Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 22:22, курсовая работа
Международный обмен все больше смещается от материализованных в товарах форм связей («видимая торговля») к нематериализованным, т.е. к увеличению обмена научно-техническими достижениями производственным и управленческим опытом, другими видами услуг («невидимая торговля»). По оценке ЮНКТАД услуги составляют 46% мирового ВНП. Заметно растет их объем и в международном обмене, в частности, такой их составляющей, как «нематериальный» информационный капитал: базы данных, программное обеспечение, организационное знание и т.п.
Введение
Внешнеторговая политика и её формы.
Проблемы внешнеторговой политики стран
Проблемы политики России
Проблемы политики развивающихся стран
Пути решения проблем, связанных с внешнеторговой деятельностью стран
Решение проблем России
Решение проблем развивающихся стран.
Заключение
Страны с наименьшими деформациями лучше всех пережили азиатский кризис. Так, Сингапур и Тайвань с открытыми и относительно гибкими экономиками испытали скорее лишь небольшое замедление, а не рецессию.
Причина кризиса
заключалась не в падении экспорта.
Кризис носил преимущественно
Опыт показал, что если в целом политика экономического роста, вызванного вторичной ориентацией на экспорт, была правильной, средства его достижения были гораздо более противоречивыми. Политика открытой торговли, подкрепленная эффективным контролем финансового сектора и объединенная с корпоративной прозрачностью, является эффективной с большей вероятностью, чем политика государственных указаний в деле финансирования и лицензирования, пользующихся расположением компаний, особенно если такие компании оказывают поддержку правительству.
3.Пути решения
проблем, связанных с
3.1 Решение проблем
России связанных с внешнеторговой политикой.
Реформирование
внешней торговли обычно осуществляется
в общем контексте системных
экономических преобразований. Однако
в России, осуществлявшей с начала
90-х п: переход от централизованно
планируемой к рыночной экономике,
хронологически реформирование внешней
торговли даже предшествовало радикальным
рыночным реформам начала 90-х гг. XX в. и
проводилось более решительно и последовательно.
Факторы, сдерживающие развитие внешней
торговли России:
- сокращение научно-технического потенциала
экономики страны;
- сохранение "утяжеленности" структуры
экономики (низкий удельный вес производства
современной наукоемкой продукции);
- недостаточная инвестиционная активность
на внутреннем рынке;
- рост издержек производства и транспортных
издержек;
- слабое развитие сферы услуг:
- активизация дискриминационных мер против
российских экспортера.
В результате сохраняются преимущественно
топливно-сырьевая направленность российского
экспорта и его слабая диверсификация
в товарном и страновом отношении.
Поэтому внешнеторговая политика должна
тесным образом увязываться с внутренней
экономической политикой страны, с одной
стороны, и с ее обшей внешней политикой,
с другой. В настоящее время, например,
достаточно очевидна иллюзорность точки
зрения о том, что экономика России может
долго успешно развиваться на основе наращивания
экспорта главным образом сырьевых и энергетических
ресурсов, не решая при этом проблем перехода
к инновационной модели развития.
При реформировании своей внешнеторговой
политики руководство России должно учитывать
следующие обстоятельства:
- несмотря на видимую самообеспеченность,
степень зависимости России от мирохозяйственных
связей в целом высока;
- перед Россией стоят общие фундаментальные
за задачи более эффективного включения
в современные мирохозяйственные связи
(с тем, чтобы не оказаться "сырьевым
придатком" по отношению к группе ведущих
стран);
- решение проблем реализации эффективной
внешнеторговой политики России тесно
связано с решением задач позитивных изменений
в ее общем экономическом положении;
- внешнеторговая политика страны объективно
является составной частью общей внешней
политики страны вообще.
Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической
деятельности в целом связано в первую
очередь с переходом к открытой экономике
и отменой государственной монополии
в этой сфере, которая господствовала
в нашей стране в течение многих десятилетий.
Начало было положено расширением прав
государственных внешнеторговых организаций,
наряду с ними на внешний рынок были допущены
отраслевые, республиканские и региональные
организации. С конца 80-х гг. производители
экспортной продукции получили право
непосредственного выхода на внешний
рынок.
Однако увеличение степени открытости
экономики страны не может быть непродуманным
и спонтанным. При либерализации внешней
торговли страны необходимо учитывать
тот факт, что современная международная
торговля представляет собой такую систему
отношений, в которой "правила игры"
определяют крупнейшие ТНК.
Формирование внешнеэкономической политики,
законодательной и нормативной базы с
1992г., когда Россия стала самостоятельным
субъектом мирового хозяйства, осуществляется
как составная часть рыночной трансформации
экономики. Непосредственное влияние
на этот процесс оказали: переход к свободному
рыночному ценообразованию; приватизация;
налоговая и кредитно-денежная политика;
формирование валютного рынка.
3.2 Решение проблем
развивающихся стран связанные с внешней
торговлей.
С 14 по 20 мая в
штаб-квартире Европарламента (Брюссель)
прошла третья конференция ООН по
проблемам развивающихся государств,
которых в мире насчитывается 48, из них
21 страна - член Организации “Исламская
конференция”. Была проведена оценка
результатов работы за 90-е гг. по оказанию
международной помощи, предоставлении
кредитов и инвестиций странам с неразвитой
экономикой.
Первый список наименее развитых, в который
вошли 24 государства, был выпущен ООН в
1971 г., а в 1998 г. их число удвоилось, достигнув
48. Согласно стандартам ООН развивающимися
странами считаются: «Государства, неспособные
обеспечить свой экономический рост и
относительно высокий уровень жизни. Кроме
того, национальная экономика которых
сильно зависит от внешних факторов и
природных катаклизмов». Этим странам
предусмотрена экономическая помощь для
их интеграции в мировую экономику. Однако
принятые с этой целью программы на первой
(1981) и второй (1990) конференциях ООН по проблемам
развивающихся государств не принесли
практически никаких результатов.
В 1971 г. в упомянутый выше список из 24 экономически
неразвитых стран попали 8 государств
- членов Организации “Исламская конференция”,
что составляет около 33%. В 1998 г. это соотношение
изменилось не в пользу мусульманских
стран, составив уже 43% (21 из 48 стран: 17 -
в Африке, 3 - в Южной Азии и 1 - на Ближнем
Востоке). Общее население мусульманских
стран с неразвитой экономикой насчитывает
324,7 млн. человек, что составляет 49,8% от
населения всех развивающихся стран.
С 1995 по 1999 гг. были проведены статистические
исследования экономических проблем,
которые испытывают эти государства.
В области экономики. Результаты показали,
что основная доля в общем ВВП мусульманских
стран с неразвитой экономикой приходится
на сферу услуг (46,5%): в Сомали эта доля
составляет 26%, в Джибути - 76,5%, еще в 20 странах
она превышает 20%, и в 4 странах - 50%. На промышленность,
главным образом - перерабатывающую, приходится
всего лишь 9% от общего ВВП этих стран,
что наглядно демонстрирует ее слабость.
Так, в ВВП Коморских островов доля промышленности
составляет 4,3%, в Буркина-Фасо 18,2%, еще
в 5 странах она не превышает 10%. На долю
сельского хозяйства, в общем ВВП развивающихся
мусульманских стран приходится в среднем
34,2% за период 1991 - 1995 гг. и 32,5% за период
1994 - 1998 гг., при этом средний показатель
прироста населения, а как следствие, и
сокращение потребления продовольствия,
не учитываются.
Что касается доходов от экспорта, то здесь
основными источниками являются сфера
услуг и сфера сельского хозяйства, на
которые приходится основная доля производства.
Из последних данных МВФ о доходах от экспорта
экономически неразвитых стран, видно,
что из них - 14 мусульманских стран (все
они находятся в северной и центральной
Африке) являются экспортерами товаров
первой необходимости (кроме нефти и нефтепродуктов).
Однако за редким исключением упор делается
на один, два или три вида экспортной продукции,
преимущественно из сферы сельского хозяйства
или услуг. При этом 5 из этих стран классифицируются
как экспортеры услуг, и только 3 - как экспортеры
различных видов продукции. Одно южно-азиатское
государство - Бангладеш относится к экспортерам
товаров, произведенных по лицензии или
собранных из импортных комплектующих.
В области развития производства. За период
с 1995 - 1999 гг. общий ВВП двадцати одного
вышеупомянутого мусульманского государства
достиг своего предела и составил 102,4 млрд.
долларов. В то же время население этих
стран насчитывало в 1995 г. 288 млн. человек.
В последующие годы, несмотря на увеличение
населения до 324 млн. (1999 г.) общий валовой
внутренний продукт неуклонно снижался
и достиг 92,9 млрд. долларов. Это отразилось
на снижении среднего ВВП в каждой отдельно
взятой стране.
В области инфляции. Стабилизация цен
и снижение уровня инфляции являются двумя
основополагающими факторами стабилизации
экономики. В течение всего прошедшего
времени в развивающихся мусульманских
странах предпринимались шаги по сдерживанию
инфляции, давшие некоторые положительные
результаты: средний уровень инфляции
снизился с 19,2% в 1995 - 1997 гг. до 5,2% в 1999 г.
Самый высокий уровень инфляции - 29,6% -
был зафиксирован в 1999 г. в Сьерра-Леоне,
а самый низкий - 0,1% - в том же году в Того.
В области внешней торговли. Экспорт продукции
развивающихся мусульманских стран достиг
своего пика в 11,8 млрд. долларов в 1999 г.,
что является очень скромным показателем
по сравнению с общим экспортом всех мусульманских
стран - всего 3%. В 1996 г. в пяти странах был
зафиксирован отрицательный уровень роста
экспорта, в 1996 г. их количество достигло
девяти, в 1998 - десяти, а в 1999, уменьшилось
на две страны и тем самым осталось на
уровне 1997 г. (8 стран).
Обращает на себя внимание тот факт, что
основным экспортером является определенное
количество стран. Например, от общего
экспорта наименее развитых мусульманских
государств на долю Бангладеш, Йемена,
Гвинеи и Судана приходится 64,5%, причем
Гвинее и Судану принадлежит лишь 13,5%,
а остальные 51% - Бангладеш и Йемену. Что
касается общего уровня импорта, то за
1998 г. он достиг своего наивысшего показателя
- 22,2 млрд. долларов. Подобно ситуации с
экспортом, здесь тоже основными импортерами
являются определенные страны. Так на
долю все тех же Бангладеш, Йемена, Судана,
а также Мозамбика приходится 75% импорта
этих государств.
В области внешних долгов. За период с
1994 по 1997 гг. внешние долги развивающихся
мусульманских стран уменьшились с 70,5
млрд. (1994 г.) до 68,5 млрд. долларов (1997 г.).
Затем произошел новый рост, и в 1998 г. они
достигли 72,1 млрд. долларов. При этом рост
внешних долгов в отдельные годы, например
в 1995, соотносился с уменьшением иностранных
инвестиций в экономику этих стран. В целом
внешняя задолженность - главное препятствие
на пути экономического роста - является
одной из наиболее серьезных проблем,
с которыми сталкиваются наименее развитые
страны мира и все мероприятия, направленные
на ее решение не приносят ощутимых результатов.
Анализ экономической ситуации в мусульманских
странах показывает, что они нуждаются
в краткосрочных (в торговые проекты) и
долгосрочных (в сельскохозяйственные,
промышленные и строительные проекты)
инвестициях в различные отрасли хозяйства.
Главными направлениями капиталовложений
являются инвестиции, направленные на
общее развитие. Они жизненно необходимы
для вывода из кризиса экономики развивающихся
мусульманских стран. Общее развитие в
первую очередь включает в себя развитие
промышленности: тяжелой, легкой, пищевой
и т. д., которая опирается на сырье и природные
источники, имеющиеся в изобилии в мусульманских
странах. Без этого, как известно, невозможно
обеспечить полноценную государственную
безопасность. Кроме того, надо развивать
производство товаров народного потребления,
автомобилестроение и связь. Другим не
менее важным элементом общего развития
является сельское хозяйство. Оно служит
стабильным источником доходов, обеспечивая
экономическую базу для развития других
отраслей народного хозяйства.
Свою роль в капиталовложениях должны
играть исламские финансовые учреждения,
привлекающие средства и вкладывающие
их в экономические проекты, а также мусульманский
бизнес. В этом плане надежды возлагаются
на страны Персидского залива, и главным
образом на Саудовскую Аравию, капитал
которой играет ведущую роль в регионе
и весьма заметную на мировом финансовом
рынке: общий объем активов саудовских
банков составляет 112,360 млн. долларов США,
что составляет примерно половину активов
финансовых учреждений стран Залива. О
силе и могуществе саудовского бизнеса
свидетельствует, в том числе и тот факт,
что один из крупных и известных предпринимателей
Королевства эмир Валид ибн Талал, глава
«Кингдом Холдинг Компани» только за первую
половину 2000 г. инвестировал в ряд американских
компаний более 1 млрд. долларов. Благодаря
деньгам только этого саудовского бизнесмена
имеют возможность развиваться такие
гиганты, как Жилетт, МакДоналдс, Уолт
Дисней, Кодак, Ксерокс и др., владельцем
пакетов акций которых является Валид
ибн Талал. В этой связи хочется надеяться,
что, кроме этих известных компаний, составляющих
основу экономической мощи высокоразвитых
стран, инвестиции мусульман также будут
активнее поддерживать и развивающиеся
мусульманские страны..
С 14 по 20 мая в
штаб-квартире Европарламента (Брюссель)
прошла третья конференция ООН по
проблемам развивающихся
Первый список наименее развитых, в который
вошли 24 государства, был выпущен ООН в
1971 г., а в 1998 г. их число удвоилось, достигнув
48. Согласно стандартам ООН развивающимися
странами считаются: «Государства, неспособные
обеспечить свой экономический рост и
относительно высокий уровень жизни. Кроме
того, национальная экономика которых
сильно зависит от внешних факторов и
природных катаклизмов». Этим странам
предусмотрена экономическая помощь для
их интеграции в мировую экономику. Однако
принятые с этой целью программы на первой
(1981) и второй (1990) конференциях ООН по проблемам
развивающихся государств не принесли
практически никаких результатов.
В 1971 г. в упомянутый выше список из 24 экономически
неразвитых стран попали 8 государств
- членов Организации “Исламская конференция”,
что составляет около 33%. В 1998 г. это соотношение
изменилось не в пользу мусульманских
стран, составив уже 43% (21 из 48 стран: 17 -
в Африке, 3 - в Южной Азии и 1 - на Ближнем
Востоке). Общее население мусульманских
стран с неразвитой экономикой насчитывает
324,7 млн. человек, что составляет 49,8% от
населения всех развивающихся стран.
С 1995 по 1999 гг. были проведены статистические
исследования экономических проблем,
которые испытывают эти государства.
В области экономики. Результаты показали,
что основная доля в общем ВВП мусульманских
стран с неразвитой экономикой приходится
на сферу услуг (46,5%): в Сомали эта доля
составляет 26%, в Джибути - 76,5%, еще в 20 странах
она превышает 20%, и в 4 странах - 50%. На промышленность,
главным образом - перерабатывающую, приходится
всего лишь 9% от общего ВВП этих стран,
что наглядно демонстрирует ее слабость.
Так, в ВВП Коморских островов доля промышленности
составляет 4,3%, в Буркина-Фасо 18,2%, еще
в 5 странах она не превышает 10%. На долю
сельского хозяйства, в общем ВВП развивающихся
мусульманских стран приходится в среднем
34,2% за период 1991 - 1995 гг. и 32,5% за период
1994 - 1998 гг., при этом средний показатель
прироста населения, а как следствие, и
сокращение потребления продовольствия,
не учитываются.
Что касается доходов от экспорта, то здесь
основными источниками являются сфера
услуг и сфера сельского хозяйства, на
которые приходится основная доля производства.
Из последних данных МВФ о доходах от экспорта
экономически неразвитых стран, видно,
что из них - 14 мусульманских стран (все
они находятся в северной и центральной
Африке) являются экспортерами товаров
первой необходимости (кроме нефти и нефтепродуктов).
Однако за редким исключением упор делается
на один, два или три вида экспортной продукции,
преимущественно из сферы сельского хозяйства
или услуг. При этом 5 из этих стран классифицируются
как экспортеры услуг, и только 3 - как экспортеры
различных видов продукции. Одно южно-азиатское
государство - Бангладеш относится к экспортерам
товаров, произведенных по лицензии или
собранных из импортных комплектующих.
В области развития производства. За период
с 1995 - 1999 гг. общий ВВП двадцати одного
вышеупомянутого мусульманского государства
достиг своего предела и составил 102,4 млрд.
долларов. В то же время население этих
стран насчитывало в 1995 г. 288 млн. человек.
В последующие годы, несмотря на увеличение
населения до 324 млн. (1999 г.) общий валовой
внутренний продукт неуклонно снижался
и достиг 92,9 млрд. долларов. Это отразилось
на снижении среднего ВВП в каждой отдельно
взятой стране.
В области инфляции. Стабилизация цен
и снижение уровня инфляции являются двумя
основополагающими факторами стабилизации
экономики. В течение всего прошедшего
времени в развивающихся мусульманских
странах предпринимались шаги по сдерживанию
инфляции, давшие некоторые положительные
результаты: средний уровень инфляции
снизился с 19,2% в 1995 - 1997 гг. до 5,2% в 1999 г.
Самый высокий уровень инфляции - 29,6% -
был зафиксирован в 1999 г. в Сьерра-Леоне,
а самый низкий - 0,1% - в том же году в Того.
В области внешней торговли. Экспорт продукции
развивающихся мусульманских стран достиг
своего пика в 11,8 млрд. долларов в 1999 г.,
что является очень скромным показателем
по сравнению с общим экспортом всех мусульманских
стран - всего 3%. В 1996 г. в пяти странах был
зафиксирован отрицательный уровень роста
экспорта, в 1996 г. их количество достигло
девяти, в 1998 - десяти, а в 1999, уменьшилось
на две страны и тем самым осталось на
уровне 1997 г. (8 стран).
Обращает на себя внимание тот факт, что
основным экспортером является определенное
количество стран. Например, от общего
экспорта наименее развитых мусульманских
государств на долю Бангладеш, Йемена,
Гвинеи и Судана приходится 64,5%, причем
Гвинее и Судану принадлежит лишь 13,5%,
а остальные 51% - Бангладеш и Йемену. Что
касается общего уровня импорта, то за
1998 г. он достиг своего наивысшего показателя
- 22,2 млрд. долларов. Подобно ситуации с
экспортом, здесь тоже основными импортерами
являются определенные страны. Так на
долю все тех же Бангладеш, Йемена, Судана,
а также Мозамбика приходится 75% импорта
этих государств.
В области внешних долгов. За период с
1994 по 1997 гг. внешние долги развивающихся
мусульманских стран уменьшились с 70,5
млрд. (1994 г.) до 68,5 млрд. долларов (1997 г.).
Затем произошел новый рост, и в 1998 г. они
достигли 72,1 млрд. долларов. При этом рост
внешних долгов в отдельные годы, например
в 1995, соотносился с уменьшением иностранных
инвестиций в экономику этих стран. В целом
внешняя задолженность - главное препятствие
на пути экономического роста - является
одной из наиболее серьезных проблем,
с которыми сталкиваются наименее развитые
страны мира и все мероприятия, направленные
на ее решение не приносят ощутимых результатов.
Анализ экономической ситуации в мусульманских
странах показывает, что они нуждаются
в краткосрочных (в торговые проекты) и
долгосрочных (в сельскохозяйственные,
промышленные и строительные проекты)
инвестициях в различные отрасли хозяйства.
Главными направлениями капиталовложений
являются инвестиции, направленные на
общее развитие. Они жизненно необходимы
для вывода из кризиса экономики развивающихся
мусульманских стран. Общее развитие в
первую очередь включает в себя развитие
промышленности: тяжелой, легкой, пищевой
и т. д., которая опирается на сырье и природные
источники, имеющиеся в изобилии в мусульманских
странах. Без этого, как известно, невозможно
обеспечить полноценную государственную
безопасность. Кроме того, надо развивать
производство товаров народного потребления,
автомобилестроение и связь. Другим не
менее важным элементом общего развития
является сельское хозяйство. Оно служит
стабильным источником доходов, обеспечивая
экономическую базу для развития других
отраслей народного хозяйства.
Свою роль в капиталовложениях должны
играть исламские финансовые учреждения,
привлекающие средства и вкладывающие
их в экономические проекты, а также мусульманский
бизнес. В этом плане надежды возлагаются
на страны Персидского залива, и главным
образом на Саудовскую Аравию, капитал
которой играет ведущую роль в регионе
и весьма заметную на мировом финансовом
рынке: общий объем активов саудовских
банков составляет 112,360 млн. долларов США,
что составляет примерно половину активов
финансовых учреждений стран Залива. О
силе и могуществе саудовского бизнеса
свидетельствует, в том числе и тот факт,
что один из крупных и известных предпринимателей
Королевства эмир Валид ибн Талал, глава
«Кингдом Холдинг Компани» только за первую
половину 2000 г. инвестировал в ряд американских
компаний более 1 млрд. долларов. Благодаря
деньгам только этого саудовского бизнесмена
имеют возможность развиваться такие
гиганты, как Жилетт, МакДоналдс, Уолт
Дисней, Кодак, Ксерокс и др., владельцем
пакетов акций которых является Валид
ибн Талал. В этой связи хочется надеяться,
что, кроме этих известных компаний, составляющих
основу экономической мощи высокоразвитых
стран, инвестиции мусульман также будут
активнее поддерживать и развивающиеся
мусульманские страны.
Заключение.