Формы внешнеторговой политики и их использование во внешнеторговой стратегии стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Международный обмен все больше смещается от материализованных в товарах форм связей («видимая торговля») к нематериализованным, т.е. к увеличению обмена научно-техническими достижениями производственным и управленческим опытом, другими видами услуг («невидимая торговля»). По оценке ЮНКТАД услуги составляют 46% мирового ВНП. Заметно растет их объем и в международном обмене, в частности, такой их составляющей, как «нематериальный» информационный капитал: базы данных, программное обеспечение, организационное знание и т.п.

Содержание

Введение

Внешнеторговая политика и её формы.
Проблемы внешнеторговой политики стран
Проблемы политики России
Проблемы политики развивающихся стран
Пути решения проблем, связанных с внешнеторговой деятельностью стран
Решение проблем России
Решение проблем развивающихся стран.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по теме.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Курсовая  работа по теме “Формы внешнеторговой политики и их использование во внешнеторговой стратегии стран

Введение

  1. Внешнеторговая политика и её формы.
  2. Проблемы внешнеторговой политики стран
    1. Проблемы политики России
    2. Проблемы политики развивающихся стран
  3. Пути решения проблем, связанных с внешнеторговой деятельностью стран
    1. Решение проблем России
    2. Решение проблем развивающихся стран.

Заключение

 

Введение. 

Международные экономические  отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений,- мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

К числу важнейших  форм мировых

экономических отношений  относятся:

— международная  торговля

товарами и услугами;  

— движение

капиталов и зарубежных инвестиций;  

— миграция рабочей  силы;  

— межстрановая кооперация

производства;   

— обмен в области науки и

техники;  

— валютно-кредитные

отношения.

Хотя различные  формы международных экономических  связей развиваются во взаимодействии, в реализации каждой из них есть своя специфика, что позволяет говорить о них как о составных частях структуры мирового хозяйства. В структуру мирового хозяйства входят мировые рынки товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, международная валютная система, международная кредитно финансовая система, сфера обмена в области науки, техники и информации, международный туризм и др.

Непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей силы, финансовых средств через   национальные границы ускоряет развитие и совершенствование

всемирной инфраструктуры. Наряду с крайне важной транспортной системой

(морской, речной, воздушный, железнодорожный транспорт) все большее значение

для развития мировой  экономики приобретает мировая  сеть информационных

коммуникаций.

Международный обмен  все больше смещается от материализованных в товарах форм связей («видимая торговля») к нематериализованным, т.е. к увеличению обмена научно-техническими достижениями производственным и управленческим опытом, другими видами услуг («невидимая торговля»). По оценке ЮНКТАД услуги составляют 46% мирового ВНП. Заметно растет их объем и в международном обмене, в частности, такой их составляющей, как «нематериальный» информационный капитал: базы данных, программное обеспечение, организационное знание и т.п. Развитие информационной инфраструктуры зависит от уровня развития промышленности. Но и конкурентоспособность самой промышленности во все большей мере определяется информационной составляющей. Информационная ситуация в стране, подключенность к каналам мировых сетей информационных коммуникаций стала во многом определять роль и место страны в международном разделении труда и во всемирном хозяйстве.

 

  1. Внешнеторговая политика и её формы.

Страны, занимая  различное положение в мировой  экономике в целом и на различных  товарных рынках в частности, для  защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.

Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Основными целями внешнеторговой политики являются:

  • обеспечение экономического роста;
  • изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;
  • выравнивание структуры платежного баланса;
  • обеспечение стабильности национальной валюты;
  • сохранение политической и экономической независимости страны;
  • обеспечение страны необходимыми ресурсами.

Современная внешнеторговая политика — это взаимодействие двух форм:

  • протекционизма — политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков; в своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно.
  • либерализации, связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей; проведение политики свободной торговли (фритредерство)позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена.

В реальной действительности политика фритредерства так же, как  и политика протекционизма, в чистом виде не проводится, а действует  как тенденции. В мировой торговле господствуют смешанные формы внешнеторговой политики, предполагающие взаимодействие двух вышеназванных тенденций, каждая из которых преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли.

В 50—60-е гг. преобладали тенденции к либерализации, а в 70—80-е гг. отмечена волна «нового» протекционизма. Под неопротекционизмом подразумеваются ограничения на международную торговлю, вводимые странами в дополнение к традиционным формам ограничения нежелательного импорта товаров. В числе приемов дополнительного давления на экспортеров товара в данную страну используются договорно-экономические механизмы «добровольного ограничения экспорта», «упорядоченных торговых соглашений», навязываемые фирмам-экспортерам. В 90-е  гг. в мировой торговле доминировала политика свободной торговли.

Если говорить о равнодействующей тенденции, то результатом становится либерализация международной торговли при большей гибкости протекционистских барьеров.

Но развиваются  и тенденции протекционизма:

  • Протекционизм приобретает региональный характер. В группировках происходит либерализация обмена, вводятся особые условия внутрирегионального внешнеторгового обмена, что усиливает дискриминационный режим в отношении третьих стран:

    а) в постепенное  «размывание» принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе «режима наибольшего благоприятствования»;

    б) на региональном уровне вводятся правила протекционистского регулирования, позволяющие повышать таможенные пошлины при нанесении «значительного ущерба» национальной промышленности, пострадавшей от импорта иностранных товаров.

  • Новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта — в ориентации на менее заметные меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования. Сочетание протекционизма и фритредерства во внешнеторговой политике в области экспорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта.

Промышленно развитые страны используют:

  • прямое субсидирование экспорта (например, на сельскохозяйственные товары);
  • экспортное кредитование (значительных по стоимости товаров, охватывает до 15% объема экспорта);
  • страхование экспортных поставок (до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политических, военных, др. рисков).

В зависимости  от конкретных целей внешнеторговой политики государства используют различные ее инструменты или различное сочетание последних. Применяемые во внешней торговле инструменты объединяются в 2 основные группы:

  • тарифные ограничения (таможенные пошлины);
  • нетарифные ограничения.

Тарифное регулирование связано с введением таможенных тарифов и пошлин. Таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу страны. Он выполняет несколько функций:

  • защищает национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • является источником поступления средств в бюджет государства;
  • служит средством улучшения доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

Таможенная пошлина — налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства. Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через границу.

При классификации таможенных тарифов используются различные критерии:

  • По направлению движения товара:
    • импортные — на товары, ввозимые в страну;
    • экспортные — применяются к вывозимым из страны товарам (используются редко, как правило, к товарам, которых в стране недостаточно, или на продукты нефтепереработки);
    • транзитные — за провоз иностранного товаров по территории данной страны.
  • По способам установления:
    • адвалорные — взимаемые в виде процента от стоимости облагаемого товара;
    • специфические — твердая денежная ставка с единицы веса, объема, количества, мощности и т.д.;
    • смешанные — комбинации адвалорных и специфических пошлин.
  • По целям введения:
    • преференциальные (пониженные) — для создания благоприятных условий торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной;
    • дискриминационные (повышенные) — ответные на определенные действия партнера;
    • компенсационные— в ответ на субсидирование экспорта в других странах;
    • антидемпинговые — для выравнивание цен до уровня, считающегося нормальным.
  • В зависимости от экономических целей и результатов:
    • фискальные — для увеличения притока денег в государственную казну;
    • протекционистские — для защиты национального производства от более конкурентоспособной зарубежной продукции.

В середине 50-х гг. средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30—40%; в 70-х гг. — 7—10%; в конце 90-х гг. в промышленно развитых странах — 3—5%, в России — 13—16%.

Вместе с тем  величина таможенных ставок зависит  от торгового режима, предоставляемого стране. В международной практике различают режим наибольшего благоприятствования — это нормальные условия торговли, при которых данная страна предоставляет другой стране такие же условия, как и любой из третьих стран, и таможенная пошлина равна базовой. Это главный принцип ГАТТ/ВТО, и страны-члены данной организации должны его автоматически соблюдать.

Меры нетарифного  регулирования.

  • Квотирование — количественные ограничения в стоимости или физическом выражении, которые устанавливаются, как правило, на экспорт или импорт того или иного вида продукции правительством в одностороннем порядке или в результате переговоров и соглашений. Разновидностью квот является «добровольное ограничение экспорта» — форма самоограничения поставок, фактически навязываемая иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышения цен.
  • Лицензирование — выдача хозяйствующим субъектам спец. разрешений на экспортно-импортные операции.
  • Эмбарго — полный запрет на проведение экспортно-импортных операций по отношению к определенной стране (группе стран), отдельным видам продукции или к тому и другому одновременно.
  • Валютные ограничения — регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями, они являются частью валютного контроля государства. Примером может служить обязательная продажа экспортерами РФ части валютной выручки.
  • Налоги на экспортно-импортные операции — ими облагаются ввозимые товары, наряду с таможенными пошлинами.
  • Импортные депозиты — форма залога, который импортер должен внести в банк в национальной или иностранной валюте перед закупкой товара за рубежом в определенной доли к стоимости импортируемого товара (в РФ — 100%).
  • Меры экономического стимулирования экспорта — государственное субсидирование, льготное кредитование, страхование.
  • Административные барьеры — ограничения, касающиеся потребительских свойств товаров, продаваемых на национальном рынке, и условий их производства и реализации, например, технические стандарты, санитарные нормы, требования к упаковке и др.
  •  

Информация о работе Формы внешнеторговой политики и их использование во внешнеторговой стратегии стран