Формирование и развитие мирового рынка товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование мирового рынка. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие сущности мирового рынка, особенности мирового рынка товаров и услуг, понятие мировой торговли услугами и её значение, а также вхождение Казахстана в мировой рынок.

Работа содержит 1 файл

Формирование и развитие мирового рынка товаров и услуг.docx

— 59.42 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Основной формой международных  экономических отношений является мировая торговля, которая ведется  на мировых рынках. Однако мировой  рынок - более широкое понятие, охватывающее кроме сферы обращения товаров  обращение услуг, рынок труда, капиталов  и валют.

Зарождение мирового рынка относится  к XVI-XVII вв., а его окончательное  формирование завершилось на рубеже XIX-XX вв.

Мировому рынку в отличие  от национального присущи следующие  специфические черты:

- мобильность ресурсов, товаров  и услуг на мировом рынке  значительно ниже, чем на национальном;

- движение товаров и услуг  на мировом рынке в большей  степени подвергается политическому  вмешательству и контролю со  стороны государства;

- на мировом рынке существует  собственная система цен - мировые  цены. В процессе расчетов на  мировом рынке каждая страна  использует свою валюту, что порождает  необходимость корректировки обменных  курсов национальных валют в  соответствии с паритетом покупательной  способности. 

Мировой рывок определяет товарные стандарты и издержки производства, влияет на национальные экономические  программы.

Мировой рынок - арена острой конкурентной борьбы между экспортерами идентичных и взаимозаменяемых товаров, а также  поле столкновения интересов экспортеров  и импортеров. Под влиянием конкуренции  здесь постоянно меняется соотношение  сил между основными центрами экономических отношений. Вместе с  тем мировой рынок в значительной степени монополизирован, на нем  сложно утвердиться новым конкурентам.

В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. Мировой  рынок услуг является неотъемлемой частью международных экономических  отношений наряду с мировыми рынками  товаров, капитала и рабочей силы. Экономика страны, в которой ведущие  позиции занимает сектор услуг, считается  конкурентоспособной, имеющей перспективы  роста. Поэтому в настоящее время  на мировом рынке от сделок купли-продажи  товаров в значительной мере обособилась  реализация услуг. И повысились их роли, причем рост сферы услуг опережает  рост материального производства. 30% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами. Сфера  услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 – 74% мирового ВВП что значительно  больше доли товарной торговли, а также 63 – 75% общей численности занятых, кроме того она способствует росту  технической оснащенности труда, внедрению  более совершенных технологий и  т.д. Причем ни в одной стране, где  это происходит, подобная тенденция  не оценивается негативно. Но эта  сфера мировой экономики до сих  пор плохо изучена. Поэтому все  еще не существует точного определения  услуги на международном рынке, нет  четкого разграничения видов  услуг, совершенной системы регулирования  сферы услуг, несмотря на постоянно  растущие масштабы мирового обмена услугами. 
Международная торговля услугами имеет свою специфику: неосязаемость, невидимость, неразрывность производства и потребления, неоднородность и изменчивость качества, неспособность услуг к хранению. Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений . Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на электронных носителях и различной документации. 
В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Итак, можно сказать, что на протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает, сегодня такую актуальность. 
Целью данной работы является исследование мирового рынка. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие сущности мирового рынка, особенности мирового рынка товаров и услуг, понятие мировой торговли услугами и её значение, а также вхождение Казахстана в мировой рынок.  
 
                               1. Мировой рынок и его сущность

 

1.1 Становление и понятие мирового  рынка

Становление простейшей формы внутреннего  рынка, где все, что предназначено  для продажи, сбывается самим  производителем покупателю из рук в  руки, а все покупается, сразу  же оплачивается и забирается покупателем, относится к самой ранней стадии становления товарного хозяйства, основанного на разделении труда. Этот тип общения, как свидетельствует  история, практиковался уже в  Помпеях, в Осетии. Свои рынки имели  Древняя Греция, Китай классической эпохи, Египет, Вавилон, Эфиопия. С появлением денег между продавцом и покупателем  встает купец, который оказывает  услуги по продаже товаров, и меняла, одалживающий на это деньги.

Практически сразу после возникновения  рынки начали специализироваться. Появились  национальные рынки товаров, в рамках которых розничные рынки отделились от оптовых, рынки труда, рынки капитала, и, самое главное, часть уже ориентировалась  на иностранных покупателей. Одной  из разновидностей рынка труда была появившаяся в глубокой древности  работорговля. Известными рынками, куда приезжали за «живым товаром» не только местные, но и заморские рабовладельцы, были Афины, Рим, Лион и другие западноевропейские города.

С XVI до середины XVIII века мануфактура, основанная на разделении труда, создавала  условия для более масштабного  производства товаров. Для такого производства городские рынки и ярмарки  становились тесными. Шаг за шагом  они расширялись до региональных, государственных, межгосударственных и, наконец, мировых масштабов. Международные  рынки, представлявшие собой ту часть  национальных рынков, которая была непосредственно связана с зарубежными  рынками, возникли в Европе, на Ближнем  Востоке, на Дальнем Востоке. Промышленность была тесно связана с национальными  рынками. Великие географические открытия повлекли за собой активное развитие вывоза товаров во вновь открытые земли и стали важнейшим фактором развития капитализма в Европе.

Узкая ремесленно - мануфактурная  база перестала отвечать рыночным потребностям, и под давлением спроса в первой половине XIX века возникла крупная фабрично-заводская  индустрия, продукция которой уже  не могла сбываться только на внутреннем рынке, ей требовался всемирный сбыт. Так в эпоху первоначального  накопления капитала произошло стягивание, перерастание локальных центров  межгосударственной торговли в единый мировой рынок. Его окончательное  формирование завершилось к рубежу XIX-XX веков, когда товарное производство в ведущих странах достигло высокого уровня развития. Эволюция рынка по схеме «внутренний рынок - национальный рынок - международный рынок - мировой  рынок».

Внутренний рынок - форма хозяйственного общения, при которой все предназначенное  для продажи сбывается самим  производителем внутри страны.

Национальный рынок - внутренний рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей.

Международный рынок - часть национальных рынков, которая непосредственно  связана с зарубежными рынками.

Мировой рынок - сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда  и других факторах производства.

Мировой рынок охватывает все основные направления международного разделения труда. Масштабы развития мирового рынка  отражают степень развития процесса интернационализации общественного  производства. Мировой рынок является производным от внутренних рынков стран. Вместе с тем он оказывает активное обратное влияние на макроэкономическое равновесие обособленных хозяйственных  систем. Сегменты мирового рынка определяются как традиционными факторами  производства - землей, трудом и капиталом, так и относительно новыми - информационной технологией и предпринимательством, значимость которых, возрастает под  влиянием современной научно-технической  революции. Рынки товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, сформировавшиеся на наднациональном уровне, являются результатом взаимодействия мирового спроса, мировых цен и мирового предложения, испытывают на себе влияние  циклических колебании, функционируют  в условиях монополии и конкуренции.

Мировой рынок характеризуется  следующими основными чертами:

- является категорией товарного  производства, вышедшего в поисках  сбыта своей продукции за национальные  рамки;

- проявляется в межгосударственном  перемещении товаров, находящихся  под воздействием не только  внутреннего, но и внешнего  спроса и предложения;

- оптимизирует использование факторов  производства, подсказывая производителю,  в каких отраслях и регионах  они могут быть применены наиболее  эффективно;

- выполняет санирующую роль, выбраковывая  из международного обмена товары  и зачастую их производителей, которые не в состоянии обеспечить  международный стандарт качества  при конкурентных ценах.

Товар, находящийся на мировом рынке  в фазе обмена, выполняет информационную функцию, сообщая усредненные параметры  совокупного спроса и совокупного  предложения, через которые каждый из участников может оценивать и  адаптировать параметры своего производства.

Выступая сферой межгосударственного  обмена товарами, мировой рынок оказывает  обратное влияние на производство, показывая ему, что, сколько и  для кого нужно производить. В  этом смысле мировой рынок оказывается  первичным по отношению к производителю  и является центральной категорией международной экономики.

1.2 Основные показатели, характеризующие  мировой рынок товаров и услуг

Необходимость возникновения и  развития системы отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена  множеством причин. Одной из них  является то, что практически ни одна страна не располагает количеством  и набором ресурсов, необходимых  для полного удовлетворения всей системы потребностей. Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные товары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с этим издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство их обходится слишком дорого. Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а, следовательно, и современного мирового рынка остаются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена.

Главным внешним признаком существования  мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами.

Мировой рынок товаров и услуг - это важный сегмент международной  торговли, который преимущественно  базируется на международном разделении труда, на отношениях, связанных с  перемещением этих традиционных товаров  за пределы национальных границ отдельных  государств.

Международная торговля (international trade) -- сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Применительно к одной стране обычно используется термин «внешняя торговля государства», применительно  к торговле двух стран между собой - «межгосударственная, взаимная, двусторонняя торговля», а применительно к  торговле всех стран друг с другом - «международная или мировая торговля».

Обычно систему международной  торговли понимают как сферу товарного  обмена между странами на базе международного разделения труда. Такая трактовка  международной торговли отражает лишь международный уровень товарных потоков, обусловленный межстрановым разделением труда, на котором происходит торговля традиционными товарами. К  традиционным товарам можно условно  отнести: товар-продукт, товар-услуга.

Для того чтобы страна могла торговать  на мировом рынке, ей необходимо иметь  экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентоспособных  товаров и услуг, пользующихся спросом  на мировом рынке, валютные средства или иные средства оплаты импорта, а  также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр. Расчеты по внешнеторговым операциям производятся банками, а страховой бизнес страны осуществляет страхование перевозок  и грузов. Конечно, при необходимости  можно воспользоваться услугами инфраструктуры других стран, но, как  правило, это очень дорогие услуги, и каждая страна, задействованная  на мировом рынке, стремится создать  собственную инфраструктуру.

Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров  и услуг образуют экспорт и  импорт каждой страны. Экспорт - это  продажа и вывоз товара за границу, импорт - покупка и ввоз товаров  из-за рубежа. Разность стоимостных  оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок - внешнеторговый оборот.

На мировом рынке, как и на любом рынке, формируются спрос  и предложение, и поддерживается стремление к рыночному равновесию.

Экспорт и импорт являются двумя  ключевыми понятиями, характеризующими международное движение товаров, которые  применяются для всестороннего  анализа международной торговли и для практических целей. Торговое сальдо и оборот, как их производные, имеют более узкое аналитическое  и практическое значение и используются реже.

Товар-продукт. Первоначально наибольший удельный вес в мировом товарном обращении занимали товары, материализованные в продуктах Традиционный товар-продукт включает два основных компонента топливо-сырьевые и сельскохозяйственные товары; промышленные товары, машины и оборудование.

Динамика международной торговли традиционными товарами-продуктами такова, что удельный вес промышленных товаров, машин и оборудования возрастает. Это вызвано тремя основными  причинами:

1. Усилением международного разделения  труда между развитыми странами, что позволяет:

а) произвести структурную перестройку  экономики;

6) увеличить долю наукоемких  отраслей;

в) значительно сократить потребление  сырья и топлива;

г) увеличить производство новых  промышленных товаров, машин и оборудования.

2. Ростом удельного веса развивающихся  стран в качестве экспортеров  готовых изделий и полуфабрикатов  в развитые страны

Информация о работе Формирование и развитие мирового рынка товаров и услуг