Формы внешнеторговой политики и их использование во внешнеторговой стратегии стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Международный обмен все больше смещается от материализованных в товарах форм связей («видимая торговля») к нематериализованным, т.е. к увеличению обмена научно-техническими достижениями производственным и управленческим опытом, другими видами услуг («невидимая торговля»). По оценке ЮНКТАД услуги составляют 46% мирового ВНП. Заметно растет их объем и в международном обмене, в частности, такой их составляющей, как «нематериальный» информационный капитал: базы данных, программное обеспечение, организационное знание и т.п.

Содержание

Введение

Внешнеторговая политика и её формы.
Проблемы внешнеторговой политики стран
Проблемы политики России
Проблемы политики развивающихся стран
Пути решения проблем, связанных с внешнеторговой деятельностью стран
Решение проблем России
Решение проблем развивающихся стран.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по теме.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Однако существует тенденция к высокой эластичности спроса на импортные промышленные товары по доходу: такой спрос в развивающихся странах быстро растет вместе с ростом их дохода. Частично это происходит из-за того, что в результате улучшения положения этих стран они способны позволить себе больше товаров роскоши, а частично это объясняется развитием новых вкусов, когда люди получают доступ к товарам из развитого мира.

Общий спрос  на сырьевые товары имеет тенденцию  обладать относительно низкой ценовой  эластичностью. Для продовольствия нет никаких заменителей, и в  краткосрочном периоде часто  нет никакой замены и для природных ресурсов. С другой стороны, спрос на любой экспортный товар отдельной страны будет эластичен по цене (есть много других стран, производящих товары-субституты). Это будет побуждать страны производить как можно больше, но поскольку все страны поступают аналогичным образом, общая низкая ценовая эластичность будут снижать цены сырьевых товаров. В период 1980—2000 гг. цены на биржевые товары, не связанные с топливом, упали в 2 раза. В период с 1997 по 2001 г. комбинированный индекс цен на все сырьевые товары африканских стран упал на 53 % в реальном исчислении.

Ценовые колебания, связанные с низкой ценовой эластичностью  спроса и предложения на сырьевые товары, создает большую неопределенность для их экспортеров.

Предложение полезных ископаемых носит относительно стабильный характер, а предложение сельскохозяйственных культур изменяется в зависимости от урожая. Многие развивающиеся страны подвержены засухе или наводнениям, которые могут практически уничтожить их экспортные доходы от соответствующих культур. Проблема существенных колебаний в мировых ценах является наиболее серьезной для тех стран, которые полагаются только на один или два сырьевых товара, как Гана на какао или Конго на свою медь.

Неудовлетворенность опорой на экспорт сырьевых товаров заставила большинство развивающихся стран начать процесс индустриализации, извлекая уроки из опыта развитых стран и рассматривая индустриализацию как путь к экономическому успеху.

Индустриализация  проходила поэтапно, начиная с  импортозамещения, подразумевающего сокращение несущественного импорта и высвобождение в результате этого иностранной валюты. Большинство развивающихся стран начали со сборки, некоторые более продвинутые имеют отрасли по производству комплектующих. И только немногие из более крупных НИС, такие как Индия, Бразилия и Южная Корея, создали отрасли по производству капиталоемких товаров.

В области экономической  политики импортозамещение сопровождалось тарифной эскалацией. Ставки тарифов  увеличивались по мере продвижения  от сырья и материалов через промежуточные продукты к стадии готовой продукции. На готовые продукты существуют более высокие тарифы, чем на промежуточные товары. Это стимулировало развитие сборочных заводов, которые защитились высокими тарифами от готовой импортной продукции.

Из-за нехватки ресурсов для инвестирования политика импортозамещающей индустриализации обычно использовала стимулирование инвестиций со стороны транснациональных компаний.

Некоторые страны, такие как Южная Корея и  Тайвань, проводили политику импортозамещения, направленную на внутренний рынок, только на протяжении нескольких лет; за этим этапом быстро последовала политика вторичной ориентации на внешний рынок. Молодые отрасли поначалу были защищены протекционистскими мерами, но после достижения значительной экономии от масштаба барьеры для импортных товаров постепенно убирались. Те страны, которые продолжали осуществлять протекционистскую политику в области импортозамещения, в целом демонстрировали более низкие темпы роста.

Для многих стран импортозамещающая индустриализация часто приводила к созданию неэффективных отраслей, защищенных от иностранной конкуренции и имеющих дело с небольшой или полностью отсутствующей конкуренцией на внешнем рынке. Вместо того, чтобы ограничивать импорт и затем постепенно уменьшать протекционизм, импортозамещающая индустриализация без разбора применялась в отношении целого ряда отраслей. Страны производили товары, в изготовлении которых они обладали сравнительно неблагоприятными условиями.

Поскольку внутренний рынок для продукции обрабатывающей промышленности в некоторых странах слишком мал, вновь созданная отрасль должна быть достаточно большой по сравнению с рынком, чтобы получить полную экономию от масштаба. Это означает, что она будет обладать значительной монопольной властью.

Импортозамещающая индустриализация привела к росту  зарплаты в городах выше равновесного рыночного уровня. Это связано  с тем, что, во-первых, зарплаты в  промышленности, хотя и низкие по сравнению  с развитыми странами, но часто  значительно выше, чем в традиционных отраслях. Они повышались фирмами, стремящимися сохранить работников, в подготовку которых они вложили свои деньги. Во-вторых, правительствами, стремившимися умиротворить сильный в политическом отношении городской рабочий класс, часто принимались законы о минимальной заработной плате.

Ограничивая импорт, импортозамещение имеет тенденцию  вызывать профицит текущего платежного баланса, что ведет к повышению  валютного курса. Правительства  часто активно вмешиваются в  целях удержания валютного курса, рассматривая это как часть своей борьбы с инфляцией.

В условиях завышенного  валютного курса товары, пользующиеся незначительной протекционистской  поддержкой или вообще ее не имеющие, становятся дешевле. Ввиду давления со стороны растущего городского населения в пользу дешевых продуктов питания правительство сопротивляется введению тарифов на основные виды продовольствия, такие как зерно и мясо. Это затрудняет местным фермерам получение приемлемой цены за свой урожай и тем самым делает непривлекательными инвестиции в сельское хозяйство.

Поскольку многие новые отрасли сильно зависят  от импортных поставок сырья и  материалов, капитального оборудования и комплектующих, иностранные факторы  производства, в отличие от готовых  импортных товаров, часто поставляются единственной фирмой, которая поэтому может устанавливать монопольные цены. Большая доля дополнительных доходов, создаваемых в этих отраслях, зачастую расходуется на импортные товары для новой городской элиты.

Правительство часто использует целый ряд протекционистских инструментов, таких как лицензирование импортеров, квоты по количеству и стоимости, а также валютное рационирование, в результате получается крайне неравномерный протекционизм (избирательный).

Когда меньшее  равенство существует в распределении доходов, дополнительные доходы, создаваемые современными секторами экономики, тратятся на товары современных секторов и импортную продукцию. Поэтому внутри современного сектора возникает эффект мультипликатора, но не возникает никакого эффекта между секторами. Кроме того, завышенный валютный курс ведет к неблагоприятному воздействию на сельское хозяйство и тем самым еще больше углубляет разрыв между богатыми и бедными. Наконец относительно высокие зарплаты в современном секторе промышленности побуждают работников перемещаться в города, где многие из них оказываются не в состоянии найти работу.

Импортозамещение, как правило, ограничивается размером внутреннего рынка. На этой стадии дальнейшее расширение может обеспечиваться только за счет экспорта; но если эти отрасли отличаются чересчур сильным протекционизмом, они будут не в состоянии конкурировать на мировых рынках.

Из длинного перечня проблем разные экономисты делают ударение на различных моментах. Неоклассики подчеркивают проблемы рыночных искажений, утверждая, что импортозамещающая индустриализация ведет к увеличению неэффективности. Экономисты неомарксистского направления выделяют проблему зависимости, поскольку много новых отраслей будут принадлежать ТНК, которые импортируют неподходящие технологии.

Таким образом, импортозамещающая индустриализация, сопровождаемая негативными процессами, вызвала необходимость экспортоориентированной  индустриализации. Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Тайвань обязаны  своими высокими темпами роста быстрой  экспансии в области экспорта промышленных товаров.

Когда какая-то отрасль насытила внутренний рынок  и нет никакой возможности  для дальнейшего импортозамещения, ее надо стимулировать к поискам  заграничных рынков сбыта. Проблема заключается в том, что если страна все еще использует протекционизм в отношении других отраслей, она, вероятно, все еще будет иметь завышенный валютный курс. Поэтому такой отрасли должны предоставляться целевые субсидии, налоговые льготы и другая помощь нерегулярного характера, чтобы позволить ей участвовать в конкуренции. Страна все еще отличается высокой степенью государственного вмешательства.

Альтернативой является уход (отучение) экспортоориентированной  экономики от протекционизма. Прежде всего, следует провести девальвацию  валюты, чтобы восстановить потенциальную прибыльность экспортного сектора. Также необходимо снятие различных протекционистских мер, которые пристрастили производство к внутреннему рынку. Наконец, возможно, понадобится ослабить контроль над ценами. Может потребоваться также постепенное приучение фирм к более жесткой конкуренции. В противном случае возможны массовые банкротства и соответствующий серьезный рост безработицы.

Тем не менее, очевидны выгоды от политики вторичной ориентации на внешний рынок.

1. Она больше  согласуется со сравнительным преимуществом. Страны, использующие режим открытой торговли, будут способны экспортировать только те товары, в производстве которых они обладают сравнительным преимуществом.

2. Она приведет  к увеличению занятости. Согласно  теории Хекшера—Олина, промышленные товары, в которых страна будет иметь сравнительное преимущество, — это те товары, которые производятся при помощи трудоемких технологий. Поэтому расширение экспорта приведет к увеличению спроса на труд по сравнению с капиталом и увеличит занятость.

3. Она может  привести к более равномерному  распределению дохода. Повышенный  спрос на труд будет способствовать  тенденции к росту заработной  платы относительно получаемых  прибылей.

4. В условиях  политики импортозамещающей индустриализации менеджеры тратят много времени на лоббирование среди политиков и чиновников, стремясь получить лицензии (взятки), выполняя нормы и требования или стараясь найти пути для их обхода. Если политика, ориентированная на внешний рынок, влечет за собой снятие всех этих барьеров, менеджеры могут уделить внимание более эффективному производству товаров.

5. Экономия от  масштаба. Если внутренний рынок  слишком мал, чтобы позволить  фирме заполучить всю экономию  от масштаба производства, она  может быть получена за счет экспансии на экспортном рынке.

Стратегия индустриализации, ориентированная на экспорт имеет  и ряд недостатков.

1. Экспорт промышленных  товаров рассматривается многими  развитыми странами как серьезная  угроза для их собственных  отраслей. В качестве ответной меры они часто воздвигают торговые барьеры. Даже если текущие барьеры находятся на низком уровне, развивающиеся страны могут чувствовать, что для них слишком рискованно расширять свой экспорт подобных товаров из-за боязни будущего повышения барьеров. Признавая эту проблему, ВТО всеми силами стремится обеспечить доступ развивающимся странам на рынки богатых стран мира.

Прошлые успехи развивающихся стран, таких как  Малайзия и Южная Корея, в экспорте промышленных товаров не означают, что другие развивающиеся страны достигнут подобного успеха. Когда все новые развивающиеся страны попытаются экспортировать готовую продукцию, они столкнутся со всевозрастающей конкуренцией между собой.

2. Другая проблема  состоит в том, что если более  открытая торговая политика влечет за собой снятие или снижение мер валютного контроля и контроля над движением капитала, страна может стать более уязвимой перед спекулятивной атакой. Это было одним из главных факторов кризиса в Восточной Азии в конце 1998 г.

3. Экспорт промышленной продукции, товаров, оборудования может оказаться очень рискованной стратегией для развивающихся стран. Возможно, что лучшая надежда на будущее может быть связана с ростом торговли промышленной продукцией между развивающимися странами. Таким путем они могут получить выгоды от специализации и экономии от масштабов, которые приносит с собой торговля, одновременно осуществляя производство для растущего рынка. Осуществимость подобного подхода зависит от того, смогут ли развивающиеся страны договориться между собой о проведении политики открытой взаимной торговли. Во многом это зависит от степени конкуренции, с которой они столкнутся.

4. Во многих  странах существовало слабое  регулирование и надзор за  работой банковской системы, слишком  маленькая прозрачность в бухгалтерской отчетности и деловой практике и слишком незначительная ответственность перед акционерами.

5. Многие из  этих экономик страдали от  негибкости рынков капитала и  труда. Обанкротившиеся фирмы  часто выкупались правительством. Это создавало и субъективный риск: фирмы могут продолжать неэффективную деятельность или осуществлять рискованные проекты, зная, что если они попадут в беду, в дело всегда вступит правительство.

Информация о работе Формы внешнеторговой политики и их использование во внешнеторговой стратегии стран