Формирование предпринимательского потенциала через систему бизнес-образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: изучение и анализ современного бизнес-образования в России и разработка некоторых практических рекомендаций по формированию и развитию предпринимателького потенциала через систему бизнес-образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть социально-экономическое содержание предпринимательской деятельности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОМУ СОДЕРЖАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..……………6
Социально-экономическое содержание предпринимательской деятельности………………………………………………………………6
Политико-правовой аспект развития предпринимательской деятельности в РФ………………………………………………………..11
Предпринимательский потенциал: понятие и значение в системе предпринимательства……………………………………………………20
ГЛАВА II. БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ. 24
История возникновения и развития бизнес-образования……………..24
Понятие и структура бизнес-образования России…………………….34
ГЛАВА III СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ.
3.1. Методолгия и организация бизнес-образования
3.2. Бизнес – образование как современный способ реализации предпринимательских воможностей …………………………………42
3.3. Развитие предпринимательских навыков и мышления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................45
Список используемой литературы………………………………..47
Приложение.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 78.20 Кб (Скачать)

Европейцы, однако, быстро осознали громоздкость и дороговизну  американской версии МВА, выработав  на ее основе свою модифицированную, несколько  упрощенную, приближенную к практике "европейскую" модель бизнес-образования, которая получила новый импульс развития (и новые проблемы) после начала в 2001 году так называемого Болонского процесса.

В СССР процесс  формирования системы подготовки кадров для управления шел параллельно  с развитием бизнес-образования  в Европе. На волне призывов, правда, больше на словах, чем на деле, расширить  использование экономических методов  руководства народным хозяйством было снято табу с рассмотрения управления как самостоятельной специальности  в институтах высшего образования  и в учебных программах центров "послеопытного" образования. Первая кафедра управления была создана  в 1965 году в Московском инженерно-экономическом  институте им. Серго Орджоникидзе (ныне Государственный университет  управления). Вместо упраздненных десятилетием раньше промышленных академий стали  создаваться институты повышения  квалификации (ИПК) руководящих работников и специалистов при отраслевых министерствах, а также региональных ведомствах, межотраслевые и региональные факультеты этого профиля в университетах  и экономических вузах, различного рода курсы и программы на предприятиях и в организациях. В период 1969-1984 гг. число ИПК возросло с 28 до 79, их филиалов и отделений - с 47 до 134, а  факультетов по обучению руководящих  кадров в вузах - с 65 до 150.  
    В 1977 г. была создана Академия народного хозяйства при Совете Министров СССР, которая, несмотря на определенный консерватизм, в то время сыграла в целом положительную роль в развитии системы образования по экономике и управлению для руководителей-практиков.

Это происходило, однако, своим путем - не на основе освоения опыта ведущих американских и  некоторых европейских школ, дающих знания и квалификацию выживания  и процветания в рыночной экономике, а на основе традиций советской системы  с некоторым осторожным внедрением элементов западного менеджмента.

В конце 80-х годов, в порядке эксперимента, была начата подготовка кадров по специальности "Менеджмент". Специализированная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для управления предприятиями  и организациями действовала  в стране вплоть до 1990-х годов. В  эту сеть входили 120 вузов управленческого  профиля и более тысячи институтов и центров повышения квалификации. Все они финансировались и  контролировались государством. К началу 90-х годов началось скачкообразное, стихийное развитие рынка образовательных  услуг для предпринимательства и бизнеса. 7

Можно сделать, таким образом, вывод, что к началу перестройки, а затем радикальных  реформ 90-х годов, Россия, имевшая  достаточно развитую в экстенсивном отношении, но совершенно не соответствующую  требованиям рыночной экономики  систему подготовки управленческих кадров, столкнулась с реальной проблемой  профессионального образования  и обучения людей, участвующих в  выполнении функций управления в  организациях, которые действуют  в условиях рынка и ставят своей  главной целью получение прибыли. Именно этот смысл вкладывается сегодня  в понятие бизнес-образование  и именно эта проблема, примерно в аналогичной постановке (по масштабам  и конечным задачам, но, разумеется, не по конкретному содержанию) встала перед западными странами на четыре десятилетия раньше, чем в России, которой и в этой области приходится преодолевать серьезное отставание, ускоренно проходя уже проторенный  путь, но в новых специфических  для нашей страны условиях.

В развитии отечественного бизнес-образования важную роль сыграла  поддержка Национального фонда  подготовки кадров (НФПК - С.П.Семенцов, затем Е.Н.Соболева), Торгово-промышленной палаты РФ, ряда международных организаций, лидирующих на рынке образовательных услуг в области менеджмента.

 

 

2.1. Понятие и структура бизнес-образования  в России.

 

Бизнес-образование   – интенсивно развивающаяся отрасль в сфере бизнес-тренингов, семинаров, курсов и конференций. Сегодня большинство руководителей понимают, что затраты на бизнес-образование во-первых, это выработка конкурентных преимуществ, а во вторых – существенные инвестиции в их бизнес. Конкурентные преимущества необходимо инвестировать. И затраты на обучение, повышение квалификации рассматриваются руководителями точно также, как и другие инвестиции компании, как например, закупка нового оборудования. Соответственно, и относятся к обучению сотрудников сегодня именно так, так к инвестициям, — осознавая их необходимость и оценивая отдачу за вложенный капитал.

Бизнес-образование  – профессиональное образование  и обучение людей, участвующих в  выполнении функции управления на предприятиях и в хозяйственных организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной  целью получение прибыли.8

 Говоря об  образовании для бизнесменов  и менеджеров, обычно выделяют  три модели обучения. Первая - "германская" - заключается в подготовке квалифицированных руководителей с фундаментальными знаниями. Вторая - "американская" - готовит узких специалистов, так называемых профессиональных менеджеров. Третья модель - смешанная, она вбирает в себя одновременно черты первой и второй и характерна для стран, находящихся в состоянии перестройки образовательной системы.

Сегодняшняя система  образования в России включает в  себя высшее, дополнительное и последипломное образование. В области высшего  образования выделяются следующие  ступени: степень бакалавра (4 года), квалификация специалиста (5 лет) и академическая степень магистра (6 лет). Практически в каждом высшем учебном заведении есть факультеты, на которых обучают специалистов экономического и управленческого профиля на научно-практическом (бакалавр, специалист) или научно-аналитическом (магистр) уровне.9

Дополнительное  образование в России до недавнего  времени не воспринималось всерьез, никак не контролировалось государством и на деле не приводило ни к получению  дополнительной профессии (для этого существовало второе высшее образование), ни к серьезным изменениям в карьере специалиста. Однако узаконение Постановлением Правительства России нового вида профессиональной переподготовки с присвоением квалификации и введение нового вида диплома о дополнительном образовании создали широкое поле для применения американской системы образования, и сегодня можно уверенно говорить о том, что рынок бизнес-образования в России развивается по смешанной модели.

Систематизируя  российскую систему образования, целесообразно  будет выделить четыре основных пути получения профессии менеджера.

Первый путь - традиционный и наиболее привычный, это, конечно, "настоящее", то есть высшее образование. По гарантии Конституции Российской Федерации оно является бесплатным, однако до 25% контингента обучается платно. Высшее образование в сферах менеджмента и бизнеса направлено с одной стороны на общее развитие личности, а с другой - на подготовку специалиста в конкретной области предпринимательского дела. Однако в любом случае получаемые знания будут скорее теоретическими, и вряд ли кто-нибудь решится ждать от выпускника высшего учебного заведения, что он сможет принять на себя реальную ответственность за управление реальными людьми и реальной организацией. Первое высшее образование учит человека осваивать знания, а известная шутка вовсе определяет его как "то, что остается в голове, когда забываешь все, чему тебя учили". Еще один спорный вопрос - обучение в магистратуре людей с неэкономическим образованием, сдавших экзамен по программе бакалавриата. Действительно, обещание подготовить за два года из биолога или филолога, подготовившихся по нужным предметам за несколько месяцев до вступительных испытаний, профессионального руководителя того же уровня, что за шесть лет, вызывает определенные сомнения. И все же, несмотря на все противоречия, именно высшее образование включено в требования к кандидатам практически на все вакансии - его наличие означает, что человек умеет учиться.

Второй способ - это профессиональная переподготовка, то есть дополнительное образование в объеме приблизительно 500 часов без присвоения дополнительной квалификации. Ее цель - введение в профессию менеджера, развитие у студента практических навыков, расширение его кругозора. В результате прохождения такой программы, хоть и не приобретая сертификатов и дипломов, человек получает возможность профессионально сориентироваться в том, что ему придется делать на практике, раскрепоститься и почувствовать себя увереннее. Наиболее известные зарубежные программы такого типа - это трехмесячная программа Гарвардской школы бизнеса по интенсивному очному обучению менеджменту и десятимесячная программа Массачусетского технологического института. Они могут сыграть свою роль при перемещении менеджера из среднего в высшее звено управления, но не относятся к программам с присвоением степени.

Третий тип  услуг бизнес - образования объединяет множество краткосрочных программ, тренингов и семинаров. По их результатам  выдаются удостоверения о повышении квалификации или сертификаты об участии в программе. Ориентированы они на практическое изучение актуальных проблем в отрасли профессиональной деятельности руководителя, конкретного производства, специфических методик. Пожалуй, это наиболее популярный сектор рынка, предлагающий обновление знаний, приобретение новых навыков, ознакомление с последними тенденциями в области управления и т.д.

В последнюю, четвертую, категорию целесообразно выделить MBA (Master of Business Administration). Вообще говоря, именно эта престижнейшая программа составляет основу рынка бизнес - образования во всем мире. Главное отличие программ МВА от других программ дополнительного образования заключено в том, что, во-первых, здесь акцент делается на практических интерактивных занятиях (тренингах, кейсах), а, во-вторых, результаты обучения во многом зависят от активности самого слушателя. Тонкость в том, что человек, имеющий второе высшее образование, - это специалист, который обладает знаниями. А задача школ МВА - научить человека не знать, а быть - стратегом, менеджером, руководителем. Основная ценность программы - в том, что степень MBA является ощутимым толчком к развитию карьеры менеджера среднего или высшего звена и создает прекрасные условия для достижения высот в предпринимательской деятельности. Официальное принятие этой программы в России потребовало многих усилий, и с 2004 года законодательством Российской Федерации квалификация "Мастер делового администрирования" была закреплена как дополнительная к базовому высшему образованию. С тех пор процесс распространения MBA в России существенно ускорился, и в 2007 году число успешно закончивших школы МВА составило около пяти тысяч человек.10

Резюмируя, можно  сказать, что высшее образование  учит думать, профессиональная подготовка - где искать ответ на поставленный вопрос, краткосрочные программы дают конкретные и точные правила действий в проблемных ситуациях, а MBA готовит профессиональных руководителей.

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. ПРЕДПРИНМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И СПОСОБЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ.

 

3.1. Методология и организация  бизнес-образования

 

Как любая научно-практическая деятельность, бизнес-образование определяется методологией и организацией. Методологической основой современного бизнес-образования стала нацеленность на массовое обучение предпринимателей и бизнесменов в интересах формирования конкурентной среды как генератора рыночной экономики, кардинальные демократические и экономические преобразования, интеграция России в мировую экономику. Главные цели бизнес-образования состоят в передаче профессиональных знаний о рынке, выработка умений и предпринимательских навыков, формирование личностных качеств, жизненной позиции и мировоззрения менеджеров.

В методологии  подготовки менеджеров важное значение придается инновациям, разработке и  использованию различных форм интенсивной  учебной работы. Все большее число  бизнес-школ осваивают в учебном  процессе такие методики, как тренинги, разбор конкретных ситуаций (кейс-методика), технологии обучения действием, "электронное  обучение". При этом реализация учебных  программ предполагает научение обучаемых  решению конкретных и чаще всего  сложных бизнес-задач, комплексного характера, развитие их профессионального  мастерства, влияние на формирование системы социальных ценностей.

Ориентация на потребителя образовательных услуг, диверсификация программ в области  менеджмента и бизнеса, их гибкость, самостоятельность учебных заведений  в проектировании учебного процесса стали отличительными чертами методологии  бизнес-образования.

Через современное  бизнес-образование пролегает путь к достижению успеха любых компаний, организаций, предприятий в их экономическом  развитии. Оно играет в последние  годы ключевую роль в экономическом  просвещении населения, развитии предпринимательских  навыков, расширении ассортимента и  повышения качества образовательных  услуг. 11

Важной функцией бизнес-образования стало развитие коммуникаций, укрепление связей между  предпринимательским структурами  и обществом. В его задачу входит также содействие престижу и укреплению культуры бизнеса в российском социуме, формирование гражданских и нравственных стандартов. Одновременно, будучи рыночной структурой, бизнес-образование является самой представительной частью рынка  образовательных услуг.

Информация о работе Формирование предпринимательского потенциала через систему бизнес-образования