Формирование системы госрегулирования ВЭД в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является анализ влияния государственной внешнеторговой политики на экономическое развитие страны и обоснование комплекса мер, способных обеспечить устойчивую макроэкономическую динамику национального хозяйства.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
на основе критерия «влияние внешнеторговой политики на экономику страны» систематизировать основные научные подходы к исследованию внешней торговли и ее государственного регулирования;
обосновать субъектно-объектную структуру внешнеторговых отношений;

Содержание

Введение
1 Государственное регулирование внешней торговли
1.1 Законодательная база внешнеторговой деятельности России
1.2 Современная внешнеторговая политика России
2 Организационные основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
2.1 Тарифные и нетарифные методы регулирование внешней торговли
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ВЭД(контр раб).docx

— 48.23 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по управлению особыми  экономическими зонами было учреждено  в качестве подведомственного Минэкономразвития  России федерального органа исполнительной власти в связи с принятием  Федерального закона «Об особых экономических  зонах в Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 22.07.2005 N 855).

     Характеризуя  институциональную составляющую механизма  государственного регулирования внешнеторговой деятельности на федеральном уровне, отметим две, на наш взгляд, существенные тенденции. Первая состоит в постоянном расширении круга субъектов, взаимодействующих  с органами государственного регулирования  внешнеторговой деятельности в целях  реализации задач внешнеторговой политики.

     Специфика объекта государственного регулирования - сфера внешней торговли - предполагает активное взаимодействие Минэкономразвития России с другими федеральными министерствами: во-первых, с Министерством иностранных дел и, во-вторых, с рядом отраслевых министерств по профилю внешнеторговой деятельности (например, Министерством сельского хозяйства, Министерством природных ресурсов и т.д.). Курируя сферу таможенного дела, Минэкономразвития осуществляет ряд полномочий совместно с Министерством финансов Российской Федерации (например, определение порядка расчета таможенной стоимости, уплаты таможенных платежей и т.д.). Важное значение имеет также сотрудничество с налоговыми органами (Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами) для осуществления совместных мероприятий по налоговому регулированию экспортно-импортных операций.

     Вторая  тенденция состоит в усилении того влияния, которое оказывают  общественные организации и институты  на процесс государственного регулирования  внешнеторговой деятельности.

     Решения, принимаемые в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности, должны быть не только легальными, то есть формируемыми в рамках предоставленных  полномочий и в соответствии с  установленными процедурами, но и легитимными. Легитимным будет являться такое  управленческое решение, которое опирается  на широкие слои общественности, получает поддержку со стороны деловых  и предпринимательских кругов. Государство  охотно идет на контакт с бизнесом и предпринимательскими кругами  при формировании важнейших решений, связанных с формированием ориентиров и приоритетов российской внешнеторговой политики. Организационные формы  такого сотрудничества могут быть самыми различными - от участия представителей бизнеса и предпринимательских кругов в обсуждении важнейших вопросов в рамках заседаний государственных органов до делегирования отдельным общественным организациям (например, Торгово-промышленной палате Российской Федерации) ряда полномочий по государственному регулированию внешнеторговой деятельности.

     Региональный  уровень институциональной составляющей механизма государственного регулирования  внешнеторговой деятельности так же, как и федеральный, представлен  государственными органами общей компетенции (глава субъекта Российской Федерации, законодательное собрание, региональная администрация - правительство субъекта Российской Федерации) и органами специальной компетенции (министерства или комитеты, наделенные правительством субъекта Российской Федерации полномочиями по внешнеторговому регулированию).

     Наконец, на муниципальном уровне институциональная  система включает представительные органы муниципального образования, глав муниципального образования, местные  администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципального образования), другие органы и выборные должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования и другими муниципальными правовыми актами полномочиями во внешнеторговой сфере.

     Вторым  направлением исследования организационных  основ государственного регулирования  внешнеторговой деятельности является распределение полномочий между  органами, участвующими в механизме  государственного регулирования.

     Данная  проблема напрямую связана с принципом  федерализма и его реализацией  в сфере внешнеторгового регулирования.

     Распределение полномочий между тремя основными  уровнями власти в федеративном государстве - федеральным, региональным и местным - одна из наиболее важных и в тоже время острых и деликатных в политическом смысле проблем. Неадекватное регулирование вопросов финансовой и внешнеторговой политики в федеративном государстве может пагубно сказаться на отношениях между центром и регионами, представителями отдельных народов и этнических групп.

     Многочисленные  полномочия федеральных органов  государственной власти во внешнеторговой сфере могут быть объединены в  три основные группы.

     1. Общеполитические вопросы:

     - защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц;

     - формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики Российской Федерации.

     2. Вопросы, связанные с участием  Российской Федерации в международных  экономических отношениях:

     - заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

     - участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями;

     - учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах.

     3. Вопросы, непосредственно касающиеся  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности:

     - таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

     - государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации;

     - установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними;

     - определение порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию ряда товаров;

     - установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;

     - информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации;

     -- создание страховых и залоговых  фондов в области внешнеторговой  деятельности;

     - координация международного сотрудничества Российской Федерации в области космической деятельности и контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации.

     Такой вариант определения полномочий федеральных органов государственной  власти полностью соответствует  конституционным нормам, закрепляющим сферу компетенции Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации), а также действующему российскому  законодательству.

     В последние годы наблюдается заметная активизация внешнеторговой активности большинства российских регионов (субъектов  Российской Федерации). Для сохранения этой в целом позитивной для российской экономики тенденции расширяются  права субъектов Российской Федерации  в сфере внешнеторгового регулирования.

     «Внешнеторговые»  полномочия органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  так же, как и при рассмотрении соответствующих полномочий на федеральном  уровне, сгруппируем в несколько  блоков.

     Во-первых, регионы в лице их государственных  органов наделены правом на проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических  связей с субъектами иностранных  федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства  Российской Федерации с органами государственной власти иностранных  государств.

     Участниками этих отношений являются, с одной  стороны, субъекты Российской Федерации, а с другой - субъекты иностранных федеративных государств, административно-территориальные образования иностранных государств, а также органы государственной власти иностранных государств (только в случае выражения согласия на то Правительством Российской Федерации). В соответствии с российским законодательством субъекты Российской Федерации имеют право на осуществление международных и внешнеэкономических связей. Координация этих связей составляет предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (п. «о» ст. 72 Конституции Российской Федерации). В развитие данного конституционного положения был принят Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», устанавливающий общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации Турбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Инфра-М, 2003. - С. 71..

     Необходимо  также заметить, что федеральное  законодательство применительно к  международной деятельности субъектов  Российской Федерации использует термин «связи», а не «отношения», подчеркивая  тем самым неполитический характер этой деятельности. По своему статусу  заключаемые субъектами Российской Федерации соглашения не могут рассматриваться  как международные договоры.

     Органы  государственной власти субъекта Российской Федерации должны заблаговременно  уведомлять соответствующие федеральные  органы исполнительной власти о вступлении в переговоры, о заключении соглашения об осуществлении международных  и внешнеэкономических связей. Проект соглашения об осуществлении международных  и внешнеэкономических связей, которое  заключается органами государственной  власти субъекта Российской Федерации, должен представляться для согласования в Министерство иностранных дел  Российской Федерации, а при необходимости - и в другие федеральные органы исполнительной власти (например, в Минэкономразвития РФ).

     В случае возникновения разногласий  между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной  власти субъекта Российской Федерации  в отношении проекта соглашения об осуществлении международных  и внешнеэкономических связей применяются  установленные согласительные процедуры.

     Во-вторых, субъекты Российской Федерации могут  содержать своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством  иностранных дел Российской Федерации.

     В-третьих, субъекты Российской Федерации могут  открывать в установленном порядке  представительства в иностранных  государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических  связей и по согласованию с Министерством  иностранных дел Российской Федерации.

     В-четвертых, еще одним полномочием, которым  наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации  в области внешнеторговой деятельности, является формирование и реализация региональных программ внешнеторговой деятельности. Целью таких программ является определение долгосрочной концепции их внешнеторговой деятельности.

     В качестве примера рассмотрим Постановление  губернатора Костромской области  от 27.12.2001 N515 «Об утверждении Концепции  развития внешнеэкономических связей Костромской области до 2006 года». В преамбуле данного документа  отмечается, что, учитывая важность для  экономики региона внешнеэкономических  связей, основной задачей Концепции  развития внешнеэкономических связей Костромской области до 2006 года является определение основных направлений  развития, повышение эффективности  внешних связей и совершенствование  структуры, конкурентоспособности  отечественной продукции, определение  соответствующих инструментов и  механизмов. Целью Концепции устанавливается  определение приоритетных направлений  развития внешнеэкономической деятельности Костромской области на длительную перспективу, обеспечивающих гармоничное  вхождение ее в систему общехозяйственных  связей. В ней отмечается, что  реализация Концепции должна содействовать  стабилизации и последующему развитию экономики региона в целом, что в конечном счете благоприятно скажется на росте благосостояния населения области. Средствами достижения данной цели определены:

Информация о работе Формирование системы госрегулирования ВЭД в России