Формирование муниципального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: показать соотношение и место государственной и муниципальной собственности в рыночной экономике. Задачи:
дать определение понятиям государственная и муниципальная собственность;
рассмотреть государственную собственность в развитых капиталистических государствах;
дать определение понятиям приватизации и национализации имущества;
рассмотреть роль собственности в экономических отношениях;
рассмотреть долю государственного сектора экономики

Содержание

Введение 3
Сущность и особенности государственной и муниципальной 4

собственности в России и капиталистических государствах

1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности 4

1.2 Государственная собственность в развитых капиталистических государствах 6

1.3 Понятие приватизации и национализации имущества 11

2. Соотношение и место государственной и муниципальной собственности в 15 рыночной экономике

2.1 Роль собственности в экономических отношениях 15

2.2 Доля государственного сектора в рыночной экономике 19

Заключение 26
Список используемой литературы 28

Работа содержит 1 файл

кр1.docx

— 63.74 Кб (Скачать)

      имущество, предназначенное для какой-либо государственной службы или для  развития национального богатства;

      права на совместную собственность, принадлежащую  государству.

      Во  Франции в состав исключительной собственности государства французский гражданский кодекс включает:

  • дороги и улицы, за состоянием которых следит государство,
  • реки, судоходные и сплавные речки, берега, морские наплывы, порты, гавани, рейды и любые участки территории Франции, которые не могут находиться в частной собственности;
  • ворота, стены, рвы, оборонительные сооружения укреплений и крепостей.

      Бесхозное имущество, то есть имущество, никем  не освоенное, и имущество лиц  умерших без наследников, также  принадлежит государству. Исключительной собственностью государства являются большие озера Ле-Берте и Линесен.

      Французское законодательство относит к числу  объектов государственной собственности  воздушное пространство, недра земли, шахты и недвижимое имущество, предназначенные  для их эксплуатации.

      Гражданский кодекс Бельгии практически без изменений воспроизводит положения Французского Гражданского Кодекса об объектах, находящихся в исключительной собственности государства.

      Для включения имущества в состав государственного достояния необходим  специальный закон. Имущество, которое  используется всеми, считается государственным  достоянием.

      Правому положению государственного имущества  посвящена глава II книги III Гражданского кодекса Италии. Статья № 822 причисляет к государственной собственности следующее: морские побережья, рейды и порты, реки, озера, другие воды (в соответствии с положением специальных законов ), а также изделия, предназначенные для национальной обороны.

      В состав государственного имущества  также входят:

  • принадлежащие государству дороги, автодороги и железные дороги, аэропорты, акведуки;
  • здания, представляющие историческую, археологическую или художественную ценность;
  • собрания музеев, архивов, библиотек;
  • другое имущество, отнесенное к разряду государственного специальными законами.

      Если  виды имущества, перечисленные выше, приобретены регионами на любых  законных основаниях, то такое имущество  подчиняется правовому режиму, установленному Государственным Кодексом Италии для  государственного имущества ( статья №281 от 16 мая 1970 года ).

      Имущество, входящее в состав государственного, неотчуждаемо, на него может быть обращено взыскание в пользу третьих лиц, лишь в случаях, установленных законом, относящихся к этому имуществу.

      Органы  государственной власти осуществляют управление государственным имуществом. Защиту права собственности на это  имущество они осуществляют в  порядке, установленном административным и гражданским законодательством.

      Имущество, принадлежащее провинциям и коммунам, подчинено тому же режиму, что и  прочее государственное имущество. Этот же правовой режим распространяется на коммунальные рынки и кладбища.

      В состав государственного имущества  входят принадлежащие государству, провинциям и коммунам права на имущество, принадлежащее другим лицам, в тех  случаях, когда это имущество  необходимо для достижения целей, представляющих общественный (государственный) интерес.

      Частью  имущества государства является:

  • леса, шахты, карьеры и торфяники, разрабатываемые месторождения;
  • объекты, найденные в земле и представляющие историческую, археологическую, палеонтологическую или художественную ценность;
  • имущество предоставляемое президенту Республики;
  • казармы, вооружение, военные самолеты и корабли.

      В состав имущества государства, провинций  и коммун входят здания, предназначенные  для размещения в них государственных  учреждений, а также иное имущество, предназначенное для осуществления  государственной службы.

      Государству принадлежит бесхозное имущество.

      Имущество государства, регионов и коммун подчиняется  правовому режиму, установленному него Гражданским Кодексом и специальными законами.

      Передача  имущества из состояния государственного достояния в собственность государства  на основании заявления, сделанного государственным органом. Сообщение  о такой передаче имущества публикуется  в официальном издании. Переход  части государственного достояния  к имуществу провинций доводится  до сведения общественности в соответствии с правилами, установленными регламентами коммун и провинций.

      В США государственная собственность возникла и развивается в основном путем аккумуляции денежных средств в государственном бюджете и их использования для государственного стимулирования экономики, в том числе и для создания отдельных государственных предприятий.

      В собственности государства находится: земля, почтовая служба, ирригационные  сооружения, дороги, порты, электростанции, научные и исследовательские  центры. Стоимость государственных  активов составляет в настоящее  время более 30% национального богатства  страны, федеральное правительство - крупнейший страховой агент.

      Особенно  велика роль государства как собственника на землю. На его долю приходится 39,5% земельной площади США, в том  числе федеральному правительству  принадлежит 33,7%, штатам - 5%, муниципалитетам - 0,8%. Около 50% принадлежащей федеральному правительству земельной площади  находится на Аляске.

      Правительство США может приобрести землю у  штатов, у частных лиц и корпораций за ту цену, которую получил бы продавец, если бы торг состоялся на земельном  рынке.

      Федерации могут принадлежать на праве собственности  любые другие объекты, помимо земли.

      Государство играет значительную роль в производстве электроэнергии, в атомной промышленности, в транспорте. Федерации принадлежит несколько крупных железных дорог страны и все автострады, большое число гражданских аэропортов, судостроительных верфей.

      Для государственной собственности  в США характерно, что преобладающая  ее часть находится в руках  местной власти. Удельный вес последних  в общей сумме гражданского имущества  в восьмидесятых годах составлял 75% ( накануне II мировой войны - 50% ).

      Преобладающая часть государственной собственности  сдается в аренду частным монополиям. После II мировой войны были сданы в аренду государственные заводы по производству алюминия, предприятия атомной промышленности, сталелитейные заводы.

      Подводя итог выше сказанному, в развитых капиталистических  странах, таких как Великобритания, Испания, Франция, Бельгия и США  государственная собственность  имеет важное экономическое значение, а также стратегическое. По сути, государство владеет тем, чего не может иметь частное лицо физически, или же в случае владения каким - либо объектом он превращается в монополиста. А это опасно для государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Понятие приватизации и национализации имущества

                  Имущество, находящееся  в государственной или муниципальной  собственности, может быть передано его собственникам в собственность  граждан и юридических лиц,  то  есть приватизировано

    Приватизация (от латинского слова "приватный", однозначно трактуемого словарями  как "неофициальный", "частный", т.е. принадлежащий отдельному лицу, не обществу, не государству) явилась  магистральным направлением разгосударствления собственности.

    За  рубежом термин "приватизация" появился в начале 1980-х гг. Процессы приватизации государственной собственности получили широкое распространение именно в этот период времени как ответная реакция на неэффективный результат функционирования государственного сектора в ряде западноевропейских государств (Англии, Франции, ФРГ и др.) и во многих развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки.

    С американской помощью ("План Маршалла") в течение двух-трех десятилетий  Франция, Италия, ФРГ и другие государства  Западной Европы превратились в высокоразвитые индустриальные страны. Многие предприятия  государственного сектора в силу ряда причин (недостаточного финансирования и т.д.) оказались не в состоянии  конкурировать с частными компаниями. Отсюда и возникла проблема приватизации.

    Несколько иначе развивались события в  странах Азии, Африки и Латинской  Америки, получивших политическую независимость  в 60 - 70-е годы. Одной из наиболее перспективных  возможностей для них было создание государственного сектора. И многие развивающиеся страны пошли по этому  пути. Однако в конце 70-х годов  под влиянием обострившейся конкуренции  на мировых рынках и развития национальной рыночной экономики эффективность  производства на многих государственных  предприятиях стала падать. При таких  обстоятельствах приватизация государственного сектора в ряде социалистических стран становилась практически жизненной необходимостью <1>.

    В конце 80-х и начале 90-х гг. XX в. проблемы приватизации государственной собственности  стали на повестку дня Советского Союза и стран Восточной Европы. Отказ от не оправдавшей себя системы  социализма, основанной на господстве государственной собственности  и административно-командных методах управления экономикой, и необходимость перехода к иной системе организации общества, функционирующей на базе рыночных структур в экономике, явились первопричиной для проведения глубоких процессов приватизации в этих странах <2>

    <1> Яшманов Б. Ошибки в законе. Эксперты бьют тревогу: каждый седьмой правовой акт нуждается в исправлении // Конкурс. Информационно-аналитический журнал. 2008. N 1. С. 55.

    <2> Волков В. Проблема надежных гарантий прав собственности и российский вариант вертикальной политической интеграции // Вопросы экономики. 2010. N 8. С. 6.

    В отношении проводимой приватизации в нашей стране существуют различные  точки зрения ученых, практиков. С одной стороны, в результате "лавинной приватизации" размыт государственный сектор и, как следствие, далеко не всегда собственность эффективно используется <3>, "приватизация государственного и муниципального имущества была попыткой усложнения отношений собственности, создания высокоструктурных, системных моделей, которая столкнулась с неприятием сложности в российском социуме, активизацией процессов упрощения, вульгаризацией непонятных элементов экономической жизни" <4>.

    С другой стороны, приватизация является "естественным процессом перераспределения  и закрепления прав собственности, изобилующей многочисленными эксцессами, но неизбежной для выхода на эффективных собственников" <5>, главным критерием которой становится экономическая целесообразность.

    Изучая  в исторической ретроспективе становление  и развитие законодательства РФ о  приватизации, В.М. Игнатов раскрывает сущность приватизации в широком  и узком смысле понимания: "Приватизация в широком смысле понимается как  один из институтов регулирования экономики  через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. Приватизация в узком смысле слова  означает полную или частичную передачу права собственности на капитал  определенным физическим и юридическим лицам" <6>.

     Особняком стоит вопрос о земле, приватизация которой в переходный период допускается  не во всех странах. В большинстве  стран с переходной экономикой пока нет развитого рынка земли. Купля-продажа  ее, как правило, жестко регулируется государством. Обычно не допускается  продажа земли иностранным физическим и юридическим лицам. В том  случае, когда сделки купли-продажи  допускаются, земля не может быть перепродана в течение определенного  длительного времени (например, в  Румынии — в течение десяти лет). Тем не менее идет постепенная приватизация земель сельскохозяйственного назначения с использованием разнообразных методов — от возврата земель прежним владельцам (реституция) до передачи в собственность или длительную аренду земельных наделов членам бывших сельскохозяйственных кооперативов. Так, в Чехии к 1997 г. было приватизировано более 80% государственных земель, в Болгарии — более 50%

Информация о работе Формирование муниципального бюджета