Формирование предпринимательского потенциала через систему бизнес-образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: изучение и анализ современного бизнес-образования в России и разработка некоторых практических рекомендаций по формированию и развитию предпринимателького потенциала через систему бизнес-образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть социально-экономическое содержание предпринимательской деятельности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОМУ СОДЕРЖАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..……………6
Социально-экономическое содержание предпринимательской деятельности………………………………………………………………6
Политико-правовой аспект развития предпринимательской деятельности в РФ………………………………………………………..11
Предпринимательский потенциал: понятие и значение в системе предпринимательства……………………………………………………20
ГЛАВА II. БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ. 24
История возникновения и развития бизнес-образования……………..24
Понятие и структура бизнес-образования России…………………….34
ГЛАВА III СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ.
3.1. Методолгия и организация бизнес-образования
3.2. Бизнес – образование как современный способ реализации предпринимательских воможностей …………………………………42
3.3. Развитие предпринимательских навыков и мышления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................45
Список используемой литературы………………………………..47
Приложение.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 78.20 Кб (Скачать)

Человек приобретает  качества, которые становятся значимыми  личностными преимуществами, что  очень важно для достижения успеха. Поэтому именно развитие своих способностей и определенных личностных качеств  включает основные механизмы раскрытия  природного потенциала. При этом важно, чтобы человек осознавал свои способности, свою силу, больше уделял внимания именно их развитию, а не боролся  с недостатками.

Знание своих  потенциальных возможностей имеет  огромное практическое значение, особенно в контексте предпринимательства.

Предпринимательский потенциал представляет собой объективно существующую данность, одна часть  которой уже обнаружена и реализуется, а другая остается на протяжении определенного  периода «вещью в себе» и требует  стимула для своей активации.5

Предпринимательские способности (потенциал) можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.

В свою очередь, к предпринимателям относятся, прежде всего, владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих.

Рассмотрим предпринимательский  потенциал как элемент ресурсного потенциала фирмы.

Обычно под потенциалом предпринимательской фирмы понимают совокупность различных ресурсов, которые находятся в распоряжении данной фирмы и пускаются ею в ход в процессе деловой деятельности. В состав этой совокупности ресурсов входят земельные площади, производственные мощности, численность и качество персонала работников, финансовые ресурсы, мастерство менеджеров, прочность внутренних организационных структур фирмы, эффективность стратегических и управленческих установок, многообразие методов взаимодействия с другими субъектами бизнеса.

Таким образом, первое, наиболее общее определение  потенциала предпринимательской фирмы  может быть связано с подлежащими  реализации возможностями этой фирмы. Потенциал субъектов предпринимательского бизнеса воспринимается, прежде всего, как его ресурсная база.

Поэтому на первый взгляд нет никакой разницы между  «потенциалом» и «ресурсным потенциалом».

Для изучения данного  вопроса выделим следующие элементы ресурсного потенциала предпринимательской фирмы, а именно: 

 

Таблица 1

Элементы ресурсного потенциала фирмы 

 

Материальный потенциал

совокупность предметов деятельности (средства и предметы труда), а также  технологии производства товаров, оказания услуг и выполнения работ, применяемые  фирмой, в том числе инновационные  технологии

Коммерческий капитал

совокупность созданных и подлежащих реализации товаров, алгоритмов оказания услуг, навыков выполнения работ

Информационный потенциал

совокупность профессиональной и  деловой информации, имеющейся в  распоряжении компании, а также технологии создания, воспроизведения, представления и защиты информации

Финансовый потенциал

совокупность финансовых активов  фирмы, а также финансовых обязательств фирмы в отношении других субъектов  бизнеса

Человеческий потенциал

используемые человеческие ресурсы, объединяемые внутри предпринимательской  фирмы, в том числе интеллектуальный (образовательный) потенциал данной фирмы

Организационный потенциал

организационная структура компании, уровень внутрифирменного менеджмента, а также внутренние и внешние  деловые коммуникации данной компании

Предпринимательский потенциал

деловые способности учредителей  предпринимательской фирмы, ее сотрудников  и менеджеров («потенциал предприимчивости»)


 

 

Под предпринимательским потенциалом субъекта бизнеса следует понимать совокупность бизнес-идей и способов их реализации, имеющихся в распоряжении предпринимательской фирмы.

В качестве бизнес-идей выступают формулируемые и предлагаемые модели и алгоритмы взаимодействия компании с внешней средой (контрагентами, клиентами, конкурентами и общественностью), а также внутреннего обустройства компании, реализация которых обеспечивала бы компании приращение конкурентных преимуществ над соперниками. Таковыми могут быть модели изменения номенклатуры товаров и услуг компании, повышения  ее технологического уровня, улучшения  штатного расписания, создания служб  гарантийного обслуживания клиентов компании, внедрения новых компонентов  в рекламную деятельность и систему  продаж, а также многое другое. Способами реализации бизнес-идей являются деловые коммуникации, созданные внутри компании и во внешней среде, механизмы принятия управленческих решений, мониторинг и контроль их выполнения, способы доведения принятых бизнес-идей до внешней среды. Внутрифирменные деловые коммуникации включают в себя взаимодействие между различными внутренними подразделениями компании, как линейно зависимыми, так и автономными, в части воплощения бизнес-идей в конечные решения компании по выпуску продукции, обновлению ассортимента и технологий, а также другим действиям. Внешние деловые коммуникации охватывают взаимоотношения фирмы с клиентами, конкурентами, контрагентами и общественностью.6

Совокупность  внутрифирменных деловых коммуникаций, в конечном счете, призвана обеспечивать признание эффективных бизнес-идей на уровне управленческих решений компании и их исполнение сотрудниками компании под контролем лиц, ответственных  за принятие таких идей. Совокупность внешних деловых коммуникаций, в  конечном счете, призвана обеспечивать формирование способов доведения принятых бизнес-идей до всех субъектов бизнеса, представляющих внешнюю среду данной предпринимательской фирмы. В свою очередь, доведение бизнес-идей до внешней  среды состоит в навязывании  внешней среде деловых интересов  компании. Окружение предпринимательской  фирмы должно, как ранее руководство  компании, принять бизнес-идеи, признать за данной фирмой право на внедрение  таких идей на рынок, согласиться  с новыми условиями взаимодействия, вытекающими из содержания таких  бизнес-идей, и, тем самым, учесть деловые  интересы фирмы в качестве непреложного условия своей собственной деловой  деятельности. Именно так в конечном итоге происходит выявление предпринимательского потенциала субъектов бизнеса, и  именно поэтому данный элемент потенциала субъектов бизнеса рассматривается как составная часть их конкурентного потенциала. Заставляя конкурентов считаться с собственными бизнес-идеями, как старыми, так и новыми, субъекты предпринимательского бизнеса обнаруживают наличие у них необходимого потенциала продолжения конкурентной борьбы.

Важно подчеркнуть  три особенности формирования предпринимательского потенциала.

Во-первых, все предпринимательские идеи возникают в субъектной среде предпринимательской фирмы, поэтому предпринимательский потенциал фирмы, как правило, напрямую зависит от ее человеческого потенциала. Именно поэтому принцип подбора и расстановки кадров внутри компании в соответствии с деловыми качествами работников является жизненно необходимым для любой компании. Неудачные решения в этом вопросе могут обернуться снижением, порой существенным, предпринимательского потенциала данной компании, сокращением числа ее конкурентных преимуществ. Напротив, постоянное следование названному принципу проведения кадровой политики способствует улучшению деловых коммуникаций внутри компании и, тем самым, наращиванию предпринимательского потенциала данной компании.

Во-вторых, предпринимательский потенциал фирмы, носителем которого выступают сотрудники данной фирмы, соседствует с ее профессиональным потенциалом, носителем которого выступают те же самые сотрудники. Из курса «Основы бизнеса» вы должны помнить о том, что профессиональные и деловые отношения внутри предпринимательской фирмы являются двумя разными сторонами взаимодействия сотрудников фирмы. Великолепная профессиональная подготовка функционеров компании может оказаться абсолютно невостребованной, если их профессиональная деятельность осуществляется под воздействием неудачных бизнес-идей, либо сопровождается неэффективными деловыми коммуникациями. Напротив, яркие бизнес-идеи, усиленные грамотно выстроенными внутрифирменными и внешними деловыми коммуникациями, способны повлиять на увеличение, порой многократное, профессионального потенциала сотрудников компании. Бизнес-идеи, принятые и реализуемые предпринимательской фирмой, нацеливают компанию на наращивание конкурентных преимуществ; в этих условиях фирма жизненно заинтересована в постоянном повышении профессионального уровня своих

В-третьих, внутри фирмы целесообразно выделять две группы сотрудников. К первой группе относятся те сотрудники, для кого деловая деятельность является составной частью их работы на фирме вообще наряду с их профессиональной деятельностью — например, руководители и рядовые сотрудники функциональных подразделений, вносящие новые бизнес-идеи и развивающие уже принятые. Ко второй группе относятся те сотрудники фирмы, для кого бизнес-деятельность является содержанием их профессиональной деятельности. Таких людей следует называть профессиональными предпринимателями. Ими являются, прежде всего, учредители предпринимательской фирмы, а также основные топ-менеджеры, ответственные за развитие компании в целом, и в частности за развитие коммуникаций фирмы во внешней среде бизнеса (маркетинг, продажи, конкурентное поведение, связи с общественностью, обеспечение безопасности). Таким образом, конкурентный потенциал всякой компании в определяющей степени зависит от личного предпринимательского потенциала учредителей (владельцев, собственников) данной компании, а также ее основных руководителей — от масштабов их личности, размеров предпринимательского таланта, знаний, навыков, умений и опыта работы в практическом бизнесе.

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ.

 

2.1. История возникновения и развития  бизнес-образования

 

Развитие образования  для осуществления бизнеса, как  коммерческой деятельности, а также  менеджмент-образования в России - составная часть реформирования и модернизации системы профессионального  образования и обучения кадров для  управления в нашей стране. Его  истоки просматриваются на рубеже XIX-XX веков, когда в 1907 году было создано  Высшее коммерческое училище - специализированное учебное заведение, именуемое сегодня  Российской экономической академией  им. Г.В.Плеханова. Этот вуз изначально специализировался на подготовке кадров для коммерческих структур.

Школы бизнеса  как символ бизнес-образования стали  появляться в США в конце XIX - начале XX вв. Самая первая - это Школа  бизнеса Пенсильванского университета (1886 г.), основанная Д.Уортоном, в 1901 году в Даремском университете был  выдан первый диплом МВА. Гарвардская  школа бизнеса была основана в 1916 году, в 1919 г. - Американская ассоциация университетских школ бизнеса - AACSB (т.е. на 70 лет раньше РАБО). Новаторство  американского подхода было основано на предпосылке о том, что в  результате обучения формируется "профессиональный менеджер". Считалось при этом, что менеджмент - это не только вид  деятельности, но и самостоятельная  наука. Социальному слою менеджеров, выполняющих управленческую функцию, отводилось весьма высокое положение  в обществе, в постиндустриальном обществе они олицетворяли собой "управленческую революцию".

В СССР первые курсы  подготовки "красных директоров", "командиров производства" были открыты  в 1925 г. и обучение на них почти  сразу увеличилось с 1 до 3 лет. Наиболее интересным элементом этой системы  были промышленные академии, в которых  готовились кадры высшей квалификации для народного хозяйства Советского Союза. Первая академия этого рода была создана в 1927 г., в 1932 г. их было 23, а к началу 1950-х гг. насчитывалось (по отраслям народного хозяйства - горного дела, химии, транспорта и т.п.) уже 31. Они ежегодно обеспечивали профессиональное "послеопытное" образование более чем для 2000 человек, имевших практический опыт и способности к руководству производством. В принципе, это обучение можно, в некотором смысле, считать аналогом послевузовской и последипломной подготовки менеджеров-дженералистов, а также функциональных руководителей с довольно узкой специализацией, с сильным акцентом на решение проблем конкретных отраслей экономики и с подменой собственно управленческой подготовки (она и в мире в то время лишь зарождалась) подготовкой политэкономической и идеологической. Наличие такого рода учебных заведения, стоящих как бы над обычными вузами и несколько в стороне от них, безусловно, положительно повлияло на развитие народного хозяйства.

Вместе с тем  эту систему нельзя было назвать  системой подготовки менеджеров для  бизнес-организаций в западном смысле слова, так как главное внимание в ней уделялось вопросам производства, научно-технического прогресса, отчасти  экономики, но никак не бизнесу. Проблемы человека и организации почти  не рассматривались, а под "научным  управлением обществом" понималось фактически умение подчинять (сверху) и умение подчиняться (снизу) в бюрократической  системе партийно-государственного руководства хозяйством, углубленное  освоение марксистско-ленинской теории управления, неизвестно где сформулированной, и постановлений высших правительственных  и партийных органов. Тем не менее, когда в конце 1950-х гг. промышленные академии были ликвидированы и просто увеличены сроки подготовки инженеров  и экономистов до пяти и более  лет в пределах одной ступени  высшего образования в вузах, это явилось, как показало время, шагом назад.

Бум бизнес-образования  в развитых зарубежных странах пришелся на 60-е годы. В США после опубликования  доклада Гордона-Хоуэлла и в  результате целенаправленной деятельности AACSB школы бизнеса резко усилили  научный и академический уровень  своих программ (за счет, прежде всего, расширения преподавания количественных методов и поведенческих наук), преодолев ранее доминировавший прагматизм учебных планов, сосредоточенных  главным образом на финансовых, коммерческих, правовых вопросах и предпочитавших заимствованный из практики подготовки юристов "гарвардский" case method изучению научных дисциплин. Подготовка на программах МВА в США за десятилетие 60-х  годов выросла примерно в 10 раз (с 4000 до 40.000 чел. в год). Развивалась  также мощная система повышения  квалификации и управленческих, психологических  тренингов (например, в американской ассоциации тренинговых центров ASTD в конце 90-х годов состояло уже 14.000 членов).

В странах Западной Европы программы подготовки управленческих кадров высшей квалификации американизированного типа, т.е. МВА стали распространяться в это же время в дополнение к уже существовавшей достаточно мощной системе высшего образования  экономического и инженерно-экономического толка. Лидером в этом процессе стала  Великобритания, но достаточно серьезные  усилия были предприняты в Испании, Франции, Италии и некоторых других странах. В 1964 году (на четверть века раньше РАБО) была основана западноевропейская ассоциация школ бизнеса - European Foundation for Management Development (efmd), а в 1993 году (примерно в то же время, что и РАБО) Central and East European Management Development Association (CEEMAN), ассоциация аналогичного назначения стран Центральной  и Восточной Европы (по инициативе Даницы Пург).

Информация о работе Формирование предпринимательского потенциала через систему бизнес-образования