Формирование предпринимательского потенциала через систему бизнес-образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: изучение и анализ современного бизнес-образования в России и разработка некоторых практических рекомендаций по формированию и развитию предпринимателького потенциала через систему бизнес-образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть социально-экономическое содержание предпринимательской деятельности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОМУ СОДЕРЖАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..……………6
Социально-экономическое содержание предпринимательской деятельности………………………………………………………………6
Политико-правовой аспект развития предпринимательской деятельности в РФ………………………………………………………..11
Предпринимательский потенциал: понятие и значение в системе предпринимательства……………………………………………………20
ГЛАВА II. БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ. 24
История возникновения и развития бизнес-образования……………..24
Понятие и структура бизнес-образования России…………………….34
ГЛАВА III СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ.
3.1. Методолгия и организация бизнес-образования
3.2. Бизнес – образование как современный способ реализации предпринимательских воможностей …………………………………42
3.3. Развитие предпринимательских навыков и мышления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................45
Список используемой литературы………………………………..47
Приложение.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 78.20 Кб (Скачать)

Но, конечно, гостевых лекций и мастер-классов недостаточно. Развитию предпринимательских навыков  в значительной степени способствуют ролевые командные игры, в рамках которых студенты за ограниченный период времени должны создать собственный  бизнес-план или предложить идею нового бренда, продукта, проекта. Такая практика возможна в российском бизнес-образовании, и новые формы обучения постепенно появляются. Конкурсы лучших бизнес-проектов, проводимые ведущими бизнес-школами  совместно с западными компаниями также играют немаловажную роль в  обучении.

Но одной установки  на развитие предпринимательских элементов  в образовании недостаточно. Необходимо, чтобы новую идеологию понимала и разделяла большая часть  общества. Поскольку такое понимание  отсутствует, возникают ощутимые трудности  в становлении предпринимательской  идеологии в российском бизнес-образовании. Как ни странно, одну из самых серьезных  проблем создает бизнес — казалось бы, сторона, максимально заинтересованная в инициативных людях.

Лишь немногие компании в состоянии рационально  использовать предпринимательские  навыки своих менеджеров.15

Проблема делегирования  полномочий — одна из ключевых для  отечественного бизнеса. Российские предприниматели, очень неохотно передают полномочия подчиненным, слабо представляют, каким  образом это делать, и из-за этого  зачастую несут огромные потери

Собственно, и  преподавателям — даже на экономических  факультетах и в бизнес-школах — трудно играть роль генераторов  развития предпринимательства. Ведь, если говорить честно, в среде профессоров  пока не сформировалось новое отношение  к предпринимательству. Оно не сформировалось в том, что касается базовых установок, идеологии. Правда, постепенно, по мере обновления преподавательского состава, эта проблема будет решаться.

Есть другая сложность. Вузы и бизнес-школы имеют  дело со студентами, у которых стремление к инновационной деятельности уже  сильно подавлено средней школой. Поэтому развитие креативного мышления и других предпринимательских навыков  надо начинать как можно раньше —  даже не в старшей, а в средней  школе.

В Америке, смещение акцента в образовании происходило, с одной стороны, под влиянием запросов рынка — в экономике  заметно увеличилось количество инновационных компаний. С другой стороны, новых форм обучения потребовало  общество в лице своих молодых  представителей. Студенты заявляли, что  не хотят работать в крупных корпорациях  на позициях наемного работника, они  хотят основать свою компанию и, соответственно, стремятся получить необходимую  для этого подготовку.

Пока в России столь четкий запрос со стороны общества не сформирован. Экономика от этого  страдает и уже власть начинает бить тревогу.

Идеология предпринимательства  должна «пропитать» всю систему  образования, и это не произойдет в один момент. Усилия бизнес-школ —  конкурсы, курсы, ролевые игры для  студентов и действующих менеджеров — со стороны пока воспринимаются как модные «фишки» университетской среды. Хотя эти «фишки» медленно создадут критическую массу подготовленных специалистов, которые, в свою очередь, будут способствовать изменению отношения к предпринимателю в обществе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе работы над  курсовой работой рассмотрено предпринимательство  в социальном, экономическом, политическом и правовом содержании, раскрыта сущность предпринимательского потенциала как  необходимого аспекта для реализации предпринимательской деятельности. Рассмотрена система бизнес-образования, ее сущность и модели.

В результате проведенного исследования получены следующие результаты:

Современная рыночная экономика предъявляет повышенные требования к подготовке предпринимателей.

Правовое регулирование  предпринимательской деятельности необходимо для эффективной рыночной экономики страны.

Широкий спектр предпринимательской деятельности является хорошей практической базой  для учебно-производственной работы со студентами бизнес-школ.

Бизнес-образование  является современным методом для  обучения высококвалифицированных  специалистов в области предпринимательства.

Бизнес-обучение является фактором, определяющим конкурентоспособность  предпринимателя.

В заключении подчеркнем, что следствием современной информационной революции является трансформация  технологий образовательной деятельности. Нынешняя система непрерывного образования  студентов и специалистов характеризуется  динамичным изменением форм, методов  и технологий обучения, пересмотром  критериев оценки качества образования, критическим отношением к составным  элементам обучающего процесса. Сегодня  непрерывное обучение выступает  необходимым фактором адекватности экономики современным условиям производства, а постоянное повышение  квалификации специалистов становится инструментом бизнеса. Одной из специфических возможностей для профессионального развития и выступает именно бизнес-образование.

В дальнейшем при  исследовании данной темы ставится задача подробнее изучить тенденции  российского образования, ознакомится  с программами современных бизнес-школ. А также разработать свою программу  бизнес-тренинга.

 

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2010.
  2. Гражданский кодекс российской федерации: части первая, вторая, третья, четвертая: текст с изм. и доп. на 15 сентября 2009 года - М.: Эксмо, 2009.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации: текст изм. и доп. на 15 сентября 2009г. - М.: Эксмо,2009. №63-ФЗ.
  4. Закон РФ "Об образовании от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред.  от 13.01. 1996 г. № 12-ФЗ) (с изм. от 31.12 2005 г.).

 

 

  Литературные источники:

  1. Альманах ВШФМ АНХ. МВА — Финансы 2000-2006. — М., 2006.
  2. Альтшулер Игорь. В чем сила Уральских бизнесменов? // журнал «Екатеринбург», август 2006.
  3. Гозман О., Рубальская А., Сливницкая М. (под ред.) Путеводитель по МВА в России и за рубежом. — М., Begin Group, 2003. — 446с. 
  4. Евенко Л.И. Понятие бизнес-образования: специфика, программы, технологии, организаия. - М.: ГУ ВШЭ,2004. С39.
  5. Журнал «Бизнес-образование». Бизнес-образование в условиях глобализации. №1(20) 2006.
  6. Иванищева  Т. Формирование предпринимательского потенциала через систему бизнес-образования / Т. Иванищева // Человек и труд. - 2007. - № 1. - С. 50-52.
  7. Лапуста М. Г., А. Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л. Г. Скамай. Предпринимательство: Учебник /  3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2003.
  8. Мальцева И.В. Образование и бизнес: формы взаимодействия // Информационно-аналитический журнал РАБО Бизнес-образование, 2009. № 1 (26). . C. 88—91
  9. Филинович С.Р. (под общ. ред.) Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. — 690с.
  10. Экономическая стратегия фирмы / под ред. А. П. Градова, 3-е изд. СПб.: СпецЛит, 2000. С. 84.

 

Интернет источники:

  1. .  КПО Просвет. Образование в России – общий обзор. Режим доступа: http://www.prosvet.su/articles/new/education/
  2. . Российская ассоциация бизнес-образования. Особенности российского бизнес-образования. Режим доступа: http://www.rabe.ru/page/70
  3. . Библиотека "Полка букиниста". А.С. Булатов. Экономика: учебник. Режим доступа: http://polbu.ru/bulatov_economy/ch41_all.html
  4. . Издательский дом НЭП. Предпринимательский потенциал России. Режим доступа: http://www.nepsite.com/node/5470
  5. . Википедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Бизнес-образование
  6. Урало-Сибирский Институт Бизнеса. Режим доступа: http://ursib.com/

Рынок бизнес-образования  в России: последние тенденции. - Режим доступа: http://www.ubo.ru/articles/? cat=129&pub=1404

Конкурентный  потенциал субъектов бизнеса. Предпринимательская  конкурентоспособность в системе бизнеса. Режим доступа: http://2008.concurrence.megacampus.ru

Финансовая карусель. Режим доступа: http://finkarus.narod.ru

 

 

 

Приложение 1.

 

Отличительные психологические особенности

Собственники

Менеджеры

явное доминирование ценностных установок, связанных с работой в сравнении  с другими сферами жизни

гармоничность выраженности ценностных установок в отношении работы в сравнении с другими сферами  жизни

выраженный интернальный локус ответственности

сочетание экстернального локуса контроля в сфере неудач и интернального  в отношении решения будущих  проблем

тенденция оценивать успешность своей  профессиональной деятельности через  объективные критерии функционирования бизнеса

тенденция оценивать успешность профессиональной деятельности через показатели внутреннего  роста

развитая интуиция в сочетании  со сформированными рефлексивными  способностями

развитые рефлексивные способности, склонность к самоанализу


 

Сходные психологические особенности

сфера личности

целеустремленность, настойчивость  в достижении цели;

прагматизм

готовность к самосовершенствованию, актуализации своих возможностей и  потенциала в целом

выраженная направленность на будущее

сфера мотивации, ценностных установок, ориентиров

преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания  неудач

стремление к профессиональному  управлению, основанному на научных  представлениях в области менеджмента, маркетинга и т.п.; выраженные познавательные потребности в сфере профессии

тенденция усложнять профессиональные цели, не останавливаться на достигнутом

сфера интеллекта

способность к разумному риску, основанному  на оценке ситуации, тщательном расчете, прогнозе развития ситуации

способность концентрироваться на главном

способность видеть ситуацию с разных сторон

способность быстро усваивать новое, но только полезное в плане материальных, карьерных выгод и т.д.

сфера самосознания

стремление рассматривать профессиональные успехи в качестве следствия собственной  активности, влияния личных качеств


  1. 1 Журнал «Бизнес-образование». Бизнес-образование в условиях глобализации. №1(20) 2006.
  1. 2 Лапуста М. Г., А. Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л. Г. Скамай. Предпринимательство: Учебник /  3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2003.

3 Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие.Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.

  1. Гражданский кодекс российской федерации: части первая, вторая, третья, четвертая: текст с изм. и доп. на 15 сентября 2009 года - М.: Эксмо, 2009.

4

5 . Издательский дом НЭП. Предпринимательский потенциал России.

6 Конкурентный потенциал субъектов бизнеса. Предпринимательская конкурентоспособность

в системе  бизнеса

  1. 7 Википедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Бизнес-образование
  1. 8 Евенко Л.И. Понятие бизнес-образования: специфика, программы, технологии, организаия. - М.: ГУ ВШЭ,2004. С39.
  1. 9 Иванищева  Т. Формирование предпринимательского потенциала через систему бизнес-образования / Т. Иванищева // Человек и труд. - 2007. - № 1. - С. 50-52.

10 Российская ассоциация бизнес-образования. Особенности российского бизнес-образования

  1. 11 Мальцева И.В. Образование и бизнес: формы взаимодействия // Информационно-аналитический журнал РАБО Бизнес-образование, 2009. № 1 (26). . C. 88—91
  1. Гозман О., Рубальская А., Сливницкая М. (под ред.) Путеводитель по МВА в России и за рубежом. — М., Begin Group, 2003. — 446с. 

12

13 Иванищева  Т. Формирование предпринимательского потенциала через систему бизнес-образования / Т. Иванищева // Человек и труд. - 2007. - № 1. - С. 50-52.

14 Альтшулер Игорь. В чем сила Уральских бизнесменов? // журнал «Екатеринбург», август 2006.

15 Финансовая карусель. Режим доступа: http://finkarus.narod.ru

 


Информация о работе Формирование предпринимательского потенциала через систему бизнес-образования