Формирование предпринимательского потенциала через систему бизнес-образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: изучение и анализ современного бизнес-образования в России и разработка некоторых практических рекомендаций по формированию и развитию предпринимателького потенциала через систему бизнес-образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть социально-экономическое содержание предпринимательской деятельности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОМУ СОДЕРЖАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..……………6
Социально-экономическое содержание предпринимательской деятельности………………………………………………………………6
Политико-правовой аспект развития предпринимательской деятельности в РФ………………………………………………………..11
Предпринимательский потенциал: понятие и значение в системе предпринимательства……………………………………………………20
ГЛАВА II. БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ. 24
История возникновения и развития бизнес-образования……………..24
Понятие и структура бизнес-образования России…………………….34
ГЛАВА III СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ.
3.1. Методолгия и организация бизнес-образования
3.2. Бизнес – образование как современный способ реализации предпринимательских воможностей …………………………………42
3.3. Развитие предпринимательских навыков и мышления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................45
Список используемой литературы………………………………..47
Приложение.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 78.20 Кб (Скачать)

К числу принципов  учебной и организационной деятельности отечественных бизнес-школ относятся:

  1. прагматизм как ориентация на развитие предпринимательства и бизнеса, практическая конкретность и индивидуальная значимость программного материала;
  2. междисциплинарный характер обучения, предусматривающий освоение экономико-управленческих и правовых дисциплин, тематических спецкурсов;
  3. теоретическое и эмпирическое осмысление экономической системы, ситуационный подход, моделирование реальных процессов; диалогичность при взаимодействии учебных центров с социальной практикой, окружающей средой;
  4. гибкость программ, блочно-модульная организация дополнительного профессионального образования;
  5. диверсификация обучения, обусловленная разнообразием и дифференцированностью целей учебных программ;
  6. многообразие уровней, форм и методов обучения, включая подготовку преподавателей и консультантов для бинес-школ и учебно-деловых центров.

Отличительная особенность бизнес-школ - их ориентация на конкретную цель, предоставление клиентам образовательных услуг через  интенсивные тематические курсы, семинары, школы. Здесь на первый план дидактики  обучения выносится вопрос "Как?", вместо "Что?" и "Почему?". При  этом в качестве источника, определяющего  необходимый уровень фундаментальности  обучения, выступает не столько учебное  заведение, сколько реальный потребитель  образовательных услуг со своим  уровнем проблемности, поиском технологий успешных решений.

Концептуальные  особенности сформированной в России сферы бизнес-образования состоят:

во-первых ,в том, что учиться бизнесу чаще всего приходят люди с высоким уровнем образования и культуры, включая преподавателей и консультантов, лиц с инженерным и гуманитарным образованием, уволенных в запас офицеров, предпринимателей, специалистов различных отраслей экономики;

во-вторых, в специфике учебного процесса, который проводится наиболее компетентными в своей области знаний преподавателями, консультантами, практиками по ключевым курсам менеджмента, экономики, финансов на основе инновационных программ;

в-третьих, в масштабности рынка образовательных услуг, мотивации к работе в бизнес-образовательной сфере;

в-четвертых, в открытости российского бизнес-образования для сотрудничества с зарубежными структурами бизнес-образования;

в-пятых, в кардинальных изменениях структуры управленческого образования, его ориентации на углубление содержания подготовки управленцев через различные формы программ ДПО, освоение и широкую реализацию программ МВА "Master of Business Administration", как продвинутой формы дополнительного профессионального бизнес-образования.

Интенсивное развитие бизнес-образования в России является следствием как востребованности рыночной экономики, так и развития предпринимательства  в образовательной сфере, т.е. следования принципу: "Бизнес-образование - это  бизнес".

За прошедшие  годы со стороны органов государственного управления наблюдается повышение  позитивного внимания к бизнес-образованию. Однако сохраняется острота проблемы государственного регулирования дополнительного  профессионального образования, включая  бизнес-образование. Сохраняет актуальность необходимость более эффективного взаимодействия государственных органов  управления, профессионально сообщества ученых и специалистов системы образования, деловых людей и предпринимательских  структур.

В современной  России школы бизнеса уже зарекомендовали  себя в качестве эффективного механизма  формирования среднего класса предпринимателей и бизнесменов, обретения новых  социальных ценностей, укрепления понимания  сути бизнеса как деятельности по производству услуг и продукции, востребованных рынком и приносящим прибыль. Примечательный факт: российские менеджеры обладают не только высоким  интеллектуальным потенциалом для  овладения специальными знаниями, но и многие из них явно выраженными  способностями к занятию предпринимательством. Однако одной из важных задач бизнес-образования  остается формирование позитивных социальных ценностей у менеджеров, предпринимателей, бизнесменов.

Для развития отечественного бизнес-образования неоценимое значение имеет учет передового зарубежного  опыта. Начиная с 90-х годов российскими  учеными и экспертами этот опыт был  основательно "просвечен", а затем  с учетом нашей специфики и  условий освоен в образовательной практике. И это относится не только к программам типа МВА, но и к опыту подготовки менеджеров, финансистов, маркетологов. В условиях глобализации, вхождения России в европейское образовательное пространство через Болонскую декларацию, предстоящее вступление России в ВТО меняется конкурентная среда в бизнес-образовательной сфере. Здесь теперь не просто учат людей предпринимательству, но и развивают способности к адаптации на рынке, решать сложные и нетрадиционные задачи современного менеджмента. 12

Переход к информационному  обществу становится системообразующей  тенденцией мирового развития. В этих условиях для бизнес-образования  открываются широкие перспективы  освоения методов дистанционного обучения, информационных и новых обучающих  технологий, обращенных к личности. Решение связанных с разрешением  этой проблемы задач, требует приоритетной переподготовки преподавателей и консультантов, ресурсного и информационного оснащения  учебного процесса, его компьютеризации, освоения сетевых технологий.

 

 

3.2. Бизнес – образование как  эффективный способ реализации предпринимательских  возможностей.

 

 «Бизнес-образование  – это образование ради карьеры  и предпринимательского успеха»1. Оно нацелено на то, что выпускник будет прямо или косвенно заниматься деятельностью, связанной с деловым администрированием, в том числе инициируя создание и развитие новых предпринимательских структур.

Тем не менее  в современной экономической  науке, и в литературе по бизнес-образованию  далеко не всегда четко определяется суть предпринимательской деятельности. Сегодня понятие «предприниматель»  трактуется как своего рода «менеджер», которому платят деньги за услуги по управлению.

Предпринимательская функция в экономических системах наиболее остро востребована на переломных, трансформационных этапах, когда  резко усиливается социальная потребность  в носителях предпринимательского потенциала и актуализируется необходимость  целенаправленного его формирования посредством бизнес-образования.

В связи с  этим потребность в анализе отличий  между менеджером и предпринимателем возникает сама собой, а также  и в нахождении ключевых параметров предпринимательских качеств и  их развития. (Приложение 1)

По моему мнению для реализации данных потребностей необходимо

внедрять  психологические технологии, которые  можно применять в бизнес-образовании, технологии, позволяющие:

- отличить предпринимателя,  определить у человека наличие   предпринимательского потенциала;

- развивать предпринимательский  потенциал человека.

Более века назад  глагол «предпринимать» рассматривался в значении затевать, решиться исполнить  какое-то новое дело, приступить к  совершению чего-то значительного, иметь  намерение, желание что-то устроить. Соответственно, содержание понятия  «предприниматель» раскрывалось как  смелый и решительный человек, способный  предпринять неординарные действия, готовый к крупным оборотам.13

В настоящее  время предприниматель представляется нам человеком, который берет  ресурсы: труд, энергию и другие активы и соединяет их в такие комбинации, которые увеличивают их первоначальную стоимость. При этом он осуществляет какие-то перемены, создает новый порядок деятельности.

Однако предпринимательская  деятельность есть не только изменение  экономической действительности, но и преобразование внутреннего мира человека, развертывание и раскрытие  его творческих потенций. По сути, предприниматель  занимается творчеством, он новатор, который  постоянно привносит инновации, совершенствует технологии, организацию, стиль управления.

Инновационная активность является атрибутом предпринимательской  деятельности. С этой точки зрения, по мнению Шумпетера, предприниматель  – агент, обладающий способностью к  предвиденью и нововведениям, которые  нарушают существенное равновесие, оставляя после себя «волны созидательного разрушения».

Личностные характеристики предпринимателя связаны с его  природной предрасположенностью к  профессиональному ведению дел  и являются результатом специальной подготовки и приобретенного опыта.

Вот некоторые  общие характеристики успешных предпринимателей:

- высокая мотивация к достижениям, потребность в реализации своего потенциала, потребность в независимости;

- развитая интуиция, прогностичность мышления, способность «схватывать» и выдвигать новые идеи, системность мышления;

- сильная воля, целеустремленность, упорство, решительность, склонность к риску, психологическая устойчивость;

- проницательность, убедительность, коммуникабельность, раскрепощенность, организаторские и лидерские способности. 14

Для того чтобы  развить предпринимательский потенциал  у слушателей бизнес-школ необходимы следующие условия: оптимальное сочетание качества учебных программ, организация среды, где происходит учебный процесс, уровень профессиональной  подготовки преподавателей, оптимальный состав групп и личной ответственности каждого слушателя.   

Таким образом, предпринимательский потенциал поддается непосредственному развитию до высокого уровня с помощью бизнес-образования. Во-первых, благодаря программам, направленным на развитие природных способностей, предпринимательского мышления, эмоциональной устойчивости, искусства дипломатии, креативности, способности принимать решения в сложных условиях. Во-вторых - на умение управлять финансами, продажами, маркетингом и развитие других профессиональных технических навыков.

 

 

3.3.Развитие предпринимательских  навыков и мышления.

 

Развитие креативного мышления, способности самостоятельно действовать и других предпринимательских качеств начинается еще в школе, продолжается в течение всей жизни человека и в значительной степени зависит от компании, где он работает. Пока среда в России скорее препятствует формированию этих качеств.

Раньше под  предпринимательством понимали создание новых фирм. Сейчас в мире это  понимание признается устаревшим. Для  любой компании, малой или очень  большой, успешная конкуренция невозможна без создания новых бизнес-идей. Поэтому люди, обладающие способностью к предпринимательству, востребованы не только в момент рождения бизнеса, но и на всех этапах его развития. Именно поэтому в современной  бизнес-школе идеология предпринимательства  должна пронизывать все программы  обучения — начиная с бакалавриата и заканчивая Еxecutive MBA.

Но как учить  особому способу мышления, который  отличает предпринимателя? Специфика  такого обучения в том, что в него входит не только передача знаний, но в  значительной степени развитие навыков  и формирование самого желания быть инноватором. Помимо мотивации к  созданию нового, набор характерных  черт предпринимателя включает стремление к самостоятельности и готовность рисковать.

Распространено  мнение: все эти качества в совокупности составляют талант предпринимателя, которым  наделены от природы очень немногие. На самом же деле, предпринимательский  потенциал присутствует у многих. Этой способностью наделена подавляющая  часть студентов.

Все люди по характеру  примерно поровну делятся на адаптеров  и инноваторов, и среди последних  есть личности, способные к саморазвитию без посторонней помощи. Но если поддерживать и направлять инноваторов, то все они могут стать предпринимателями. Такая поддержка, конечно, оказывается  далеко не всегда. «убивает» предпринимателей. Чтобы привить особый способ мышления, нужны, соответственно, особые формы обучения. Одна из них — непосредственное общение с носителями этой идеологии. Практически все известные предприниматели начинали с нуля, и многие готовы рассказать, как они развили свой бизнес, с какими сталкивались проблемами и как их решали.

Большинство крупных  компаний в лучшем случае держат на заметных позициях несколько менеджеров, имеющих предпринимательские способности. И не всегда у этих менеджеров достаточно полномочий, чтобы реализовать новаторские  идеи. Более того, авторитарный стиль  управления, во многом свойственный российскому  среднему и крупному бизнесу, зачастую выдавливает из корпораций предприимчивых людей. И это характерно в том  числе для компаний, которыми руководят  предприниматели, сами построившие  бизнес. В условиях жесткого подчинения новые идеи не приживаются. Их носители, как правило, постепенно теряют привычку проявлять инициативу. Конечно, те компании, которые готовы использовать потенциал своих сотрудников по максимуму и предоставляют им достаточную свободу действий, добиваются впечатляющих успехов. Но таких компаний мало. «пропитать» всю систему образования, и это не произойдет в один момент. Усилия бизнес-школ — конкурсы, курсы, ролевые игры для студентов и действующих менеджеров — со стороны пока воспринимаются как модные фишки университетской среды. Хотя эти фишки медленно создадут критическую массу подготовленных специалистов, которые, в свою очередь, будут способствовать изменению отношения к предпринимателю в обществе.

Специалисты считают, что определение набора дисциплин  — не главная задача при разработке образовательной программы для  предпринимателей. Более актуальный вопрос — создание среды, максимально  благоприятной для развития предпринимательских  задатков. Классическая система образования  с ее ориентацией на лекционные занятия

Информация о работе Формирование предпринимательского потенциала через систему бизнес-образования