Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:26, курсовая работа
Цель данной работы: показать соотношение и место государственной и муниципальной собственности в рыночной экономике. Задачи:
дать определение понятиям государственная и муниципальная собственность;
рассмотреть государственную собственность в развитых капиталистических государствах;
дать определение понятиям приватизации и национализации имущества;
рассмотреть роль собственности в экономических отношениях;
рассмотреть долю государственного сектора экономики
Введение 3
Сущность и особенности государственной и муниципальной 4
собственности в России и капиталистических государствах
1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности 4
1.2 Государственная собственность в развитых капиталистических государствах 6
1.3 Понятие приватизации и национализации имущества 11
2. Соотношение и место государственной и муниципальной собственности в 15 рыночной экономике
2.1 Роль собственности в экономических отношениях 15
2.2 Доля государственного сектора в рыночной экономике 19
Заключение 26
Список используемой литературы 28
2.2 Доля государственного сектора в рыночной экономике
В каждом государстве установилось свое соотношение между различными формами собственности, а в каждой отрасли хозяйства, в материальном производстве и в нематериальной сфере утвердилось преимущество тех или иных форм.
Мировая практика показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами собственности, обусловленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной, в конечном счете, на человека.
Преобладание
же государственной формы
Таким образом, речь может идти не об устранении государственной собственности, а об отмене ее монопольного положения. Резко сократившись (в России более чем в 2 раза), государственная собственность в общенациональной, республиканской и муниципальной формах будет играть существенную роль в экономике
В преодолении монополизма может играть положительную роль использование опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. В частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана ("хартия экономической свободы"), в 1914г. - закон Клейтона, запрещавший горизонтальное слияние фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) распространил это запрещение на вертикальные слияния. За нарушение антимонопольных законов предусмотрена уголовная ответственность (штраф до 100 тыс. долл. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет). Суд может заставить компенсировать убытки в тройном размере для фирмы, пострадавшей от монополизма.
В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую степень монополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%, 4-5 - не более 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии-25%.
В переходной экономике опыт преобразования государственных предприятий в АО с различными объемами государственных пакетов акций позволяет сделать, по крайней мере, два принципиальных вывода.
Во-первых,
во всех странах с переходной экономикой
возобладало мнение, что сохранять
в руках государства
1) предприятия, работающие в сфере естественных монополий как общероссийского, так и регионального значения (РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России");
2) предприятия, занимающие доминирующее положение на том или ином товарном
рынке и требующие целенаправленной реструктуризации для создания конкурентной среды (значительная часть региональных предприятий обрабатывающей промышленности);
3) предприятия, акции которых используются для создания интегрированных образований (например, холдингов, вертикально интегрированных компаний и т.п.), необходимых для реализации государственной структурной политики в некоторых отраслях экономики, например, в оборонной промышленности, транспорте. Примет ром могут служить также предприятия, входящие в вертикальные нефтяные компании, во многие финансово-промышленные группу.
Во-вторых,
в любой стране с переходной экономикой
имеются отрасли и
Особой
проблемой структуры
Важное место в рыночной экономике занимает частная собственность. Она повсеместно проникла в различные отрасли современной экономики. Однако производственные возможности ее обладателей существенно различаются между собой. К примеру, деятельность индивидуальных предпринимателей востребована на строительном рынке, однако не они определяют лицо современной строительной отрасли. Наибольшее распространение в этой сфере экономики получила деятельность открытых акционерных обществ. Таковыми являются большинство крупных общестроительных и специализированных строительных организаций.
В топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) к государственному сектору экономики относятся:
• в угольной промышленности — 151 предприятие, в том числе такие крупные, как открытые акционерные общества «Воркутауголь». «Ростовуголь», «Северокузбассуголь», «Приморскуголь» и др.;
• в нефтяной промышленности — открытые акционерные общества «НК «Роснефть», «Восточная нефтяная компания», «ОНАКО» и «Сибур», которые добывают около 26% нефти, а также государственные компании по трубопроводной транспортировке нефти и нефтепродуктов «Транснефть» и «Транснефтепродукт»;
• в электроэнергетике — РАО «ЕЭС России», его дочерние региональные акционерные общества, атомные электростанции.
В
государственном секторе
Удельный вес объемов продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора экономики, в общем объеме продукции оборонного комплекса составляет 49%. Прогнозируется дальнейшее уменьшение количества государственных предприятий оборонного комплекса до 450, возрастание количества казенных предприятий с 5 до 25 единиц.
Предприятия
железнодорожного транспорта сохраняются
в государственной
Удельный вес платных услуг населению предприятиями связи государственного сектора экономики составляет 88%.
На долю организаций государственной собственности (включая муниципальную) приходится 8% общего объема розничного товарооборота через все каналы реализации.
Основным источником финансирования отраслей социально-культурной сферы являются бюджетные средства, доля которых составляет 79—82% от общих расходов на эти цели.
Предполагается и далее осуществлять структурную перестройку сети учреждений социально-культурной сферы, направленную на формирование и развитие системы негосударственных учреждений. Продолжится передача части учреждений социально-культурной сферы из федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, что позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на оказании государственной поддержки ведущим учреждениям и на реализации приоритетных направлений развития комплекса.
Удельный
вес организаций
В строительной отрасли он
характерен своей
Уникальным ресурсом японской экономики были и остаются сбережения предприятий и граждан, позволившие осуществить накопление и обновление капитала.
В структурной политике Европейского союза превалирует селективный подход, направленный на стимулирование деятельности конкретных компаний. Он состоит в том, что только частный бизнес может эффективно решать вопросы подъема депрессивных регионов и предприятий, причем не путем строительства крупных промышленных предприятий, а главным образом посредством создания малых и средних предприятий передовых отраслей.
Главной особенностью экономики Франции является значительный удельный вес государственного сектора в акционерной форме. Акции являются государственными непосредственно либо опосредованно - через финансовые институты. Государственные компании действуют преимущественно в автомобилестроении, авиакосмической, электронной, химической, нефтегазовой промышленности, черной металлургии, т.е. в отраслях, имеющих ключевое значение для экономики страны:
-
446 - в промышленности (черной и
цветной металлургии, химии,
- 194 - в транспорте и связи,
- 32 - в энергетике,
- 280 - в финансовой сфере.
Отличительной чертой экономики Франции является система государственного регулирования, включая индикативное (договорное) планирование на национальном уровне (например, по договорам концессии).
Приватизация
в Великобритании проводилась исключительно
на принципах платности и
При
рассмотрении вопросов государственного
регулирования в скандинавских
странах необходимо различать государственную
собственность и
Доля госсобственности значительна только в Финляндии. Госсектор значителен во всех скандинавских странах.
Занятость
в государственном секторе