Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 05:09, дипломная работа
После появления в конце ХХ века в Российской Федерации частного предпринимательства возникли компании, которые функционируют на основе специфической формы отношений — франчайзинге. Уже получивший широкое признание в странах с развитой экономикой, российский франчайзинг только начинает свое развитие. Франчайзингу, как мощному инструменту привлечения реальных инвестиций в экономику страны, создания рабочих мест, формирования малого и среднего бизнеса, отводится одна из ведущих ролей в современной экономике России.
Вместе с тем в силу существующих в России экономических, организационно-правовых и социально-психологических проблем, франчайзинг развивается недостаточно быстро и эффективно.
Введение 3
Глава 1. Франчайзинг как особая форма рыночных отношений 6
1.1. Сущность франчайзинга 6
1.2. Классификация франчайзинга 14
1.3. Государственное регулирование франчайзинговых отношений
в Российской Федерации 21
2. Оценка рынка франчайзинга в Российской Федерации 28
2.1. Анализ динамики основных показателей франчайзинговых
сделок 28
2.2. Оценка деятельности субъектов франчайзинговых отношений
в России 35
2.3. Анализ рисков франчайзинговых сделок и методы их
минимизации 42
3. Перспективы развития франчайзинга в Российской Федерации 47
3.1. Зарубежный опыт функционирования франчайзинговых
рынков 47
3.2. Перспективы развития рынка франчайзинга в Российской
Федерации 57
3.3. Пути усовершенствования государственного регулирования
франчайзинговых отношений 66
Заключение 74
Список использованных источников 77
Содержание
После появления в конце ХХ века в Российской Федерации частного предпринимательства возникли компании, которые функционируют на основе специфической формы отношений — франчайзинге. Уже получивший широкое признание в странах с развитой экономикой, российский франчайзинг только начинает свое развитие. Франчайзингу, как мощному инструменту привлечения реальных инвестиций в экономику страны, создания рабочих мест, формирования малого и среднего бизнеса, отводится одна из ведущих ролей в современной экономике России.
Вместе с тем в силу существующих в России экономических, организационно-правовых и социально-психологических проблем, франчайзинг развивается недостаточно быстро и эффективно.
Франчайзинг в настоящее время получает все большее распространение в России и нуждается в выработке комплексного знания о нем. Все это определяет актуальность и значимость выбранной темы.
Степень разработанности проблемы. Проблеме франчайзинга посвящено значительное количество монографий, статей в журналах и в периодической печати. В экономической литературе получили отражение вопросы, касающиеся определения, сущности и функций франчайзинга, его видов и форм, используемых в хозяйственной деятельности субъектами рыночной экономики. Этой стороне франчайзинга посвящены труды западных экономистов Ф. Лафонтэйн [44], С. Нортона [43], Дж. Брикли [41], Р. Кейвз [42], М.Мендельсона [17] и др., а также отечественных: С.А. Силинга [25], В.В. Довганя [5], Л.Н. Ишиной [8], И.В. Рыковой [28] и др.
Целью настоящей дипломной работы является изучение экономической сущности франчайзинга, закономерностей и принципов функционирования франчайзинга в системе рыночных отношений, и определения путей использования франчайзинга в современной России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования данной дипломной работы является франчайзинг как новая форма хозяйствования в современной России.
Предмет исследования — закономерности становления и развития франчайзинга, как особой формы хозяйственных отношений, специфика его формирования в условиях экономики современной России.
Методологической основой исследования являются такие общенаучные методы и приемы исследования, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, индукция и дедукция, системный подход.
Теоретическую базу составили труды ведущих экономистов по вопросам франчайзинга. В работе использованы публикации в периодических изданиях по указанной проблематике, федеральные законы и постановления правительства, касающиеся особенностей функционирования и развития франчайзинга.
Информационной базой послужили данные официальной статистики, материалы выборочных наблюдений, научные труды, текущая экономическая периодика.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее теоретические выводы и рекомендации могут быть использованы при дальнейшей разработке вопросов франчайзинга как одного из особых методов хозяйствования. Результаты выполненного исследования могут быть использованы также в процессе преподавания экономических дисциплин.
Структура и объем исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Первая глава посвящена раскрытию понятийной базы исследуемой темы, характеристики видов франчайзинга, особенностям правового регулирования франчайзинга в России.
Во второй главе проводится
оценка рынка франчайзинга в Российской
Федерации: изучается динамика основных
показателей франчайзинговых
В третьей главе рассматриваются проблемы и перспективы франчайзинга в России, а также пути усовершенствования государственного регулирования франчайзинговых отношений.
Работа содержит 10 таблиц, 9 рисунков, список использованных источников (44 наименования), 4 приложения. Общий объем работы — 80 страниц.
Франчайзинг - явление объективное, которое сложилось исторически и прочно закрепилось в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития.
Для компаний франчайзинг представляет собой способ распространения бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг является одним из способов стать владельцем бизнеса. На растущих рынках франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес.
Предприниматели всего мира расценивают франчайзинг как безопасный способ, чтобы помогать человеку вести бизнес самостоятельно, но не быть в нем одиноким; помогать компаниям эффективно расширяться, не неся больших затрат на создание и поддержание массивного административного комплекса и не испытывая трудностей в управлении широкой сетью корпоративных предприятий; помогать компаниям превратить свою существующую сеть в эффективно работающий, сильный бизнес, в котором работают преданные делу люди;
В теории организации существует несколько определений франчайзинговых отношений. Так, С.А. Сосна характеризует франчайзинг как «особый метод или способ коммерческой деятельности, когда индивидуальный предприниматель или небольшое коммерческое предприятие договаривается с крупной фирмой, хорошо известной и пользующейся добротной репутацией на национальном или международном рынке, о том, что этот предприниматель (или предприятие) будет вести свои коммерческие операции под именем такой фирмы или под торговой маркой, либо оказывать свои услуги под фирменным знаком обслуживания» [30, с. 8].
Р.Кейвз определяет франчайзинг как систему контрактных отношений, при которых одна сторона — франчайзер на определенных условиях предоставляет право другой стороне — франчайзи — использовать свое имя, технологию и (или) ноу-хау для ведения своего дела при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности [42, с.580].
С.А. Сосна считает, что франчайзинг — это особый метод или способ коммерческой деятельности, когда индивидуальный предприниматель или небольшое коммерческое предприятие договаривается с крупной фирмой, хорошо известной и пользующейся добротной репутацией на национальном или международном рынке, о том, что этот предприниматель (или предприятие) будет вести свои коммерческие операции под именем такой фирмы или под торговой маркой, либо оказывать свои услуги под фирменным знаком обслуживания [30, с.8].
В соответствии с правилами Федеральной торговой комиссии, правило 436.2, параграф 6160: «Термин «франчайзинг» обозначает любые коммерческие взаимоотношения, в результате возникновения которых лицо предлагает, продает или распределяет любому другому лицу товары или услуги, которые: (1) обозначаются торговой маркой, знаком обслуживания, торговым названием товара, рекламным или другим коммерческим знаком... или (2) в отношении которых существует прямое или косвенное требование соответствовать стандартам качества, предписанным другим лицом при осуществлении деятельности франчайзи под именем, использующим торговую марку, знак обслуживания, торговое название товара, рекламный или иной коммерческий знак» [38, 27].
Франчайзинговые операции имеют своих субъектов и сферу действия. Схема проведения франчайзинговых операций представлена на рисунке 1.1.
Рис. 1.1 — Схема проведения франчайзинговых операций.
Субъектами франчайзинговых отношений являются:
Существует множество целей, для которых применяется франчайзинг. Основными из них являются:
Франчайзинг получил широкое признание во многих странах мира. Он наиболее распространен в отраслях, в которых компании вынуждены создавать многочисленные торговые точки, расположенные в различных географических регионах. Это означает, что франчайзинг получил наибольшее распространение в сетях, покрывающих значительные территории, но не все торговые сети считают его подходящей стратегией. Так, например, компания Starbucks — американская компания по продаже кофе и одновременная сеть кофеен — управляет огромнейшей сетью предприятий розничной торговли, не прибегая к франчайзингу.
Несмотря на то, что франчайзинговая
форма ведения бизнеса
Рис. 1.2 — Основные вехи в развитии франшизных систем
Многие исследователи [44] рассматривают франчайзинг как концепцию, возникшую еще в средневековье, когда феодалы начали практиковать продажу прав на сбор налогов и управление рынками. Но все-таки первыми примерами франчайзинга как явления, связанного с коммерческой деятельностью, является деятельность немецких пивоваров середины XIX века, которые заключали контракты с владельцами таверн на эксклюзивные продажи своей продукции.
В Соединенных Штатах возникновение франчайзинга никак не связано с пивоварением и тавернами. Здесь франчайзинг начал свое развитие с продаж товаров домохозяйкам, семьи которых проживали в прерии. В 1851 году Исаак Зингер стал первым американским франчайзером определенного вида продукции, начав продавать независимым путешествующим продавцам права на торговлю его швейными машинками.
Несмотря на то, что компания по продажам швейных машинок Singer была первой на рынке франчайзинга продукции, вскоре ее опередила компания «Coca-Cola» — еще один представитель раннего франчайзинга. В начале 1890-х годов компания «Coca-Cola» приняла решение предоставлять права на разлив газированного напитка огромному количеству независимых предпринимателей, получивших эксклюзивные права на осуществление деятельности на определенных территориях взамен на плату за дистрибуцию продукции и принятие соответствующих рисков.
В начале XX века франчайзингом стали заниматься первопроходцы американской автомобилестроительной промышленности. Компании «Ford» и «General Motors» продавали независимым продавцам лицензии на право реализации автомобилей конечным потребителям под их брендами, поскольку на начальном этапе деятельности у компаний не было средств для открытия достаточного количества розничных торговых точек.
Другой важной инновацией в сфере франчайзинга стало развитие конверсионного франчайзинга. Конверсионный франчайзинг представляет собой процесс превращения независимых предприятий во франшизные — «под зонтиком» бренда франчайзера. Пионерами в этом виде деятельности стали крупные нефтяные компании, начавшие предлагать независимым станциям технического обслуживания использование своих брендов в 1920-х годах.
Первым франчайзером в сфере розничной торговли считается сеть магазинов «Ben Franklin», появившаяся на рынке в 1920 году и занявшаяся франчайзингом примерно в то же самое время.
Первым франчайзером на рынке быстрого питания была компания «A&W Root Beer», созданная в 1924 году, в сфере ресторанного бизнеса — Howard Johnson, появившаяся в 1953-м, а первопроходцем на рынке франчайзинга услуг считается компания Arthur Murray Dance Studios, начавшая деятельность в 1938 году.
Время расцвета франчайзинга
как организационной формы
Информация о работе Франчайзинг в системе отношений современной рыночной экономики