Франчайзинг в системе отношений современной рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 05:09, дипломная работа

Описание работы

После появления в конце ХХ века в Российской Федерации частного предпринимательства возникли компании, которые функционируют на основе специфической формы отношений — франчайзинге. Уже получивший широкое признание в странах с развитой экономикой, российский франчайзинг только начинает свое развитие. Франчайзингу, как мощному инструменту привлечения реальных инвестиций в экономику страны, создания рабочих мест, формирования малого и среднего бизнеса, отводится одна из ведущих ролей в современной экономике России.
Вместе с тем в силу существующих в России экономических, организационно-правовых и социально-психологических проблем, франчайзинг развивается недостаточно быстро и эффективно.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Франчайзинг как особая форма рыночных отношений 6
1.1. Сущность франчайзинга 6
1.2. Классификация франчайзинга 14
1.3. Государственное регулирование франчайзинговых отношений
в Российской Федерации 21
2. Оценка рынка франчайзинга в Российской Федерации 28
2.1. Анализ динамики основных показателей франчайзинговых
сделок 28
2.2. Оценка деятельности субъектов франчайзинговых отношений
в России 35
2.3. Анализ рисков франчайзинговых сделок и методы их
минимизации 42
3. Перспективы развития франчайзинга в Российской Федерации 47
3.1. Зарубежный опыт функционирования франчайзинговых
рынков 47
3.2. Перспективы развития рынка франчайзинга в Российской
Федерации 57
3.3. Пути усовершенствования государственного регулирования
франчайзинговых отношений 66
Заключение 74
Список использованных источников 77

Работа содержит 1 файл

диплом франчайзинг в системе отношений современной рыночной экономики.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Основные преимущества и недостатки франчайзинга представлены в таблицах 1.1-1.2.

 

 

Таблица 1.1 – Преимущества и недостатки франчайзинга для

франчайзера

Преимущества франчайзинга

Недостатки франчайзинга

  • увеличить число торговых предприятий при минимальных капиталовложениях, так как франчайзиат тоже вкладывает свою долю капитала в этот бизнес;
  • увеличить доходы (прибыль) за счет усилий франчайзиата. Поскольку франчайзиат является собственником предприятия, он будет прилагать максимум усилий по увеличению доходности бизнеса;
  • снизить уровень издержек производства и обращения на единицу товарооборота, так как франчайзиат как предприниматель сам покрывает все расходы по содержанию своего торгового предприятия (зарплата работников, аренда.);
  • расширить сеть распределения своего товара или услуг за счет привязки франчайзиата к франчайзеру, так как франчайзиат обязан покупать необходимое ему оборудование у франчайзера или через него.
  • сложность контроля за деятельностью франчайзиата, так как франчай-зиат не является наемным работником франчайзера и франчайзер непосредственно им не руководит;
  • возможность потерять свое доброе имя и репутацию из-за плохой работы франчайзиата;
  • опасность получения неправдивой информации и бухгалтерской отчетности от франчайзиата;
  • возможность возникновения противоположных целей с франчайзиатом, что существенно отражается на бизнесе. Ведь франчайзер не может разорвать договор с франчайзиатом, пока тот не нарушит условий договора.

 

Таблица 1.2 – Преимущества и недостатки франчайзинга для

франчайзи

Преимущества франчайзинга

Недостатки франчайзинга

  • стать самостоятельным предпринимателем;
  • вести свой бизнес под признанным торговым знаком;
  • использования уже ранее испытанных форм предпринимательства;
  • совместной рекламы;
  • обучения и помощи со стороны франчайзера;
  • приобретения многих видов лицензионного бизнеса по относительно низким ценам;
  • финансировать часть капиталовложений и извлекать из этого прибыль.
  • контроль со стороны франчайзера, что может оставить мало возможностей франчайзиату для самовыражения в своем бизнесе;
  • опасность потерять свою репутацию из-за плохой работы;
  • опасность изменения политики франчайзера в худшую для франчайзиата сторону, например при смене франчайзеров;
  • большие затраты на услуги франчайзера (на покупку оборудования, которое франчайзиат обязан покупать только у франчайзера, в то время как у другого продавца оно может быть намного дешевле).

 

Как видно из таблиц 1.1. и 1.2, франчайзинг совмещает в себе преимущества характерные малым предприятиям, с одной стороны, и крупным компаниям, с другой. И франчайзи, и франчайзер получают друг от друга то, что у них по отдельности отсутствует, быстрее, чем это можно достигнуть в обычной практике предпринимательства. Преимущества, которые предоставляет франчайзинг, не уступают перед его недостатками, тем более, что эффект последних может быть значительно уменьшен путем правильной разработки франчайзингого договора и четкой организации работы франчайзера. Поэтому их дальнейшее перечисление имеет целью предупредить некоторые ситуации, в которые может попасть франчайзер в связи с нелояльной деловой практикой менее серьезных франчайзи.

Таким образом, франчайзинг является формой организации деятельности, в рамках которой развитие концепции ведения бизнеса и ее исполнение осуществляется двумя разными юридическими лицами — франчайзером, предоставляющим торговую марку, и франчайзи, поставляющим продукцию или услуги под этой торговой маркой.

Возможность использования такой  нестандартной формы ведения  бизнеса в различных отраслях способствовала появлению классификации  франчайзинговых отношений.

1.2. Классификация  франчайзинга

 

Франчайзинговые системы  можно поделить по многим критериям. Классификация франчайзинга представлена в Приложении 1.

Наиболее популярная классификация рассматривает франчайзинг согласно продукту, который реализуется через франчайзинговую систему (вида деятельности) и согласно ноу-хау, которое передается, 
- согласно тому, как система организована.

При торговом франчайзинге, франчайзи имеет право реализовывать товар франчайзера и использовать его методику продаж. Это сопровождается тем, что франчайзи для названия магазина использует бренд франчайзера и пользуется поддержкой франчайзера в оформлении торговой точки, выборе ассортимента, обучении персонала, обслуживании клиента, мерчандайзинге и маркетинге.

Торговый франчайзинг  начал свое развитие раньше, чем  сервисный. Объясняется это тем, что торговый франчайзинг легче освоить. Стандартизировать деятельность торговой точки значительно проще, чем сервисной, где нужно отработать широкий набор операций по предоставлению услуг.

При сервисном франчайзинге, франчайзер дает франчайзи права пользования своим ноу-хау в виде рецептов и процедур для предоставления определенного вида услуг. Франчайзи оформляет свою точку товарным знаком франчайзера, пользуется его поддержкой при оформлении пункта, обучении персонала и методологии обслуживания клиента. Также сервисный франчайзинг предусматривает доступ франчайзи к определенной информации, базам данных, специальному программному обеспечению.

Сервисный франчайзинг  труднее организовать, чем торговый, поскольку стандартизация деятельности сервисных пунктов требует освоения деталей процедур предоставления услуги.

Развитие сервисного франчайзинга сильно зависит от изменений общественных настроений и привычек, моды на услуги определенного типа. Для того, чтобы появлялись новые ресторанные франчайзинговые системы, должна быть определенная тенденция, например, люди больше начинают питаться вне дома, или становятся популярными суши.

Отечественные потребители реже пользуются услугами в сравнении с представителями западных стран: меньше востребованы услуги прачечных и реже посещаются салоны красоты. Спрос на такие услуги, как, например, парикмахерская для домашних любимцев или уход за газонами, вообще является минимальным. Поэтому разница в развитии сервисного франчайзинга между РФ  и странами Запада вызвана разницей в потребностях и возможностях отечественного и западного клиента. Однако уже и в России ежегодно наблюдается динамичное развитие числа систем, которые работают по принципу сервисного франчайзинга.

При производственном франчайзинге передается ноу-хау в виде технологии производства продукции и технического опыта франчайзера. Франчайзи в своем производственном заведении может изготовлять изделия такого же качества и параметров, что и франчайзер. Договор позволяет франчайзи ставить на изготовленных изделиях торговый знак, который принадлежит франчайзеру, а также продавать изготовленную продукцию.

Удачным примером производственного  франчайзинга является деятельность российской компании "Мастерфайбр", которая занимается производством покрытий из резиновой крошки и продает свою франшизу в регионы России и страны СНГ.

Смешанный франчайзинг базируется на комбинации основных видов франчайзинга: торговом, сервисном и производственном. Очень часто используется смешанная форма франчайзинга, при которой франчайзер является производителем, а франчайзи занимается реализацией его товара через свою франчайзинговую точку и одновременно предоставляет услуги, связанные с использованием этой продукции.

Так, сеть центров диетологии при смешанном франчайзинге будет предоставлять услуги врача-диетолога, и продавать товары, которые способствуют похудению. Другим примером может стать компания — производитель косметических средств, которая имеет сеть косметических кабинетов, являющихся одновременно точками реализации изготовленных им товаров. Следовательно, франчайзи будет заниматься параллельно непосредственно торговлей и предоставлением услуг в косметическом кабинете.

Понятие франчайзинга в  широком смысле формируют две  различные бизнес-модели: франчайзинг  продукции и франчайзинг бизнес-формата. Основная характеристика данных бизнес-моделей представлена в таблицах 1.3 и 1.4.

Таблица 1.3 — Характеристика франчайзинга продукции 

Действия франчайзера

Действия франчайзи

Примеры компаний

создает бренд и предоставляет  его в пользование другого  франчайзи, на основании соглашения о франчайзинге

вступает с франчайзером в договорные отношения относительно использования  бренда с целью предоставления конечному  пользователю продукции или услуг  в течение определенного периода  времени и в определенном месте

Coca-Cola, Goodyear Tires,

John Deere,

ООО «Украинские торговые сети»,

Аптека доброго дня


 

 

 

 

Таблица 1.4 — Характеристика франчайзинга бизнес-формата

Действия франчайзера

Действия франчайзи

Примеры компаний

создает бренд и операционную систему ведения бизнеса и  передает их по лицензии франчайзи

заключает контракт на использование  имени и операционной системы  с целью предоставления продуктов  и услуг конечным потребителям в  определенный период времени и в  определенном месте

General Nutrition Centers,

Jiffy Lube,

MAACO, McDonald'sSubway,

Uniglobe Travel,

Wendy's,

Блин! Доналт`s,

Суп-Хаус


 

Основное различие между  этими двумя видами франчайзинга заключается в том, что франчайзинг  продукции, в отличие от франчайзинга бизнес-формата, не предлагает разработанной  операционной системы. Поскольку франчайзинг продукции не предоставляет франчайзи лицензию на операционную систему, единых требований к деятельности франчайзи не существует.

Другим отличием является то, что он подразумевает получение  компенсации за счет продаж продукции франчайзи, которые перепродают ее конечным потребителям, в то время как франчайзеры бизнес-формата получают основной доход за счет роялти по валовым продажам розничным клиентам. Однако последнее отличие становится все более размытым, поскольку значительная часть менее многочисленных франчайзеров бизнес-формата получают определенный доход от продаж франчайзи оборудования  и материалов, необходимых для начала деятельности.

При франчайзинге дистрибуции продукта, франчайзи имеет право на продажу ассортимента товаров или предоставления перечня услуг под торговой маркой франчайзера.

Сегодня в Российской Федерации большую часть представленных франшиз можно отнести именно к франчайзингу дистрибуции продукта. Часто на первых этапах развития системы франчайзер делает ставку на интенсивное количественное развитие франчайзинговой сети, то есть увеличение территории сбыта своего товара. Такая разновидность называется франчайзингом дистрибуции продукта. На следующем этапе развития франчайзинговой системы франчайзер делает ставку на качественное совершенствование системы и разрабатывает дополнительные элементы ноу-хау.

Именно тогда, когда франчайзинговый пакет содержит все элементы, необходимые для начала бизнеса новым партнером, эту систему можно назвать франчайзингом бизнес-формата. Франчайзи получает не только право на реализацию товара/услуги и методологию продаж или предоставления услуги (как это предусматривает франчайзинг дистрибуции продукта), но и целую концепцию бизнеса (от оформления точки, униформы персонала, способов предоставления услуг, обслуживания клиента, обучения персонала вплоть до рекомендаций по продвижению и маркетингу).

При франчайзинге бизнес-формата  франчайзер передает ноу-хау в виде полной концепции осуществления  хозяйственной деятельности.

Прямой франчайзинг является самым простым и наиболее распространенным методом развития сети. Договор заключается непосредственно между франчайзером и франчайзи на открытие одной франчайзинговой точки.

Франчайзер самостоятельно предоставляет франчайзи услуги, указанные в договоре, а также самостоятельно осуществляет контроль и поддержку франчайзи (предоставление консультаций, обучение персонала, маркетинговую и рекламную поддержку).

Если же франчайзер создает  сеть на значительном расстоянии (например, за рубежом) могут возникнуть трудности в непосредственной поддержке и контроле за деятельностью франчайзи. В таком случае франчайзер должен делегировать часть своих функций посреднику, например, пользуясь моделью многоразового франчайзинга, развития территории или мастер-франчайзинга.

В рамках такого вида франчайзинга, как «развитие территории», разработчик территории (area developer) получает право на открытие франчайзинговых точек в пределах определенной территории с привлечением суб-франчайзи (пример - сеть Subway). В соответствии с договором разработчик территории обычно должен создать определенное количество франчайзинговых точек за определенный период времени на определенной территории.

Информация о работе Франчайзинг в системе отношений современной рыночной экономики