Формирование муниципального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: показать соотношение и место государственной и муниципальной собственности в рыночной экономике. Задачи:
дать определение понятиям государственная и муниципальная собственность;
рассмотреть государственную собственность в развитых капиталистических государствах;
дать определение понятиям приватизации и национализации имущества;
рассмотреть роль собственности в экономических отношениях;
рассмотреть долю государственного сектора экономики

Содержание

Введение 3
Сущность и особенности государственной и муниципальной 4

собственности в России и капиталистических государствах

1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности 4

1.2 Государственная собственность в развитых капиталистических государствах 6

1.3 Понятие приватизации и национализации имущества 11

2. Соотношение и место государственной и муниципальной собственности в 15 рыночной экономике

2.1 Роль собственности в экономических отношениях 15

2.2 Доля государственного сектора в рыночной экономике 19

Заключение 26
Список используемой литературы 28

Работа содержит 1 файл

кр1.docx

— 63.74 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2   Доля государственного сектора в рыночной экономике

 

      В каждом государстве установилось свое соотношение между различными формами  собственности, а в каждой отрасли  хозяйства, в материальном производстве и в нематериальной сфере утвердилось  преимущество тех или иных форм.

      Мировая практика показывает, что государственная  собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами  собственности, обусловленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной, в конечном счете, на человека.

      Преобладание  же государственной формы собственности  в экономике страны (в России 90% основных производственных фондов находилось до недавнего времени в госсобственности) ведет к возникновению государственной  монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Государственное предприятие выступает в качестве монополиста. В результате такого положения мы имеем «вымывание дешевого ассортимента», «навязывание потребителю выгодного для производителя ассортимента», занижение качества товара, нарушение сроков и объемов поставок, отказ от заключения договоров поставок, сокращение производства, возникновение дефицита продукции, неудовлетворенный массовый спрос.

      Таким образом, речь может идти не об устранении государственной собственности, а об отмене ее монопольного положения. Резко сократившись (в России более чем в 2 раза), государственная собственность в общенациональной, республиканской и муниципальной формах будет играть существенную роль в экономике

      В преодолении монополизма может  играть положительную роль использование  опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные  законы. В частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана ("хартия экономической свободы"), в 1914г. - закон Клейтона, запрещавший горизонтальное слияние фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) распространил это запрещение на вертикальные слияния. За нарушение антимонопольных законов предусмотрена уголовная ответственность (штраф до 100 тыс. долл. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет). Суд может заставить компенсировать убытки в тройном размере для фирмы, пострадавшей от монополизма.

      В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую степень монополизма. В США при монополизации одной  фирмой 90% рынка предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%, 4-5 - не более 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии-25%.

     В переходной экономике опыт преобразования государственных предприятий в АО с различными объемами государственных пакетов акций позволяет сделать, по крайней мере, два принципиальных вывода.

     Во-первых, во всех странах с переходной экономикой возобладало мнение, что сохранять  в руках государства целесообразно  только пакеты, обеспечивающие ту или  иную степень контроля в управлении компанией. Обычно это не менее 25—30% капитала АО, что позволяет государству участвовать в управлении, но не ограничивать при этом жестко права частных инвесторов. В иных случаях целесообразно сохранить в руках государства более крупные, нередко контрольные пакеты акций. Есть и АО со 100% государственного капитала. Как правило, крупные государственные пакеты необходимы в так называемых стратегически важных отраслях и производствах, где сильный государственный контроль рассматривается как решающий фактор экономической безопасности страны. Так, Мингосимущество России относит к стратегически важным три группы АО:

     1) предприятия, работающие в сфере естественных монополий как общероссийского, так и регионального значения (РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России");

      2) предприятия, занимающие доминирующее положение на том или ином товарном

рынке и требующие целенаправленной реструктуризации для создания конкурентной среды (значительная часть региональных предприятий обрабатывающей промышленности);

     3) предприятия, акции которых используются для создания интегрированных образований (например, холдингов, вертикально интегрированных компаний и т.п.), необходимых для реализации государственной структурной политики в некоторых отраслях экономики, например, в оборонной промышленности, транспорте. Примет ром могут служить также предприятия, входящие в вертикальные нефтяные компании, во многие финансово-промышленные группу.

     Во-вторых, в любой стране с переходной экономикой имеются отрасли и производства, которые традиционно являются объектом безусловной монополии государства. В России к таковым обычно относят  водные ресурсы, воздушный бассейн, недра, леса и другие природные богатства, а также транспортные магистрали, единые энергетические системы, памятники  культуры и искусства, государственные  золотовалютные резервы и пр. Правда, нередко возникают существенные разногласия в подходах к приватизации некоторых функций государства  и объектов государственной собственности — образования, здравоохранения, страхования, социального обеспечения, культуры.

    Особой  проблемой структуры государственного сектора является государственная  собственность на банковские финансовые организации. В России большинство  коммерческих банков с самого начала реформы были частными, а государство  держало контроль лишь в таких  ключевых финансовых структурах, как  Сбербанк, Внешэкономбанк. Восточноевропейские страны с приватизацией банков не спешили, и вопрос об этом встал лишь после практического завершения приватизации в реальном секторе. В приватизации банков ставка делалась на крупного иностранного инвестора, причем права иностранного банковского капитала жестко регулируются государством. В Китае медленные реформы в государственном секторе промышленности явились причиной того, что главные банки продолжают оставаться в государственной собственности и кредитовать госпредприятия, хотя в целом они стали больше уделять внимания рискам и доходам, сокращать поддержку ненадежных заемщиков.

    Важное  место в рыночной экономике занимает частная собственность. Она повсеместно проникла в различные отрасли современной экономики. Однако производственные возможности ее обладателей существенно различаются между собой. К примеру, деятельность индивидуальных предпринимателей востребована на строительном рынке, однако не они определяют лицо современной строительной отрасли. Наибольшее распространение в этой сфере экономики получила деятельность открытых акционерных обществ. Таковыми являются большинство крупных общестроительных и специализированных строительных организаций.

    В топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) к государственному сектору экономики относятся:

    •    в угольной промышленности — 151 предприятие, в том числе такие крупные, как открытые акционерные общества «Воркутауголь». «Ростовуголь», «Северокузбассуголь», «Приморскуголь» и др.;

    •    в нефтяной промышленности — открытые акционерные общества «НК «Роснефть», «Восточная нефтяная компания», «ОНАКО» и «Сибур», которые добывают около 26% нефти, а также государственные компании по трубопроводной транспортировке нефти и нефтепродуктов «Транснефть» и «Транснефтепродукт»;

    •    в электроэнергетике — РАО  «ЕЭС России», его дочерние региональные акционерные общества, атомные электростанции.

    В государственном секторе химического  комплекса в настоящее время находятся 154 предприятия, из них 8 акционерных обществ — с преобладающей долей государства (более 50%). Удельный вес объема продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора химической и нефтехимической промышленности, в общем объеме продукции составляет 10%, микробиологической — 19, медицинской — 21%.

    Удельный  вес объемов продукции, выпускаемой  предприятиями государственного сектора  экономики, в общем объеме продукции  оборонного комплекса составляет 49%. Прогнозируется дальнейшее уменьшение количества государственных предприятий  оборонного комплекса до 450, возрастание  количества казенных предприятий с 5 до 25 единиц.

    Предприятия железнодорожного транспорта сохраняются  в государственной собственности.

    Удельный  вес платных услуг населению  предприятиями связи государственного сектора экономики составляет 88%.

    На  долю организаций государственной  собственности (включая муниципальную) приходится 8% общего объема розничного товарооборота через все каналы реализации.

    Основным  источником финансирования отраслей социально-культурной сферы являются бюджетные средства, доля которых составляет 79—82% от общих расходов на эти цели.

    Предполагается  и далее осуществлять структурную  перестройку сети учреждений социально-культурной сферы, направленную на формирование и  развитие системы негосударственных  учреждений. Продолжится передача части  учреждений социально-культурной сферы  из федеральной собственности в  государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, что позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на оказании государственной поддержки ведущим учреждениям и на реализации приоритетных направлений развития комплекса.

    Удельный  вес организаций государственной  формы собственности в общем количестве научных организаций составляет около 73%. Важным компонентом современной научно-технической политики стало формирование сети государственных научных центров (ГНЦ), численность которых достигла 58.

      В строительной отрасли он  характерен своей масштабностью.  Если непосредственно в сфере  строительства процесс разгосударствления  имущества строительного комплекса  в основном завершен, то в сфере  жилищно-коммунального хозяйства  он, по сути, только разворачивается.  Чтобы избежать возможных злоупотреблений  и связанных с ними деструктивных  последствий, правопреемство в  этой сфере должно быть законным  не только по форме, но и  по содержанию. Искажение соответствия  между формой и содержанием  дискредитирует позитивную сущность  эволюционных перемен, опошляет  их цели.

    Уникальным  ресурсом японской экономики были и  остаются сбережения предприятий и  граждан, позволившие осуществить  накопление и обновление капитала.

    В структурной политике Европейского союза превалирует селективный  подход, направленный на стимулирование деятельности конкретных компаний. Он состоит в том, что только частный  бизнес может эффективно решать вопросы  подъема депрессивных регионов и  предприятий, причем не путем строительства  крупных промышленных предприятий, а главным образом посредством  создания малых и средних предприятий  передовых отраслей.

    Главной особенностью экономики Франции  является значительный удельный вес  государственного сектора в акционерной  форме. Акции являются государственными непосредственно либо опосредованно - через финансовые институты. Государственные  компании действуют преимущественно  в автомобилестроении, авиакосмической, электронной, химической, нефтегазовой промышленности, черной металлургии, т.е. в отраслях, имеющих ключевое значение для экономики страны:

    - 446 - в промышленности (черной и  цветной металлургии, химии, машиностроении);

    - 194 - в транспорте и связи,

    - 32 - в энергетике,

    - 280 - в финансовой сфере.

    Отличительной чертой экономики Франции является система государственного регулирования, включая индикативное (договорное) планирование на национальном уровне (например, по договорам концессии).

    Приватизация  в Великобритании проводилась исключительно  на принципах платности и посредством  торгов, с использованием различных  форм административного регулирования. Особенность английской экономической  политики - сдерживание производства, особенно при обострении проблем  платежного баланса страны.

    При рассмотрении вопросов государственного регулирования в скандинавских  странах необходимо различать государственную  собственность и государственный  сектор.

    Доля  госсобственности значительна только в Финляндии. Госсектор значителен во всех скандинавских странах.

    Занятость в государственном секторе экономики  скандинавских стран наиболее высока среди развитых стран: Швеция - 32%; Норвегия и Дания - около 30%, Финляндия - 25%.

Информация о работе Формирование муниципального бюджета