Формирование и развитие мирового рынка товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование мирового рынка. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие сущности мирового рынка, особенности мирового рынка товаров и услуг, понятие мировой торговли услугами и её значение, а также вхождение Казахстана в мировой рынок.

Работа содержит 1 файл

Формирование и развитие мирового рынка товаров и услуг.docx

— 59.42 Кб (Скачать)

Например, основополагающими  принципами и правилами ВТО являются:

  • предоставление режима наибольшего благоприятствования  в торговле на недискриминационной основе;
  • взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • отказ от использования количественных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Все страны-члены ВТО (а  их насчитывается более 140) принимают  обязательство по выполнению порядка 20 основных соглашений и юридических  инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения», охватывающих свыше 90% всей мировой  торговли товарами и услугами.

Конкурентная борьба на мировом  рынке проходит в более разнообразных, чем на рынках отдельных стран, формах и предполагает использование широкого спектра методов. Неценовая конкуренция  в современных условиях является доминирующей, ценовая конкуренция характерна для абсолютного меньшинства товаров. Неценовая конкуренция предполагает конкурирование товаров по качественным параметрам, а также по «пакету услуг», «прилагаемому» к товару.

Изменение конкурентоспособности  товара имеет ряд последствий, в  частности, изменение структуры  и направленности товарных потоков  в мировой экономике, а также  коррекция роли и «веса» тех или  иных стран. Например, в последние  десятилетия в мировом экспорте значительно укрепились позиции  новых индустриальных стран и  Китая, удельный вес США, напротив, заметно  сократился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Понятие мировой торговли услугами и ее значение

 

 

    Услуги –  это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая  личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности  разного рода предприятий, объединений,  организаций, общественные потребности  или потребности общества в  целом, не воплощенные в материально-вещественной  форме.   

 Одной из важнейшей закономерностей  развития экономики во всем  мире является взаимосвязь экономического  роста и повышения роли услуг  в национальной экономике. Это  находит выражение в увеличении  доли трудовых, материальных, финансовых  ресурсов, используемых в сфере  услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит  определенное развитие сферы  услуг. Наблюдается увеличение  занятости в этой сфере, рост  технической оснащенности труда,  внедрение все более совершенных  технологий. Несмотря на это на  протяжении многих лет услуги  практически не изучались теорией  международной экономики. Отчасти  это было связано со сложностью  определения самого понятия услуг,  которых существует великое множество.   

 Торговля услугами также  широко развита, как и международная  торговля товарами (в вещественном  понимании этого слова). Международная  торговля услугами имеет свою  специфику: 

  • неосязаемость
  • невидимость
  • неразрывность производства и потребления
  • неоднородность и изменчивость качества
  • неспособность услуг к хранению

 

   Именно в силу  неосязаемости и невидимости  большинства услуг торговлю ими  иногда называют невидимым экспортом  или импортом. Однако и в этом  случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной  формы, хотя ряд услуг приобретает  ее в виде компьютерных программ  на магнитных носителях, кинолент, различной документации.    

 В отличие от товаров услуги  производятся и потребляются  в основном одновременно и  не подлежат хранению. В связи  с этим требуется присутствие  за рубежом непосредственных  производителей услуг или иностранных  потребителей в стране производства  услуг. В отличие от операций  с товарами они не подлежат  таможенному контролю.  Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.   

 Все многообразие услуг в  современной развитой экономике  можно сгруппировать в несколько  крупных, функционально более  или менее однородных подразделений  общей весьма разнородной структуры: 

Транспорт:

  • пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг)
  • грузовой (международная перевозка грузов)

Поездки:

  • деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими по делу: командировки)
  • личные (например, туризм)

Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами  и нерезидентами)

Строительство

Страхование

Финансовые услуги

Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области  компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)

Роялти и лицензионные платежи

Другие бизнес – услуги:

  • посреднические услуги
  • лизинг
  • прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)

Личные, культурные, рекреационные  услуги:

  • аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)
  • прочие (показ выставок, проведение мероприятий)

Правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира)   

 В рамках сферы услуг объединяется  широкий круг видов хозяйственной  деятельности, направленной на удовлетворение  личных потребностей населения  и нужд производства, а также  потребления общества в целом.   

         Все большее  значение приобретает производство  услуг на зарубежных филиалах  ТНК, учитывая, что свыше 40% размещенных  в мире прямых зарубежных инвестиций  вложено в сферу услуг. Среди  отраслей, куда наиболее активно  направляются инвестиции, выделяются  финансовая сфера и торговля.   

 Одна из главных закономерностей  общественного развития – опережающий  рост сферы услуг в сравнении  с материальным производством  и расширение ее хозяйственных  позиций. В услугах формируются  такие ключевые факторы экономического  роста, как научное знание, нематериальные  формы накопления, информационные  технологии, а также глобализация  хозяйственной деятельности и  т.п.   Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса.  

     На протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. В мировой экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет в настоящее время более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. Такое соотношение является характерным как для экономически развитых, так и для развивающихся стран, где значение данного показателя составляет соответственно 73 и 65%. Примерно аналогичные тенденции были характерны в этот период и для других структурных показателей многих стран, которые и определили в результате структурные изменения в мировой экономике. Например, в наиболее развитых странах мира доля занятых в сфере услуг в настоящее время составляет более 70% от общей численности занятых в экономике, а доля производственных фондов основных отраслей данной сферы превышает 60-ти процентный уровень. Одновременно, как показывает анализ, в этот период в мировой торговле наблюдается постоянное увеличение объемов экспортно-импортных операций в сфере услуг.  

 В наиболее общем виде  оценить участие страны в мировой  торговле услугами можно с  помощью показателя ее доли  в мировой торговле, которая, как  правило, имеет максимальное значение  у ведущих промышленно развитых  стран.  

 Зависимость экономики страны  от торговли услугами показывает  удельный вес торговли услугами  в ВВП страны.  

 Роль услуг в экономике  стран оценивается также с  помощью индекса, рассчитанного  как отношение доли экспорта  товаров к доли экспорта услуг  в ВВП стран. Чем меньше индекс, тем большее значение имеют  услуги.   

 Определение доли экспорта  услуг в торговле услугами  наглядно укажет на страны  нетто-экспортеры и импортеры  услуг. Так, отрицательное сальдо  баланса услуг Германии – крупнейшей  участницы мировой торговли услугами  – является для нее на протяжении  многих лет существенной проблемой.   

 Внешнеторговая квота (отношение  торговли услугами к доле сферы  услуг в ВВП), а также показатель  торговли услугами страны в  расчете на душу населения  показывают степень открытости  экономики во внешнеэкономических  связях страны в сфере услуг.   

 Достаточно информативным является  коэффициент относительной экспортной  специализации стран на торговле  услугами, рассчитанный как отношение  экспорта услуг страны в ее  общем экспорте к доле экспорта  услуг страны в мировом экспорте  услуг. Он позволяет установить  степень специализации стран  на экспорте услуг. Так, наименьшее  значение этого показателя свидетельствует  о высокой степени развитости  экономики, в которой сфера  услуг и торговля ими растут  наряду с ростом производства  и товарной торговли.

Однако сфере услуг, международной  торговле услугами  оказывалось недостаточное внимание учеными, особенно в последние годы. В связи с растущими масштабами мирового обмена услугами возникает необходимость создания международных механизмов регулирования. Наиболее важным направлением является работа по выполнению условий Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Казахстан на мировом рынке в начале ХХI веке

 

5.1 Политико-экономические отношения Республики Казахстан на мировом рынке.

В республике Казахстан созданы  все благоприятные возможности  для развития, которые с каждым годом улучшаются.

Согласно недавнему отчету «Глобал  Инсайт», прогноз политических, экономических  и финансовых рисков в Казахстане значительно ниже, чем средний  показатель по всем странам СНГ.

Казахстан имеет реально работающую рыночную экономику. За прошедшее пятилетие  среднегодовой рост казахстанской  экономики составил порядка 10%. Поступательный экономический рост позволил значительно  расширить социальную направленность государственной политики, что свидетельствует  о запасе прочности отечественной  экономики. Только за три года ВВП  на душу населения нашей страны вырос  на 30%. Высокие темпы роста экономики  позволяют нам планировать уже  в 2008 году рост ВВП в 2 раза по сравнению  с 2000 годом.

Если вспомнить, в 1991 году для мирового сообщества Казахстан представлялся  одним из “осколков” бывшего Советского Союза, мало отличавшимся от других государств и имеющим не самые благоприятные  стартовые возможности. А сегодня  наша страна характеризуется как  одно из наиболее динамично развивающихся  государств мира. Казахстан стал наиболее привлекательной для инвестиций страной в регионе. По оценкам  международных экспертов, более 80-ти процентов всех иностранных инвестиций, пришедших в Центральную Азию, находятся в Казахстане. Казахстан  продолжает оставаться лидером среди  государств СНГ по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций на душу населения, а также является первым среди стран СНГ, получившим международный  рейтинг инвестиционного класса. Всемирный Банк включил Казахстан  в двадцать стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций. В настоящее время в различных  секторах экономики Казахстана успешно  работают крупнейшие транснациональные  компании и всемирно известные бренды. Так, совместно со швейцарской компанией  «Корика Эйджи» ведется строительство  алюминиевого электролизного завода; с компанией «Базель» будет построен газохимический комплекс; «Дженерал  Электрик» планирует сборку локомотивов; компанией «Самсунг» начаты работы по производству серобетона; «Хевен Хаус»  производит бытовую и офисную  мебель; налажен конвейер по сборке автомобилей марки «Шкода». С  такими мировыми компаниями, как «Пилкингтон» и «Штайнерт» намечается строительство  стекольного производства в стране.

В мире принято считать, что нефтегазовый комплекс является основным, привлекающим инвестиции в Казахстан. Но сегодня  в нашем бюджете поступления  от этого сектора не превышают 25%. Горнодобывающая отрасль нашей  страны, цветная и черная металлургия, производство феррохромов с поставкой  на мировые рынки являются сегодня  основной частью доходов нашей страны. И эти отрасли постоянно развиваются. С выходом на Лондонскую биржу компании «Казахмыс» наши товары стали известны на мировых рынках.

Информация о работе Формирование и развитие мирового рынка товаров и услуг