Формирование и развитие мирового рынка товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование мирового рынка. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие сущности мирового рынка, особенности мирового рынка товаров и услуг, понятие мировой торговли услугами и её значение, а также вхождение Казахстана в мировой рынок.

Работа содержит 1 файл

Формирование и развитие мирового рынка товаров и услуг.docx

— 59.42 Кб (Скачать)

3. Модернизацией сельского хозяйства  и индустриализацией развивающихся  стран. 

Это влечет за собой значительное увеличение производства и потребления  сырья, продовольствия, топлива что  фактически означает:

а) увеличение ресурсной базы под  развитие добычи полезных ископаемых (преимущественно экспорт из развитых стран);

б) увеличение ресурсной базы для  обеспечения развивающихся стран  продовольствием (преимущественно  экспорт из развитых стран).

Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой  рынок услуг. Специфическая особенность  услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат  определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены  действию закона стоимости, и их обмен  на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством  затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке - это поступающие  на внешний рынок услуги, т.е. потребительские  стоимости.

Мировой рынок услуг разбивается  на более узкие рынки, так как  услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит  огромная и быстрорастущая часть  мирового хозяйства - сфера услуг. Предоставление услуг - самая динамичная статья мировой  торговли.

Товар-услуга. Товар-услуга включает в себя следующие компоненты:

I. Производственные услуги:

- ноу-хау,

- лицензии;

- транспортные услуги;

- инжиниринговые услуги и т.д.

II. Услуги потребительского характера:

- туризм;

- социально-культурные услуги (образование,  здравоохранение, спорт и т.д.).

Доля экономически развитых стран  на мировом рынке услуг составляет около 80%. Удельный вес экспорта услуг  в экспорте товаров всей мировой  системы в начале 90-х годов  ХХ века приблизился к 30%. Надо полагать, что эта тенденция будет ускоряться.

Среди причин, стимулирующих быстрое  возрастание мирового рынка услуг, выделяются следующие:

- зрелая экономика и высокий  уровень жизни повышают спрос  на услуги;

- развитие всех видов транспорта  стимулирует международную мобильность,  как предпринимателей, так и населения;

- новые формы связи, в том  числе спутники, иногда позволяют  заменить личные контакты продавцов  и покупателей;

- ускорившийся процесс расширения  и углубления международного  разделения труда, что ведет  к образованию новых видов  деятельности, прежде всего в  непроизводственной сфере.

Географическое распределение  торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней  неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. При этом на 4 страны - США, Великобританию, Германию и Францию  приходится 44% всего мирового экспорта услуг.

Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней  торговле услугами (они экспортируют примерно 10% и импортируют 20% всех услуг). Это не исключает того факта, что  некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным  финансовым центром. Многие мелкие островные  государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма. Для  Турции, Испании и ряда средиземноморских  государств большое значение имеет  экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.

Международная торговля услугами имеет  ряд особенностей по сравнению с  торговлей товаром-продуктом.

1. Услуги, в отличие от товаров,  производятся и потребляются  в основном одновременно и  не подлежат хранению. Поэтому  большинство видов услуг базируется  на прямых контактах между  их производителями и потребителями.

2. Сфера услуг обычно больше  защищается государством от иностранной  конкуренции, чем продукты сферы  собственно материального производства. Перед международной торговлей  услугами встает большее количество  таможенных барьеров, чем перед  торговлей обычными товарами.

3. Не все виды услуг, в отличие  от товара-продукта, могут быть  широко вовлечены в международный  хозяйственный оборот. Так, например, вряд ли можно рассчитывать  на заметный рост торговли  коммунальными и бытовыми услугами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие мирового рынка.

Основной формой международных  экономических отношений является мировая торговля, которая ведется на мировых рынках. Однако мировой рынок — более широкое понятие, охватывающее кроме сферы обращения товаров обращение услуг, рынок труда, капиталов и валют.

Зарождение мирового рынка  относится к XVI—XVII вв., а его окончательное формирование завершилось на рубеже XIX—XX вв.

Экономической основой мирового рынка является международное разделение труда, которое обусловливает необходимость обмена товарами между странами. При этом в качестве покупателей и продавцов, т.е. субъектов мирового рынка, могут выступать государства; частные, акционерные и кооперативные предприятия; физические лица.

Мировому рынку в отличие  от национального присущи следующие  специфические черты;

  1. мобильность ресурсов, товаров и услуг на мировом рынке значительно ниже, чем на национальном;
  2. движение товаров и услуг на мировом рынке в большей степени подвергается политическому вмешательству и контролю со стороны государства;
  3. на мировом рынке существует собственная система цен — мировые цены;
  4. в процессе расчетов на мировом рынке каждая страна использует свою валюту, что порождает необходимость корректировки обменных курсов национальных валют в соответствии с паритетом покупательной способности. Появление и развитие внешнеторговой инфраструктуры облегчают доступ к мировому рынку отдельным странам. Эта инфраструктура представляет материально-техническую базу внешней торговли (склады, оснащенные современным оборудованием для погрузки, разгрузки, сортировки; транспортные средства; средства связи). Мировой рывок определяет товарные стандарты и издержки производства, влияет на национальные экономические программы.

Мировой рынок — арена  острой конкурентной борьбы между экспортерами идентичных и взаимозаменяемых товаров, а также поле столкновения интересов экспортеров и импортеров. Под влиянием конкуренции здесь постоянно меняется соотношение сил между основными центрами экономических отношений. Вместе с тем мировой рынок в значительной степени монополизирован, на нем сложно утвердиться новым конкурентам.

Рост интенсивности международного обмена, борьба за расширение и завоевание новых рынков привлекли пристальное внимание экономистов к этой проблеме и способствовали возникновению различных теорий.

Первая их них — это теория абсолютных преимуществ А. Смита. Еще в XVIII в. он обосновал выгодность торговли без искусственных ограничений (свободной торговли) для всех участвующих в ней сторон. Согласно теории абсолютных преимуществ, каждая страна должна производить и продавать то, что является конкурентоспособным на мировом рынке, а покупать то, что она сама произвела бы со значительно большими затратами. По А. Смиту, разница между абсолютными стоимостями — реальное условие международного обмена. Если издержки производства товара в стране А ниже, чем в стране В, то для последней целесообразно импортировать товар из страны А вместо того, чтобы производить его самой.

Вторая теория — это теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо. По его мнению, решая вопрос о целесообразности обмена, не следует исходить из того, что производство товара в стране А стоит меньше, чем в стране В. Необходимо сравнивать не издержки производства в этих Гранах, а соотношение между стоимостями товаров X и Y страны А с аналогичным соотношением стоимостей тех же товаров в стране В, т.е. в основе теории лежат сравнительные издержки. В теории Д. Рикардо упор делается на национальные различия в стоимости, обусловленные затратами труда.

Д. Рикардо брал условный пример: есть две страны — Англия и Португалия — и два товара — вино и сукно. Издержки производства он условно измерял рабочим временем.

В данном примере производство в Португалии абсолютно более эффективно, чем в Англии. Но Д. Рикардо сравнивает не абсолютный эффект. В Португалии издержки на производство сукна соотносятся к затратам на производство вина как 2:1, в Англии — 4:3, т. е. относительно меньше. С вином наблюдается противоположная ситуация. Та* ким образом, эффективность производства вина в Португалии в сравнении с производством сукна выше, чем в Англии (1/2<3/4). Следовательно, Португалии, из соображений эффективности национальной экономики, выгоднее сосредоточить труд и капитал в виноделии, заменив производство сукна на его импорт из Англии. С другой стороны, Англии но тем же соображениям выгоднее специализироваться на производстве сукна. Такая специализация выгодна и странам, и населению (можно купить дешевые продукты и товары, что повысит реальную заработную плату).

Третья теория — это теория соотношения факторов производства. Ее основоположниками являются шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин (в экономической литературе она известна как теория Хекшера—Олииа). В соответствии с этой теорией страны неодинаково наделены факторами производства — трудом, землей и капиталом. Если страна в избытке обеспечена каким-либо одним фактором, например трудом с относительно низкой заработной платой, то ей выгодно производить и экспортировать трудоемкие товары. Там, где есть свободные капиталы, но недостает рабочей силы, целесообразно изготовлять и вывозить капиталоемкие товары, импортируя, в свою очередь, трудоемкие. Данная теория признает основой обмена миграцию факторов производства. При этом предпринимаются попытки учесть возрастающее значение НТП, его требования и последствия, определять пределы и временные лаги в технологических нововведениях различных стран, влияющие на трудоемкость и капиталоемкость, уровень и структуру торговли.

Мировая торговля — это сфера международных товарно-денежных отношений. На ее развитии отражаются экономические, политические и культурные условия конкретной страны. Среди экономических условий существенное значение имеет уровень развития экономики. Международная торговля чутко реагирует на изменение политической ситуации и правового режима. На нее оказывает влияние и культурный уровень населения — традиции, обычаи, нравы, язык и т.д. В стране с высоким уровнем культуры внешнеэкономические операции совершаются более оперативно, повышается их эффективность.

В мировой торговле осуществляются следующие виды внешнеторговых операций: экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные. Показателями, характеризующими внешнеторговый оборот, являются:

* экспортная квота — отношение стоимости экспорта к 
стоимости ВВП;

* объем экспорта на душу населения.

Внешнеторговый оборот характеризует  открытость экономики, т.е. степень ее вовлечения в мирохозяйственные связи. Внешнеторговый оборот состоит из экспорта (вывоз товаров) и импорта (ввоз товаров). Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что страна вывозит ту продукцию, издержки которой ниже мировых. При импорте товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время ей экономически невыгодно (затраты при покупке изделий меньше, чем затраты на производство продукции внутри страны).

Внешняя торговля оказывает  существенное воздействие на динамику ВВП. Так, в США доля внешней торговли составляет 18—20 % ВНП, в странах Западной Европы этот показатель колеблется от 30 до 55—60 % ВНП. Объем внешней торговли определяется не только уровнем развития и эффективности национальной экономики, но и интегрированностыо страны в мировой рынок.

 

 

 

 

 

 

3.Особенности мирового рынка товаров и услуг

Мировой рынок товаров  и услуг представляет собой систему экономических отношений в сфере обмена, которая складывается между субъектами (государствами, предприятиями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, финансовыми институтами, региональными блоками и т.д.) по поводу купли-продажи товаров и услуг, т.е. объектов мирового рынка.

Как целостная система  мировой рынок сложился к концу XIX века одновременно с завершением  формирования мирового хозяйства.

Мировой рынок товаров  и услуг имеет свои особенности. Главное состоит в том, что  сделки по купле-продаже товаров  и услуг совершаются резидентами  различных государств; товары и услуги, перемещаясь от производителя к  потребителю, пересекают границы суверенных государств. Последние, реализуя свою внешнеэкономическую (внешнеторговую) политику, с помощью различных  инструментов (таможенных пошлин, количественных ограничений, требований соответствия товаров тем или иным стандартам и т.п.) оказывают существенное влияние  на товарные потоки как с точки  зрения географической направленности, так и отраслевой принадлежности, интенсивности.

Регулирование движения товаров  на мировом рынке осуществляется не только на уровне отдельных государств, но и на линии межгосударственных институтов – Всемирной торговой организации (ВТО), Европейского Союза, Североамериканского Соглашения о  свободной торговле и др.

Информация о работе Формирование и развитие мирового рынка товаров и услуг