Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:10, курсовая работа
Целью данной работы является исследование мирового рынка. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие сущности мирового рынка, особенности мирового рынка товаров и услуг, понятие мировой торговли услугами и её значение, а также вхождение Казахстана в мировой рынок.
Введение
Основной формой международных
экономических отношений
Зарождение мирового рынка относится к XVI-XVII вв., а его окончательное формирование завершилось на рубеже XIX-XX вв.
Мировому рынку в отличие
от национального присущи
- мобильность ресурсов, товаров и услуг на мировом рынке значительно ниже, чем на национальном;
- движение товаров и услуг
на мировом рынке в большей
степени подвергается
- на мировом рынке существует
собственная система цен - мировые
цены. В процессе расчетов на
мировом рынке каждая страна
использует свою валюту, что порождает
необходимость корректировки
Мировой рывок определяет товарные стандарты и издержки производства, влияет на национальные экономические программы.
Мировой рынок - арена острой конкурентной
борьбы между экспортерами идентичных
и взаимозаменяемых товаров, а также
поле столкновения интересов экспортеров
и импортеров. Под влиянием конкуренции
здесь постоянно меняется соотношение
сил между основными центрами
экономических отношений. Вместе с
тем мировой рынок в
В мировом хозяйстве складывается
не только мировой рынок товаров,
но и мировой рынок услуг. Мировой
рынок услуг является неотъемлемой
частью международных экономических
отношений наряду с мировыми рынками
товаров, капитала и рабочей силы.
Экономика страны, в которой ведущие
позиции занимает сектор услуг, считается
конкурентоспособной, имеющей перспективы
роста. Поэтому в настоящее время
на мировом рынке от сделок купли-продажи
товаров в значительной мере обособилась
реализация услуг. И повысились их роли,
причем рост сферы услуг опережает
рост материального производства. 30%
всей мировой торговли приходится на
международную торговлю услугами. Сфера
услуг выросла в крупнейший сектор
хозяйства: на нее приходится 62 – 74%
мирового ВВП что значительно
больше доли товарной торговли, а также
63 – 75% общей численности занятых,
кроме того она способствует росту
технической оснащенности труда, внедрению
более совершенных технологий и
т.д. Причем ни в одной стране, где
это происходит, подобная тенденция
не оценивается негативно. Но эта
сфера мировой экономики до сих
пор плохо изучена. Поэтому все
еще не существует точного определения
услуги на международном рынке, нет
четкого разграничения видов
услуг, совершенной системы
Международная торговля услугами имеет
свою специфику: неосязаемость, невидимость,
неразрывность производства и потребления,
неоднородность и изменчивость качества,
неспособность услуг к хранению. Именно
в силу неосязаемости и невидимости большинства
услуг торговлю ими иногда называют невидимым
экспортом или импортом. Однако и в этом
случае существует много исключений .
Обычно услуги не имеют овеществленной
формы, хотя ряд услуг приобретает ее в
виде компьютерных программ на электронных
носителях и различной документации.
В отличие от товаров услуги производятся
и потребляются в основном одновременно
и не подлежат хранению. В связи с этим
требуется присутствие за рубежом непосредственных
производителей услуг или иностранных
потребителей в стране производства услуг.
В отличие от операций с товарами они не
подлежат таможенному контролю. Услуги
могут быть капиталоемкими и наукоемкими,
иметь промышленный характер либо удовлетворять
личные потребности, могут быть неквалифицированными
или требовать очень высокого уровня квалификации
исполнителей. Не все виды услуг в отличие
от товаров пригодны для широкого вовлечения
в международный оборот, например коммунальные
услуги. Сфера услуг, как правило, в большей
степени защищена государством от иностранной
конкуренции, чем сфера материального
производства. Итак, можно сказать, что
на протяжении двух последних десятилетий
сфера услуг является одним из наиболее
динамично развивающихся секторов мировой
экономики. Поэтому эта тема приобретает,
сегодня такую актуальность.
Целью данной работы является исследование
мирового рынка. Поставленная цель предполагает
решение следующих задач: раскрытие сущности
мирового рынка, особенности мирового
рынка товаров и услуг, понятие мировой
торговли услугами и её значение, а также
вхождение Казахстана в мировой рынок.
1. Мировой рынок и его сущность
1.1 Становление и понятие
Становление простейшей формы внутреннего
рынка, где все, что предназначено
для продажи, сбывается самим
производителем покупателю из рук в
руки, а все покупается, сразу
же оплачивается и забирается покупателем,
относится к самой ранней стадии
становления товарного
Практически сразу после возникновения
рынки начали специализироваться. Появились
национальные рынки товаров, в рамках
которых розничные рынки
С XVI до середины XVIII века мануфактура,
основанная на разделении труда, создавала
условия для более масштабного
производства товаров. Для такого производства
городские рынки и ярмарки
становились тесными. Шаг за шагом
они расширялись до региональных,
государственных, межгосударственных
и, наконец, мировых масштабов. Международные
рынки, представлявшие собой ту часть
национальных рынков, которая была
непосредственно связана с
Узкая ремесленно - мануфактурная база перестала отвечать рыночным потребностям, и под давлением спроса в первой половине XIX века возникла крупная фабрично-заводская индустрия, продукция которой уже не могла сбываться только на внутреннем рынке, ей требовался всемирный сбыт. Так в эпоху первоначального накопления капитала произошло стягивание, перерастание локальных центров межгосударственной торговли в единый мировой рынок. Его окончательное формирование завершилось к рубежу XIX-XX веков, когда товарное производство в ведущих странах достигло высокого уровня развития. Эволюция рынка по схеме «внутренний рынок - национальный рынок - международный рынок - мировой рынок».
Внутренний рынок - форма хозяйственного
общения, при которой все
Национальный рынок - внутренний рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей.
Международный рынок - часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками.
Мировой рынок - сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторах производства.
Мировой рынок охватывает все основные
направления международного разделения
труда. Масштабы развития мирового рынка
отражают степень развития процесса
интернационализации
Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами:
- является категорией товарного
производства, вышедшего в поисках
сбыта своей продукции за
- проявляется в
- оптимизирует использование
- выполняет санирующую роль, выбраковывая
из международного обмена
Товар, находящийся на мировом рынке в фазе обмена, выполняет информационную функцию, сообщая усредненные параметры совокупного спроса и совокупного предложения, через которые каждый из участников может оценивать и адаптировать параметры своего производства.
Выступая сферой межгосударственного обмена товарами, мировой рынок оказывает обратное влияние на производство, показывая ему, что, сколько и для кого нужно производить. В этом смысле мировой рынок оказывается первичным по отношению к производителю и является центральной категорией международной экономики.
1.2 Основные показатели, характеризующие мировой рынок товаров и услуг
Необходимость возникновения и развития системы отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена множеством причин. Одной из них является то, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей. Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные товары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с этим издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство их обходится слишком дорого. Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а, следовательно, и современного мирового рынка остаются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена.
Главным внешним признаком
Мировой рынок товаров и услуг - это важный сегмент международной торговли, который преимущественно базируется на международном разделении труда, на отношениях, связанных с перемещением этих традиционных товаров за пределы национальных границ отдельных государств.
Международная торговля (international trade)
-- сфера международных товарно-
Обычно систему международной торговли понимают как сферу товарного обмена между странами на базе международного разделения труда. Такая трактовка международной торговли отражает лишь международный уровень товарных потоков, обусловленный межстрановым разделением труда, на котором происходит торговля традиционными товарами. К традиционным товарам можно условно отнести: товар-продукт, товар-услуга.
Для того чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр. Расчеты по внешнеторговым операциям производятся банками, а страховой бизнес страны осуществляет страхование перевозок и грузов. Конечно, при необходимости можно воспользоваться услугами инфраструктуры других стран, но, как правило, это очень дорогие услуги, и каждая страна, задействованная на мировом рынке, стремится создать собственную инфраструктуру.
Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров и услуг образуют экспорт и импорт каждой страны. Экспорт - это продажа и вывоз товара за границу, импорт - покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок - внешнеторговый оборот.
На мировом рынке, как и на любом рынке, формируются спрос и предложение, и поддерживается стремление к рыночному равновесию.
Экспорт и импорт являются двумя
ключевыми понятиями, характеризующими
международное движение товаров, которые
применяются для всестороннего
анализа международной торговли
и для практических целей. Торговое
сальдо и оборот, как их производные,
имеют более узкое
Товар-продукт. Первоначально наибольший удельный вес в мировом товарном обращении занимали товары, материализованные в продуктах Традиционный товар-продукт включает два основных компонента топливо-сырьевые и сельскохозяйственные товары; промышленные товары, машины и оборудование.
Динамика международной
1. Усилением международного
а) произвести структурную перестройку экономики;
6) увеличить долю наукоемких отраслей;
в) значительно сократить
г) увеличить производство новых промышленных товаров, машин и оборудования.
2. Ростом удельного веса
Информация о работе Формирование и развитие мирового рынка товаров и услуг