Формы внешнеторговой политики и их использование во внешнеторговой стратегии стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Международный обмен все больше смещается от материализованных в товарах форм связей («видимая торговля») к нематериализованным, т.е. к увеличению обмена научно-техническими достижениями производственным и управленческим опытом, другими видами услуг («невидимая торговля»). По оценке ЮНКТАД услуги составляют 46% мирового ВНП. Заметно растет их объем и в международном обмене, в частности, такой их составляющей, как «нематериальный» информационный капитал: базы данных, программное обеспечение, организационное знание и т.п.

Содержание

Введение

Внешнеторговая политика и её формы.
Проблемы внешнеторговой политики стран
Проблемы политики России
Проблемы политики развивающихся стран
Пути решения проблем, связанных с внешнеторговой деятельностью стран
Решение проблем России
Решение проблем развивающихся стран.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по теме.doc

— 160.00 Кб (Скачать)
  1. Проблемы внешнеторговой политики стран. 

    2.1 Проблемы  политики России 

Переход экономики  России на рыночные отношения предполагает глубокие и масштабные преобразования в различных сферах. Одной из важных сфер, которые радикально реформируются, является внешняя торговля.  
В условиях командной экономики СССР внешняя торговля функционировала в жестких рамках государственной монополии. Все внешнеторговые операции осуществлялись через систему союзных внешнеторговых организаций. Отдельное предприятие не имело право ни продавать свою продукцию на мировом рынке, ни распоряжаться заработанной валютой. В этих условиях непосредственные производители не были заинтересованы в международной конкурентоспособности своей продукции и были обособлены от системы мировой торговли. Но при наличии коренных пороков, неповоротливости и бюрократизма, государственная монополия внешней торговли обеспечивала учет и контроль движения товаров и валюты через границу.  
Отказ от государственной монополии внешней торговли позволил всем субъектам хозяйства России свободно выходить на мировые рынки. Первоначально для этого требовалась регистрация предприятия как участника внешнеэкономической деятельности в органах Министерства внешнеэкономических связей на местах (в области, крае, автономной республике). В настоящее время любое предприятие может свободно участвовать во внешнеторговых операциях.  
Однако отказ от государственной монополии внешней торговли породил серьезные проблемы. Расширился бесконтрольный вывоз стратегически важных сырьевых товаров. Нахлынула волна импортных товаров, часто низкого качества. Возникла проблема утечки валюты.  
В этих условиях необходимо было сформировать новые экономические и административные структуры по регулированию внешней торговли. Разработать и внедрить в практику эффективные методы внешнеторговой политики.  
Цели государственного регулирования внешней торговли определяются общей экономической ситуацией в стране, остротой существующих социально-экономических проблем. В этой связи внешнеторговая политика может быть нацелена на рост доходов государственного бюджета, содействие структурной перестройки промышленности, защиту отдельных отраслей от импортной конкуренции.  
Методы внешнеторговой политики России учитывают международную практику и особенности социально-экономической ситуации внутри страны. В арсенал методов внешнеторговой политики включены как тарифные, так и нетарифные методы. В 1993 г. в России принят Закон "О таможенном тарифе" и "Таможенный кодекс". В Законе о таможенном тарифе установлен порядок определения таможенной стоимости товаров, импортируемых в Россию. Существует 5 методов определения таможенной стоимости импортируемого товара:

1)    оценка по цене сделки с ввозимыми товарами (основной метод);  
2)    по цене сделки с идентичными товарами;  
3)    по цене сделки с однородными товарами;  
4)    на основе вычитания стоимости (на основе цены единицы товара, продаваемого в России);  
5)   на основе сложения стоимости (оценка расходов российского экспортера товара того же вида). Могут быть случаи, когда указанные 5 методов не могут быть использованы. Тогда таможенные органы оценивают стоимость с учетом мировой таможенной практики. Кроме определения таможенной стоимости товара, важным разделом Закона о таможенном тарифе является порядок определения страны происхождения товара. А также указаны возможные тарифные льготы и порядок их предоставления.  
Базовые ставки импортных пошлин применяются к товарам из стран или их союзов, пользующихся в России режимом наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Взаимное предоставление РНБ с Россией имеют более 120 стран и Европейский Союз. На товары, происходящие из стран и их союзов, не пользующихся РНБ в торговле с Россией, применяются удвоенные станки базовых импортных пошлин.  
Специальный режим таможенных пошлин применяется в отношении товаров из развивающихся стран. В отношении этих стран применяются базовые ставки, уменьшенные в 2 раза. В число таких стран входят крупные торговые партнеры России - Китай, Индия. Товары из наименее развитых стран (их список включает 47 государств) вообще не облагаются таможенной пошлиной.  
Кроме тарифных методов, Россия применяет квотирование и лицензионный порядок экспорта и импорта определенных товаров. Нетарифные методы распространяются на все страны, включая страны СНГ.  
Важнейшим шагом на пути формирования цивилизованной внешнеторговой политики является принятие в октябре 1995 г. Закона Российской Федерации "О регулировании внешнеторговой деятельности". Он является правовой основой внешнеторговой политики России. Целями этого закона провозглашаются защита экономического суверенитета России, стимулирование развития экономики, обеспечение эффективной интеграции России в мировую экономику. В законе также определены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности России. Следует отметить, что одним из принципов является приоритет экономических мер государственного регулирования внешней торговли. Внешнеторговая политика России осуществляется таможенно-тарифными и нетарифными методами. Другие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются. В Законе также определены активные меры, но содействию развитию внешнеторговой деятельности. В целях стимулирования роста экономики Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации способствуют развитию внешней торговли. В том числе путем осуществления федеральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности.

 

    1. Проблемы политики развивающихся стран.
 

Проблемы внешнеторговой политики являлись предметом исследований многих авторов. Теоретически доказано, что внешнеторговая политика может основываться на концепции протекционизма или свободной торговли. Протекционизм предполагает защиту национального производства за счет ограничений иностранной конкуренции. Идеи свободной торговли предполагают, что хозяйственное поле страны не имеет запретов для проникновения иностранных товаров и капиталов. Ключевыми проблемами внешнеэкономической политики, ответ на которые искали многие экономисты, начиная с А. Смита и Д. Рикардо, являлись определение наиболее выгодного экспортного товара, выявление направлений эффективной специализации страны, определение конкурентных преимуществ страны, измерение выгод от внешней торговли и их распределение между торговыми партнерами. Так, например, М. Портер исследовал вопросы международной конкуренции . Внешнеэкономическая политика применительно к развивающимся странам исследовалась П. Линдертом , сотрудниками Всемирного банка Т. Винодом и Дж. Нэшем , рядом белорусских ученых .

Основными вопросами, которые приходится решать развивающимся  странам в отношении международной  торговли, являются следующие:

1. Должны ли  развивающиеся страны применять политику открытой торговли с небольшими, если таковые вообще нужны, барьерами для импорта?

2. Следует ли  правительствам активно стимулировать  торговлю с помощью субсидирования  своего экспортного сектора? Или  они должны ограничивать торговлю и проводить политику большей самодостаточности?

Подобные вопросы  решают практически все страны, однако для развивающихся стран они  чрезвычайно важны, ибо определенные виды сырья, капитальное оборудование, полуфабрикаты, так необходимые  для ускорения развития, могут быть получены только из-за рубежа.

Во внешнеторговой политике развивающихся стран с  момента приобретения ими независимости  прослеживаются определенные закономерности перехода от одной ее модели к другой по мере их экономического роста. На внешнеторговую политику оказывают влияние как общая тенденция либерализации мировой торговли, так и специфические цели самих развивающихся стран, осознающих необходимость внесения изменений в свою политику, что и рассматривается в данной статье.

Известно, что за два последних десятилетия ХХ в. многие развивающиеся страны достигли относительного роста валового национального продукта. Средние темпы роста во всех развивающихся странах увеличились до 6 %, что почти вдвое выше темпов роста развитых стран . Произошел также рост валового внутреннего продукта на душу населения.

По мере ускорения  экономического роста и повышения  жизненного уровня происходила либерализация  мировой торговли и углубление интеграции. Так выглядела ситуация для богатых  стран в период их индустриального развития, так же обстояли дела и в успешно интегрировавшихся развивающихся странах. Китай, Индия, Республика Корея и Тайвань стали интенсивно снижать тарифы после проведения реформ, которые способствовали экономическому взлету.

Либерализация торговли, новые технологии создавали условия для роста торговли. После Второй мировой войны среднегодовые темпы роста мировой торговли уже в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. За последние 50 лет XX в. мировой торговый оборот вырос в 25 раз. Уровень среднего тарифа упал с 25 % в 1980 г. до 11 % в начале XXI в. По мере роста экономики развивающихся стран росла и доля в мировой торговле (20—24%) .

Следует учитывать, что экспорт важен не только как  источник дохода, но и как средство для финансирования импорта новой технологии, необходимой для экономического роста, повышения уровня жизни и укрепления конкурентоспособности на мировом рынке.

Наибольших успехов  в развитии торговли достигли немногие динамично развивающиеся страны, прежде всего преуспевающие страны Юго-Восточной Азии. Практически во всех новых индустриальных странах экспорт рос быстрее ВВП, т. е. они находятся на этапе активного вхождения в мировое хозяйство [6, с. 176]. Между тем, рост мировой торговли почти ничего не сделал для прекращения процесса маргинализации стран Африки к югу от Сахары. Хотя доля торговли в ВВП там выросла с 40 (1990 г.) до 55 % (начало XXI в.), часть мирового экспорта, приходящаяся на этот регион, упала до 0,3 % (если исключить ЮАР). Экспорт товаров и услуг из этих стран, имеющих 689 млн человек населения, составляет меньше половины экспорта Бельгии с населением 10 млн человек. По-прежнему 2/3 мирового экспорта обеспечивают развитые страны с высокими доходами. Индия представляет собой экономику с самым быстрорастущим экспортом, увеличивающимся на 10 % ежегодно — начиная с 1990 г., однако ее доля на рынке составляет всего 0,7 % мирового экспорта .

Традиционно развивающиеся  страны были экспортерами сырьевых ресурсов. Это позволяло им использовать свои сравнительные преимущества в трудоемких товарах и обеспечивало рынок для отдельных видов товаров, которые в противном случае не нашли бы сбыта на внешнем рынке.

Оправдание сырьевого  экспорта и связанной с ним  политики свободной или практически  свободной торговли связано с теорией сравнительных преимуществ, с утверждением теоретиков (теория Хекшера—Олина) о том, что страна должна специализироваться на тех товарах, в производстве которых она интенсивно использует наиболее развитый сектор производства. Чем богаче она наделена определенным фактором производства, тем он относительно дешевле, и поэтому тем ниже будут альтернативные издержки товаров, в создании которых он интенсивно используется. Таким образом, развивающиеся страны, которые изобилуют трудовыми ресурсами, должны специализироваться на трудоемких товарах. За счет экспорта товаров, которые обычно будут иметь сырьевой характер, они могут заработать иностранную валюту для приобретения импортных товаров, в производстве которых используется большой объем капитала и других ресурсов, находящихся в дефиците [9, с. 111].

Согласно этой теории, международная торговля приведет не только к более высокому потреблению, но также и к выравниванию факторов производства, т. е. к размыванию неравенства  в доходах между торгующими странами. Спрос на импортные товары увеличит спрос на относительно дешевые факторы производства, а импорт снизит спрос на относительно дорогие факторы. Поэтому дешевые факторы вырастут в цене, а цены дорогостоящих факторов понизятся. Более того, согласно теории, экспорт сырьевых товаров служит «двигателем экономического роста». В соответствии с этим аргументом развивающиеся страны выигрывают от роста национальных экономик развитого мира. Когда на богатом Севере разворачивается промышленная экспансия, создается дополнительный спрос на сырьевые товары бедного Юга.

Приведенные аргументы  были подвержены серьезной критике  и вызвали сомнение в том, является ли политика опоры на свободную торговлю сырьевыми ресурсами лучшим способом достижения экономического развития. Интерес представляет аргументация. Во-первых, по мере приобретения профессиональных навыков и с увеличением запасов основного капитала развивающаяся страна может обнаружить, что теперь она обладает сравнительным преимуществом в производстве определенных промышленных продуктов, особенно тех, которые требуют большого количества труда и использования сырья и материалов, в достатке имеющихся в стране. Далее, выгоды от торговли могут не достаться гражданам данной страны, особенно если шахта или плантация принадлежат иностранной компании. Выгоды, получаемые местными жителями, возможно, будут ограничиваться всего лишь дополнительной заработной платой, которую они получают. А она, как правило, низкая. Долгосрочные тенденции в международной торговле для стран — экспортеров сырья создали три проблемы: 1) экспорт рос медленно; 2) быстро рос импорт; 3) условия торговли изменились не в их пользу.

Углубленный анализ этого позволяет заметить следующее: в мире существует тенденция низкой эластичности спроса на сырьевые товары. По мере роста доходов все меньшая их доля расходуется на подобные товары. Поскольку продукты питания являются предметом первой необходимости, потребители, особенно в богатых странах, уже потребляют все, что им требуется. Следовательно, прирост доходов имеет тенденцию расходоваться больше на товары и услуги, связанные с роскошью, и только немного увеличивать расходы на основные продукты питания.

Столкнувшись  с проблемой медленно растущего  спроса на продукты питания, производимые своими собственными фермерами, передовые страны вводили все больше ограничений на импортные продукты. Это один из основных вопросов, рассмотренных на Уругвайском раунде переговоров ВТО.

Информация о работе Формы внешнеторговой политики и их использование во внешнеторговой стратегии стран