Формирование и развитие мирового рынка товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование мирового рынка. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие сущности мирового рынка, особенности мирового рынка товаров и услуг, понятие мировой торговли услугами и её значение, а также вхождение Казахстана в мировой рынок.

Работа содержит 1 файл

Формирование и развитие мирового рынка товаров и услуг.docx

— 59.42 Кб (Скачать)

Всего объем прямых иностранных  инвестиций с 1993 года приблизился к 50 миллиардам долларов США. Динамика притока  зарубежных инвестиций в нашу страну постоянно увеличивается: если в 2003 году было привлечено около 5 миллиарда  долларов США, то в 2005 году - объем увеличился в 1,5 раза и составил 6,4 миллиарда  долларов США. Сегодня в казахстанскую  экономику направляют свои финансовые ресурсы более чем 60 стран мира. Наибольший поток инвестиций направлен  из США, Нидерландов, Великобритании, Италии и Китая.

Одновременно увеличиваются и  внутренние инвестиции. Только в 2005 году инвестиции в основной капитал составили  почти 20 миллиардов долларов США. В  текущем году за четыре месяца они  возросли в 1,3 раза. Все это свидетельствует  об успехах страны в построении современной  экономической системы и большом  потенциале для дальнейшего развития. Это результат совместных усилий государства и бизнеса. Сегодня  перед страной стоят новые, амбициозные  задачи. Казахстан имеет все предпосылки  для вхождения в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Для выполнения этой задачи и, чтобы  уйти от сырьевой направленности, в  стране разработана Стратегия индустриально-инновационного развития до 2015 года. Ее осуществление  позволит увеличить экономику страны в 3,5 раза. Для этого в Казахстане созданы институты развития - Банк развития, Инновационный Фонд и другие, в капитализацию которых вложено  более 1 миллиарда долларов из государственных  средств. И здесь имеется широкое  поле деятельности для капитала иностранных  инвестиций. На приоритетных направлениях государство создает исключительные преференции.

Прежде всего, это последовательная экономическая модернизация страны, основанная на качественном «прорыве»  в экономическом развитии Казахстана. Такой «прорыв» может быть обеспечен  лишь в условиях открытой внешнему миру национальной экономики, которая  может и должна стать успешной и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий. Большую  роль в этом процессе мы придаем  инвестициям со стороны международных  компаний. И мы постоянно работаем над улучшением инвестиционного  климата страны. Активная роль в  инвестиционной политике государства  отведена институтам развития, деятельность которых направлена на реализацию Стратегии  индустриально-инновационного развития до 2015 года. Сегодня портфель инвестиционных проектов институтов состоит из 134 одобренных к финансированию проектов на общую  сумму около 4 миллиардов долларов США, с участием институтов развития -1,5 миллиарда долларов.

Сегодня уже начата работа по формированию 7 приоритетных кластеров: туризм, пищевая  промышленность, текстильная промышленность, металлургия, нефтегазовое машиностроение, строительные материалы и транспортная логистика. Первым шагом в этом направлении  стало создание специальной экономической  зоны в Южно-Казахстанской области, где мы развиваем текстильный кластер. Аналогичные меры планируется предпринять в Атырауской области для развития нефтехимического технопарка.

В целях активизации предпринимательства, диверсификации экономики и привлечения  инвестиций в ближайшее время  планируется предпринять ряд  решительных мер по совершенствованию  деловой среды и улучшению  условий ведения бизнеса в  стране.

Во-первых, государство будет активно  развивать инфраструктуру - дороги, мосты, аэропорты, телекоммуникации и  электроэнергетику. В этом месяце с  космодрома «Байконур» будет запущен  первый казахстанский спутник Земли  для развития информационной сферы, снижения тарифов на связь и Интернет. Сразу же мы начинаем готовить второй спутник, который будет обеспечивать мониторинг территорий и недр нашей  страны. Казахстан становится космической  державой и будет развивать собственную  пусковую установку. В инфраструктуре, безусловно, большое значение имеют  вопросы транспортировки нефти  и газа на мировые рынки. Как известно к 2010-2015 годам добыча нефти в Казахстане увеличится в 2 раза, объемы добычи газа достигнут 40-50 миллиардов кубометров. Развитие северо-каспийского нефтепровода и увеличение его мощностей от сегодняшних 23 до 60 миллионов тонн - это первый маршрут. Второй - через  Россию в Прибалтику. Как вам известно, в прошлом году введен в эксплуатацию 1000-километровый нефтепровод в Китай, который способен пропускать 20 миллионов  тонн нефти в год, и это направление  будет развиваться. Рассматривается  вопрос строительства газопровода  через территорию Казахстана в сторону  Западного Китая. Кроме того, в  этом месяце мы подпишем с Правительством Азербайджана соглашение о подключении  Казахстана к трубопроводу «Баку-Джейхан». Внутренние и внешние нефте-газопроводы - очень интересные объекты для  инвестирования.

Во-вторых, изменения претерпит  фискальный климат в сторону максимального  соответствия потребностям бизнеса  и населения. В частности, с целью  увеличения внутреннего платежеспособного  спроса и легализации оборотов по реализации предусматривается поэтапное  снижение ставки НДС с 15-ти процентов  до 13 - 12-ти процентов в 2008-2009 годах. Это  позволит предпринимателям направлять больше средств на развитие своей  деятельности. С 2008 года будет также  снижена в среднем на 30% ставка социального налога. С целью снижения административной нагрузки планируется  совершенствование законодательства в части налогового администрирования. Также планируется в ближайшее  время ввести механизм инвестиционных преференций для отраслей обрабатывающей промышленности, в том числе и  предприятиям нефтехимии. Существенной поддержкой инвесторов станет и освобождение от таможенных пошлин импорта оборудования. Также есть намерения передавать безвозмездно в виде государственных  грантов в собственность инвесторам земельные участки под инвестиционные проекты, инженерные сооружения. Эти  меры направлены также на развитие обрабатывающего сектора.

В-третьих, особое внимание будет уделено  деятельности по повышению эффективности  государственного аппарата и минимизации  бюрократических преград. Мы стремимся обеспечить максимальную прозрачность и транспарентность принимаемых государственных решений. На это направлено создание электронного Правительства и пакет административных реформ. Внедрение новых управленческих подходов, наряду с передачей несвойственных государству функций, реинжинирингам государственных процедур, будут способствовать повышению качества предоставляемых государственных услуг и бюджетных расходов. Продолжится работа по формированию «электронного правительства», которое посредством использования возможностей высоких технологий выведет взаимоотношения общества и государства на качественно новый уровень.

В-четвертых, большой потенциал  для взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными партнерами имеет  и механизм государственно-частного партнерства. Создание тесной взаимосвязи  между бизнесом и обществом становится обычным явлением в мировой практике. Подобное сотрудничество способствует устойчивому развитию этих секторов, содействует стабильности в обществе и достижению общественных интересов.

В-пятых, перспективными являются субрегиональные  проекты. Общеизвестно, что успешное развитие любой страны практически  невозможно без развития всего региона. Казахстан прилагает немало усилий для развития взаимовыгодного сотрудничества с соседними государствами. Так, в этом году совместно с Россией  был создан Евразийский банк развития, с уставным капиталом в 1,5 миллиарда  долларов США. Это мощный инструмент, который позволит перейти к решению  конкретных задач в рамках ЕврАзЭС. Полагаю, что Евразийский банк будет  способствовать расширению торгово-экономических  связей, реализации инвестиционных проектов и программ в регионе. Хочу подчеркнуть, что банк будет оказывать услуги не только в рамках ЕврАзЭС, но и  на всей территории СНГ. В целом, Казахстан  ведет политику экономической интеграции, в том числе в рамках Единого  экономического пространства четырех  государств - Белоруссии, Казахстана, России, Украины. Думаю, что в скором времени  будут подписаны основные документы  в рамках ЕЭП. Таким образом, Казахстан  имеет значительный потенциал для  взаимовыгодного сотрудничества с  зарубежными партнерами. При этом создание благоприятных условий  для ведения бизнеса является приоритетной задачей государства.

Казахстан может и должен стать  центром притяжения капиталов и  инвестиций, размещения региональных производств и филиалов крупнейших мировых компаний, новейших технологий и ноу-хау.

 

5.2 Вхождение Казахстана в мировой рынок

Вхождение во Всемирную торговую организацию - очень трудный, сложный, дорогой, длительный и требовательный процесс, подразумевающий  изменение тарифов и инструментов торгового регулирования, в политике поддержки местного производителя, включая регулирование сельского  хозяйства, а также правовых и  институциональных корректировок  для полного соответствия условиям соглашений по ВТО.

После двенадцати лет непростых  переговоров достигнут значительный прогресс, и Казахстан подписал много  двусторонних протоколов с некоторыми из своих торговых партнеров. Но до сих пор остаются открытыми вопросы  двусторонних отношений и вопросы  общего характера, ждущие своего разрешения.

Очевидно, вхождение в ВТО предполагает определенные издержки и преимущества. Оценить возможные плюсы и  минусы - непростая задача. Однако можно  коротко пройтись по ожидаемым недостаткам  и преимуществам.

Начнем с преимуществ. Первый плюс ВТО - это то, что правительства  ожидают получить доступ на рынки  экспорта на более совершенном уровне. При этом вхождение во Всемирную  торговую организацию не отражается на тарифах РНБ (Режим наибольшего  благоприятствования) торговых партнеров  страны, входящей в ВТО. Следовательно, экономический эффект, ожидаемый  от выхода на рынки, в принципе будет  достигнут в долгосрочной перспективе  взамен обязательств, взятых во время  торговых переговоров. В краткосрочной  же перспективе преимущества можно  достичь, отказавшись от торговых мер  дискриминации в отношении партнеров  входящей страны.

Вторым источником экономического эффекта является доверие, предсказуемость, безопасность и транспарентность правительственной  политики. Ясно, что членство в ВТО  подразумевает предсказуемую бизнес-среду  и дает гарантии инвестору в необратимости  принятых норм. Привлечение прямых иностранных инвестиций является критически важной долгосрочной стратегической целью  Казахстана для обеспечения диверсификации национальной экономики, активизации  экспорта и устойчивого развития.

Теперь поговорим о минусах. Основные недостатки, связанные с  вхождением в ВТО, - это так называемые издержки по внедрению и корректировке. Страны, вступающие в организацию, обычно вынуждены проводить значительные изменения для соответствия требованиям  ВТО, а также для того, чтобы  надлежащим образом исполнять обязательства. Расходы на реализацию и корректировку  можно разделить на более широкие  категории, так называемые государственные  и частные.

Государственные затраты, то есть бюджетные  расходы по вхождению, будут оправданно значительными и включают помимо остальных затрат, расходы, связанные  с гармонизацией инструментов регулирования  самой страны с нормами ВТО, а  также и затраты, связанные с  институциональными изменениями по внедрению соглашений организации, например, СФС (Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер) и  ТБТ (Соглашение по техническим барьерам в торговле), которые подразумевают  существенные улучшения в административных функциях и дополнительные изменения  в технологиях и новых инструментах.

Частные расходы являются наиболее противоречивыми. Они - следствие изменения  соответствующих цен и условий  конкуренции, связанных с вхождением в ВТО. Либерализация торгового  режима страны ведет к изменению  местных цен на продукты и услуги, которые, в свою очередь, оказывают  конкурентное давление на те отрасли  промышленности, которые были защищены тарифами или квотами. А это уже создает стимул для ресурсов - капитала и труда - перемещаться в те отрасли, которые являются наиболее прибыльными и эффективными. Процесс перетекания ресурсов проходит не без затрат, так как трудовым ресурсам требуется переквалификация (или необходимо учитывать расходы на безработицу в общие расходы по корректировке).

Капитал более мобилен по сравнению  с трудовыми ресурсами, но инвесторы  также подсчитают расходы по корректировке  и примут во внимание его невозвратимые  издержки. Расходы по корректировке  на самом деле являются частными расходами (private costs), но на них оказывает сильное  влияние экономическая политика. Конечно же, очень редко происходит, когда частные затраты по корректировке  полностью финансируются только частными индивидуумами или компаниями. Обычная практика, когда правительства  делят финансирование затрат для  продвижения мер по регулировке  к условиям ВТО. Данные меры включают, например, мероприятия по переквалификации трудовых ресурсов, поддержке безработицы, и т.д., все указанные меры, вынуждают  правительства организовывать ведение  бизнеса иначе, чем раньше.

Существуют, по крайней мере, два  фактора, которые надо учесть. Участвуя в институте мировой торговой системы, то есть став членом ВТО, страна может избежать участи жертвы дискриминационной  торговли со стороны торговых партнеров  в периоды мировых экономических  смятений. Другими словами, изоляция от общемировой системы торговли совсем не обязательно подразумевает  смягчение или избежание последствий  экономического кризиса или спада. Наоборот, последствия экономического кризиса могут быть чрезвычайно  преувеличены в результате дискриминационной  торговой политики со стороны торговых партнеров.

Информация о работе Формирование и развитие мирового рынка товаров и услуг