Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:26, курсовая работа
Цель данной работы: показать соотношение и место государственной и муниципальной собственности в рыночной экономике. Задачи:
дать определение понятиям государственная и муниципальная собственность;
рассмотреть государственную собственность в развитых капиталистических государствах;
дать определение понятиям приватизации и национализации имущества;
рассмотреть роль собственности в экономических отношениях;
рассмотреть долю государственного сектора экономики
Введение 3
Сущность и особенности государственной и муниципальной 4
собственности в России и капиталистических государствах
1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности 4
1.2 Государственная собственность в развитых капиталистических государствах 6
1.3 Понятие приватизации и национализации имущества 11
2. Соотношение и место государственной и муниципальной собственности в 15 рыночной экономике
2.1 Роль собственности в экономических отношениях 15
2.2 Доля государственного сектора в рыночной экономике 19
Заключение 26
Список используемой литературы 28
Государство в странах Скандинавии активно представлено в следующих сферах - образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, рынок труда и др. Помимо прямого участия государства в экономике, существуют косвенные методы регулирования с помощью мер кредитно-финансовой политики.
В
азиатских странах масштабы участия
государства в организации и
управлении промышленностью, как правило,
значительны. Формы и методы государственного
вмешательства в экономику
В экономической политике стран Латинской Америки до начала 1980-х гг. преобладало традиционное значительное государственное вмешательство в экономику.
На
современном этапе развития преобладают
либеральные рыночные системы с
косвенным участием государства (в
основном финансовые и фискальные)
в экономическом регулировании.
В Латинской Америке
Масштабная
приватизация государственной собственности
проведена в большинстве
В Бразилии осуществлена приватизация в нефтяной промышленности и др. Тем не менее государственные предприятия длительное время доминировали в базовых отраслях: горнодобывающих, нефтехимии, металлургии, химии и фармацевтической промышленности.
Но
за последние несколько лет
В
Мексике проведена распродажа убыточных
государственных предприятий. В
программу приватизации включены крупнейшие
предприятия горнорудной
В
государственной экономической
политике стран Центральной и
Восточной Европы (ЦВЕ) взят курс на
разгосударствление и приватизацию
государственной собственности, формирование
свободных
Тенденция развития - разнообразие форм собственности.
Важным моментом является то, что государства Центральной и Восточной Европы четко определили границы приватизации, обозначив ту часть собственности, которая остается в руках государства.
Статус государственной собственности сохранили железные дороги, почта, телеграф и некоторые другие предприятия, имеющие общественное значение.
В
странах ЦВЕ имеет место
Заключение
Собственность существовала и будет существовать. Однако она не всегда была одинаковой и зависела от типа собственности. Формы собственности могут быть различными, меняющимися с развитием человеческого общества, с переходом от одной общественно-экономической формации к другой. В каждой формации существует тип собственности, который определяет основу данного общества, характер всех других форм собственности, существующих в данном же обществе <8>. Речь может идти о двух типах собственности: обобществленном и индивидуальном. Эта классификация основана на признаке уровня (степени) обобществления средств производства и позволяет в экономическом смысле различать исторически определенные типы присвоения: общественный и индивидуальный. В первом случае присвоение вещей осуществляется обществом в целом или определенной социальной группой лиц, а во втором - отдельным индивидуальным лицом.
Завершая данную работу можно сделать следующие выводы:
Во-первых, существующая система управления и распоряжения объектами государственной и муниципальной собственности нуждается в совершенствовании. Это связано с тем, что до сих пор не сформирован полностью реестр государственной недвижимости; отсутствует четкое определение прав пользователя недвижимостью; полномочия государства как собственника недвижимости осуществляются разными федеральными органами, деятельность которых не скоординирована в надлежащей степени; права государства на объекты недвижимости не зарегистрированы в установленном законом порядке (это касается и объектов недвижимости, находящейся за рубежом).
Во-вторых,
специфической для
<8>
См.: Тархов В.А. Советское
<9>
Пятков Д.В. Участие РФ, субъектов
РФ и муниципальных
Приватизация как способ разгосударствления собственности в РФ существует в этом качестве уже более пятнадцати лет.
В-третьих,
первый опыт приватизации в России
показал, что отчуждение муниципальной
собственности часто
Полученные от приватизации муниципальной собственности средства оказались недостаточными не только для долгосрочных инвестиций, но и для решения неотложных текущих социальных проблем. Таким образом, многие муниципальные образования оказались и без собственности, и без финансовых ресурсов.
Приватизация предприятия в различных сферах производства должна осуществляться с таким расчетом, чтобы государственная собственность сохранила заметный удельный вес среди других форм собственности.
Государственная собственность должна превалировать, в частности, в нефтегазовом секторе, бездумная приватизация которого привела к падению нефтедобычи, стагнации геологоразведочных работ, тотальному выкачиванию прибыли и ее распределению между крупнейшими акционерами. Хотя и в этой сфере может присутствовать частный капитал, но через передачу (продажу) мелких пакетов акций рядовым гражданам, арендные отношения.
Мировой
опыт показывает, что собственность
используется наиболее эффективно в
тех странах, где степень либерализации
хозяйственной деятельности выше, если
это сочетается с высокой эффективностью
государственных институтов, а также
активной государственной поддержкой
предпринимательства и
Увеличение удельного веса частной собственности путем уменьшения объема государственного сектора является принципиальным условием формирования в стране рыночных отношений. Это не единовременный акт, а составная часть многофакторного процесса, сутью которого является изменение эволюционным путем принципов жизни во всех сферах, и прежде всего в отношениях собственности.