Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:26, курсовая работа
Цель данной работы: показать соотношение и место государственной и муниципальной собственности в рыночной экономике. Задачи:
дать определение понятиям государственная и муниципальная собственность;
рассмотреть государственную собственность в развитых капиталистических государствах;
дать определение понятиям приватизации и национализации имущества;
рассмотреть роль собственности в экономических отношениях;
рассмотреть долю государственного сектора экономики
Введение 3
Сущность и особенности государственной и муниципальной 4
собственности в России и капиталистических государствах
1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности 4
1.2 Государственная собственность в развитых капиталистических государствах 6
1.3 Понятие приватизации и национализации имущества 11
2. Соотношение и место государственной и муниципальной собственности в 15 рыночной экономике
2.1 Роль собственности в экономических отношениях 15
2.2 Доля государственного сектора в рыночной экономике 19
Заключение 26
Список используемой литературы 28
имущество, предназначенное для какой-либо государственной службы или для развития национального богатства;
права на совместную собственность, принадлежащую государству.
Во Франции в состав исключительной собственности государства французский гражданский кодекс включает:
Бесхозное имущество, то есть имущество, никем не освоенное, и имущество лиц умерших без наследников, также принадлежит государству. Исключительной собственностью государства являются большие озера Ле-Берте и Линесен.
Французское законодательство относит к числу объектов государственной собственности воздушное пространство, недра земли, шахты и недвижимое имущество, предназначенные для их эксплуатации.
Гражданский кодекс Бельгии практически без изменений воспроизводит положения Французского Гражданского Кодекса об объектах, находящихся в исключительной собственности государства.
Для включения имущества в состав государственного достояния необходим специальный закон. Имущество, которое используется всеми, считается государственным достоянием.
Правому положению государственного имущества посвящена глава II книги III Гражданского кодекса Италии. Статья № 822 причисляет к государственной собственности следующее: морские побережья, рейды и порты, реки, озера, другие воды (в соответствии с положением специальных законов ), а также изделия, предназначенные для национальной обороны.
В состав государственного имущества также входят:
Если виды имущества, перечисленные выше, приобретены регионами на любых законных основаниях, то такое имущество подчиняется правовому режиму, установленному Государственным Кодексом Италии для государственного имущества ( статья №281 от 16 мая 1970 года ).
Имущество, входящее в состав государственного, неотчуждаемо, на него может быть обращено взыскание в пользу третьих лиц, лишь в случаях, установленных законом, относящихся к этому имуществу.
Органы
государственной власти осуществляют
управление государственным имуществом.
Защиту права собственности на это
имущество они осуществляют в
порядке, установленном административным
и гражданским
Имущество, принадлежащее провинциям и коммунам, подчинено тому же режиму, что и прочее государственное имущество. Этот же правовой режим распространяется на коммунальные рынки и кладбища.
В состав государственного имущества входят принадлежащие государству, провинциям и коммунам права на имущество, принадлежащее другим лицам, в тех случаях, когда это имущество необходимо для достижения целей, представляющих общественный (государственный) интерес.
Частью
имущества государства
В
состав имущества государства, провинций
и коммун входят здания, предназначенные
для размещения в них государственных
учреждений, а также иное имущество,
предназначенное для
Государству
принадлежит бесхозное
Имущество государства, регионов и коммун подчиняется правовому режиму, установленному него Гражданским Кодексом и специальными законами.
Передача
имущества из состояния государственного
достояния в собственность
В США государственная собственность возникла и развивается в основном путем аккумуляции денежных средств в государственном бюджете и их использования для государственного стимулирования экономики, в том числе и для создания отдельных государственных предприятий.
В
собственности государства
Особенно
велика роль государства как собственника
на землю. На его долю приходится 39,5%
земельной площади США, в том
числе федеральному правительству
принадлежит 33,7%, штатам - 5%, муниципалитетам
- 0,8%. Около 50% принадлежащей федеральному
правительству земельной
Правительство США может приобрести землю у штатов, у частных лиц и корпораций за ту цену, которую получил бы продавец, если бы торг состоялся на земельном рынке.
Федерации могут принадлежать на праве собственности любые другие объекты, помимо земли.
Государство играет значительную роль в производстве электроэнергии, в атомной промышленности, в транспорте. Федерации принадлежит несколько крупных железных дорог страны и все автострады, большое число гражданских аэропортов, судостроительных верфей.
Для
государственной собственности
в США характерно, что преобладающая
ее часть находится в руках
местной власти. Удельный вес последних
в общей сумме гражданского имущества
в восьмидесятых годах
Преобладающая
часть государственной
Подводя
итог выше сказанному, в развитых капиталистических
странах, таких как Великобритания,
Испания, Франция, Бельгия и США
государственная собственность
имеет важное экономическое значение,
а также стратегическое. По сути,
государство владеет тем, чего не
может иметь частное лицо физически,
или же в случае владения каким -
либо объектом он превращается в монополиста.
А это опасно для государства.
1.3 Понятие приватизации и национализации имущества
Имущество, находящееся
в государственной или
Приватизация (от латинского слова "приватный", однозначно трактуемого словарями как "неофициальный", "частный", т.е. принадлежащий отдельному лицу, не обществу, не государству) явилась магистральным направлением разгосударствления собственности.
За рубежом термин "приватизация" появился в начале 1980-х гг. Процессы приватизации государственной собственности получили широкое распространение именно в этот период времени как ответная реакция на неэффективный результат функционирования государственного сектора в ряде западноевропейских государств (Англии, Франции, ФРГ и др.) и во многих развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки.
С американской помощью ("План Маршалла") в течение двух-трех десятилетий Франция, Италия, ФРГ и другие государства Западной Европы превратились в высокоразвитые индустриальные страны. Многие предприятия государственного сектора в силу ряда причин (недостаточного финансирования и т.д.) оказались не в состоянии конкурировать с частными компаниями. Отсюда и возникла проблема приватизации.
Несколько иначе развивались события в странах Азии, Африки и Латинской Америки, получивших политическую независимость в 60 - 70-е годы. Одной из наиболее перспективных возможностей для них было создание государственного сектора. И многие развивающиеся страны пошли по этому пути. Однако в конце 70-х годов под влиянием обострившейся конкуренции на мировых рынках и развития национальной рыночной экономики эффективность производства на многих государственных предприятиях стала падать. При таких обстоятельствах приватизация государственного сектора в ряде социалистических стран становилась практически жизненной необходимостью <1>.
В
конце 80-х и начале 90-х гг. XX в. проблемы
приватизации государственной собственности
стали на повестку дня Советского
Союза и стран Восточной
<1> Яшманов Б. Ошибки в законе. Эксперты бьют тревогу: каждый седьмой правовой акт нуждается в исправлении // Конкурс. Информационно-аналитический журнал. 2008. N 1. С. 55.
<2> Волков В. Проблема надежных гарантий прав собственности и российский вариант вертикальной политической интеграции // Вопросы экономики. 2010. N 8. С. 6.
В отношении проводимой приватизации в нашей стране существуют различные точки зрения ученых, практиков. С одной стороны, в результате "лавинной приватизации" размыт государственный сектор и, как следствие, далеко не всегда собственность эффективно используется <3>, "приватизация государственного и муниципального имущества была попыткой усложнения отношений собственности, создания высокоструктурных, системных моделей, которая столкнулась с неприятием сложности в российском социуме, активизацией процессов упрощения, вульгаризацией непонятных элементов экономической жизни" <4>.
С
другой стороны, приватизация является
"естественным процессом перераспределения
и закрепления прав собственности,
изобилующей многочисленными
Изучая
в исторической ретроспективе становление
и развитие законодательства РФ о
приватизации, В.М. Игнатов раскрывает
сущность приватизации в широком
и узком смысле понимания: "Приватизация
в широком смысле понимается как
один из институтов регулирования экономики
через сокращение государственного
сектора и увеличение вклада частного
сектора в хозяйственное
Особняком
стоит вопрос о земле, приватизация
которой в переходный период допускается
не во всех странах. В большинстве
стран с переходной экономикой пока
нет развитого рынка земли. Купля-продажа
ее, как правило, жестко регулируется
государством. Обычно не допускается
продажа земли иностранным