, при котором франчайзер передает франчайзи право на продажу товаров и услуг этой компании в обмен на обязательство франчайзи продавать эти товары или услуги: с соблюдением определенных качественных характеристик; с применением обусловленных технологий; по разработанной схеме; в четко установленном месте; под определенным товарным знаком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка рынка  франчайзинга в Российской Федерации

2.1. Анализ  динамики основных показателей  франчайзинговых

сделок

 

В последнее время  намечается тенденция ускоренного  развития и распространения франшизного  метода ведения бизнеса. Так, согласно статистике, с 1995 по 1999 год, в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, с 2000 по 2001 год, за 2 года - 37, а за один 2002 год - уже 29 [32]. При этом улучшается качество франшизных предложений, а технологии, которые предлагаются к передаче, становятся сильными и коммерчески выгодными, возникает все больше положительных примеров внедрения франчайзинга.

На рис. 2.1 представлен рост российских франшизных компаний нарастающим итогом за период с 1995 года по 2009 год [22].

Для России характерны общемировые тенденции развития франчайзинга. Это связано с общими преимуществами франчайзинга и обусловленной необходимостью к объединению возможностей и ресурсов в условиях глобализации. При этом следует учитывать, что до определенного времени законодательное регулирование интеллектуальной собственности, включая отсутствие какой-либо формы регулирования для отношений похожих на франчайзинг и экономическая ситуация в России в целом не давали ни малейшего шанса развитию франчазинга в России. Поэтому на российском рынке структура франшиз по сроку предложения существенно отличается от структуры франшиз Европы и США, которые имеют значительно более длительную историю.

Наиболее приемлемым для торгового франчайзинга является сектор специализированной торговли с ограниченным ассортиментом товаров (например, чай, сыры, замороженные продукты и др.). Этот вывод подтверждается не только зарубежной практикой, но и перераспределением в 2008 г. франшиз внутри продуктового сектора в России в пользу специализированной торговли (рис 2.3).

2.2. Оценка  деятельности субъектов франчайзинговых  отношений

в России

 

Франчайзинг широко используется в развитых странах, а в России он только развивается. В настоящее время франчайзинг охватывает около 30% объема продаж в США, 10% - в Европе. Данные Института Гэллапа за 2003 г. свидетельствуют о том, что 85% независимых предпринимателей прекращают свою деятельность через пять лет после создания своего дела, тогда как 92% предпринимателей, создавших свое дело на базе франчайзинга, через пять лет успешно продолжают работать [9,12].

Франчайзинг охватывает свыше 75 отраслей – от Интернета  до банковского дела. В мировой  системе франчайзинга занято свыше 9 млн. человек, ежегодно создается 170 тыс. новых рабочих мест, а общий оборот составляет около 100 млрд. евро [9,13].

Одним из ключевых факторов, стимулирующих рост франчайзинга, является уменьшение доли традиционного производства и вытеснение его сферой услуг. Рост сферы услуг во многих странах, где развивается франчайзинг, является долгосрочной тенденцией. Согласно специальному исследованию Международной ассоциации франчайзинга, в сфере услуг будет продолжаться специализация и выделение новых рабочих ниш. Такие услуги, как ремонт жилищ, дизайн интерьера и реализация дизайнерских проектов, уход за газонами, услуги в области жилья, уход за детьми, услуги в области воспитания, и образования, наряду с некоторыми видами бизнес-услуг станут первоочередными областями применения франчайзинга [14,102].

Другой благоприятный  внешний фактор - готовность все  большего числа прибыльных организаций  развивать свой бизнес путем продажи  франшиз, что является средством, способствующим осуществлению их стратегий диверсификации и проникновения на рынок. Некоторые из них нуждаются в квалифицированных и опытных сотрудниках, а другие хотят максимизировать потенциальную прибыль от своего рынка сбыта.

 

2.3. Анализ  рисков франчайзинговых сделок  и методы их

минимизации

 

Самыми распространенными  проблемами в реализации франчайзинговых отношений можно считать:

  • обман со стороны франчайзи;
  • превращение партнера-франчайзи в конкурента;
  • неэффективность системы контроля за действиями франчайзи;
  • сложность прекращения отношений с недобросовестными франчайзи;
  • трудности защиты ценной коммерческой информации и др.

Появлению данных проблем  способствуют следующие факторы:

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития франчайзинга в Российской Федерации

3.1. Зарубежный  опыт функционирования франчайзинговых

рынков

 

Опыт применения франчайзинга в деятельности зарубежным компаний привел к появлению новых форм франчайзинговых отношений и инструментов франчайзинга.

Сегодня франчайзинг  применяется в более чем 80 отраслях (см. Приложение 4).

Несмотря на внушительный список отраслей, в которых применяется  франчайзинг, эта модель не является универсальным способом ведения бизнеса и не применяется повсеместно. Более того, для франчайзинга характерна концентрация в определенных отраслях, круг которых весьма ограничен.

 

Таблица 3.1. — Десять ведущих отраслей в сфере франчайзинга, процентное соотношение франчайзеров [40, с. 15]

 

Результаты других исследований, представленных Международной ассоциацией франчайзинга, свидетельствуют о том, что в некоторых областях деятельность франчайзеров более эффективна, чем в других. На долю франчайзеров приходятся основные объемы продаж в таких отраслях, как предоставление услуг печати и копирования, подготовка налоговой отчетности, фирменная розничная торговля продуктами питания, и примерно половина продаж в сферах ресторанного бизнеса и предоставления жилья [21].

С.А. Силинг определяет девять характеристик, которые свидетельствуют о целесообразности использования франчайзинга в той или иной отрасли [25,74]:

3.2. Перспективы  развития рынка франчайзинга  в Российской

Федерации

 

По данным Российской ассоциации франчайзинга [22], для России характерны общемировые тенденции развития франчайзинга. Как и везде, уверенное первое место занимают франшизные предприятия розничной торговли.

Франчайзинговые программы развиваются как в непродовольственном ритейле (Sela, «ГОТА», OGGI, «Спортмастер» и др.), так и в продовольственном («Копейка», «Патэрсон» и др.).

 

3.3. Пути усовершенствования  государственного регулирования

франчайзинговых отношений

 

Основные проблемы франчайзинга в России в настоящее время концентрируются в области права. Это вызвано тем, что франчайзинг как система отношений основан на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой.

В современной правовой системе России термин «Франчайзинг» встречается только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где утверждается: «коммерческая концессия» является синонимом франчайзинга.

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение данной дипломной  работы можно сделать следующие  выводы.

Оживление российской экономики самым непосредственным образом связано с развитием малого бизнеса. В последнее время роль этого сектора экономики серьезно переосмыслена. Сегодня, он рассматривается, как необходимое условие саморазвития и устойчивости всей экономической системы. Современная практика промышленно-развитых стран показывает, что одним из главных направлений в формировании успешного малого бизнеса является образование всевозможных сетевых структур, в рамках которых, малые предприятия, сотрудничая между собой, создают благоприятные условия для взаимной поддержки.

Именно сейчас, данный сектор экономики стал выполнять  важнейшую роль накопителя капиталов, в дальнейшем они начнут интегрировать  в смежные отрасли, способствуя  возникновению новых предприятий. Формируется своего рода инфраструктура постоянных связей между малыми фирмами, устойчивые рыночные отношения. В малом бизнесе идет постоянное движение: непрерывно возникают новые фирмы, которые растут, сливаются с другими, объединяются с более крупными, трансформируются, продаются и покупаются. Инфраструктура отечественного предпринимательства только закладывается.

Ускорить ее создание необходимо и возможно. Один из путей -широкое распространение франчайзинга.

Международная  ассоциация  франчайзинга  определяет  это  понятие  как систему перманентных отношений, устанавливаемых между  франчайзером  и  франчайзи,  в  результате  которых  знания,  имидж,  успех,  методы  производства и маркетинг передаются франчайзи в обмен на взаимное удовлетворение  интересов [21]. 

Франчайзинговые системы классифицируют по многим критериям. Согласно вида деятельности франчайзинг бывает: торговый, сервисный, производственный, смешанный. Согласно ноу-хау франчайзера выделяют: франчайзинг дистрибуции продукта, франчайзинг бизнес-формата. Согласно организации системы:  прямой франчайзинг, развитие территории, мастер-франчайзинг.

Не достаточная распространенность франчайзинга в России не связана  с какой-либо спецификой страны, а  объясняется крайней ограниченностью  знаний в этой области не только у широких слоев населения, но и у специалистов, предпринимателей, т.е. слабая подготовка предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.

В последнее время  намечается тенденция ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса в России. Улучшается качество франшизных предложений, а технологии, которые предлагаются к передаче, становятся сильными и коммерчески выгодными, возникает все больше положительных примеров внедрения франчайзинга.

За последние 10 лет  на российский рынок вышли и успешно  функционируют такие известные  западные франшизные системы, как «Baskin Robbins», «English First», «Carlo Pazolini», «Kodak», «Sbarro», «Subway», «Xerox» и др. Тем не менее, компании, желающие развивать франчайзинговые отношения в России, должны учитывать, что здесь не развита инфраструктура бизнеса, поэтому потребность в финансовых ресурсах здесь выше, что препятствует развитию франчайзинга. Российским франчайзи целесообразно использовать региональный фрнчайзинг и субфранчайзинг.

Перспективы развития франчайзинга в России самые благоприятные. В  последнее время намечается тенденция  ускоренного развития и распространения  франшизного метода ведения бизнеса.

Тем не менее, следует  отметить, что развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки  на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга - российское законодательство. Если в  зарубежных странах этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо регистрировать в Роспатенте, что приводит к возникновению бюрократических проволочек. Помимо этого, отсутствует необходимая законодательная база. США только на федеральном уроне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в России отсутствует даже закон о франчайзинге.

Зарубежный опыт показывает, что успешное развитие экономики  в значительной степени определяется интеграцией крупных и малых компаний, которые являются основными элементами системы западной экономики. Крупные фирмы привносят в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства. Очевидно, что усиление взаимодействия крупного и малого бизнеса необходимо и для успешного развития России.

В то же время опыт проведения российских реформ дает возможность  увидеть, что отсутствие должного внимания к обеспечению устойчивости их проведения не только влечет за собой неэффективно используемые средства и усилия, но и ставит определенные преграды на пути дальнейшего их проведения, порождая определенное недоверие к ним со стороны тех или иных субъектов рынка, как российских, так и иностранных. В связи с этим очень важно, чтобы начинающая формироваться тенденция развития франчайзинга в больших городах России приобрела необходимую устойчивость и помогла одним из российских предприятий перенять лучшие образцы западных технологий, а другим – создать свои марки и в недалеком будущем начать завоевывать развивающиеся, а впоследствии и западные рынки.

Информация о работе Франчайзинг в системе отношений современной рыночной экономики