Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 05:09, дипломная работа
После появления в конце ХХ века в Российской Федерации частного предпринимательства возникли компании, которые функционируют на основе специфической формы отношений — франчайзинге. Уже получивший широкое признание в странах с развитой экономикой, российский франчайзинг только начинает свое развитие. Франчайзингу, как мощному инструменту привлечения реальных инвестиций в экономику страны, создания рабочих мест, формирования малого и среднего бизнеса, отводится одна из ведущих ролей в современной экономике России.
Вместе с тем в силу существующих в России экономических, организационно-правовых и социально-психологических проблем, франчайзинг развивается недостаточно быстро и эффективно.
Введение 3
Глава 1. Франчайзинг как особая форма рыночных отношений 6
1.1. Сущность франчайзинга 6
1.2. Классификация франчайзинга 14
1.3. Государственное регулирование франчайзинговых отношений
в Российской Федерации 21
2. Оценка рынка франчайзинга в Российской Федерации 28
2.1. Анализ динамики основных показателей франчайзинговых
сделок 28
2.2. Оценка деятельности субъектов франчайзинговых отношений
в России 35
2.3. Анализ рисков франчайзинговых сделок и методы их
минимизации 42
3. Перспективы развития франчайзинга в Российской Федерации 47
3.1. Зарубежный опыт функционирования франчайзинговых
рынков 47
3.2. Перспективы развития рынка франчайзинга в Российской
Федерации 57
3.3. Пути усовершенствования государственного регулирования
франчайзинговых отношений 66
Заключение 74
Список использованных источников 77
Согласно договору разработчик
обычно не имеет права на использование
товарного знака и ноу-хау фран
Такая модель развития чаще используется франчайзерами, которые хотят сохранить определенный контроль, характерный для прямого франчайзинга, и одновременно избежать необходимости подбора и обучения большого количества франчайзи.
От франчайзинга развития территории, мастер-франчайзинг отличается тем, что мастер-франчайзи получает большое количество (временами все) права и обязанности франчайзера. На основании договора мастер-франчайзи имеет право самостоятельно продавать франшизы (субфраншизы) на определенной территории. Обычно договора мастер-франчайзинга заключаются на целую страну, или даже на несколько стран; основной целью является экспансия франчайзера в другие страны и таким образом рост стоимости марки компании.
Примером такой формы ведения
бизнеса может служить
Таким образом, в настоящее время существуют различные типы и виды франчайзинговых отношений. Практически все они являются доступными как для франчайзеров, так и для потенциальных франчайзи. Выбор одной из них зависит от личных целей, задач и возможностей отдельного франчайзера или франчайзи. Каждая форма имеет свои преимущества и недостатки. Для франчайзеров выбор формы отношений с франчайзи зависит от сферы бизнеса и планируемых темпов его развития. Что касается людей, заинтересованных в покупке франшизы, такие факторы, как имеющаяся сумма для инвестирования, управленческие качества и амбиции играют ключевую роль в выборе подходящей франшизы.
Моделируя систему франчайзинга необходимо также учитывать, что при всей полезности изучения зарубежного опыта система должна работать в рамках законодательства, с учетом отраслевой, региональной специфики, а также психологического восприятия, сложившегося в обществе.
Несмотря на стремительное развитие франчайзинга, в российском законодательстве понятие договора франчайзинга не существует. Отсутствуют и нормативные акты, описывающие франчайзинговые отношения.
Обязательства правообладателя (франчайзера) и пользователя (франчайзи) прописаны в Гражданском кодексе Российской Федерации [1].
В российском законодательстве отношения франчайзинга именуются как коммерческая концессия и регулируются статьями Гражданского кодекса РФ (часть вторая, глава 54, статьи 1027-1030) «Коммерческая концессия» [1]. В статьях Гражданского кодекса РФ франчайзер именуется правообладателем, а франчайзи пользователями. Правообладатель за вознаграждение предоставляет пользователю на определенный срок или без указания срока следующие исключительные права: право на фирменное наименование или коммерческое обозначение правообладателя; охраняемую коммерческую информацию (включая документацию для ведения дела); предусмотренные договором объекты исключительных прав: товарные знаки, знаки обслуживания (ст. 1027). Однако на практике большинство представителей крупного и малого бизнеса считают, что стандартных положений договора коммерческой концессии недостаточно для регулирования франчайзинговых отношений. Например, он не защищает интеллектуальную собственность правообладателя в случае расторжения договора с пользователем. По мнению Российской ассоциации франчайзинга, основными недостатками вышеуказанной главы являются следующие:
1. контроль качества
товаров (работ, услуг), производимых
(выполняемых, оказываемых)
2. если правообладатель
не является резидентом России,
то договор регистрируется в
ИФНС по месту регистрации
пользователя и Федеральной
3. субсидиарная ответственность
субъектов договора
4. возможность пролонгации на прежних условиях договора коммерческой концессии, срок которого истек, закрепленная в ст. 1035 ГК РФ;
5. возможность одной
из сторон договора
6. сохранение договора
коммерческой концессии в силе
при переходе к другому лицу
какого-либо исключительного
Нормативными актами, определяющими в настоящее время порядок разрешения хозяйственных споров, в которых могут оказаться в качестве сторон франчайзер и франчайзи, являются Закон РСФСР об арбитражном суде и Арбитражный процессуальный кодекс РФ, а также утвержденное постановлением Верховного Совета РФ.
Рассмотрим закон РФ «О защите конкуренции», обеспечивающий состязательность хозяйствующих субъектов на рынке и добросовестный характер их конкуренции.
Законы такого характера действуют в каждой стране с развитой рыночной экономикой. Для России он тем более важен, что степень монополизации ее экономики до сих пор еще остается очень высокой, а добросовестность конкуренции воспринимается как абстрактное понятие, не связанное с реальной деятельностью на рынке.
Во-первых, он устанавливает количественные ограничения по охвату рынка товаров и услуг, которые должны учитываться при формировании сети франчайзи.
Во-вторых, закон содержит важные положения о порядке заключения хозяйствующих договоров, в том числе франчайзинговых соглашений.
В-третьих, закон содержит важные для отношений между франчайзером и франчайзи положения о недобросовестной конкуренции, к которой относятся, в частности: введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товара; самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Предмет договора франчайзинга — это возмездное предоставление в пользование комплекса исключительных прав, к которым относятся фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, охраняемая коммерческая информация и т.д. То есть в пользование передается комплекс исключительных прав, позволяющих идентифицировать товары или услуги как созданные определенным производителем. Исходя из этого стороны, договора называются правообладателем (франчайзер) и пользователем (франчайзи). Правообладатель исключительные права предоставляет, пользователь эти права использует. А для обозначения самого права пользования используется понятие франшизы [20, 46].
Исключительное право на объекты интеллектуальной собственности (товарные знаки, фирменные обозначения, ноу-хау и другие охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) позволяет правообладателю использовать эти объекты любым не противоречащим закону способом, одновременно запрещая их использование третьим лицам.
Неисключительные права позволяют их обладателю совершать в отношении объектов интеллектуальной собственности только те не запрещенные законом действия, которые разрешены ему обладателем исключительных прав.
Договором франчайзинга может быть предусмотрено право франчайзи, то есть право пользователя разрешать другим лицам использовать полученные им исключительные права. В этом случае между франчайзи и третьим лицом заключается договор субконцессии, условия которой должны быть согласованы с правообладателем.
При субконцессии дальнейшая передача исключительных прав не происходит, поскольку правом такой передачи обладает только правообладатель [22].
Таким образом, франчайзи передает третьему лицу, так называемому вторичному пользователю, уже неисключительные права на наименование или товарный знак.
С 1 января 2008 г. вступила в действие IV часть ГК РФ. Одновременно вступили в действия изменения в 54 главу ГК РФ.
До принятия IV части ГК большая часть обсуждений 54 главы ГК РФ было посвящено вопросам внесения новых терминов в ГК, правомерности передачи фирменного наименования и коммерческого обозначения, двойной регистрации договора, неоправданно долгих сроков регистрации в федеральном органе исполнительной власти, ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю, обязанности правообладателя контролировать качество.
С введением в действие IV части ГК фирменное наименование может принадлежать только одному лицу и соответственно распоряжение исключительным правом (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается. IV частью ГК установлены исключительные права на коммерческое обозначение и право правообладателя предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором коммерческой концессии. Двойная регистрация отменена, и договор подлежит регистрации только в компетентном федеральном органе исполнительной власти.
Внесенные изменения, несмотря на кажущуюся немногочисленность, являются крайне серьезными как для конкретного договора, так и для системы отношений в форме франчайзинга, а также для развития франчайзинга в принципе.
Основным и наиболее важным изменением является включение в комплекс передаваемого по договору права на товарный знак (взамен права на фирменное наименование и или коммерческое обозначение), причем это условие является существенным. Второе изменение - это исключение регистрации в налоговом органе, но обязательная регистрация договора в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. Без такой регистрации договор считается ничтожным.
Под фирменным наименованием подразумевает название организации, определенное в ее учредительных документах и включенное в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
До вступления в силу IV части ГК, многие правообладатели использовали коммерческую концессию для обеспечения возможности более быстрого вступления в правоотношения с партнерами и установления долгосрочного характера взаимных связей. Договор подлежал обязательной регистрации в налоговом органе, но не являлся ничтожным до регистрации, стороны не могли ссылаться на него только в отношениях с третьими лицами. Если в договоре содержалось охраняемое право (например, товарный знак), то договор подлежал еще одной регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. Поэтому значительное количество правообладателей использовали в практике два договора: коммерческой концессии и лицензионный. Лицензионный договор использовали те правообладатели, которые передавали конкретное охраняемое право. Срок окончания действия передаваемого по лицензионному договору права не влиял на срок действия договора коммерческой концессии.
Порядок регистрации договоров утвержден приказами Минфина и Роспатента.
Для регистрации договора коммерческой концессии нужно представить:
По общему правилу документы должен представить правообладатель.
С введением новых норм договор коммерческой концессии является ничтожным до момента регистрации в Роспатенте, что ограничивает заинтересованность использования такого вида договора в практике. Сейчас коммерческая концессия отличается, по сути, от лицензионного договора только объемом передаваемых прав [34, 21].
В приложении 2 представлены основные нормативно-правовые акты, регулирующие франчайзинговые отношения.
Информация о работе Франчайзинг в системе отношений современной рыночной экономики